Мировая художественная культура

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МХК Мировая художественная культура

Слайд 2

« Cultura » (лат.) – возделывание земли, противопоставлялось значению «натура». «Культура» (в романских языках) – воспитание, образование, совершенствование. «Культура» – все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс. Что мы понимаем под словом «культура»?

Слайд 3

История человеческого общества - это и есть история мировой художественной культуры.

Слайд 9

МЫСЛИ ОБ ИСКУССТВЕ « Искусство имеет своей задачей истину в чувственной форме» Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Слайд 10

« НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА » Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво!

Слайд 11

И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий, 1955

Слайд 12

Искусство – это поиск идеала, Мы искусством должны дорожить! Но мечтать об искусстве – мало Надо с ним свою жизнь прожить. Аня Абаева , 5А класс, школа № 1205, 1998 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на Земле. Космическая символика.

Слайд 2

«Золотой век» Юстиниана Великого 527-565 «Македонское Возрождение» 867-1056 Культура Комнинов 1081-1185 « Палеологовский Ренессанс» 1261-1453 Античные формы - основа византийского стиля

Слайд 3

Нижняя часть храма символизирует землю. Своды, паруса, апсида и верхняя часть стен – Святую землю (земной рай). Купол – небо. Нартекс – образ земли, где пребывают грешники. Пространство храма – видимое небо для верующих. Алтарь – царство чистого духа. Амвон – (от греч. Восхожу) – здесь происходит акт единения с Богом во время евхаристии. Купол – идея лествицы , общение неба и земли. Идея установления божественного порядка на земле и спасениячеловека в загробном мире. Космическая символика.

Слайд 4

БАЗИЛИКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ СОЗДАВАЛИСЬ НА ОСНОВЕ СТАРЫХ РИМСКИХ БАЗИЛИК. ОНИ ИМЕЛИ ТРИ ИЛИ ПЯТЬ ПРОДОЛЬНЫХ НЕФА, ОТДЕЛЕННЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА КОЛОННАМИ. ВХОД РАСПОЛАГАЛСЯ С ЗАПАДНОЙ СТОРОНЫ, ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ – АПСИДА – С ВОСТОЧНОЙ. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово . Около 490 г. Равенна. Центральный неф хорошо освещен окнами в верхней части стены. Стройные ряды колонн как бы ведут посетителя в глубину пространства к апсиде.

Слайд 5

Церковь Сан-Витале в Равенне. 546 – 548 гг. В ПЛАНЕ – ВОСЬМИУГОЛЬНИК, В ЦЕНТРЕ КОТОРОГО НА ВОСЬМИ СТОЛБАХ ПОКОИТСЯ КУПОЛ. ТЯЖЕСТЬ КУПОЛА ЛОЖИТЬСЯ НА СТЕНЫ, УКРЕПЛЕННЫЕ ОБВОДНОЙ ГАЛЕРЕЕЙ. ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

Слайд 6

Храм Святой Софии (Божественной премудрости) 532-537 гг. Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета . В храме Святой Софии выражены две идеи. Первая могущество христианства, воплощенная в огромном, н епринужденно р азворачивающемся пространстве , контрасте светлых и темных мест. Вторая - зависимость церкви от государства -проступает в декоре храма, схожем с парадными залами императорского дворца.

Слайд 7

Тип храма- купольная базилика с тремя апсидами. Наиболее вместительный и приспособленный к церковной обрядовости. В плане близкая к квадрату. В середине главный неф перекрыт куполом (31,5 м), каркас его состоит из 40 арок. Сферические паруса передают распор купола к квадрату на подпружные арки и 4 столба, укрепленные снаружи контрфорсами . Оптическая иллюзия породила легенду о том, что купол Св. Софии подвешен на золотой цепи с неба.

Слайд 8

Византийская капитель п окрыта плоским рельефом растительного рисунка

Слайд 12

Задание: выпишите христианскую архитектурную символику проанализировав текст учебника на стр. 117-118.



Предварительный просмотр:

Предмет: Мировая художественная культура.

Образовательная система: учебник 10 класса (базовый уровень), Л.Г. Емохонова.

Тема урока: «Аллегорический цикл  Андреа да Бонайути «Триумф покаяния».

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения:  проблемный урок.

Дата проведения: 30.05.2013 г.

Учитель: Руденко Инга Ивановна

Цель: Рассмотреть аллегорический сюжет фрескового цикла «Триумф покаяния» Андреа да Бонайути как возможность примирить любовь человека эпохи Арс нова к земной жизни и страх перед смертью. 

