Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Лебедь Марина Сергеевна

 

   Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы педагога-психолога

 с гиперактивными детьми в детском саду.

     Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не способны  скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, указанные выше формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. в результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

   Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не удалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.

Портрет гиперактивного ребенка.

   Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В.Оклендер так характеризует этих детей: “Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно контролировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов”.

   Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.

   Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

   Американские психологи П.Бейкер и М.Альворд предлагают следующие критерии гиперактивности.

КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

(СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЕНКОМ).

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает  скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.

3. Плохо сосредотачивает внимание.

4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других - нет; на одних занятиях успешен, на других - нет.

   Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.

   Появление гиперактиного ребенка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом  зависит от стратегии и тактики взрослого.

Правила работы  с гиперактивными детьми.

 1.  Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.

2. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.

3. Делить работу  на более короткие, но более частые периоды. Использовать физминутки.

4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Игры с гиперактивными детьми.

   Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и  выполнять инструкции (заостряя внимание на деталях), быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность в том числе в игры, целесообразно поэтапно: начинать с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с четкими правилами, способствующими развитию внимания.

   “Найди отличия”

(Е.К.Лютова, Г.Б.Монина)

   Цель. развивать умение концентрировать внимание на деталях.

   Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.), передает ее взрослому и отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что в ней изменилось. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

   Игру можно проводить и с группой. В этом случае дети по очереди рисуют на  доске и отворачиваются (возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должен сказать, какие изменения произошли.

“Ласковые лапки”

(И.В.Шевцова).

   Цель. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

   Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д, выкладывает их на стол.

 Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

   Варианты игры: “зверек” может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.

“Кричалки-шепталки-молчалки”

(И.В.Шевцова)

   Цель. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.

   Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь, “кричалку”, можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь “шепталка”, означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь, “молчалка”, призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчалками”.

“Слушай команду”

(М.И.Чистякова)

   Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

   Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. внезапно музыка прекращается. все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют . затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.

   Игра поможет сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям - успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

“Слушай хлопки”

(М.И.Чистякова)

   Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.

   Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

“Замри”

(М.И.Чистякова)

   Цель. Развивать внимание и память.

   Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны -вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется один играющий.

“Кто летает?”

   Дети, сидя на полу. Образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает  - руки опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.

“Шалуны”

   Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик) предлагает детям пошалить6 бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторяется несколько раз.

ДЕТСКАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ:

ПРИЧИНЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.

   Ребенок, воспринимая словесную инструкцию, допускает много ошибок, все время отвлекается и не доводит работу до конца. Это проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в последнее время приобретает все большую  актуальность. Статистические данные показывают: в США гиперактивных детей -4-20%, в Великобритании -1-3%, в Италии - 3-10 %, в Китае - 1-13%, в Австралии - 7-10%, в России -4-18%. Те же статистические данные свидетельствуют об устойчивой тенденции к увеличению количества детей с СДВГ.

   Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность (Ю.С.Шевченко, Н.Н.Заваденко). Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто вовсе не замечает. Для детей, страдающих СДВГ, характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая по норме - продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали: двигательная активность детей с СДВГ по сравнению с другими выше (даже во сне).

   Гиперактивность и дефицит внимания у детей, способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5-1,7 года. К этой характеристике добавьте слабое развитие тонкой моторной координации: беспорядочные, неловкие движения; постоянную внешнюю “болтовню”, указывающую на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; трудности планирования; слабую психоэмоциональную устойчивость при неудачах; низкую самооценку; упрямство, вспыльчивость, лживость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потом трудноисправляемая.

   Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей - цикличность: продуктивно они могут работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. в этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя. затем умственная деятельность восстанавливается.

   Причины возникновения СДВГ окончательно не выяснены, несмотря на значительное число исследований в данном направлении. на современном этапе доминируют три группы причин развития: повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; генетические факторы; негативное действие внутрисемейных отношений. По результатам исследования Н.Н. Заваденко, возникновение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины - в 57, негативное действие внутрисемейных отношений - в 63% случаев.

