Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Хирамагомедова Илита Абдулаевна

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда, насыщенная предметным и игровым материалом вызывает у детей  эмоционально положительное отношение к детскому саду,  обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.                                                                                                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Хирамагомедова И.А..JPG

«Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде  ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

Хирамагомедова Илите Абдулаевна

воспитатель МАДОУ «Золушка»

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна.                                           Среда -  естественная, комфортабельная обстановка, насыщенная предметным и игровым материалом, где протекает естественная реальная жизнь.  Такая среда вызывает у детей  эмоционально положительное отношение к детскому саду,  обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.                                                                                                  Созданная в  нашей группе предметно-развивающая среда позволяет  обеспечить  свободную творческую деятельность детей в соответствии с желаниями и склонностями детей. Пространство нашей группы разделено на зоны: активная,  рабочая и спокойная. Это позволяет детям объединяться по общим интересам и  заниматься интересным для себя делом. Среда организованна так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор с кем играть, где и как играть. Игровой материал, взятый из разных источников, я систематизирую по принципу «От простого к сложному» и дополняю играми и упражнениями, что  способствует развитию познавательной активности, побуждает ребенка к поиску проблемы и его решению. В группе имеется отражение гендерного принципа, выделен уголок для девочек и мальчиков.

   Разделение предметно - пространственной среды по центрам обеспечивает разные виды активности (игровую, интеллектуальную, поисково – исследовательскую, физическую и др.), способствует развитию самостоятельной деятельности каждого ребенка.

  Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни, через игру в этом возрасте можно  развивать, обучать, воспитывать. Особое значение в нашей  группе имеет «Центр для сюжетно- ролевых игр». Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей. Весь арсенал игрового материала  находиться в свободном  распоряжении детей. В связи с тем, что игровые замыслы детей  весьма разнообразны, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы».

  Роль педагога с одной стороны обеспечить, а с другой стороны показать детям возможности использования окружающего пространства в разных видах детской деятельности. Детей надо приобщать к разным видам деятельности,  попробовав свои силы и умения. Мы должны искать рациональные пути и методы воспитания и развития активности детей. Необходимо пробудить активность детей,

желания приобретать знания, дать возможность самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

  Это подтолкнуло меня к поиску новых интересных форм  создания многофункциональных маркеров игрового пространства,  соответствующих требованиям ФГОС. Маркеры позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Используя маркеры,  дети самостоятельно организовывают и преобразовывают игровое пространство.

Стабильные тематические зоны  в нашей группе уступают место универсальным маркерам  игрового пространства, которые легко перемещаются с места на место. (Маркер «Парикмахерская Салон красоты», «Моя  Семья», «Больница»,   «Супермаркет», «Корабль»)     

                                                                                               

          C:\Users\Серажутдин\Desktop\Новая папка (2)\20151012_163425.jpg20141108_143901

20160324_101708

20141031_201805 

       G:\Фотки\20160205_153320.jpg

                                                                                                           

                                                                                                                                                                     



Предварительный просмотр:

20150119_110329

                                                                                                                                                                     

                                                                   

                                                     



Предварительный просмотр:

   20141031_201649

                 

20141108_142611

                                                                                     C:\Users\Серажутдин\Desktop\фото с тел\20150610_091224.jpg                                                                                 

                                                                     

                                                                                       

Учитывая, что в старшем дошкольном возрасте сюжеты детей возникают от замысла к игрушке, стало необходимость создания новых маркеров игрового пространства «Многофункциональные маркеры»  игрового пространства, которые соответствуют возрастным особенностям детей. (Маркеры «Военная палатка», «Полевая кухня», «Ракета», «Пещера», «В Арктике», «Водопад», «Приходите в мой дом»,  «Машина», «Автобус», «Скорая помощь», «Самолет» и т.д.

20160220_082836

20160220_090120

20160203_17471920160301_155350

20160211_163254           G:\20150126_155919.jpg 

20141203_100336

G:\20150126_155402.jpg20160216_143815

20160203_18390920160310_100504

20160203_184910



Предварительный просмотр:

20160203_162523

                                                                      20160203_162344

Особо важным является совместное создание детьми и взрослыми предметно-игровой среды, которая позволяет каждому ребенку проявить себя в художественном творчестве, показать свое индивидуальное мастерство, знания об окружающем мире. Для  решения этой задачи самым благодатным способом является  макетирование.

Игры с макетами востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию проектной деятельности. В играх с макетами темы игр придумывают сам ребенок, обозначает конкретную цель, самостоятельно дополняет их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Игра с мелкими игрушками способствует сюжетосложению, развитию режиссерской игры. Макеты способствуют развитию воображения и  творчества. (Макеты «Квартира»,  «Динозавры», «Северный полюс», «Деревенский дворик», «Зоопарк», «По дорогам Когалыма»).

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\фото 22 группа\DSC01148.JPGC:\Users\Серажутдин\Desktop\фото с тел\20150610_095528.jpg

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\фото 22 группа\DSC01160.JPG

20141203_094514

20160316_110841

       

 20160316_110204  20160301_135700

               

Игра обязательно должна увлекать и доставлять радость ребенку, тогда любое занятие, которое приходит на смену игре, не будет им в тягость.  Действуя в игровой ситуации приближенной к реальным условиям жизни, дети легче усваивают материал любой сложности.

Следовательно, среда должна быть эффективной, соответствующей особенностям детей, их интересам в данный момент  и перспективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

"Условия организации игрового пространства в ДОО в контексте развивающей предметно - пространственной среды".

          Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО особо актуален. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательн...

«Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»

В материале уделяется большое внимание применению игровой технологии для развития мелкой моторики рук, направленное на обеспечение речевого развития детей дошкольного возраста....

"СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ"

Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности ...

"Интерактивная предметно-развивающая среда логопедического кабинета- одно из условий успешного речевого развития"

Разработка и внедрение интерактивных игровых технологий в логопедической практике опирается на  ФГОС ДО, в котором сказано, что  «развивающая предметно-пространственная среда долж...