Комплексно-целевая программа по патриотизму
рабочая программа на тему

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksno-tselevaya_prgramma_po_patriotizmu.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт  комплексно-целевой программы:

 «Педагогическая поддержка дошкольников в процессе патриотического воспитания».

Название Программы

«Педагогическая поддержка дошкольников в процессе патриотического воспитания».

Цель Программы

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к  Родине,  привитие детям  любви к своей  стране, ее обычаям  в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка.

     

Задачи Программы

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
  • Создать условия для формирования у дошкольников патриотического  сознания.
  • Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему России, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Расширять и углублять знание педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания  детей.

Период реализации

С 2011года

Нормативно-правовая база

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751)
  • Постановление правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 442 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015годы».
  • Устав МБДОУ детский сад №18 «Колобок» г. Брянска

Сроки реализации Программы

С2011года по 2013год.

Научно-методическое обеспечение программы

 Маханева М.Д. Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников. «Сфера» М-2009г.

Натарова В.И. Карпухина  Н.И. Фельдшерова Н.А. «Моя страна»  «Учитель» В-2005г.

Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Мозаика синтез, М-2008г.

Ожидаемые результаты

  • Владение элементарными знаниями о своей стране, своем городе.
  •   Использовать в  активной речи потешки, считалки, загадки.
  • Осмысленное и активное участие  в русских народных праздниках  (дети знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  • Применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо Родины.
  • Появление интереса  к культуре и традициям нашей Родины.
  • Проявление бережного отношения к родной природе,  чувства толерантности по отношению к людям, культуре и традициям  своей страны.

Финансовые и материально-технические ресурсы

  • Приобретение методической литературы,
  • Приобретение пособий для работы с детьми.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

            Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим,  над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение.   Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в  руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

        Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

        Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Оно является одной из основных задач нашего дошкольного учреждения. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины  начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,  связывающие его с  родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

       Для  патриотического воспитания  дошкольников необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы помочь ребенку овладеть  культурой, приобрести элементарные  знания о своей Родине. Таким образом, целью патриотического  воспитания является формирование личности человека нового типа, с новым патриотическим  мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к Родине.

     Современные ключевые компетенции определяют целью образования- развитие личности ребенка, его способностей, формирование самостоятельной деятельности. Для самоопределения и самореализации личности необходимо создать соответствующие условия.

     В рамках гуманистической педагогики в настоящее время разрабатывается теория и практика педагогической поддержки детей, которая призвана обеспечить реализацию процессов развития – саморазвития, обучения –  самообучения, воспитания – самовоспитания.

    Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом.  Данный термин он рассматривает с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка.

    Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Суть педагогической поддержки - « помощь» ребенку.

    С этой целью нами разработана комплексно-целевая программа   «Педагогическая поддержка дошкольников в процессе патриотического воспитания».     В ДОУ накоплен положительный опыт работы по патриотическому  воспитанию дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей).

   Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа подчерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности ребенка, обладающей  чувством патриотизма к своей Родине  и патриотическим  мышлением.

      Организация патриотического образования, повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом  всех составляющих учебно-воспитательного процесса детского сада.

      Программа призвана объединить все воспитательные структуры ДОУ, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании детей.

     Начинать патриотическое  воспитание в дошкольном учреждении нужно с момента прихода ребенка в  детский сад. Маленькие дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к   самому себе, своей семье. Важно, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, к отечественному наследию.  Воспитывать уважение, гордость за эту землю, на которой живешь.      

      Воспитание не станет патриотическим, если уже в этом возрасте дети не поймут, что  любовь к Родине включает в себя и любовь к своей семье, своему дому, детскому саду, району, городу в котором они живут.      Ознакомление с  традициями, культурным наследием города, страны в целом, ее историей  – это и есть формирование  патриотических  представлений, которые являются основой правильного отношения к своей Родине.

            КЦП «Педагогическая поддержка дошкольников в процессе  патриотического воспитания», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилие педагогов, родителей и воспитанников в  желании узнать и полюбить свою Родину.

     Цель программы:  Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к  Родине,  привитие детям  любви к своей  стране, ее обычаям  в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка.

      Задачи КЦП: 

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
  • Создать условия для формирования у дошкольников патриотического  сознания.
  • Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему России, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Расширять и углублять знание педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания  детей.

Программа предполагает:

                        В работе с дошкольниками.

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
  2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
  3. Развитие интереса, творческих способностей к русским традициям и промыслам
  4. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
  5. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традиция.
  6.  Воспитание гуманного отношения к родной  природе.

                      В работе с педагогическим коллективом.

1. Организовать повышение квалификации педагогов посредством привлечения их к творческой работе (семинары-практикумы, круглый стол, консультации, открытые просмотры, проекты, конкурсы и т.п.)  по патриотическому  воспитанию и обучению дошкольников.

2. Обобщать и распространять передовой педагогический опыт воспитателей по вопросам  патриотического воспитания детей.

3. Морально  стимулировать педагогов, успешно реализующих формирование патриотических чувств у дошкольников и активно участвующих во всех звеньях образовательной системы ДОУ.

                       

В работе по взаимодействию с семьей.

1. Нацелить родителей на активную и совместную работу детского сада и семьи по  решению вопросов  патриотического воспитания дошкольников.

2. Расширить и углубить знания родителей в вопросах воспитания  патриотизма у  детей.

3. Привлекать родителей к совместной  деятельности по организации праздников, выставок, воспитывающих у детей любовь к своей Родине.

4. Вовлекать родителей в проведении элементарной исследовательской деятельности вместе с детьми.

5. Ориентировать родителей на формирование у ребенка предпосылок патриотизма.

Принципы создания Программы

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.  Реализация принципа интеграции невозможна без  «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Принцип наглядности – обеспечение  воспитательно –образовательного процесса наглядными пособиями, использование современных информационных технологий.

Этапы реализации  Программы

Организационный этап

•        Мониторинг  уровня  развития интегративных качеств и патриотических  знаний, основная задача которого – выявить  индивидуальные особенности  развития  каждого ребенка и наметить, при необходимости, индивидуальный маршрут образовательной работы для  максимального раскрытия потенциала детской личности.

•        Организация образовательного пространства  в ДОУ.

Этап реализации

•        Укрепление материально- технической базы в ДОУ и построение соответствующей развивающей среды.

•        Обеспечение выполнения законодательства в детском саду.

•        Совершенствование системы  патриотического воспитания  всех разделов программы (интеграция образовательных задач на  занятиях по всем разделам воспитательно-образовательной программы, организация кружков, ведение проектной деятельности, организация элементарной экспериментально-исследовательской деятельности детей и т.п.)

•        Привлечение педагогов ДОУ к творческому сотрудничеству по реализации программы.

•        Вовлечение родителей в совместную деятельность по  решению вопросов патриотического  воспитания дошкольников.

 Завершающий этап

•        Проведение анализа и оценки результатов реализуемой Программы.

•        Определение дальнейшее перспективы развития воспитательно-образовательной работы с детьми по данной теме.

Ожидаемые итоговые результаты   реализации программы

  • Владение элементарными знаниями о своей стране, своем городе.
  •   Использовать в  активной речи потешки, считалки, загадки.
  • Осмысленное и активное участие  в русских народных праздниках  (дети знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  • Применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо Родины.
  • Появление интереса  к культуре и традициям нашей Родины.
  • Проявление бережного отношения к родной природе,  чувства толерантности по отношению к людям, культуре и традициям  своей страны.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

      Патриотическое  образование и воспитание в ДОУ реализуется в следующих формах:        

Формы и методы работы с детьми.

     Патриотическое воспитание  постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей  повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

•        Патриотические  занятия (по плану педагога) - развивают интерес к Родине, упорядочивают, углубляют,  систематизируют и обобщают накопленные представления о своей стране.

•        Патриотические  экскурсии и прогулки  – один из видов образовательной деятельности и особая форма организации работы по патриотическому  воспитанию, которая помогает найти ответы на интересующие вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать.

•        Праздники (фольклорные, тематические) - стимулируют интерес детей, усиливают их впечатления, переживания, обогащают их впечатления, переживания, обогащают художественное, эстетическое и нравственное воспитание.

•         Игры с патриотической направленностью  (дидактические игры, народные игры, игры-путешествия, сюжетно-ролевые и т.п.) - способствуют углубленному переживанию детей, расширению их представлений о стране, удовлетворяют детскую любознательность, вовлекают ребенка в активное освоение окружающего мира.