Практические рекомендации воспитателям

при работе с гиперактивными детьми.

1. Проявлять достаточную твердость и последовательность в воспитании.

2. Подвести родителей к тому, что поступки ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивных указаний, следует избегать слов “нет”, “нельзя” и строить взаимоотношении на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом, скажем шуткой; повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за поступок; выслушать то, что он хочет сказать; использовать зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций.

3. В семье необходимо изменить психологический микроклимат, т.е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка.

 4. Ребенку, как и всем членам семьи, необходим четкий режим дня и место для занятий; как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

5. Ребенку необходима специальная поведенческая программа, т.е продуманная  гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание - только не физическое! - за плохое поведение.

6. Строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя., В занятия обязательно включать физминутки, предоставлять ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения; направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д).

7. Вести знаковую систему оценивания (чаще хвалить, ввести постоянный режим дня, избегать завышенных или заниженных требований, использовать на занятиях элементы игры и соревнования; давать задания в соответствии с возможностями ребенка; создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны; игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные; строить процесс воспитания на положительных эмоциях; помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

8. Способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии; терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения; профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.

9. Объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.

Следует помнить:

   Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) по достижении ребенком возраста 8 лет; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течении 6 месяцев.

   Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

   Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых - упражнения.

   

 

 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
5-7 ЛЕТ.

   Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.

   Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики и, прежде всего - самоконтроля произвольного поведения.

   Опираясь на данные ученых (Д.А.Леонтьева, А.В. Запорожца, З.М.Истоминой, Г.Г.Кравцова, Е.О. Смирновой, А.Д. Кошелевой и др.) и собственные исследования , я пришла к выводу, что основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.

   Для реализации этой задачи были использованы следующие методы.

1. Наблюдения за поведением детей в различных видах двигательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

2. Беседа с воспитателями об особенностях поведения детей во время физкультурных занятий и подвижных игр.

3. Комплексная оценка двигательной активности каждого ребенка в определенные режимные моменты.

4. Работа с родителями.

5. Организация контрольных двигательных заданий (с участием родителей и детей).

   При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работы я опираюсь на следующие положения:

- Позитивно влияю на процесс развития ребенка - значит, управляю ведущей деятельностью (А.Н. Леонтьев).

- Коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий (Д.Б.Эльконин).

- Эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире (А.В.Запорожец).

   Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется  в двух  направлениях.

Первое направление - ежедневная работа по развитию движений  и самоконтроля поведения детей во время прогулок (утренней и вечерней). Двигательные упражнения проводятся в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.

   Игры-упражнения  направлены на развитие внимания и координации у детей. Педагог подробно объясняет правила и показывал каждое движение, затем играет вместе с детьми. В процессе усвоения правил и содержания игры дети действуют по инструкции взрослого и под его наблюдением.

   Преобладают контрольные двигательные задания средней степени интенсивности, что очень важно для снижения возбудимости гиперактивных детей.

  • Ходьба по узкой дорожке; по лабиринту (с остановкой по сигналу).
  • Прыжки с преодолением препятствий на двух ногах, на месте, с поворотом кругом; прыжки через скакалку и обруч.
  • Подбрасывание и ловля мяча, отбивание его об стену; ведение и прокатывание мяча; забрасывание в корзину.
  • Ползание и лазанье с использованием мягких модулей, дуг, гимнастических скамеек.
  • Ходьба по мягким модулям, наклонным доскам, по шнуру; перешагивание через предметы с сохранением равновесия.
  • Упражнения общеразвивающего вида для рук и плечевого пояса, для ног и туловища.
  • Упражнения для развития мелкой моторики: захватывание предметов пальцами рук и ног.

