Методическая копилка

Лубсанова Надежда Ивановна

Характеристика возрастных особенностей младшего возраста

В возрасте 3–4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и соотношения различных действий ребенка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах.

Задачи воспитания и развития в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации.

1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

2. Организовать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.

3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Задачи воспитания и развития в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества.

1. Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, игра на шумовых музыкальных инструментах), координированность движений, мелкую моторику при обучении приемам игры на инструментах.

2. Формировать вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому.

3. Стимулировать умение импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Характеристика методов и приемов музыкального воспитания

Методы музыкального воспитания - действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе взаимодействия взрослого и ребенка, Где ведущая роль отводится взрослому. Который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.

Методы состоят из более частных приемов. Прием – практический элемент метода.

Методы зависят:

-        учебных задач;

-       от характера различных видов музыкальной деятельности;

-       обстановки;

-       источника информации и т.д.

Наиболее распространенной в педагогике классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические.

Наглядный метод  -  наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод. Исполнение музыкальных произведений педагогом, использование TCO – основное содержание этого метода. Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие. Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в аудиозаписи.   

Наглядно-зрительный метод (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется, чтобы , разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д.

Словесный метод используется, чтобы организовать внимание детей, передать им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, пояснить музыкальные произведения, которые они слушают, учить самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение - таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании.

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные умения и навыки, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности.

Педагог показал, ребенок попробовал..

Выразительный показ музыкально-ритмических движений (как держать спину, руки, маршировать, выбрать движение, соответствующее характеру музыки, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки) имеет важное значение для их освоения детьми.

Показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах тоже необходим, так как многие действия здесь дети осваивают по подражанию (как правильно держать молоточек при игре на металлофоне, как ударять по пластинкам).

Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание всех методов. Если они не достигают цели, нужно вовремя заменить их. Угасание у детей интереса к деятельности - это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар.

Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов.

Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения. На третьем этапе (произведение выучено) очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам.