Технологическая карта по познавательному развитию "Профессия опасная - профессия прекрасная" (знакомство с профессией пожарного)
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Кудерышкова Ирина Александровна

Поэтапный план проведения занятия по знакомству детей с трудом пожарного, особенностями этой професии с упором на обобщение знаний о правилах пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Тема: Профессия опасная – профессия прекрасная: Знакомство с профессией пожарного.

Цель: Формировать у детей осознанное представление об опасности профессии пожарного, воспитывать уважение к людям этой героической профессии.

Планируемый результат:

  1. Имеют представление о профессии пожарного, его деятельности;
  2. Знакомы с правилами пожарной безопасности (безопасным обращением с электроприборами, спичками, правила поведения при пожаре);
  3. Имеют представление о транспорте специального назначения, номерах телефонов экстренных служб;
  4. Уважительно относятся к людям героической профессии «пожарный», осознают опасность этой профессии, необходимость владения особенными качествами личности.

Интеграция областей: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Форма проведения: ответы на вопросы, подвижные игры

Основные понятия: пожар, пожарный, светоотражатель, опасные предметы, огнетушитель

Материалы и оборудование: фотография мальчика в костюме пожарного, обручи (синий и красный) и игрушки, включая игрушечные бытовые приборы, мяч, пожарная машина

Этапы

Действия воспитателя

Действия детей

Время

1

Вводный

В: Ребята, вы пока еще маленькие, но, наверняка уже думали о том, кем хотели бы стать, когда вырастите. Кто из вас уже знает кем хочет быть (выслушивает несколько ответов)

В: Сегодня к нам в гости пришел мальчик вашего возраста Стасик. Он уже точно решил, кем хочет стать, когда вырастет. Посмотрите на Стасика и подумайте, какая профессия интересует его больше всего.

В: Как вы догадались, какой профессией хочет заниматься Стасик, когда вырастет?

Дети говорят, кем хотели бы стать.

Дети рассматривают фотографию Стасика и предполагают, что он хочет быть пожарным.

У него специальный костюм, на голове каска и огнетушитель в руках.

2 мин

2

Основной

В: Правильно. Сегодня мы поговорим о професии пожарного. Посмотрите еще раз на костюм человека этой професии. Чем он необычен, чем отличается от костюмов знакомых вам профессий? 

В: Почему Стасик одет в такую толстую и широкую одежду?

В: Зачем нужны полоски? На чьем костюме вам уже приходилось видеть такие светоотражающие элементы?

В: Костюм пожарного покрыт светоотражающими полосами, чтобы его можно было увидеть в задымленном помещении. Такие элементы мы видели на жилете полицейского, которому часто приходится работать в вечернее время когда темно.

У многих их вас на уличных комбинезонах и куртках тоже есть светоотражатели. Кто их вас догадался, зачем они нужны?

Как получилось слово «светоотражатель»?

В. На прошлом занятии мы выяснили, что в полиции служат не только мужчины, но и женщины. А с трудом пожарного женщины смогли бы справиться? Почему?

В: Когда случаются сильные пожары, действительно, не обойтись без мужской силы и выносливости, но о том, как предотвратить большую беду стоит знать каждому из нас: и детям, и взрослым. Сейчас я расскажу вам историю, которая произошла один раз с Колобком, а вы попробуйте догадаться, что Колобок сделал неправильно.

Вы все хорошо знаете, откуда появился Колобок?

Пока Колобок лежал на окошке стало ему скучно и решил он с кем-нибудь поговорить. Видит, а возле печки, из которой он появился, лежит коробочка со спичками, а спички-подружки спорят между собой, толкаются. Вот одна спичка воскликнула, что сейчас уйдет и найдет себе новый, просторный домик. Услышал спор Колобок и предложил маленькой спичке с ним подружиться и пойти вместе путешествовать по комнате. Чтобы стало веселей, он зажег спичку в печке, и ее коричневая шапочка загорелась. На полочке лежала бабушкина книга. Только спичка дотронулась до нее, как красивая обложка превратилась в кучу пепла. Захотелось подружиться с куклой, которую забыла внучка Машенька – а нарядное платье стало темным и некрасивым. Спичка не на шутку испугалась и забежала в игрушечный домик – так от него осталась только черная крыша. А когда дым повалил столбом, Колобок убежал и спрятался в углу комнаты. А огонь уже перебросился на шторки. Спичка подбежала к зеркалу: «Где же моя красивая шапочка, что же я наделала?!» Побрела она к своей красивой коробочке, где ждали ее подружки-спички. Спичка рассказала об их приключениях, но не могла понять ни она, ни Колобок, почему до встречи с ними все предметы были красивыми, а потом стали пеплом и черными углями. Хорошо, что вовремя прибежали бабка с дедом, которые ходили на колодец за водой и смогли потушить все спичкины дорожки. А вы уже догадались, что же произошло на самом деле?

В: Правильно, давайте запомним сами и расскажем всем вот такое правило:

«Спички не тронь! В спичках – огонь!»