Задачи:

  1. Выявить способ понимания понятия аллегория.
  2. Применить аллегорическую концепцию в характеристике персонажей фрескового цикла.
  3. Проблематизировать содержание фрески «Триумф покаяния».  

  1. Образовательная задача:  восприятие и первичное осознание обучающимися понятий:  

- аллегория;

- фресковый цикл;

- Арс нова.

2.  Метапредметные задачи:

- развитие основ духовно-нравственного, эстетического ориентирования обучающихся;

-  приобщение к мировой художественной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

3. Задачи по развитию личностных компетентностей обучающихся:

- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация;

- развитие познавательных интересов, мотивации;

- самостоятельности, самооценки;

- раскрытие творческого потенциала через различные виды деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- овладение обучающимися основными способами мыслительной деятельности: сравнение, анализе, синтез, обобщение, систематизация;

- развитие познавательных интересов, мотивации к изучению искусства Арс нова;

- развитие самостоятельности в выборе информации,

- представление коллективной и личностной точки зрения на поставленную проблему;

- раскрытие творческого потенциала через различные виды деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

-обучающийся учится формулировать познавательную цель урока, обобщать и систематизировать полученные знания;

- обучающийся развивает основы духовно-нравственного, эстетического ориентирования;

-  обучающийся приобщается к мировой художественной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. 

Регулятивные УУД:

- обучающийся  учится формулировать и проблематизировать учебную цель;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата;

Коммуникативные УУД:

-  обучающийся учится слушать собеседника;

- учится формулировать проблемные вопросы;

-  позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Предметные результаты:

- умение осознать и объяснить понятия  фресковый цикл;

- аллегория в изобразительном искусстве Арс нова;

- творческие задачи художника проторенессанса Андреа да Бонайути.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: проектор, ПК, акустическая аппаратура.

СЦЕНАРИЙ  УРОКА

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

КОММЕНТАРИИ

  1. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствие учителя.

Приветствие обучающихся.

Время регламентировано.

  1. Жеребьевка

Краткое вступительное слово, создает эмоциональный настрой.

Объясняет условия жеребьевки.

Обучающиеся вытягивают карточки, в соответствии с цветом карточки занимают место за указанным столом.

Организационная форма работы.

2 мин.

  1. Индукция

Фрагмент фильма «Иисус Христос суперзвезда» режиссер Норман Джуисон 1973 г., экранизация одноименной рок-оперы  Ллойда Уэббера.

Задание к просмотру:

посмотрите видеофрагмент, сформулируйте концепцию, способ понимания происходящего на экране. Запишите в верхней части бумажного листа.

Формулируют концепцию, способ понимания происходящего на экране. Формулировку записывают в верхней части бумажного листа.

5 мин.

  1. Реконструкция

Формулирует задание:

с учетом выработанной группой концепцией проанализируйте предложенные изображения. Вырежьте и разместите на листе бумаги персонажи, образы, символы, отражающие содержание предложенного изображения. Дайте им краткую характеристику.

Изучают изображения, визуальный ряд.

Выполняют задание по реконструкции образного строя фрагмента фресковой живописи.

Записывают характерные для выбранных образов черты.

Визуальная, письменная прикладная форма работы.

5 мин.

  1. Кульминация

Формулирует задание: рассмотрите фреску  Андреа да Бонайути. Учитывая предложенные трактовки фрагментов композиции, заполните таблицу.

Обучающиеся обсуждают выразительные средства, разрабатывают проблематику, обменяются мнениями и заполняют таблицу.

Устная и письменная форма работы.

  1. Афиширование

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Обучающиеся вывешивают свою реконструкцию на доску, выполняют представление мнения группы.

Устная форма работы.

Рефлексия.

Итог урока.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задание 1. Посмотрите видеофрагмент, сформулируйте концепцию, способ понимания происходящего на экране. Запишите формулировку в верхней части листа.

Слайд 3

Задание 2. С учетом вашей концепции проанализируйте предложенные изображения. Вырежьте и разместите на листе бумаги персонажи, образы, символы дайте им краткую характеристику.

