Проектная деятельность
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Грызунова Надежда Васильевна

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

В Новое время этот термин  связывается с понятием «проблема».

Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в  практической жизни.     

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад

присмотра и оздоровления №13 «Солнышко»

г. Губкин, Белгородская обл.

Грызунова Н.В. - музыкальный руководитель

Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников ДОУ.


«Семья – это общество в миниатюре  от

целостности которого зависит безопасность

всего большого человеческого общества»
Феликс Адлер

Детство – это тот сосуд, который взрослые пытаются наполнить лучшим. Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания развитию творческих способностей у наших детей. В связи с этим, возникла проблема освоения новых технологий, в том числе, технологии проектирования в творческой деятельности детей и их родителей.
          Общение педагогов ДОУ с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. И одной из сторон его является поиск рациональных путей взаимодействия.

Положительных результатов в воспитании и развитии детей можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. 

Проектный метод нашел свое отражение еще в идеях отечественных педагогов в 20-е годы ХХ века:  Б.В.Игнатьева, М.В.Крупенина, Н.К.Крупской.  «Педагоги считали, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельность в обучении». В 30-е годы данный метод был незаслуженно запрещен. В конце ХХ века проектирование превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности детей.  

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

В Новое время этот термин  связывается с понятием «проблема».

Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в  практической жизни.                                                                                                        

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут не только стать для ребенка источником информации, но и оказать реальную помощь ребенку и педагогу в работе над проектом, а также стать непосредственным участником. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных средств.

Обращаясь к методу проектов в своей работе, мы остановились на взросло-детских проектах. Содержание проектной взросло-детской деятельности обогащает воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды (экскурсии к объектам социальной среды, встречи с интересными людьми, практические полезные дела и др.).

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Мы с воспитателем  старшей группы Барыльниковой И. И. выбрали творческий вид проекта, так как тема нашего проекта  «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и символами Рождества Христова».

Ребенок дошкольного возраста еще мал для того, чтобы самостоятельно сформулировать проблему, это должны сделать взрослые. В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.

Свою проблему мы сформулировали так: «Возвращение традиций – возрождение духовности» и разделили на ряд актуальных вопросов:

Основополагающий вопрос.

  • Зачем нужны праздники в жизни человека?

Проблемные вопросы:

  • Нужен ли праздник Рождество Христово?
  • Нужно ли знать историю возникновения праздника Рождество Христово?
  • Как отмечают Рождество в вашей семье?

Учебные вопросы:

  • Когда празднуют Рождество в России?
  • Какие Рождественские обряды присущи России?
  • Какие символы Рождества вы знаете?
  • Когда и как дарят подарки?

По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочными.

Мы выбрали творческую проектную деятельность, в ходе которой создается творческий продукт. Он осуществлялся совместно с родителями. Отличается этот проект своей долгосрочностью, он длился 3 года.

Основные принципы проекта.

  • Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
  • Педоцентрический: отбор наиболее актуальных  для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого ребенка, предоставление каждому ребенку возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
  • Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
  • Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
  • Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества, не заменяя, а дополняя друг друга.

Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция. Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь. У детей развивается познавательная активность.

Поэтому целью проекта является создание педагогических условий по формированию целостного процесса по духовно – нравственному воспитанию дошкольников путем приобщения их к ценностям православной культуры, через организацию разных видов деятельности: познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, успешно развивая высшие психические функции: мышление, воображение, восприятие.

Участники проекта должны быть мотивированы. Например, готовимся к празднику, но проектная деятельность начнется только в тот момент, когда ребенок вместе  с педагогом сможет понять, что этот день или событие значит для них. Как мы относимся к этому празднику. Почему мы его празднуем.

Какими способами мы формировали свое отношение к празднику: 

-чтение художественной литературы по дух- нравственной теме;

-эстетические беседы, экскурсии, выставки, семейные посиделки, праздники, досуги, творческие встречи;

- конференции;

- индивидуальные консультации, дни открытых дверей, лектории и практикумы для родителей;

-посещение праздничных служб, причастия.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, учатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Однако  прежде чем привлечь родителей непосредственно к разработке проектов, нами был проведен подготовительный этап «Давайте познакомимся»:    

  • диагностика воспитателей, детей, их родителей о духовно-нравтвенных ценностях;
  • изучение семьи, их традиций, взаимоотношений;
  • тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, воспитательские наблюдения, беседы;
  • консультация для педагогов и родителей с целью разъяснения принципов и методов проектов.

Далее нами был представлен  примерный план  проекта, который в процессе работы при необходимости корректировался. 

Месяц

Совместная деятельность:

педагог и дети

Работа с родителями

сентябрь

Подбор справочной литературы, песен, стихотворений, пособий по теме «Православные праздники в наши дни»

Анкетирование,

Тестирование,

Беседы.