•        Чтение художественной литературы, просмотр информации на электронных носителях  патриотического  характера, рассматривание произведений искусства (по плану педагога)- способствуют появлению новых и уточнению имеющихся представлений о своей Родине, воздействуют на чувства детей, помогают обогащать их знаниями, глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

•        Патриотические  проекты  («Дружная семья», «Ладушки», «Люблю березку русскую», «Никто не забыт!»)  – одно из направлений современных педагогических технологий, позволяют детям приобретать новые знания, помогают задуматься над нравственно-патриотическими  бедами, прививают ответственность, знакомят  с историей родного города, родной страны

•        Наблюдения  в природе – (познавательная деятельность: календарь природы и погоды, народные приметы) – обеспечивают получение информации о  родной природе в непосредственном контакте с ней.

•        Практическая деятельность (посильный труд в природе)– закрепляет нормы поведения в природе, формирует понимание  того, что нужно беречь родную природу.

•        Патриотические  выставки, конкурсы («Защитники Отечества», «Наши деды  славные победы», «Здравствуй Олимпийский год!», «Масленица», «Волшебное яичко») – помогают знакомиться с традициями, обычаями страны, воспитывают чувство любви и гордости за нашу Родину,  направлены на интеллектуальное развитие детей.

•        Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоги, обмен информацией, впечатлениями) – уточняет представления о Родине с помощью слова.

•        Обсуждение и проигрывание ситуаций – способствует закреплению в сознании ребенка норм и правил поведения в обществе.

Формы и методы работы с родителями.

      Только опираясь на семью, только совместными усилиями решается главная задача – воспитание человека с большой буквы, привитие ему любви к Родине.

В целях создания единого образовательного пространства для детей, родителей и педагогов проводятся совместные мероприятия, в которых участвуют дети вместе со своими родителями.

•        Анкетирование родителей «Патриотическое  воспитание дошкольника»

•        Беседы и консультации (индивидуальные и коллективные): «Знакомим ребенка с родным городом», «Воспитание юного патриота», «Как приобщить ребенка к нравственно-патриотическому воспитанию», «Патриотическое воспитание дошкольников».

•        Родительские собрания: «Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников», «Праздники в детском саду и семье».

•        Оформление наглядной агитации (советы, рекомендации, педагогические ширмы по теме).

•        Домашние задания.

•        Домашняя игротека.

•        Выставки книг с патриотической направленностью.

•        Патриотические проекты

•        Совместные выставки и конкурсы.

•        Проведение тематических праздников и конкурсов.

•        Совместные экскурсии и походы в природу.

•        Организация библиотечки по патриотическому воспитанию.

Формы и методы работы с воспитателями

      Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса патриотического  воспитания дошкольников.

•        Консультации, семинары, педагогические чтения, беседы по вопросам патриотического  воспитания дошкольников: «Система работы с дошкольниками по вопросам патриотического воспитания», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»,  «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе», «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема».

•        Открытые просмотры и показы, взаимопосещение совместной работы взрослого и детей.

•        Создание «копилки» конспектов НОД   патриотической  направленности и сценариев фольклорно - патриотических  праздников и развлечений.

•        Подбор методического материала тематической направленности (методические пособия, картотека игр, патриотического  материала на электронных носителях, разработка перспективных планов и т.д.)

•        Создание условий и материально-технической базы.

•        Повышение квалификации педагогических работников.

•        Выявление и внедрение передового педагогического опыта по патриотическому  воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

•        Анализ результатов работы.

Аспекты программы

Здоровьесберегающий

  • снятие эмоционального напряжения, обеспечивающее психологическую разгрузку дошкольников во время проведения праздников.
  • создание благоприятного психологического климата во время проведения НОД, что приводит  к более качественному усвоению знаний и, как следствие, к более высоким результатам;

охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни во время проведения экскурсий, прогулок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно целевая программа по нравственно-патриотическому воспитанию

   Цели и задачи программы:Воспитывать патриотические чувства на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях.Сформировать представления о географическом ра...

Комплексно-целевая программа по духовно - нравственному воспитанию «Мы с тобой казаки…»

С 2010г.  педагогами МБДОУ д/с №19 была разработана и апробированна целевая программа  по духовно – нравственному воспитанию детей «Мы с тобой казаки…» Программа разработана в соответст...

Комплексно-целевая программа «ЗДОРОВЯЧОК»

В программе представлены практические и действенные методы поддержания здоровья детей дошкольного возраста, разнообразные методики нетрадиционного оздоровления, которые используются для профилактики п...

Комплексно-целевая программа "Здравствуй, лето!"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,...

«Реализация комплексно-целевой оздоровительной программы по здоровьесбережению в условиях МДОУ»

Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможности полноценного физического и психического развития ребенка.Мы понимаем, что сохранение и укрепление здоровья дошкольников – явля...

Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду»

Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду» ...