Стасик знает, что со спичками играть нельзя, а теперь, благодаря нашей сказке он еще и запомнит, что огонь можно потушить при помощи воды. Как вы думаете, а в огнетушителе тоже спрятана вода? Поместится туда такое большое количество?

Раз в этот предмет нельзя заправить большое количество воды, может его и назвали неправильно? От каких слов получилось слово «огнетушитель»?

Огнетушитель, на самом деле, помогает справиться с огнем, но не при помощи воды, а при помощи специальной пены, которая, выходя из баллона под напором увеличивается и помогает бороться с распространяющимся огнем. Поэтому, люди хранят в домах этот предмет, как первого помощника на случай распространения огня. Огнетушитель – это специальный прибор, а какие еще приборы вам известны? Каждый из этих приборов может стать вашим другом, когда помогает выполнять домашние дела, но если вы забудете как правильно с ними обращаться, они тоже могут стать причиной пожара. Поэтом у детям не стоит самостоятельно пользоваться электрическими приборами. Для ваших игр электрические приборы меняют на специальные игрушечные. Давайте вы расскажете мне об этом в игре «Опасные предметы». (Детям предлагается корзина с игрушками, среди которых есть как обычные игрушки, так и игрушечные приборы. Детям нужно по очереди вытащить по одной игрушке и разместить в синем или красном обруче. В синий обруч попадают обычные игрушки, а в красный, игрушки, которые показывают приборы)

Давайте запомним еще одно важное правило:

«Электроприбор – не игрушка! Детям играть с ним не нужно!»

Если в доме загорелся электроприбор ни в коем случае не пытайтесь потушить его самостоятельно. Вода вам в этом не поможет т.к. можно получить удар током. Обязательно звоним пожарным. Кто знает по какому номеру?

Если стал огонь сильней, «01» звони скорей!

Быстро как птица эта машина примчится.

Про какую машину напоминает нам стихотворение? Кому она нужна и зачем?

Давайте поиграем в игру с мячом «Ты моя частичка». Я буду пожарной машиной, а мы моими деталями. Я буду кидать вам мяч и говорить: «Я пожарная машина», а вы будете добавлять мое предложение «а я в машине …»

Рассуждение детей:

У пожарного костюм из плотной ткани, надежно, закрывает все тело. На костюме нанесены светоотражающие полосы. На ногах у него толстые резиновые ботинки.

Одежда и обувь пожарного должны защищать его тело от огня. Иначе он может обжечься.

Предположения детей.

Дети рассуждают и приходят к выводу, что светоотражатели помогают заметить человека в условиях плохой видимости.

Светоотражатель – отражает свет.

Наверное, не смогли. Пожарному нужно обязательно быть храбрым, сильным и выносливым.

Колобка испекла бабка в печи.

Дети слушают историю Колобка и предполагают, что когда на спичке загорелась шапочка, огонь стал распространяться по всем предметам, которые могут гореть и чуть не случился пожар.

Дед с бабкой успели залить огонь водой и остановили пожар.

Дети вместе повторяют запрещающее правило о спичках.

Предполагают, как вода могла бы поместиться в огнетушитель?

От слов огонь и тушить.

Дети называют знакомые приборы.

Дети поочередно вытаскивают игрушку из общего ящика, называют ее и располагают в обручах разного цвета.

Дети проговаривают второе правило безопасности.

Нужно звонить по номеру 01

Про пожарную. Она нужна пожарным, чтобы быстро приезжать и перевозить большое количество воды.

Дети поочередно возвращают мяч, называя части пожарной машины.

1 мин

1 мин

2 мин

1 мин

2 мин

1 мин

2 мин

3 мин

1 мин

2 мин

3

Заключительный

В: Стасику не терпится поиграть со своей пожарной машиной. Давайте отпустим его.

В: О ком мы сегодня говорили? Чем необычен труд этих людей?

В: Какие правила вам удалось запомнить?

Расскажите эти правила своей семье.

Дети прощаются со Стасиком.

Ответы детей.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта - конспект познавательно - игровой деятельности по теме"Мы - Волжане!"

Методы и приемы формирования ключевых компетентностей старших дошкольников в интегрированной познавательно - игровой деятельности с учетом образовательных областей...

Технологическая карта ООД. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора.

Технологическая карта по теме: «Праздник знанья, прилежанья и старанья»...

Технологические карты по познавательному развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

Технологические карты  помогут педагогам спланировать непосредственную образовательную деятельность,  образовательные ситуации на игровой основе, совместную деятельность воспитателя с детьми...

Технологическая карта ОС познавательно-исследовательской деятельности "Круг, квадрат, треугольник" во 2й младшей группе. Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: Создать условия для формирования умений различать и называть геометрические фигуры.Задачи: Организовать деятельность  для называния геометрических фигурОрганизовать игровую деятельность...

Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.

Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель:  создание условий для развития  познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...

Технологическая карта НОД по развитию речи по теме: «В мире профессий»

Технологическая карта для воспитателей детей старшего дошкольного возраста...

Технологическая карта занятия по ФКЦМ в средней группе по теме: «Профессии»

Цель: формировать знания детей о профессиях.Задачи:Образовательные: познакомить детей с различными видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, ...