Второе направление- работа с семьей, которая включает следующие задачи:

- сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком (индивидуальные консультации, беседы и др.);

- способствовать активному использованию материалов тренинга в семейной практике ( с родителями  проводятся  занятия - игровые упражнения различной направленности).

   При проведении индивидуальных консультаций, бесед  выясняется, что большинство мам и пап хорошо знают внешние проявления гиперактивности (высокая подвижность, возбудимость, невнимательность, рассеянность, неумение доводить начатое дело до конца). Что касается внутреннего мира ребенка. то многое в его поведении остается для родителей “скрытым” (тревожность, конфликтность, враждебность по отношению к сверстникам и др). Более того, у некоторых мам и пап отсутствует потребность в поисках причин непонятного поведения своего сына (дочери). Можно  услышать такое объяснение: “Мы мало уделяем ему внимания, так как много работаем, очень заняты” или “Он таким родился”. Никто из родителей не называет в качестве источника возбужденного поведения ребенка атмосферу в семье.

   Педагог-психолог, совместно с педагогами детского сада разработали рекомендации для родителей.

1. Старайтесь как можно глубже понять и лучше узнать своего ребенка, проявляйте интерес ко всем видам его деятельности.

2. Избегайте жестких оценок, упреков. угроз, которые способствуют созданию напряженной обстановки и могут вызвать конфликтную ситуацию. Лучше  переключить внимание ребенка на что-то интересное и важное. Реже используйте такие слова, как “нет”, “нельзя”, “прекрати” и т.п.

3. Постоянно следите за своим поведением и речью, говорите спокойным голосом. сдерживайте свои эмоции, особенно если Вы расстроены поведением ребенка. выражая недовольство, не манипулируйте его чувствами и не унижайте его.

4. Организация жизнедеятельности ребенка должна способствовать его спокойствию, при этом следует строго соблюдать режим дня.

5. Больше общайтесь с ребенком, играйте вместе с ним, помогайте ему в преодолении различных трудностей, чаще отмечайте положительные поступки и поощряйте  его в разных видах деятельности, даже если результаты далеки от совершенства.

6. Постарайтесь выделить для ребенка отдельную комнату или место для игровой деятельности, для выполнения физических упражнений с различными пособиями, а также для его уединения. При этом следует избегать ярких цветов и сложных композиций.   На треннинговых занятиях родители осваивают подвижные игры и игровые упражнения. Все участники  распределяются на пары “взрослый-ребенок”, где роль “ребенка” исполняет взрослый.

   Какие требования предъявляются?

  • Эмоциональность, проявляющаяся в ласковых выражениях, теплых взглядах, нежных прикосновениях.
  • Двусторонний характер взаимодействия участников: вначале один предлагает игру и контролирует, как выполняются правила игры и игровые упражнения; затем инициатором деятельности и ее контролером становится другой участник.

    Набор игр и упражнений  представлен тремя взаимосвязанными блоками.

Первый блок. Игры-упражнения на развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности (приложение 1).

Второй блок. Игры-упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации (приложение 2)

Третий блок. Игры-упражнения на развитие произвольности психических процессов (приложение 3)

   После того как взрослые освоили игры и упражнения, на занятиях организуется совместную игровую деятельность родителей с детьми. Для многих мам и пап такая ситуация оказалась непривычной - у них нет опыта взаимодействия со своим ребенком, поэтому не все получалось. Зато дети чувствовали себя комфортно: они улыбались, радовались, что могут общаться и с воспитателем, и со своими близкими.

   Результаты работы показали, что у большинства детей повысился уровень самоконтроля: они внимательно слушали объяснение педагога, могли самостоятельно проследить за выполнением двигательного задания от начала до конца, при этом замечали и исправляли ошибки, как у себя, так и у своего партнера. Игры стали более продолжительными по времени и разнообразными по содержанию, а игровые объединения детей более стабильными.   Коррекционная работа помогла родителям лучше понять своих детей, выбрать наиболее эффективную форму взаимодействия. Многие мамы и папы отмечали, что их ребенок стал более собранным и спокойным.

