Тренировка пространственного поиска и ориентирования у детей с нарушением зрения. Задачи-лабиринты
консультация по коррекционной педагогике

Зуева Яна Борисовна

Данный материал расскажет о том, как использовать игры-лабиринты в работе с детьми с нарушением зрения при формировании пространственного ориентирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренировка пространственного поиска

                    и ориентирования у детей с нарушением зрения.         .

Задачи-лабиринты

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

      Тренировка пространственного поиска и ориентирования у детей с нарушением зрения возможна с использованием лабиринтов.   Лабиринты могут быть самые разные, простые и сложные, с четко очерченными границами и с условным ограничением проходов. Можно самим рисовать лабиринты и придумывать различные оригинальные задачи такого типа.

       Принципы составления лабиринтов должны быть следующие:

– для детей от 3 до 5 лет в лабиринтах должны быть лишь один вход и выход,

обозначенные персонажами: на входе – принц, на выходе – Золушка, на входе – зайчик, на выходе – морковка и т. д. Границы ходов лабиринтов должны быть четко очерчены, лабиринты не должны содержать более трех тупиков. Лабиринты должны иметь либо прямоугольное, либо циклическое строение.

– для детей от 6 до 9 лет в лабиринтах может быть несколько (до пяти) выходов, к части из которых есть реальный проход, а к другой части прохода нет. Входы и выходы также лучше обозначать персонажами. Границы могут быть очерчены лишь условно. Лабиринты не должны содержать более 10 тупиков. Это могут быть лабиринты, составленные внутри различных привлекательных форм.

– для детей от 10 до 12 лет в лабиринтах может быть более пяти выходов и

более десяти тупиков. Это могут быть сложные конструкции, имеющие

прямоугольное, циклическое или хаотичное строение. Выходы из лабиринта и входы в него можно не обозначать, однако полезно придать задаче игровой характер и в этом возрасте.

     Ход выполнения задач. Ребенку предъявляется задача-лабиринт, и он получает инструкцию.  

     Инструкции формулируются следующим образом:

 - варьируются в зависимости от возраста;

 -   ребенку 3-5 лет нужно обязательно рассказать сюжет лабиринта

(игровую ситуацию), создавая тем самым интерес к выполнению задания,

показать вход и выход, дать возможность рассмотреть рисунки около входа и

выхода, показать общее направление движения, давая тем самым образную

ориентировку в задании. Также ребенок должен знать, что путь не всегда ведет к  выходу и в лабиринте есть тупики. Проходить лабиринт ребенок должен с помощью фломастера, чтобы обязательно видеть пройденный путь.

– ребенку от 6 до 9 лет сюжетную ситуацию лабиринта можно рассказать в

двух словах, и на словах же он может получить инструкцию проходить лабиринт.

    Ребенку нужно показать, что лабиринт имеет не только тупики, но и ложные выходы. На этом этапе ребенка можно попросить проходить лабиринт с помощью указки или проводя по лабиринту пальцем. Это будет стимулировать развитие образной ориентировки.

– ребенка  от 10 до 12 лет можно просто просить найти выход из лабиринта. Детей этого возраста можно просить проходить лабиринт только глазами, не пользуясь ни пальцем, ни указкой. Это усложнит задачу и будет стимулировать развитие предварительной зрительной ориентировки в задаче.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу....

Визуальные тренировки в ДОУ для детей с нарушением зрения

Зрение можно улучшить так же, как это удается с другими частями тела, с помощью упражнений. Визуальная тренировка (т.е. зрительная гимнастика) это безопасный и эффективный способ профилактики зр...

Игры на развитие навыков пространственного ориентирования у детей с нарушением зрения

   Организация специальных игр в работе с детьми с нарушением зрения позволит  развить навыки пространственной ориентировки, сформировать предметные представления, сформировать п...

Формирование навыков пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста.

В статье представлены ряд методов по формированию пространственного ориентирования у детей...

«Офтальмотренажеры в развитиии и тренировке зрительного анализатора детей с нарушением зрения»

В статье говорится о том, что  поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением  зрения осуществляется с помощью  проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих...