Организация работы педагога-психолога в ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Ложкина Виктория Сергеевна

Организация работы педагога-психолога в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_pedagoga-psihologa_v_dou.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 87

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ»

                                                                                                                                                       

                                                                                  Составила:

                                                                                  педагог – психолог

                                                                                  Ложкина В.С.

                                                 

   

г. Калининград

2022 г.

          Главная цель психологической службы в ДОУ – психологическое здоровье детей, что в первую очередь предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах дошкольного детства. Для реализации этой цели необходимо создавать психолого-педагогические условия, наиболее благоприятные для продуктивного с точки зрения полноты и многогранности развития проживания детьми своего дошкольного детства.

          В качестве перспективы психологическая служба в ДОУ стремиться сформировать у детей полноценную психологическую готовность к обучению в школе, т.е. стремиться определить, насколько благополучно ребенок перешагнет с одной возрастной ступени – дошкольной на другую – школьную. Чтобы уровень психического и личностного  развития ребенка соответствовал требованиям, которые будут предъявляться ему в школе.

         На основе многолетней практики педагогические коллективы выработали программу психологической деятельности, которая предусматривает следующее:

•        создавать условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ;

•        содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;

•        формировать  у детей способность к контролю и самоорганизации;

•        содействовать педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;

•        профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;

-       создавать условия для эмоционального благополучия ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его эффективного развития;

•        участвовать в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, работе ППк (психолого-педагогического консилиума).

          Для реализации поставленных задач в течение учебного года психологическая служба проводит большую работу как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогическим коллективом.

          Только единая система «психолог – педагог – родитель» позволит наиболее полно учитывать все индивидуальные особенности развития детей и создавать условия, помогающие раскрывать возможности каждого ребенка как в деятельностной, так и в эмоционально – волевой сфере, помогающие сохранять психологическое здоровье детей, предупреждать эмоциональные расстройства, снимать психическое напряжение всех участников образовательно-воспитательного процесса.

          Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить программу обучения и воспитания ребенка в его индивидуальную программу развития, путем вовлечения ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога:

•        Психологическая диагностика

•        Психологическая профилактика и психологическое просвещение

•        Развивающая работа и психологическая коррекция

•        Психологическое консультирование

Обычно родителей волнует следующий вопрос: что же будет делать с малышом в детском саду этот загадочный психолог? Поэтому подробно раскрою направления работы педагога – психолога, касающиеся непосредственно работы с дошкольниками – это психологическая диагностика, профилактика и коррекционно-развивающая работа.

Психологическая диагностика

Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду проводится по согласию родителей или лиц их замещающих, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.

Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).

Проводится:

•        Обследование детей раннего возраста для определения уровня адаптации, психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

•        Диагностика воспитанников среднего(4-5 лет) и старшего (5-6 лет) дошкольного возраста с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.

•        Диагностика воспитанников в рамках Психолого-Педагогического консилиума (ППк) ДОУ.

•        Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет).

•        Психодиагностическое обследование детей с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, коммуникативная сфера).

Посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально, по подгруппам  и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.  

     

Диагностика детей подготовительного к школе возраста в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

     

В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ.

     

Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении.

Коррекционно-развивающая работа

Данное направление работы психолога нацелено на изменение во внутренней, психологической сфере воспитанников, но не на исправление недостатков, а выработку у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут детям стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

Коррекционно-развивающая работа организуется:

•        по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;

•        на основании результатов психологической диагностики;

•        на основании рекомендаций Центральной Психолого-Медико-педагогической комиссии (ПМПк).  

Формы работы: индивидуальная и подгрупповая (или занятия в малых группах).

Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Приемы работы: индивидуальная или групповая  игровая терапия; арттерапия – работа с красками, пластилином, песком; элементы сказкотерапии – чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;  пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности, упражнения для развития познавательных процессов, коммуникативной сферы и прочие.

Коррекционно-развивающая работа в ДОУ ведется по программам известных отечественных педагогов-психологов, получившим гриф Федерации психологов образования России «Рекомендовано для использования в образовательных учреждениях», с учетом АОП ДОУ.

Педагог-психолог работает с:

•        последствиями изменений в социальной ситуации развития ребенка, негативно влияющими на его психоэмоциональное состояние: адаптация ребенка к детскому саду, развод родителей, появление нового члена семьи, и т.д.;

•        особенностями поведения ребенка: агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;

•        эмоциональным состоянием ребенка: страхи, тревожность;

•        трудностями во взаимоотношениях ребенка с членами семьи, педагогами, сверстниками;

•        недостаточным уровнем развития психических процессов ребенка (когда уровень памяти, внимания, мышления не соответствует возрасту);

•        устранение психологических последствий проблем логопедического характера.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра и другими нарушениями),  разрабатываются  коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.        

Психологическая профилактика

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.  

С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.

     

     Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:

•        стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.,

•        памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики,

•        беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями,

•        сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей,

•        выступления на родительских собраниях,

•        тренинги для педагогов и родителей.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи г. Калининграда.

Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме.

Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:

•        по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,

•        по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей,

•        по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния,

•        активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы педагога-психолога в ДОУ. Цели, задачи, направления. Программно-методическое и диагностическое обеспечение.

В данном материале прописана работа педагога-психолога ДОУ. Даны цели, задачи, направления. Подобрано программно-методическое и диагностическое обеспечение. Подобраны консультации по всем возрастам с ...

Организация работы педагога-психолога в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Психология (в греческом языке «душа и слово») – это академическая и прикладная наука о поведении и психологических процессах в психике людей и животных. Психолог – специалист в области психологии, зан...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность.

Опыт работы по теме «Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность» формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения ...

Консультация для родителей "Организация работы педагога-психолога в группах компенсирующей направленности"

Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этой цели возможна только при тесном взаимодействии  всех участни...

Консультация для родителей "Организация работы педагога-психолога в группах компенсирующей направленности"

Консультация для родителей "Организация работы педагога-психолога в группах компенсирующей направленности"...

Отчёт Абрамовой Е.В. по самообразованию «Организация работы педагога-психолога с одарёнными детьми в ДОУ»

Тема: «Организация работы педагога-психолога с одарёнными детьми в ДОУ»Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с д...