Проектная деятельность

Проектная деятельность учащихся на уроках музыки и МХК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Он объемлет все эпохи

Цель:  Рассмотреть жизнь и творчество композитора в контексте уникальности и значимости его в мировой музыкальной культуре.  

Задачи:

Исследовать явления:

1.  Моцарт - явление музыкальной культуры, первый свободный художник.

2.  Музыка Моцарта – концентрированное выражение духовной сущности человечества. 

3. Мифы и легенды о Моцарте.

Актуальность

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее, она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора. Поэтому творчество композитора стало темой исследования в данной работе.

Гипотеза

Мы задаемся вопросом, почему музыке В.А. Моцарта удается волновать сердца, души и умы людей на протяжении более двухсот лет? В данном контексте попробуем предположить: Моцарт использует простые, доступные любому слушателю музыкальные средства, ясные музыкальные формы и жанры для передачи различных оттенков и граней человеческих переживаний всех эпох.

Вступление

Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.

Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие - в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

П.И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка».

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт», - воскликнул А. Г. Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители».

Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы – от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки. Жизнь Вольфганга Амадея Моцарта, как ни одного другого гения, утопает в мифах и легендах. Многие возникли вскоре после его смерти, некоторые родились позже, но все удивительно живучи до сих пор. Сквозь века нам уже не рассмотреть правду, что дает почву для многочисленных трактовок мифов и их разоблачений.

Часть 1. Любящий Бога

1.1.

Моцарта звали Вольфганг Амадей. При крещении Моцарту дали имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Греческое «Теофил» по-немецки означает «Готтлиб», а по-латыни – «Амадей» (то есть «любящий Бога»). Из всех трех вариантов лучше всего на слух воспринимается Амадей. Это имя Моцарт себе и выбрал.

Моцарт был уникумом, чудом; он творил шутя, и все давалось ему необыкновенно легко. Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд, он напряженно и много работал. Непосильно много с самого раннего детства. Гениальность Моцарта проявилась лет с трех. Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть – виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы. За несколько лет они дали концерты в Мюнхене, Париже, Вене, Лондоне, побывали в Голландии и Швейцарии.

Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами… Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Конечно, детей изматывали эти поездки. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз находились на краю гибели. Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу. Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта – в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства. Во время своих путешествий Моцарт брал уроки, знакомился с огромным числом композиторов и музыкантов того времени, осваивал разные музыкальные стили и языки.

Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио. Всего перу Моцарта принадлежат более 600 произведений практически всех главных музыкальных жанров – симфонии, камерные ансамбли, концерты, песни, арии, мессы, кантаты.

1.2.

Моцарт — представитель венской классической школы, его творчество — музыкальная вершина 18 в., детище эпохи Просвещения. Рационалистические принципы классицизма соединились в нём с влияниями эстетики сентиментализма, движения «Буря и натиск». Взволнованность и страстность так же характерны для музыки Моцарта, как и выдержка, воля, высокая организованность. В музыке Моцарта сохранены изящество и нежность галантного стиля, но преодолена, особенно в зрелых произведениях, манерность этого стиля. Творческая мысль композитора сосредоточена на углублённом выражении душевного мира, на правдивом отображении многообразия реальной действительности. С одинаковой силой в музыке Моцарта переданы ощущение полноты жизни, радость бытия и страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя и страстно стремящегося к счастью, к радости. Скорбь нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.

Оперы Моцарта — синтез и обновление предшествовавших жанров и форм. Главенство в опере Моцарт отдаёт музыке — вокальному началу, ансамблю голосов и симфонизму. Вместе с тем он свободно и гибко подчиняет музыкальную композицию логике драматического действия, индивидуальной и групповой характеристике персонажей. На основе комической и отчасти «серьёзной» итальянской оперы Моцарт создал оперу-комедию «Свадьба Фигаро», в которой соединены лирика и веселье, живость действия и полнота в обрисовке характеров; идея этой социальной оперы — превосходство людей из народа над аристократией.

Опера-драма «Дон Жуан» сочетает комедию и трагедию, фантастическую условность и бытовую реальность; герой старинной легенды, севильский обольститель, воплощает в опере жизненную энергию, молодость, свободу чувства, но своеволию личности противостоят твёрдые принципы морали.