Октябрь

Посещение храма.

Посиделки с родителями: «Новогодний и рождественский стол»

Ноябрь

1.Беседа «Рождественские символы: елка, украшенная звездочками, игрушками, сделанными своими руками»

2.Чтение отрывка из «Библии для детей» о Благовещении-вести Марии .

3.Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве, о Марии- матери Иисуса Христа.

4. «Сказание о Рождестве Христовом» НОД по разделу «Познание»

5. «Рождественская Елочка» развлечение (драматизация)

1. «Семейное творчество и его значение в развитии ребенка» -консультация для родителей.

2. «В каждой семье, в каждом доме – свои традиции» консультация для родителей.

3. Организация меню из постных блюд.

Декабрь

1.Художественное творчество (продуктивная деятельность) -

изготовление поздравительных открыток к празднику

2.Дидактическая игра «Кому пошлем поздравительную открытку с Рождеством»

3.Продуктивная деятельность - «Изготовление вертепа»

4.Беседа «Колядки - хождение со звездой, ряженьем с целью прославлять Христа»

5.  Чтение рассказа воспитателя о рождественской елке. «Легенда о елочке»

6. Исследовательская  деятельность- «Сравнение новогодней и рождественской елки»

7. Разучивание игр «Плетень»

«Два мороза», «Ты, катись волшебный мячик, быстро, быстро по рукам…»

8. «Рождественская история» - НОД (музыкальная и изобразительная деятельность)

9. «Ель – волшебное дерево» НОД по разделу «Познание»

10. «Рождество Христово» - НОД по разделу «Познание»  

11. «Доброта – главный Рождественский подарок» - НОД  по разделу «Познание»

12. «Рождественские встречи» праздник совместно с детьми средней группы.

13. «Скоро праздник Рождества Христова» (начинаем делать вертеп-продуктивная деятельность)

14. «Христа Бога нашего Рождество» («Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»)

1.«Рождественский праздник для детей» консультация для родителей (круглый стол)

2. «Пришла коляда» -консультация

(в родительский уголок)

3. «Новогодние святки» развлечение с родителями.

4. День открытых дверей.

5. Лекторий и практикум для родителей «Рождественский вертеп».

6. Семейные посиделки «Рождественский пост» (как приготовить сочиво)

7. «Ель» кукольный театр по сказке Г.Х. Андерсена.

8. «Скоро праздник Рождества Христова» (начинаем делать вертеп – круглый стол)

Январь

1.Разучивание  песен-колядок с движениями, составление пожеланий хозяевам.

2. Художественное творчество (продуктивная деятельность)-ручной труд «Изготовление Вифлеемской звезды»

3.Чтение рассказа А.Н.Толстого «Елка»

4. Просмотр  презентации видео материала «Рождество Христово»

5. Наблюдение на прогулке за рождественскими морозами.

Подвижные игры, зимние забавы.

6. Перед сном слушание записи   праздничных колокольных звонов, духовной музыки.

7. На вечерних прогулках - наблюдение за звездами на небе.

8.Чтение, заучивание стихов на Рождественскую тематику.

9. Взаимопосещение групп с колядками.

10.Сюжетно-ролевая игра «Семья»

11.Проведение интегрированного занятия-развлечения «Свет Рождественских свечей» на городском семинаре по духовно-нравственному воспитанию.

12. «Сказание о Рождестве Христовом» - НОД по разделу «Познание»

13. Творческие встречи с воспитанниками православного – досугового центра во имя Святителя Иосафа Белгородского.

14. «Рождество Христово» («Познание», «Художественное творчество», «Музыка» «Социализация», «Чтение худ-ой литературы»)

1.«История происхождения и суть праздника Рождества Христова»        (в родительский уголок)

2.«Сказка о Рождественской елочке» (в родительский уголок)

3. День открытых дверей :

«Рождественские розы» -НОД (познавательная, театральная, музыкальная деятельность, чтение художественной литературы).

4. Семейные посиделки

«Под волшебной звездой» досуг совместно с детьми средней группы

5 «Домашний праздник Рождества Христова» - консультация для родителей.

Февраль

Представление проекта перед педагогами МБДОУ №13 на семинаре.

В процессе работы  в проекте нами были созданы видеоматериалы, презентации:

1. Видеоклипы: «Как хорошо когда господь с тобой», «Рождество Христово».

2. Презентации: «Свеча», «Христос спаситель», «Православные праздники», «Традиции и символы Рождества».

3. Фотогалерея.

Данные мониторинга результативности проектной деятельности показали,  что в процессе работы над проектами у детей формируются, не только познавательно – исследовательские навыки, но и совершенствуются психические процессы.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что метод проектов в дошкольном учреждении является не только эффективным средством познавательно – личностного развития  дошкольников, но и связующим элементом между педагогами и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...