«Развитие нравственного воспитания через искусство у детей 2-3 лет»
статья на тему

Столярова Нина Юрьевна

Первые «крупицы» нравственного воспитания ребенок получает в раннем возрасте. В этот период дети усваивают навыки культурного поведения, начинают понимать мотивы общественной значимости, выполняют поручения взрослого. И наша задача (взрослых) помочь воспитать в маленьком человечке отрицательное отношение к грубости, жадности; формировать бережное отношение к природе, внимательное отношение к родителям; способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие нравственного воспитания через искусство у детей 2-3 лет»

Воспитатель: Столярова Н.Ю.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Золушка»

Нравственное воспитание – активный процесс формирование нравственных качеств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально – общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умению дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Первые «крупицы» нравственного воспитания ребенок получает в раннем возрасте. В этот период дети усваивают навыки культурного поведения, начинают понимать мотивы общественной значимости, выполняют поручения взрослого. И наша задача (взрослых) помочь воспитать в маленьком человечке отрицательное отношение к грубости, жадности; формировать бережное отношение к природе, внимательное отношение к родителям; способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Одно из основных средств педагогического воздействия, направленного на воспитание нравственных представлений и навыков культурного поведения является искусство.

Целенаправленная работа по ознакомлению детей с искусством начинается со 2-й младшей группы, но это не означает, что в 1-й младшей группе в этом направлении ничего не делается: работа по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим, художественной литературой, музыкой составляет, по сути, подготовительный этап в ознакомлении с искусством детей третьего года жизни.

К концу третьего года жизни у детей формируются основные представления о цвете, величине, форме. Они слушают сказки, заучивают песенки – потешки, знакомятся с книгой и правилами обращения с ней, рассматривают иллюстрации, учатся отгадывать загадки, рассматривают пейзажи, вместе с воспитателем вспоминают, что видели на прогулке. В этом возрасте мы знакомим с народной игрушкой, игрушкой – забавой из дерева.

Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

Работу по ознакомлению детей с правилами поведения мы проводим в форме мини – бесед, содержание которых опирается на литературные произведения. Например, после прочтения сказки «Репка» можно специально остановиться на дружной работе героев: «Кто самый сильный? А кто самый маленький? Почему удалось вытащить репку? (Все дружно тянули репку, не ссорились)». В заключение воспитатель делает вывод: «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно!». Здесь также помогут литературные произведения, например стихотворение Михалкова:

  Когда живется дружно,

  Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

В процессе повседневного общения дети проявляют по отношению друг к другу не только внимание и доброжелательность, но и грубость, они не могут играть одной игрушкой вместе, что приводит к ссорам. В этом случае мы используем сказку «Вредная ворона» (Т.А.Шарыгина «Вежливые сказки»). И при возникновении ссоры мы напоминаем детям: «Наверное, к вам прилетела вредная ворона?». 

Были такие ситуации, что поссорившись, дети очень долгое время друг с другом не разговаривали, они игнорировали друг друга в игре («Я не хочу ему давать руку»). На помощь пришли шуточные песенки – потешки:

«Сушки – сушки, мы теперь подружки»,

«Пряники – пряники вы мои племянники»,

«Петушки распетушились, а подраться не решились, если сильно петушиться, можно перышек лишиться».

В первой младшей группе продолжается работа по формированию у детей навыков самообслуживания, используя стихи, рассказы, сказки, например, стихотворение А.Барто «Маша растеряша». Некоторые строки из него целесообразно использовать в повседневной жизни, например: «Надо вещи убирать, не придется их искать».

 В этом возрасте дети уже знают некоторые «вежливые» слова. Углубить представления о них помогут небольшие инсценировки, в которых обыгрываются ситуации из повседневной жизни. Хорошо взять за основу ситуацию, когда без вежливого слова просьба не выполняется, а с ним осуществляется как по волшебству (или как мы еще их называем «волшебные» слова). Каждодневное произнесение этих слов взрослыми, напоминание о них постепенно формируют у малышей привычку употреблять их в знакомых ситуациях.