Национальная опера-сказка «Волшебная флейта» продолжает традиции австро-немецкого зингшпиля. Как и «Похищение из сераля», она сочетает музыкальные формы с разговорным диалогом и опирается на немецкий текст (большинство др. опер Моцарта написано на итальянском). Но музыка её обогащена различными жанрами — от оперных арий в стилях оперы-буффа и оперы-сериа до хорала и фуги, от простенькой песенки до масонских музыкальных символов (сюжет навеян масонской литературой). В этом произведении Моцарт прославил братство, любовь и нравственную стойкость.

Отталкиваясь от выработанных И. Гайдном классических норм симфонической и камерной музыки, Моцарт усовершенствовал структуру симфонии, квинтета, квартета, сонаты, углубил и индивидуализировал их идейно-образное содержание, привнёс в них драматическую напряжённость, обострил внутренние контрасты и усилил стилевое единство сонатно-симфонического цикла. Существенный принцип моцартовского инструментализма — выразительная певучесть. Среди симфоний Моцарта (около 50) наиболее значительны три последние, созданные в 1788 году — жизнерадостная, сочетающая возвышенные и бытовые образы симфония ми-бемоль мажор, патетическая, наполненная скорбью, нежностью и мужеством симфония соль минор и величественная, эмоционально многогранная симфония до мажор, которой позднее было присвоено название «Юпитер». Среди струнных квинтетов (7) выделяются квинтеты до мажор и соль минор; среди струнных квартетов (23) — шесть, посвященных «отцу, наставнику и другу» И. Гайдну, и три так называемых Прусских квартета. Камерная музыка Моцарта включает ансамбли для разных составов, в том числе с участием фортепианных и духовых инструментов.

Моцарт — создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром. Сохранив присущую этому жанру широкую доступность, концерты Моцарта приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения. В концертах для фортепиано с оркестром (21) отразились блестящее мастерство и вдохновенная, певучая манера исполнения самого композитора, равно как и его высокое искусство импровизации. Моцарт написал по одному концерту для 2 и для 3 фортепиано с оркестром, 5 концертов для скрипки с оркестром и ряд концертов для различных духовых инструментов, включая Концертную симфонию с 4 солирующими духовыми инструментами. Для своих выступлений, а частично для учениц и знакомых он сочинял фортепианные сонаты (19), рондо, фантазии, вариации, произведения для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано, сонаты для фортепиано и скрипки.

         Большую эстетическую ценность имеет бытовая (развлекательная) оркестрово-ансамблевая музыка Моцарта — дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны, а также марши и танцы. Особую группу составляют его масонские композиции для оркестра («Масонская траурная музыка») и хора с оркестром (в том числе «Маленькая масонская кантата»), родственные по духу «Волшебной флейте». Церковные хоровые сочинения и церковные сонаты с органом Моцарт писал главным образом в Зальцбурге. К венскому периоду относятся два незаконченных крупных произведения — месса до минор и знаменитый Реквием, одно из глубочайших созданий композитора.

         Моцарт был в числе первых, кто создал в Австрии классические образцы камерной песни. Сохранилось много арий и вокальных ансамблей с оркестром (почти все на итальянском языке), шуточных вокальных канонов, 30 песен для голоса с фортепиано, в том числе «Фиалка» на слова И. В. Гёте.

Часть 2. Мифы и легенды

2.1.

