Тренинг толерантности для педагогов
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Манвелян Ануш Рафиковна

Тренинг толерантности для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_tolerantnosti_dlya_pedagogov.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  

толерантности для педагогов

«Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами».

Выполнила

Педагог-психолог

 МБДОУ д/с «Колобок»

Манвелян А.Р.


Тренинг  толерантности для педагогов

«Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами».

Актуальность.

Перед школой поставлена актуальная общественная задача – воспитание подрастающего поколения в духе толерантности. Необходимость формирования у детей и подростков толерантного сознания признана педагогами и повсеместно декларируется. Однако часто так бывает, что на деле педагог напоминает придорожный столб: дорогу указывает, а сам по ней не ходит.

Формирование личности ребенка осуществляется в процессе взаимодействия  с социальным окружением, прежде всего  - со взрослыми, которые организуют  жизнедеятельность  детей.

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. И от того, на  каких основах  строится  такое взаимодействие  зависит успех  педагогического труда. Воспитывает, обучает  не программа, не метод, а личность педагога. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Известно, что терпимый педагог, в силу особой тактики построения своего поведения по отношению к детям добивается большей результативности, нанося при этом наименьший ущерб развивающейся личности.

Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым педагогом требованиям, начинает раздражать, провоцировать скрытые, а иногда и открытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда понятно, что если ребенок не нравится педагогу, вызывает раздражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, игнорирует, либо  пытается изменить поведение ребенка.

В свою очередь, терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, поведение ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение. Такой педагог обнаруживает не только сам факт поступка, но и мотивы,  приводящие к этому.  Если он сам и испытывает раздражение по поводу того или иного ребенка, то он  способен проявить выдержку, терпение, не обвиняет ребенка и  его родителей, которые якобы не оказали должного влияния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства которые помогают  решать  данную проблему.  Он работает  как с самим ребенком, так и его родителями и другими взрослыми.

Целевая аудитория. Соответствие интересам и потребностям целевой аудитории.

Педагоги школы. Педагогический коллектив делится на группы по направлениям деятельности (например, учителя начальной школы, иностранного языка и т.д.)

Тренинг направлен на реализацию общекоммуникативных задач, также отвечает запросу педагогического коллектива на практическую деятельность, повышение самооценки педагога, направлен на формирование толератнтного отношенния педагогов к учащимся, коллегам и родителям.

Цель тренинга: формирование толерантности  средствами самопознания взаимопонимания, взаимодействия.

Задачи:

-создание комфортного психологического климата в коллективе;

-создание условий для самопознания и приобретения  опыта позитивного общения.

-осознание педагогами своей индивидуальности;

-ознакомление с понятием “толерантность”;

-ознакомление с идеей, что  толерантность к себе и толерантность к другим  тесно связаны;

-снятие психоэмоционального напряжения.

 Формат.

Семинар – тренинг.

 Методы, методики, технологии.

  1. Тренинг
  2. Диалог
  3. Дискуссия
  4. Элементы практикума, дискуссии, лекции
  5. Работа в группах

Необходимые ресурсы (с учетом ресурсов ОУ).

  1. Кабинет, стулья, столы
  2. Интерактивная доска, компьютер
  3. Бумага, карандаши, фломастеры, стикеры
  4. Мяч

Этапы.

  1. Вводный. Ознакомление с темой.
  • Настрой группы.
  1. Теоретическая часть – ознакомление с понятием толерантность.
  • Изучение отношения к проблеме в данной группе. Особенности группы.
  1. Практическая часть
  • Игровая сценка
  • Релаксация. Заключение.
  1. Подведение итогов.

Ожидаемый эффект и результат.

Семинар – тренинг призван помочь педагогам:

- осознать необходимость применения принципов толерантности в педагогической практике

- осознать свою позицию в общении и проанализировать свои установки для восприятия различных людей

- освоить принципы конструктивного взаимодействия с людьми, имеющими разные стили поведения, разные типы характеров и т.д.

- уверенно чувствовать себя в ситуации непредвиденных коммуникаций, транслировать доброжелательность и спокойствие.

 Критерии оценки эффективности.

1. Повышение интереса педагогов к проблеме.

2. Активность участников во время занятия.

3. Личные субъективные оценки значимости и информативности мероприятия.

4. Демонстрация  педагогами желания использовать материалы в своей работе или для саморазвития .

Никто не может любить другого,

 если до этого не полюбил себя…

Эразм Роттердамский

Вводный. Ознакомление с темой.

Настрой группы.

  1. Упражнение-разминка “Аплодисменты”.

Цель: создание эмоционально-положительного настроя на работу педагогов.

Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью.

2. Упражнение «Превращения»

 Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения.    

 -Если бы я был книгой, то я был бы ...

- Если бы я был едой, то я был бы …  

3. Упражнение «Памятка на «черный день»

Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе, развитие способности к самоанализу

  Предлагаю составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.

-Что Вы чувствовали когда выполняли это упражнение?

-Трудно ли было вам выполнить это упражнение? Почему?

Теперь ещё раз прочтите то, что написано на Вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в Вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что Вы у себя отметили.

4. “Отражение в воде”.  Работа в парах.

Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

человек скорчил страшную рожицу;

человек замахнулся палкой;

человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»

Вопросы  после выполнения упражнения:

1.Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);

2. Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?

3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?

Теоретическая часть – ознакомление с понятием толерантность.

Изучение отношения к проблеме в данной группе. Особенности группы.

5. Знакомство с понятием “толерантность”.

Цель: дать возможность педагогам сформулировать «понятие» толерантности

Каждый человек уникален и неповторим. Поэтому очень полезно  бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом “терпимость” является слово “толерантность”.

-А что с вашей точки зрения  означает слово “толерантность”?

 Итак, толерантность — это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.

6. Упражнение «Черты терпимой личности»

Черты терпимой личности  

1. Умение конструктивно выходить из конфликтов                                                                        

2. Умение прощать обидчика

3. Умение видеть в человеке прежде всего положительные черты

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Принятие себя и других такими, какие они есть

8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя

9. Умение контролировать свои слова и поступки

10. Доброжелательность

11. Любовь к животным

12. Любовь к людям

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность сочувствовать другому человеку

Толерантной личности свойственны 15 характеристик.

Задание. Постройте таблицу у себя на листе бумаги. Далее в колонке «А» поставьте: «+ » напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.

Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности

Сейчас я предлагаю  составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом.

Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Практическая часть

Игровая сценка

7. Упражнение «Работник и работодатели»

Желающие 6 человек: 1 научный работник и 5 работодателей.

Задача каждого работодателя убедить за 2мин. работника поработать на субботнике в выходной день.

Научный работник не должен соглашаться и приводить аргументы.

Работники получают в свободном порядке карточки с рекомендациями по своему поведению с работником.

1. Кощей Бессмертный

Вы очень скупой человек и ищете выгоду только для себя. Ваше настроение часто меняется, вы очень вспыльчивы. Вы безжалостны к тем, кто вам не подчиняется.

2. Иван-дурак

Вы надеетесь на удачу, знаете, что в любом случае вам повезет. Вы необязательный и несерьезный человек. Любите развлекаться. Умеете “давить на жалость”.

3. Баба-яга

Вы обладаете оталкивающей внешностью и сварливым характером. Вы очень мудры и рассудительны, однако злы и недоверчивы. Часто позволяете себе кричать на других.

4. Крокодил Гена

У вас мягкий и деликатный характер. Вы меланхоличны и боитесь обидеть кого-нибудь. У вас мало друзей, вы одиноки. Очень дружелюбны и милы.

5. Глупая принцесса

Вы очень избалованны и раздражительны. Вам невыносимо терпеть, когда кто-нибудь вам перечит. Все должны выполнять любые ваши желания и прихоти. Вы не выносите неподчинения.

После сценки происходит обсуждение.

Примерные вопросы

Работнику:

-кто из работодателей был более убедительным?

- кому бы вы не подчинились никогда?

- вам бы хотелось иметь такого начальника?

Начальникам:

- ваши убеждения совпадали с убеждениями той роли, которую надо было сыграть?.

Легко было выполнить роль?

Группе:

Какой вывод можно сделать?

Релаксация. Заключение.

8. “Я люблю тебя…”

Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из Вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.

Вы должны сказать: “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему Вы себя любите. Эти слова нужно произнести так, чтобы Вашему признанию в любви к самому себе все поверили.

Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим. Вопросы  после выполнения упражнения:

  Легко ли Вам было признаться в любви к самому себе?  Что Вы при этом чувствовали?

9.Релаксация.

Упражнение «Путешествие» (медитация) 

Под музыку участникам предлагается совершить мысленное путешествие в страну добра и взаимопонимания.

Подведение итогов.

10. Подведение итогов.

“Я желаю себе и другим…”

Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

Краткое обсуждение. Заключительное слово ведущего.

1. Кощей Бессмертный

Вы очень скупой человек и ищете выгоду только для себя. Ваше настроение часто меняется, вы очень вспыльчивы. Вы безжалостны к тем, кто вам не подчиняется.

____________________________________________________

2. Иван-дурак

Вы надеетесь на удачу, знаете, что в любом случае вам повезет. Вы необязательный и несерьезный человек. Любите развлекаться. Умеете “давить на жалость”.

______________________________________________________

3. Баба-яга

Вы обладаете оталкивающей внешностью и сварливым характером. Вы очень мудры и рассудительны, однако злы и недоверчивы. Часто позволяете себе кричать на других.

____________________________________________________

4. Крокодил Гена

У вас мягкий и деликатный характер. Вы меланхоличны и боитесь обидеть кого-нибудь. У вас мало друзей, вы одиноки. Очень дружелюбны и милы.

______________________________________________________

5. Глупая принцесса

Вы очень избалованны и раздражительны. Вам невыносимо терпеть, когда кто-нибудь вам перечит. Все должны выполнять любые ваши желания и прихоти. Вы не выносите неподчинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг толерантности для педагогов

В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ. Если обратиться к словарю С.И.Ожегова, то можно обнаружить  три слова, близких по значению: «терпение», «тер...

Тренинг толерантности для педагогов

Тренинг толерантности для педагогов...

Тренинг толерантности для педагогов

Цели: -осознание педагогами своей индивидуальности; -познакомить с понятием «толерантность»; -показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны; -помочь педагогам внимател...

Тренинг толерантности для педагогов

Цели:осознание педагогами своей индивидуальности;познакомить с понятием “толерантность”;показать, что толерантность к себе и толерантность к другим  тесно связаны;помочь педагогам вни...

Тренинг толерантности для педагогов

Данный тренинг поможет педагогам внимательно относится к себе, принимать и уважать себя....

Тренинг толерантности для педагогов

laquo;Терпением мы можем добиться больше, чем силой». Э.Берн...