Размышления воспитателя детского сада после прочтения книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии».
статья на тему

Романова Елена Викторовна

Отзыв и анализ книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии». Эта книга учит любого взрослого открываться миру ребенка, не оценивая его, не запрещая "ненужного". Позволяет увидеть множество ошибок которые совершают и родители и педагоги при общении с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Размышления воспитателя детского сада после прочтения книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии».

Эту книгу я нашла случайно, сейчас я уверенна что это ОНА нашла меня на полке того магазина. Ничем не примечательная обложка, но так как из названия было понятно, что там что, то про игру я ее купила. И не смогла оторваться, пока не дочитала до последней точки. Книга практически целиком состоит из наблюдений Вирджинии в ходе работы с «проблемным» ребенком Дибсом, и записанных их диалогов. Книга очень умная, изящная, написанная человеком – большим специалистом именно в игровой терапии.    Я понимаю, что некоторые из вас скажут - где терапевт, а где воспитатель детского сада. И будете неправы. Ведь на своей работе практически с утра до вечера я, да и мои коллеги наблюдем детскую Игру. Именно так с большой буквы, с уважением, и огромным интересом. И чем больше я за ней наблюдаю, тем больше появляется «белых пятен», вопросов на которые непросто найти ответ, если вообще это возможно сделать и этот ответ существует.

 Первая глава в книге называется необычайно замечательно – «Некоторые дети - вот такие». Не какие-то конкретно, т.е. уже с готовым ярлычком на груди («отсталые, больные, избалованные»), а просто - вот такие. Так легко звучит и безумно сложно принять эту мысль и относиться так к людям не зависимо от того сколько им лет - 3 или 93, вообще ко всем. 

Меня поразило то, с какой любовью и уважением, не подчеркнутой и выделенной,  неподдельной автор описывает свою встречу с этим мальчиком: «…В этом ребенке было что-то, что привлекало их и пробуждало неподдельный интерес. Я ощущала воздействие его личности. Я видела, как они [воспитатели] сочувствуют этому ребенку. Для меня вдруг стала очевидной ограниченность наших возможностей при описании индивидуальности, которая не умещается в привычные и короткие фразы. Я оценила уважительное отношение к этому ребенку, которым была пронизана вся встреча…». Трудно научиться безоценочности по книге, но сделать первый шаг - можно. Что же такое безоценочное восприятие?
Это когда человек не анализирует и не сравнивает увиденное. Как у нас всегда происходит? Все то, что человек видит, он комментирует внутренним голосом: вижу вазу, красивая, мне бы такую, вот ребенок плачет, наверное обидел кто то и т.д. и .т.п.
          Безоценочное восприятие – это когда человек просто воспринимает действительность. Главный плюс его в том, что действительность воспринимается максимально ярко и объемно.  Конечно, жить из такого состояния постоянно не возможно, но я считаю, каждый раз, когда мы только приближаемся к взаимодействию с ребенком, мы должны о нем вспоминать. Именно это состояние «безоценочности другого человека» должно стать нашим своеобразным идеалом.

«…Возможно, это облегчит понимание того, что, даже не обладая достаточным количеством знаний для объяснения поступков других людей, мы можем принять, что каждый индивид имеет свой, внутренний мир, познаваемый только в его целостности и через уважение достоинства личности…Мы только знаем, что наши впечатления недолговечны и изменчивы. Поэтому мы ценим объективность, спокойствие, последовательность. Мы знаем, что исследование - это чарующая комбинация наших подозрений, размышлений, субъективных оценок, надежд и мечтаний, смешиваемая в точной пропорции с объективно собранными данными, в основе которых лежат математические науки. Одно без другого будет неполным. Но вместе они медленно, но верно продвигаются по дороге в поисках истины, стремясь отыскать ее, где бы она ни находилась…».

Этот маленький пациент Вирджинии произвел на меня огромное впечатление. Его неуемное желание познавать мир своим способом, родители воспринимали как «тупость», желание слушать и слышать, а не говорить как «агрессию», желание наблюдать за всем за «недоразвитость». Всегда именно взрослые своими постоянными «не справишься», «не нужно», «положи на место», «не трогай» - только мы ограничиваем развитие детей. Об этом нужно постоянно помнить и прежде чем, что-то запретить спросить, зачем ему это нужно. Ведь может эта книга – часть звездолета, а чашка – домик для хомяка, а ложка – весло. Особенно мне запомнилась фраза Дибса: « -  Есть такое притворство, когда притворяешься правильно. А другое  - это дурацкое кривляние, - он встал и подошел ко мне. Иногда их так смешивают, что трудно сказать, где какое».

В книге автор описывает принципы, которыми руководствуется терапевт во всех игровых сеансах. Но абсолютно все эти принципы, так или иначе, применимы в деятельности воспитателя.

Итак, он должен:
-  выстраивать ровные, теплые, дружеские отношения с ребенком;
-  принимать ребенка таким, какой он есть;
- установить в отношениях атмосферу разрешенности, чтобы ребенок чувствовал свободу в полном выражении любых чувств;
- терапевт должен быть готов распознавать чувства, выражаемые ребенком;

- отражать чувств ребенка так, чтобы он мог достичь понимания в отношении своего поведения;
- терапевт глубоко уважает право и способность ребенка при предоставлении возможностей самому ребенку решать свои проблемы;
- терапевт не пытается направлять действия или диалог ребенка, ребенок задает направление, а терапевт следует за ним;
- терапевт не пытается подстегнуть терапию;
- терапевт накладывает только те ограничения, которые необходимы, чтобы ребенок осознавал реальность происходящего и свою часть ответственности за взаимоотношения.
        В конце хочется сказать «обязательно прочтите эту книгу» вне зависимости от своей профессии и рода деятельности. В конце концов, мы все просто люди, и нужно не упустить шанс увеличить нашу «человечность».

                                                Романова Елена Викторовна (Д\с 150  г.Новосибирск)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной творческой деятельности детей после прочтения книги для совместного чтения взрослых и детей «Увлекательное путешествие Ярика и его друзей по родному городу».

Здесь вы можете найти полезную информацию по проблеме плоскостопия, так же подобрана серия упражнений по коррекции и проведено исследование....

Постоянно-действующий семинар «Портфолио воспитателя детского сада» Согласно ФГОС ДО Изучаем, внедряем и работаем по ФГОС ДО

Цели:·        познакомить педагогов с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации воспитательно-образовательного  процесса;·...

Размышления воспитателя детского сада на тему: "Зачем психолог в дошкольном образовании?"

Размышления воспитателя зачем нужен психолог в детском саду?...

Тренинговое занятие с элементами арт-терапии для воспитателей детского сада

Цель: гармонизация психического состояния личности через развитие  способности самовыражения и самопознания.Задачи:·       Создание атмосферы взаимного принят...

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя детского сада в летний оздоровительный период.

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя  детского сада в летний оздоровительный период....

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя детского сада в летний оздоровительный период.

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе воспитателя  детского сада в летний оздоровительный период....

Эссе – размышление «Профессия – воспитатель детского сада»

Эссе – размышление «Профессия – воспитатель детского сада»Всё начинается с детской мечты! А мечты у всех разные, необычные!Чем можно измерить то тепло, ласку которое дарят дети...