Миф 1. Моцарт жил в нищете; современники не ценили его таланта…

Моцарт считается классическим примером того, как выдающиеся артисты эксплуатируются правящим классом, получая мизерное вознаграждение. На самом деле, Моцарт получал очень приличные гонорары. За один час преподавания на фортепьяно он выставлял счет в 2 гульдена (для сравнения – его служанка получала 12 гульденов в год). В 1782-м опера Моцарта «Похищение из сераля» имела огромный успех. За несколько лет он дал множество фортепианных концертов. И хотя, случалось, он не получал платы за свой труд, очень часто ему платили огромные гонорары (для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше). По личной переписке видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Однако экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги. Как-то, заработав за выступление баснословную сумму, Моцарт потратил ее за две недели. Приятель, к которому гений пришел занять денег, спросил: «У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни кучи детей… Куда же ты деваешь деньги?» И Моцарт ответил: «Но у меня есть жена Констанца! Она – мой замок, мой табун породистых лошадей и моя куча детей…» Детей в семье родилось шестеро, но четверо из них умерли во младенчестве. Род Моцартов прервался на сыновьях Карле Томасе и Франце Ксавере, которые, так и не обзавелись потомством. Брак Моцарта, в который он вступил без разрешения отца, оказался счастливым. Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Есть легенда, что однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: Моцарты пытались согреться, не имея денег на дрова… Однако даже тогда, когда в Вене капризная публика перестала слушать оперы Моцарта и его творчество «вышло из моды», композитор продолжал получать неплохие гонорары из других стран Европы, а также придворную зарплату.

Миф 2. Моцарт писал реквием на свою смерть

Осенним вечером серый незнакомец постучался в дверь Моцарта… Он заказал реквием по заданию своего хозяина, графа Вальзегг-Штуппаха, недавно похоронившего жену. Предчувствуя свою скорую смерть, одержимый черными мыслями, Моцарт начал сочинять реквием – для себя. Так повествует легенда. Однако, если судить по моцартовской переписке последних месяцев жизни, он был в прекрасном расположении духа. И его смерть стала шоком для семьи и друзей. Спорны и причины смерти Моцарта. Болезнь его протекала очень быстро, и 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей скончался в ужасных страданиях от «сильной лихорадки». Что вызвало лихорадку, не ясно, и это неудивительно для того уровня развития медицины. Гения лечили лучшие венские врачи принятыми в то время методами. (В результате прописанных ему кровопусканий, по подсчетам, Моцарт потерял около двух литров крови.) Вполне вероятно, что в тот год в Вене была эпидемия воспалительных инфекционных заболеваний, нечто вроде гриппа. Хотя теорий о болезни, убившей гения, десятки.

Миф 3. Похоронен в забвении

Моцарт был похоронен в братской могиле бедняков… На кладбище его провожал один-единственный человек… Вдова отказалась прийти на похороны… Богатый друг семьи ван Свитен пожалел денег на погребение…

Все это не совсем так. В числе реформ австрийского императора Иосифа были новые погребальные правила. Согласно им, захоронения отныне выводились из черты города (до этого в Европе процветал обычай хоронить мертвых в центре, у главного собора). Сама процедура похорон была предельно упрощена. 85% городских погребений совершались в общих могилах, на которых не позволялось устанавливать никаких памятных знаков (экономили место). Каждые 7-8 лет могилы перекапывали и использовали снова. Вдова не отправилась за гробом на кладбище, и это тоже было в порядке вещей. Церемония памяти Моцарта прошла в его масонской ложе. Катафалк отправлялся на кладбище только после шести вечера. Идти за ним за городские ворота было не принято, никаких обрядов в месте захоронения тогда не устраивали, и присутствовали на нем только могильщики. А «скупой» ван Свитен несколько лет щедро платил за обучение сыновей Моцарта, организовал первое исполнение его реквиема, устраивал концерты в пользу Констанцы и детей в разных городах Европы.

2.2.

Миф 4. Принесен в жертву масонами

Моцарт, как и многие его современники, увлекся идеями масонства и был членом масонской ложи (вместе с другом Гайдном). Его последняя опера, «Волшебная флейта», содержит масонские темы и аллегории.

Но… Дальше домыслы: руководителям ордена якобы показалось, что опера слишком карикатурна, к тому же им стало известно, что Моцарт собирался создать свое тайное общество. Вот и пал гений жертвой антихристианского масонского заговора: масоны отравили его ртутью, намеренно скрыли следы могилы и похитили из нее череп для своих обрядов.

Этот миф культивировали нацисты; о нем вспомнили и позже. По теории 60-х годов XX века, смерть Моцарта стала жертвоприношением при освящении нового масонского храма.