Приложение 1

Игры-упражнения на развитие

внимания и формирование

самоконтроля двигательной активности

   Эти игры требуют от ребенка высокой концентрации внимания.

   “Не теряй пару”. Несколько пар (ребенок и взрослый) идут друг за другом, взявшись за руки. После первого сигнала быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга.

   После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

   “Будь внимательным”. Взрослый показывает ребенку несколько упражнений:

- исходное положение: стоя, пятки вместе, носки врозь. Поднять руки вверх, вперед, в стороны;

- “юла” (поочередное вращение кистью каждой руки по вертикальной оси);

- присесть, держа обе руки за головой (удерживая равновесие).

   После показа двух-трех упражнений ребенок должен запомнить  последовательность действий в каждом упражнении и повторить их по словесному описанию.

   “Кто больше соберет предметов” По всему залу (на площадке) разложены предметы разных геометрических форм и разного цвета. Ребенок и взрослый под музыку выполняет произвольные движения, не задевая лежащих предметов и друг друга. После окончания музыки оба игрока быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов.   Варианты:

а) собрать предметы одного цвета;

б) собрать предметы заданной формы (круг, квадрат, треугольник, многоугольник);

в) собрать предметы парами, тройками, четвертками (по форме или по цвету).

   “Собери пирамиду”. Взрослый вместе с ребенком собирает большую пирамиду из 7 колец разного цвета (синего, зеленого, красного, желтого, голубого, белого, розового). Это образец. Слева и справа от пирамиды стоит по одному стержню и лежат кольца такого же цвета и в таком количестве, как в образце.

   Затем игроки встают у линии старта (расстояние до пирамиды 3-5 м). По сигналу “Начали!” каждый бежит к своему стержню и нанизывает на него кольца (как в образце). Кто  быстрее   и правильно соберет свою пирамиду, тот и выиграл.

   “Найди свой домик”.  По всему залу  разложены обручи в произвольном  порядке. В одном стоит ребенок, около него лежит зеленый кубик; в другом - взрослый, около него - красный кубик. По звуковому сигналу игроки выпрыгивают  из обручей и выполняют произвольные движения под музыку. в это время воспитатель перекладывает кубики в другие обручи. По следующему сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик, поставить обруч, пролезть в него и поднять кубик над головой. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.   “Не ошибись!” По кругу расставлены кегли разного цвета. За синей стоит ребенок, за красной - взрослый. Под музыку они выполняют произвольные движения, передвигаясь по залу. После окончания музыки каждый играющий должен взять  кеглю своего цвета. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

Приложение 2

Игры-упражнения на согласованность

совместных действий и развитие координации

   Каждый участник должен рассмешить, удивить другого игрока, изображая различные действия с помощью мимики, пантомимики, интонации.

   Многие игры такого характера широко использовались во время физкультминуток, динамических пауз, а также на занятиях по физической культуре и на прогулке.

   “Воображение”. Игра проводится с воображаемыми предметами.

   Взрослый и ребенок имитирует парные действия: переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами и т.д.

   “Дружная пара” Взрослый и ребенок берутся за руки. по первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 сек.), по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

   “Угадай, что я делаю.” Ребенок и взрослый с помощью мимики и пантомимики по очереди изображают действия, например, лыжника (катится с горки), дирижера оркестра, скрипача, канатоходца, пловца, художника и т.д. И каждый отгадывает, кого изобразил другой игрок.

   “Поиграй с пособием”. Взрослый берет мяч и выполняет с ним разные действия (подбрасывает, ловит, отбивает об пол), ребенок повторяет те же действия с мячом.

   Затем взрослый спрашивает: “Что еще может делать наш мяч?”. Ребенок придумывает новые действия, взрослый помогает ему. Далее ребенок выбирает другое пособие (например, обруч) и выполняет с ним разные действия (прокатывает, крутит и т.д), а взрослый повторяет.

   затем оба игрока выполняют действия в паре: прокатывание мяча и обруча друг другу, бросание мяча и т.д.

   “Мы - петрушки”. Взрослый и ребенок сидят на корточках, держась за руки (разговаривают, шутят). По сигналу одновременно подпрыгивают.

   звучит музыка: взрослый и ребенок притоптывают ногами, выполняют приставные шаги с приседаниями, затем кружатся, держась за руки. после окончания музыки останавливаются и кланяются.

   “Веселые хлопушки”. Ребенок и взрослый садятся напротив друг друга (на полу). Взрослый начинает игру с одного движения - хлопает левой рукой по левому колену. ребенок должен это движение повторить. затем взрослый хлопает правой рукой по правому колену, ребенок повторяет одновременно и это движение, и предыдущее. Игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.

Приложение 3

Игры-упражнения на развитие произвольности психических процессов

   Этот блок представлен малоподвижными играми, направленными на развитие произвольности психических процессов. В то же время в этих играх решается задача взаимоконтроля деятельности.

   “Запомни и повтори”. На полу в произвольном порядке разложены различные предметы. Взрослый в течение нескольких минут показывает ребенку карточку с изображением двух-трех предметов (кубик, мяч, кольцо), затем убирает ее. Звучит сигнал: Сначала ребенок произвольно движется под музыку, затем, продолжая двигаться, выполняет задания:

   - Собери предметы, которые ты видел на карточке.

   - Собери предметы в том порядке, в котором они были изображены на карточке.

   “Покажи, что ты умеешь”. Взрослый показывает 5-7 различных пособий (гимнастическая стенка, мяч, обруч, скакалка) ребенок должен запомнить их и выбрать из 10-15 карточек те, на которых  изображены названные пособия. взрослый помогает наводящими вопросами.

   После того, как ребенок правильно выберет карточки, он должен обыграть эти пособия, например, прокатить мяч, прыгнуть через скакалку и т.д.

   “ Назови дни недели”. Взрослый высоко подбрасывает мяч и ловит его, называя при этом последовательно все дни недели (один день - один бросок). Когда все дни недели будут названы, взрослый передает мяч ребенку, чтобы он повторил упражнение, и контролирует его действия. если ребенок ошибается, то начинает  упражнение с первого дня недели.

   “Преодолей полосу препятствий” Взрослый вместе с ребенком строит полосу препятствий из мягких модулей и пособий. Затем ребенок получает карточку, на которой эта полоса изображена схематично, рассматривает ее, запоминает последовательность расположения пособий и выполняет соответствующие действия. например, ходьба по буму, спрыгивание в обруч, подлезание под дугами, прыжки на батуте (2-3 раза), ползание в гусенеце (длина 2-3 метра). второй раз ребенок преодолевает полосу препятствий по памяти. взрослый контролирует его действия.

   “Кто быстрее соберет предметы”. На полу лежат два обруча, в одном овощи, в другом - фрукты (муляжи). У каждого игрока в руках карточка с изображением четырех-пяти овощей и фруктов.

   Взрослый и ребенок стоят на старте. По сигналу они бегут к обручам, берут те овощи и фрукты, которые изображены на их карточке, возвращаются назад и кладут в свой обруч (находящийся на линии старта). Выигрывает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. Ребенок считает количество предметов, взрослый контролирует его.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в детском саду

Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым д...

Система работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми в детском саду

Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...

«Особенности организации работы с умственно-отсталыми детьми в детском саду.»

презентация для воспитателей о работе с умственно-отсталыми дошкольниками....

И.Л. Арцишевская Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду

И.Л. Арцишевская Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду...

Презентация "Формы работы с гиперактивными детьми в детском саду и дома"

В данной презентации приведены разнообразные формы работы с гиперактивными детьми....

Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии......

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду....