Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимушка».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Мацко Кристина Юрьевна

Цель: продолжать обучать детей пользоваться диалогической и монологической речью по теме «Зима»

Задачи:

Образовательные:

    закрепить представления об основных признаках зимы;

    формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;

    упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;

    закреплять правильное склонение существительных в родительном падеже;

    закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;  

Развивающие:

    развивать мышление, внимание и память;

   развивать согласование координации движения с речью;

  развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

    воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;

   воспитывать инициативность и самостоятельность, общительность

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_sr.gruppe._zimushka.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимушка».

Цель: продолжать обучать детей пользоваться диалогической и монологической речью по теме «Зима»

Задачи:

Образовательные: 

    закрепить представления об основных признаках зимы;

    формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;

    упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;

    закреплять правильное склонение существительных в родительном падеже;

    закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;  

Развивающие: 

    развивать мышление, внимание и память;

   развивать согласование координации движения с речью;

  развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

    воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;

   воспитывать инициативность и самостоятельность, общительность

Материал и оборудование: опора-схема для подбора эпитетов, снег в ведёрке, снежки на тарелочке; шишки, ватные палочки; бумажные снежинки на металлическом разносе, схема рассказа по теме “Зима”, картина на сравнение “Два снеговика”. ДВД диск “Уроки тётушки совы – Времена года”, аудио запись вьюги, СД диск “Пальчиковая гимнастика”.

Словарь: Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.

Зима (какая?) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.

Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)

Кого можно увидеть в зимнем лесу? - ... (зайца, волка, белку, снегиря и др.)

Снегопад, вьюга, сугроб.

Содержание организованной деятельности

I. Введение в игровую ситуацию. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение, весёлое?(Ответы детей)

Давайте тогда улыбнёмся, подарим друг другу и нашим гостям радостное настроение. Но сделаем это особенно в игровой форме “3дравствуйте”.

Воспитатель: Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

- Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

- Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

- Здравствуйте!

II. Актуализация знаний

Воспитатель: Ребята, слышите, кажется  кто-то тихонечко идет по снегу. Посмотрите, вы не видите никого, а может из-за елки нам не видно Сейчас я посмотрю, кто это? (заглядывает за елку). Что бы угадать, кто это, отгадайте загадку.

Воспитатель:

Кто в корзине Машу нёс
И садился на пенёк,
И хотел съесть пирожок.
Кто зимой в берлоге спит,
От его рёва лес дрожит? (Медведь)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто здесь прячется!(Ответы детей) Вы все видите? (да) Правильно ,это медведь, но как он здесь оказался? Что он сейчас должен делать зимой? (спать)  Давайте присаживайтесь на стулья и спросим у  него, почему он здесь, а не спит?(медвежонок шепчет на ушко воспитателю)

III. Затруднение в ситуации

Воспитатель:   Ах, вот в чем дело. Дети, мама медведица отправила всех спать, потому что наступила зима. А Мишка  не мог уснуть, потому что про другие времена года он знает. А  ничего не знает про зиму. Он слышал, что в нашем детском саду находятся самые весёлые, дружные и умные дети и поэтому пришел к нам, чтобы  вы помогли ему. Скажите мне ,какие бывают времена года?(Ответы детей) .Наш Мишка зимой спит ,поэтому он ничего не знает про зиму. Расскажем, лесному жителю,  про зиму, что же бывает зимой?(Ответы детей)

Воспитатель: Мишка, дети сейчас все расскажут про зиму, а ты садись поудобнее и послушай.       Мы многое знаем о зиме, предлагаю вам  по очереди  рассказать нашему гостю о зиме! Дети все в кружок вставайте и игру нашу начинайте!

Воспитатель: Что такое зима? (Время года.)
А давайте  мы с вами поиграем! До кого снежок дотронется, тот и отвечает.
Что можно сказать о зиме, какая она? 
(холодная, снежная, морозная, белоснежная, красивая, пушистая)
Воспитатель: А снег зимой, какой?
( белый, пушистый, серебристый, холодный, мокрый, глубокий, липкий, чистый, воздушный)
Воспитатель: Зимой снег что делает?( лежит, падает, кружится, скрипит, тает, ложится) А еще снег тает, когда теплая погода.
Воспитатель: Молодцы, хорошо описали зиму! Присаживайтесь на стулья.