Миф 5. Моцарт и Сальери

О том, что Моцарт был отравлен, начали говорить вскоре после его смерти: тема ядов и отравлений в то время была чрезвычайно популярна. И несмотря на то, что в ранних биографиях Моцарта эту версию отрицали все, включая жену Констанцу, слухи не умолкали. Около 30 лет со дня смерти Моцарта прошло, когда в этом мифе появился Антонио Сальери, в то время уже тяжело больной человек. По свидетельствам тех, кто был с ним рядом в те годы, Сальери никогда не делал признания о том, что умертвил Моцарта, как утверждали газеты. Возможно, Пушкин именно в газетах прочитал об этих слухах и увековечил их в своей истории о «гении и злодействе». Позже эта тема прозвучала в пьесе Питера Шеффера «Амадей», по которой был снят фильм Милоша Формана.

Однако нет никаких исторических свидетельств о вражде двух композиторов. Напротив, хорошо задокументировано обратное: восхищенные высказывания Сальери о Моцарте; рассказ Моцарта о том, как Сальери был на представлении его оперы. Никаких оснований для зависти к Моцарту у Сальери не было: так, последний почти не сочинял инструментальной музыки, а в оперном жанре репутация Сальери среди современников была гораздо выше. Известно, что Моцарт выбрал Сальери в качестве учителя для своего сына Франца. Кстати, среди многочисленных учеников Сальери, который сыграл огромную роль в музыкальной жизни Европы, были Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист…

Миф 6. Эффект Моцарта

Этот термин относится к набору противоречивых научных выводов о том, что классическая музыка кратковременно (минут на 15-20) повышает некоторые умственные способности человека (например, пространственное мышление). И о том, что слушать Моцарта в колыбели полезно для младенческого ума. Пассивное прослушивание произведений Моцарта, или классической музыки вообще, не приводит ни к краткосрочному, ни к постоянному повышению интеллектуальных способностей. К таким выводам пришли немецкие ученые в ходе исследования, проведенного по заказу министерства образования и науки Германии. То есть некий положительный эффект, длящийся не больше 20 минут после прослушивания, был обнаружен, но он проявлялся от любой музыки и даже чтения.

         Подлинная слава пришла к Моцарту после его смерти. Имя Моцарта стало символом высшей музыкальной одарённости, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды. Непреходящую ценность моцартовских творений и огромную роль их в духовной жизни человечества подчёркивают высказывания музыкантов, писателей, философов, учёных начиная с И. Гайдна, Л. Бетховена, И. В. Гёте, Э. Т. А. Гофмана и кончая А. Эйнштейном, Г. В. Чичериным и современными мастерами культуры. «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» — эта меткая и ёмкая характеристика принадлежит А. С. Пушкину («Моцарт и Сальери»). Преклонение перед «светозарным гением» выразил П. И. Чайковский в ряде своих музыкальных сочинений, в том числе в оркестровой сюите «Моцартиана». Во многих странах существуют моцартовские общества. На родине Моцарта, в Зальцбурге, создана сеть моцартовских мемориальных, просветительных, исследовательских и учебных заведений во главе с Международным учреждением «Моцартеум» (основан в 1880).

        Заключение

Вольфганг Амадеи Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестяще импровизировал. Был избран членом Филармонии, академии в Болонье, кавалером ордена Золотой шпоры. Моцарт был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.

Моцарт наряду с И. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма, как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии, как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности, Одновременно в нём нашли развитие качества новых для того времени психологической правдивости и естественности. В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал. Моцарт внёс огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.

Отражение гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамичном равновесии и единстве. В центре художественного мира Моцарта - человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия.

Великие о Моцарте

«Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт — символ самой музыки».

                                                                                                            Борис Асафьев

«Невероятная гениальность возвысила его над всеми мастерами всех искусств и всех столетий».

                                                                                                           Рихард Вагнер

«У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва».

                                                                                                           Иосиф Бродский

«Его музыка, безусловно, не просто развлечение, в ней звучит вся трагедия человеческого бытия».

                                                                                                           Бенедикт XVI

Таким образом, гипотеза, поставленная в данной исследовательской работе о том, что Моцарт использует простые, доступные любому слушателю музыкальные средства, ясные музыкальные формы и жанры для передачи различных оттенков и граней человеческих переживаний всех эпох подтверждена.