Слайд 5

Задание 3. Рассмотрите фреску Андреа да Бонайути . Учитывая предложенные трактовки фрагментов композиции, заполните таблицу: Век, стиль Проблематика Средства выразительности ВЫВОД-ТЕМА

Слайд 7

Тема Аллегорический цикл Андреа да Бонайути «Триумф покаяния». Цель Рассмотреть аллегорический сюжет фрескового цикла «Триумф покаяния» Андреа да Бонайути как возможность примирить любовь человека эпохи Арс нова к земной жизни и страх перед смертью. Задачи: Выявить способ понимания понятия аллегория. 2. Применить аллегорическую концепцию в характеристике персонажей фрескового цикла. 3. Проблематизировать содержание фрески «Триумф покаяния».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛАВЯНСКИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ ФОЛЬКЛОР КАК ОТРАЖЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО МИФА

Слайд 2

Картина мира в представлении древних славян и языческие боги Картина мира славянина-язычника представлялась таким образом: Земля неподвижна, планеты и звезды вращаются вокруг нее, а ночью Солнце проплывает по некоему подземному океану.

Слайд 3

ПЕРУН ДАЖДЬБОГ МАКОШЬ ВЕЛЕС ЛАДО

Слайд 4

ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ ПЛОДОРОДИЯ Формы обрядов появились у славян до того, как развились представления о божествах. Во время обряда уничтожается не само божество растительности, а некий символ растительных сил. Языческие обряды плодородия совершаются в период от зимнего до летнего солнцеворота – во время пробуждения растительных сил земли.

Слайд 5

Все аграрные обряды включают одинаковые действия: п оминовение усопших; фарсовые похороны растительных сил (потопление, сжигание, разрывание); разбрасывание их останков по полям.

Слайд 6

Символы: кутья, блины начало 25 декабря СВЯТКИ Обязательное поминовение усопших. Святьё – умершие предки. Постоянство природного цикла: жизнь – смерть - воскресение

Слайд 7

Символы: чучело, блины, игры, смех МАСЛЕНИЦА Встреча и проводы Масленицы

Слайд 8

Похороны русалки: соломенную куклу в белом выносили на поле и оставляли на меже. В семик в обряде использовали березу, завивали ее, украшали лентами, цветами, лоскутками и торжественно вносили в деревню. РУСАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ Смысл обряда – вынести из леса растительную силу дерева

Слайд 9

Земле не помогали, от нее старались взять все, что она может дать. Символы: береза, огонь, смех. ИВАНА КУПАЛА Купальский огонь д обывали трением из д ерева, а не зажигали от д ругого огня, поэтому он к ак «живой» обладал о собыми целебными с войствами.

Слайд 10

отражением каких идей является сказка о царевне Несмеяне ? Используя материал учебника, стр. 22-23, письменно ответить на вопрос:

Слайд 11

Фольклор – коллективное поэтическое творчество народа. Это сказки, эпос, загадки, песни, заговоры и др.

Слайд 12

Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы.

Слайд 13

Задание: выполните в виде орнамента «ЗАГОВОР НА ЗДРАВУ»: На море на Окияне , на острове Буяне Лежит бел-горюч камень Алатырь. Возле того камня Алатыря Стоит стар-матёр человек, трем сынам отец. Как достает стар-матёр человек свой булатный нож, Режет-сечет он им все хвори да болезни, Все ломоты да сухоты у внука Даждьбожьего , Кладет их под бел-горюч камень Алатырь, Запирает тремя золотыми ключами, Бросает те ключи в Окиян-море синее. Кто бел-горюч камень Алатырь изгложет, Тот слова мои превозможет! Слова мои полны-наговорны , как Окиян-море . Слова мои крепки и тверды, как Алатырь-камень!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сравните две скульптурных композиции на предмет сочетания с окружающим пространством. Ретабло . Кафедральный собор Санта-Мария. Толедо. Микеланджело. Капелла Медичи. Церковь Сан-Лоренцо. Флоренция.

Слайд 2

Как проявились в скульптуре новые представления об окружающем мире и месте человека в нем?

Слайд 3

Заполните таблицу, используя материалы сайта http://www.mikelangelo.ru/ Скульптура: Микеланджело,__________________________________________________________ 1. Композиция 2. Идея 3. Эмоции 4. Как вы понимаете выражение «напряжение духа», свойственное скульптуре Микеланджело. 5. Значение скульптуры в творчестве Микеланджело Буонарроти .

Слайд 4

1

Слайд 5

2

Слайд 6

3

Слайд 7

4

Слайд 8

5

Слайд 9

6

Слайд 10

7

Слайд 11

8

Слайд 12

9

Слайд 13

10