Воспитатель: Ребята, расскажите,  почему  зима  ваше любимое время года, за что вы любите зиму?(ответы детей)

Я люблю зиму, потому что… зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках с горки. А еще можно строить снежные замки и изучать различные следы на снегу, и просто любоваться снежинками, летящими с неба, а еще зимой бывает праздник Новый год.

IV. Открытие нового знания или способа действий

Воспитатель: Продолжаем рассказывать Мишке по зиму. Поиграем в игру “Назови ласково”

Воспитатель: Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег - снежок

Сосулька – сосулечка

Мороз - морозец

Дерево - деревце

Ветер – ветерок

 Горка – горочка

Лёд - ледок

Холод - холодок

Зима - зимушка

Санки – саночки

Воспитатель: Давайте чуть отдохнем и  покажем медвежонку зиму.

 Физминутка «Зима»

Солнце землю греет слабо (Поднимают руки вверх, опускают вниз)

По ночам трещит мороз (Руки на пояс, наклоны в стороны)

На дворе у снежной Бабы (Повороты вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)Дети  садятся на стульчики.

V. Введение новых знаний в систему знаний

Рассказ о зиме

Воспитатель: Но, чтобы ты, Медвежонок, теперь ты понял какая она –зима?( Медвежонок говорит ,да)И ,чтобы  не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах с помощью картин. (На доске выложен рисунок рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)

Пример: Наступила зима.

Часто идет снег.

Дует холодный ветер и кружит в воздухе снежинки.

Деревья стоят голые и неподвижные, как будто уснули.

Животным в лесу холодно и голодно. Зайчик в белой шубке прячется от лисы.

Медведь спит в теплой берлоге.

Воспитатель: Дети, пока мы с вами рассказывали лесному жителю о зиме, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех». Посмотрите, какие снежинки?

Раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Дыхательное упражнение «Снежинки»

Воспитатель: Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (упражнение повторяется 3-5 раз)

Воспитатель: «Снежинка кружится, снежинка летит, ко мне на ладошку снежинка спешит». Положите снежинку на ладошку, придерживая за тучку. Настоящая снежинка очень холодная, если не одеть на руки рукавички, что станет.(Ответы детей) .Да, нашу ручки замерзнуть без рукавичек. (подуть на руки холодным воздухом ф-ф-ф). Теперь давайте согреем ручки. Подуем на них дыханием теплым (х-х-х) Согреем мы их (х-х-х)

VI. Осмысление (итог)

Медвежонок. Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам, что очень понятно объяснили,  а мне пора в свою берлогу в лес. Ой, ребята,  а вот дорогу то я забыл, что делать?

Воспитатель: Ребята, я придумала, давайте смастерим друга медвежонку, а другом будет «СНЕГОВИК». Выложим снеговика из трех кругов. Ева, как называется эта фигура? Какого она цвета, Полина? Лаврентий, какой круг ты положишь внизу? (большой). Какой потом Элина? (средний). Захар, какой  круг будет вверху? (маленький). Надя,  назови круг  ласково? (кружок, кружочек)

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь наш гость не заблудится .

Медвежонок. Спасибо вам, большое. Я многое узнал и понял, что такое зима и  какое же замечательное время года - зима. А у меня для вас сюрприз. Эта корзинку с угощениями.  

Воспитатель: Ребята, давайте скажем ,спасибо, мы очень рады, что помогли тебе.

Ребята, мишке пора в лес, давайте скажем ему до свидания.  А наш  снеговик поможет тебе добраться до твоей берлоги. (Мишка и снеговик уходят)

Воспитатель: Ребята, кто к нам приходил? Про какое время года мы ему рассказали? Что делает зимой медведи?(Ответы детей)

А теперь пришло время раздать угощения , которые вам оставил медвежонок (баночка мёда).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима".

Комплекс игр, направлен на развитие речи у детей дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Мною представлен конспект занятия по развитию речи "Зимушка-зиа"....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимушка-зима"

материал для закрепления знаний детей о зиме, зимних явлениях природы....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимушка-зима».

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимушка-зима».Кривогина М.О.«Зимушка – зима»Программа: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образо...

Конспект по развитию речи в средней группе «Зимушка-зима»

Данный конспект  будет полезна педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе " Зимушка-зима"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе « Зимушка-зима»Цель:.Обобщить знания детей о времени года – зима.Задачи: 1. Закреплять знания о приметах зимы.2. Воспитывать умение вни...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимушка-зима».

Цель: продолжать обучать детей пользоваться диалогической и монологической речью по теме «Зима»Задачи:Образовательные:    закрепить представления об основных признаках зимы...