Предварительный просмотр:

Реферат

На тему: «"Страшный суд" Микеланджело Буонарроти"»

          Ученицы 11 класса А

          ГБОУ СОШ №425

          Яниной Юлии Константиновны

                                                 Учитель: Руденко И.И.

             Оценка:

Москва 2013г.

«Страшный суд» - это прежде всего колоссальная мировая драма. Только могучий гений может передать весь ужас всемирной катастрофы в одном эпизоде, в нескольких отдельных сюжетах. Испорченность нравов, разврат и цинизм, изнеженность и коварство, продажность и легкомыслие - все это вызывает нравственное падение и требует искупления нарушенных божественных законов. С любовью в сердце и с гневом на устах обращается здесь к миру великий Микеланджело.

Только страстное стремление к совершенству и к истине может дать человеку силы с мужественным терпением и волей идти к своей цели. Создание «Страшного суда» заняло свыше пяти лет - больше, чем роспись свода Сикстинской капеллы. Две фрески Перуджино и росписи Микеланджело в люнетах алтарной стены пришлось уничтожить, чтобы дать полный простор эпопее «Страшного суда». В здании пришлось заделать оконные проемы, что изменило и освещение, и восприятие других работ.

Фреска поражает монументальностью и размахом. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Благодаря мастерству художника, каждая фигура кажется трехмерной, словно она не написана, а изваяна. Сюжету такой обширной композиции вполне отвечают сила знания и смелость воображения, богатство линий и контуров, эффекты света и тени. Целый мир разнообразных движений отображает движения внутренние. Всякого рода чувства, страсти, движения мысли, надежда, отчаяние, зависть, бессильный гнев, ужас, боль и нравственное падение находят свое место рядом с умилением, радостью и восхищением.

Страшный суд - Деталь: Христос-Судья – Микеланджело

Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала. Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов. Необычно и включение в сцену Страшного суда напоминания о страстях Христа. Основным литературным источником для мастера было «Евангелие от Матфея» и отдельные мотивы восходят к другим источникам - от «Видения Иезекииля» (Ветхий завет) до «Божественной комедии» Данте (сцена с Хароном).

Страшный суд - Деталь: Праведницы - Микеланджело

Необычное решение автора в построении композиции сохраняет важнейшие традиционные элементы иконографии. Пространство разделено на два основных плана: небесный - с Христом-судьей, Богоматерью и святыми и земной - со сценами воскрешения мертвых и делением их на праведников и грешников.

Страшный суд - Деталь: Ангелы трубят - Микеланджело        

Трубящие ангелы возвещают о начале Страшного суда. Открыта книга, в которой записаны все дела человеческие. Сам Христос является не милосердным искупителем, но карающим Владыкою. Жест Судьи приводит в действие медленное, но неумолимое круговое движение, которое вовлекает в свой поток ряды праведников и грешников. Сидящая рядом с Христом Богоматерь отвернулась от происходящего. Она отказывается от своей традиционной роли заступницы и с трепетом внимает окончательному приговору. Вокруг святые: апостолы, пророки. В руках у мучеников орудия для пыток, символы страданий, перенесенных ими за веру.

Страшный суд - Деталь: Избранники - Микеланджело

Мертвые, с надеждой и ужасом открывая глаза, встают из могил и идут на суд Божий. Некоторые поднимаются легко и свободно, другие медленнее, в зависимости от тяжести собственных грехов. Сильные духом помогают подняться нуждающимся в помощи.

Страшный суд - Деталь: Грешники в аду - Микеланджело

Полны ужаса лица тех, кому предстоит спуститься вниз, чтобы очиститься. Предчувствуя страшные муки, грешники не хотят попадать в ад. Но силы, направленные на соблюдение справедливости, выталкивают их туда, где положено находиться людям, причинявшим страдания. А черти тянут их к Миносу, который хвостом, обвитым вокруг тела, указывает круг ада, на который следует спуститься грешнику. (Судье умерших душ художник придал черты лица церемониймейстера Папы Бьяджо да Чезена, который часто сетовал на наготу изображенных фигур. Его ослиные уши - символ невежества.) А рядом видна барка, управляемая перевозчиком Хароном. Одним движением забирает он грешные души. Отчаяние и бешенство их переданы с потрясающей силой. Налево от барки зияет адская бездна - там вход в чистилище, где демоны ожидают новых грешников. Кажется, слышны крики ужаса и скрежет зубов несчастных

Страшный суд - Деталь: Грешники и бесы - Микеланджело

Вверху, за пределами мощного круговорота, над душами, которых ожидает спасение, парят бескрылые ангелы с символами страданий самого Искупителя. Наверху справа прекрасные и юные существа несут атрибуты спасения грешников.