Читая художественные произведения, мы обращаем внимание детей на вежливых и невежливых героев; учим их сочувствовать положительным героям, выражать свое отношение к ним. Некоторые произведения (сказки, потешки) мы используем в играх, предлагая детям дополнить предложения словами вежливости, поизносить текст за персонажей, используя разные интонации (волк – грубый голос, коза - мягкий). Запомнить «вежливые» слова помогает игра «Колобок». Для игры используем игрушку – колобка. Дети перекатывают мяч друг другу, здороваются с колобком, говорят ему приятные слова.

С нашими детьми мы проводим беседы о семье ребенка, о его родных, о том, что в семье все должны заботиться друг о друге, помогать друг другу, после беседы обычно предлагаем малышам что–нибудь нарисовать и вечером подарить рисунок кому-нибудь из членов семьи. В ходе подобных бесед можно использовать художественные произведения, например:

Маму крепко поцелую,

Обниму ее родную.

Очень я люблю ее.

Мама солнышко мое.     Я. Аким.

В группе была проведена выставка елочных украшений, игрушек, сделанных руками родителей. Дети с гордостью заявляли: «Эту игрушку сделал мой папа (или моя мама)».

Дети с большим интересом смотрят театрализованные представления, радуются и переживают, печалятся вместе с героями сказок. Так, например, посмотрев сказку «Теремок», малыши предложили построить и «мишке» дом. Кроме того, театрализованные представления интегрируются с изобразительным творчеством. Например, можно предложить детям разрисовать крылья бабочки, рисунок на которых смыл дождь, или построить домик из кубиков для зверей.

В занятиях по изобразительной деятельности в первой младшей группе мы используем программу И.А.Лыковой «Цветные ладошки».

Целью занятий является – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, один из которых: способность эмоционального переживания. Ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует, выражает свою оценку, свое отношение.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.) В конце занятия мы организовываем коллективные просмотры работ. Тем самым, приучаем детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.

На занятиях музыки дети с радостью откликаются на предложение педагога «порадовать зайчика» и спеть про него песенку или сплясать танец.

Воспитывая гуманные чувства, воспитатель целенаправленно формирует у детей заботливое отношение к природе, интерес к ней. Стихи о природе, помогают детям почувствовать ее красоту. Например, стихотворение А.К.Толстого «Колокольчики мои…».

Стихотворение О.Высотской «Холодно» учит детей заботиться о животных:                            

Кто мяукнул у дверей?

- Открывайте поскорей! –

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

Педагогическая деятельность в процессе нравственного воспитания эффективней при активном взаимодействии с родителями. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье, с первой песенки, с первой сказки. Поэтому почти на каждом занятии с родителями (в семейном клубе «Школа родителя») я затрагиваю вопрос о нравственном воспитании.

Нередко мы, взрослые, в быту, в семье забываем о том, как чутко и восприимчиво сознание ребенка. А оно запечатлевает самые ранние влияния.

Знакомя детей с творениями народного творчества- песнями, сказками, с произведениями мастеров искусства, мы даем им ключ к поэтическому открытию мира. Литература и другие виды искусства мы называем источником радости и вдохновения, но они также источники идейного воспитания. Через свой особый, сложный, полный поразительных открытий мир искусство ведет наших детей в большую жизнь. И разбуженные им волнения чувств ставят юных перед необходимостью и возможностью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Нравственное воспитание в детском саду» М. – 2006г.
  2. С.Н.Теплюк «Воспитание и обучение в первой младшей группе» М. – 2007г.
  3. И.А.Лыкова Программа по изобразительной деятельности в детском саду «Цветные ладошки» М. – 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание через искусство"

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разг...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ...

Духовно-нравственное воспитание через искусство

Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры...

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» «Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в процессе восприятия живописи)

Конспект НОД  по ОО «Речевое развитие»«Наша Майна в стихах и на картинах»   (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества ...

Инновационная деятельность. «Загадки «Флоры» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей стпршей группы в рисовании) (февраль)

laquo;Загадки «Флоры»(интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей стпршей группы в рисовании)...

НОД «Осень в лесу» (интеграция экологического развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в конструировании)

Продолжать вызывать у детей интерес к родной природе, формировать проявление внимания и заботы о ней. Учить передавать своё отношение к объекту в художественной деятельности, закреплять навыки аккурат...