Игры на развитие навыков пространственного ориентирования у детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике

Зуева Яна Борисовна

     Организация специальных игр в работе с детьми с нарушением зрения позволит  развить навыки пространственной ориентировки, сформировать предметные представления, сформировать представления о перспективах, развить мобильность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_prostranstvennogo_orientirovaniya.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие навыков пространственного ориентирования

у детей с нарушением зрения

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

 

     Организация специальных игр в работе с детьми с нарушением зрения позволит  развить навыки пространственной ориентировки, сформировать предметные представления, сформировать представления о перспективах, развить мобильность. Рекомендую использовать следующие игры:

- для развития пространственной ориентировки и зрительных ощущений на прогулках:

     1. «Следопыт». По рисунку-схеме  участка дети находят спрятанную игрушку.

     2. «Автомобили». По сигналу педагога дети двигаются в различных направлениях, изображая автомобили, изменяя направления движения и скорость. Варианты: каждый ребенок проводит свой автомобиль до автостоянки, пользуясь схемой маршрута.

     3. «Откуда и чей голос?». Ребенку предлагают встать спиной к  группе детей и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко.
- игры для формирования предметных представлений:

     1. «Найди такой же цвет». Детям предлагается в стаканчики определенного цвета собрать палочки такого же цвета. В процессе игры они дифференцируют цвет, считают, сколько всего собрали палочек. Из этих же палочек они выкладывают различные геометрические фигуры и простые предметные изображения (домик, флажок, заборчик, елочку и др.).

     2.  «Подбери чашки к блюдцам». Детям даются изображения чашек и блюдец или сами предметы разного цвета. Следует подобрать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета.

     3. «Найди такой же».  Дети дифференцируют от 8 до 12 кругов одного цвета, но разных оттенков. Следует выложить от более темного к самому светлому.
     4.
«От какой бабочки крылья». Дети рассматривают крылья бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети ориентируются на размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют из частей бабочку.

- игры для формирования представлений о перспективах:

     1. «Выложи такой рисунок» (на фланелеграфе). Дается образец рисунка (с 2 - 4 плановой перспективой) и точно такие же вырезанные детали этого рисунка. В задании требуется выложить на фланелеграфе сначала те предметы, которые расположены на переднем плане, затем на среднем и заднем.

     2. «Кто с каким мячом играет?». Дети прослеживают по линиям, соединяющим девочек и мальчиков с разноцветными шарами на рисунке, называют направление движения объектов: вверх-вниз, влево-вправо, в нижнем правом углу, середине, с правой стороны и т. д.

     3. «Угадай, где позвонили?». Детям предлагается на слух узнавать направление звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы, слева, справа и т. д.

- подвижные игры, направленные на развитие пространственной ориентации и мобильности:

      1. «Жмурки с колокольчиком». Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов. Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик. Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

      2. «Давай меняться». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве  кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

    3.  «Куда пойдёшь и что найдёшь». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.
- игры спортивного характера:

       1. «Бег к реке». Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела. Оборудование: мел, камни. Содержание: Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Вдоль "берега" выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

       2. «Скок-перескок». Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног. Оборудование: мел Содержание: На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: "Перескок!". После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

       3. «Вратарь». Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения. Оборудование: мяч Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я. Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительно-пространственной ориентировка у детей с нарушениями зрения.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе...

Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

Данная работа представляет интерес в плане обселдования уровня развития активности и самостоятельности дошкольников в овладении пространством, что обеспечивает всокий уровень мобильности, контактности...

Развитие навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения через подвижные игры

Материал будет полезен педагогам групп коррекционной направленности для систематизации работы по данному направлению, как основа выступления на метод.объединениях, для защиты на категорию...

Обобщение опыта. Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).Одним из приоритетных направлений логопедической работы...

Значение изобразительной деятельности для развития зрительно¬пространственных представлений у детей с нарушением зрения

Трудности зрительно-пространственного анализа, не умели пользоваться приемами наблюдение обуславливают своеобразия обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности.Однако, опыт показыва...

Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения.  Даная тема актуальна,...