Страшный суд - Деталь: Автопортрет - Микеланджело

Все годы, проведенные в труде над этой картиной, Микеланджело жил уединенно, лишь иногда пользуясь обществом немногочисленных друзей. Несмотря на покровительство Папы, и быть может, именно, вследствие этого, непонимание, зависть и злоба преследовали художника. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное... Пусть он тем временем наведет порядок в мире, а навести порядок в живописи можно быстро...» Тем не менее Тридентский собор постановил прикрыть наготу фигур драпировками.

Страшный суд - Деталь: Проклятые - Микеланджело

 Неслучайно у ног Христа Микеланджело поместил Св. Варфоломея. В левой руке святой держит кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан. Придав искаженному страданием лицу, которое изображено на содранной коже, собственные черты, Микеланджело запечатлел невыносимые душевные муки, которые он испытал создавая свое великое творение.

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания. Сразу же после освящения фрески «Страшный суд» в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. «И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость» (Вазари).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фольклор в творчестве А.К.Лядова Лебедева Полина

Слайд 2

Фольклор – устное народное творчеств о , зародившееся глубоко в древности . От английского слова - folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

Слайд 3

Мастер симфонической и фортепианной миниатюры. обработки русских народных песен . Профессор Санкт-Петербургской консерватории. Л ЯДОВ Анатолий Константинович ( 1855-1914 г.), русский композитор, дирижер.

Слайд 4

А.К. Лядов ученик известного русского композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова. Создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики . Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба-яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора».

Слайд 5

Волшебный мир сказки вдохновлял Лядова . Он говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

Слайд 6

Кикимора - это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная – злое, коварное, привередливое существо. Литературной основой «Кикиморы» А. Лядова стало одно из сказаний русского народа.

Слайд 7

Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн , говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька , чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную , сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной .

Слайд 8

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Западноевропейская музыка романтизма

Слайд 2

План 1. Романтизм в музыке. 2. Выдающиеся композиторы романтической школы. 3. Выдающиеся композиции музыкантов романтизма.

Слайд 3

На уроке!!! Выявите принципиальные отличия музыки романтизма, от музыки классицизма. В тетради укажите основных композиторов и их произведения.

Слайд 4

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной . Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Слайд 5

Наиболее яркими представителями романтической школы композиторов были…. Николо Паганини Ференц Лист Фредерик Шопен Фон Вебер Франц Шуберт Рихард Вагнер Роберт Шуман Джузеппе Верди Мендельсон

Слайд 6

Героем романтической музыки является сильно чувствующая личность. Мир, в котором пребывает такой герой, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни. Поэтому основными в романтических композициях являются темы одиночества... Романтики обращаются к средневековью, идеализируя его.

Слайд 7

Картина Рафаэля, запечатлевшая обручение Марии и Иосифа, проникнутая ясным мироощущением, светлой и тихой гармонией, стала основой для пьесы Листа «Обручение»

Слайд 8

А скульптура Микеланджело «Мыслитель», основой для цикла «Годы странствий…»

Слайд 9

Французский героический эпос «Песнь о Ролланде» и «Песнь о Нибелунгах», стала основой для монументального оперного цикла Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга».

Слайд 10

Композиторы романтики не отказывались от классической музыки. Они продолжали развивать лучшие традиции классицизма. И все таки новый стиль имеет свои черты. Они видны в философском взгляде на окружающий мир, в выборе тематики и музыкальных средствах ее выражения.

Слайд 11

На уроке!!! Выявите принципиальные отличия музыки романтизма, от музыки классицизма. В тетради укажите основных композиторов и их произведения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам. Культура эпохи возрождения

Слайд 2

Эпоха Возрождения ( Ренессанс) Ренессанс – с французского «Возрождение» Эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке

Слайд 3

Была ориентирована на возрождение античной культуры; Утверждала силу, разумность, красоту и свободу личности; Имела целостное и разностороннее понимание человека, жизни и культуры ; Искусство осознавалось как равноценность и равноправность форм человеческой деятельности; Носила ярко выраженный демократический характер, в его центре стоят человек и природа . Эпоха Возрождения имела следующие особенности:

Слайд 4

1.Раннее Возрождение Период охватывает в Италии время с 1420 по 1500 года. Этапы Возрождения 2. Высокое Возрождение первая четверть XVI века. 3. Позднее Возрождение 1520—1600

Слайд 5

Северное Возрождение Период Ренессанса на территориях Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение». Замок Шамбор во Франции. 1519-1547 .

Слайд 6

Художники Северного Возрождения Ганс Бальдунг Иероним Босх Питер Брейгель Альбрехт Дюрер Лукас Кранах Ханс Хольбейн Ян ван Эйк

Слайд 7

Наука Парацельса и Везалия, Жана Бодена и Никколо Макиавелли Томас Мор, Томмазо Кампанеллы

Слайд 8

Философия Николай Кузанский Леонардо Бруни Марсилио Фичино Пико делла Мирандола Лоренцо Валла Манетти Пьетро Помпонацци Жан Боден Монтень Томас Мор Эразм Роттердамский Мартин Лютер Кампанелла Джордано Бруно

Слайд 9

Литература Франческо Петрарки ( 1304-1374) Джованни Боккаччо ( 1313-1375) Никколо Макиавелли ( 1469-1527) Лудовико Ариосто ( 1474-1533) Торквато Тассо (1544-1595 )

Слайд 10

Изобразительное искусство Леонардо да Винчи Мона Лиза (1452-1519) - итальянский художник, живописец, скульптор, архитектор, учёный, изобретатель, писатель. Поклонение волхвов

Слайд 11

Рафаэль ( 1483–1520) - итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи.

Слайд 12

Сандро Боттичелли (1445-1510) – великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.

Слайд 13

Архитектура Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города- памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте , Джорджо Вазари и многие другие. Собор Санта-Мария- дель - Фьоре , Флоренция . Жемчужина ренессансной архитектуры

Слайд 14

Музыка Ведущее положение занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения. Появляются различные жанры светского музыкального искусства фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров сольной песни, кантаты, оратории и оперы.

Слайд 15

Фламандский композитор XV в. Г. Дюфаи Орландо Лассо (ок.1532-1594)-нидерландский композитор, создавший более двух тыс. произведений культового и светского характера.

Слайд 16

Итальянская комедия Театр Шекспира В конце XVI – начале XVII вв. в Италии возник театр-комедия дель арте(искусственная комедия), «комедия мастерства».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мона Лиза (Джоконда)

Слайд 2

15 апреля 1452 — 2 мая 1519— итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи» . Полное его имя — итал . Leonardo di ser Piero da Vinci , то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи

Слайд 3

Название картины Полное название картины итал . Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — «Портрет госпожи Лизы Джокондо ». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа », в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona . Вторая часть имени модели, считающаяся фамилией её мужа — del Giocondo , по-итальянски также имеет прямое значение и переводится как «весёлый, играющий» и соответственно la Gioconda — «весёлая, играющая ». Впервые название « La Joconda » упоминается в 1525 году в списке наследства художника Салаи , наследника и ученика да Винчи, который оставил картину своим сёстрам в Милане. Надпись описывает её как портрет дамы по имени Ла Джоконда.

Слайд 4

Описание картины Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками. Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков , но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.

Слайд 5

Кража картины Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность . 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, похетитель хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забыл, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Картину нашли только спустя два года в Италии — причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. На протяжении этого времени « Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, поэтому неудивительно, что « Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.

Слайд 6

В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого « Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Вандализм

Слайд 7

Копия XVI века, находящаяся в Эрмитаже, Санкт-Петербург Оригинал