Методическая копилка

Суркова Наталья Викторовна

конспекты уроков, выступления, презентации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

     Что такое творчество? Прежде всего, это воплощение индивидуальности, форма самореализации личности; возможность выразить своё неповторимое отношение к миру. Но потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в процессе человеческой жизни далеко не полностью. Общепризнанно, что особые способности, или одарённость, зависят от врождённых задатков. Есть ли в таком случае педагогическая целесообразность в разработке технологии стимулирования детского творчества в учебно-воспитательном процессе? Не создадим ли мы группу, куда заведомо не попадёт более половины всех учеников, так как, по данным психологов, одарённостью наделены от 5 до 20% учащихся? А что представляют собой дети, наделённые способностями к творческому восприятию, осмыслению и интерпретации получаемой информации? Всегда ли это дети – отличники в учёбе с примерным поведением? Нет, как правило, эти дети неровно успевающие, выбивающиеся из общего темпа, странные в поведении, иногда тугодумы, не умеющие уяснить очевидного. С такими детьми порой бывает трудно, но наша задача – помочь любому ребёнку открыть в себе способности, о которых он ранее и не подозревал, и сделать всё возможное для того, чтобы эти способности нашли своё дальнейшее развитие.

     Другой вопрос: как развить способность творить, самовыражаться? Ответом на этот вопрос может быть совсем иное отношение к языку и методике его преподавания. Это может быть нестандартное начало урока: «Ребята, посмотрите, какой сегодня необыкновенный день…» или «Представляете, выхожу я сегодня на улицу и…». Опора на чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартную ситуацию является важным условием развития кретивности у детей.

     К великому сожалению, современная культура техногенна. Познавательные и духовно-нравственные горизонты учащегося сейчас в большей мере определяются СМИ, журнальной литературой, поп-музыкой, компьютерными играми. Это привело к снижению общего уровня речевой культуры, которая, по мнению большинства лингвистов, характеризуется речевой разнузданностью, неряшливостью, тиражированием речевых ошибок и немотивированными заимствованиями, неумелым использованием окказиональных слов (единичных авторских новообразований), использованием жаргонной лексики. Поэтому на своих уроках я нахожу время для игр. Детские игры – явление многообразное, их содержание усложняется и развивается в тех случаях, если они интересны для детей. А практика показывает, что эта работа действительно интересна детям. Игры учат обдумывать, как осуществить замысел, развивают активность, самостоятельность, интерес к общению, творческое воображение.

    На одном из занятий дети получили задание составить анаграммы. С этой работой успешно справились. На другом занятии получили задание сложнее.

   Попробуйте решить анаграммные примеры:

Кот + лес =

Задор + ель =

Мел + каска=

Образ + соло + сеть + нить =

Тон + меч + тир + ось + ель + сад + пот =

     В качестве домашнего задания детям предлагается самим составить подобные примеры.

    На одном из последующих уроков предлагаю вспомнить примеры текстов, где все слова начинаются на одну букву. Дети с удовольствием включаются в игру, приводят примеры. Как продолжение игры, прошу за короткое время придумать свой текст. Букву при этом получает весь класс одинаковую. Это может быть как гласный, так и согласный.

     Семеро сверчков смотрели страшный спектакль. Скоро старшему стало смешно, седьмому стало скучно. Сверчки старательно скрывали своё стремление сбежать.

     «Странно, стало совсем скучно», - сказал старший. Седьмой сверчок смело спал, скрипя стулом.

     Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении. Для таких уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, стесняются, отказываются сдавать. Но детям нужно внушать, что к любому труду надо относиться с уважением.

     При развитии творческого мышления эффективной оказывается работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, мы используем произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительного и творческого процессов.

     С.Л. Рубинштейн утверждает, что «само развитие творческого воображения обусловлено в какой-то мере техникой, и её отсутствие или несовершенство, её неадекватность творческим задачам художника…может сковать его воображение». Другими словами, существуют определённые технологии, приёмы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. Среди них особый интерес представляют следующие:

     Найти новую формулировку проблемы, задачи. Так, привычная тема по литературе в 10 классе «Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? обретёт неожиданный поворот в своём раскрытии, если, исходя из темы, ставятся следующие вопросы: «Ощущают ли счастье герои поэмы?», «Одинаково ли понимают счастье герои поэмы?» и т.д.

     Поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что, если…?». Учащимся можно предложить на рассмотрение любую проблему, например: «Представь, что ты Родион Раскольников. Хотел бы ты изменить свою судьбу? Что бы ты для этого сделал?» Принимаются любые ответы – от реальных, критических до самых фантастических.

     Помнить о том, что юмор – показатель абстрактного мышления, поэтому не нужно бояться шуточных импровизаций. Возможно сочинение  монолога от имени вещей, которые нас окружают, от имени домашних животных, от имени бытовых приборов и т.д.

     Не бояться самых разных аналогий.

Детское творчество – многогранно, оригинально. Творчество – радость, увлечение и развивающийся талант. Творите сами и убедитесь в том, что вы – человек творческий, нестандартный, азартный…И как нет ребёнка без воображений, так нет и педагога без творческих порывов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Суркова Наталья Викторовна Учитель русского языка и литературы II квалификационной категории МОУ «Гимназия №25» город Нижнекамск Республика Татарстан 2007 год

Слайд 2

«Проблема творчества – один из участков педагогической целины» В.А.Сухомлинский

Слайд 4

« Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» Э. Золя

Слайд 6

Кот + лес = Задор + ель = Мел + каска= Образ + соло + сеть + нить = Тон + меч + тир + ось + ель + сад + пот =

Слайд 8

Семеро сверчков смотрели страшный спектакль. Скоро старшему стало смешно, седьмому стало скучно. Сверчки старательно скрывали своё стремление сбежать. «Странно, стало совсем скучно», - сказал старший. Седьмой сверчок смело спал, скрипя стулом. Максим

Слайд 11

«Само развитие творческого воображения обусловлено в какой-то мере техникой, и её отсутствие или несовершенство, её неадекватность творческим задачам художника…может сковать его воображение». С.Л. Рубинштейн

Слайд 12

Найти новую формулировку проблемы, задачи. Поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что, если…?» Помнить о том, что юмор – показатель абстрактного мышления, поэтому не нужно бояться шуточных импровизаций. Не бояться самых разных аналогий .

Слайд 14

«Стремление ребёнка показать себя существом изображающим, представляющим должно быть для нас священно». Ф. Фребель



Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема урока

Домашнее задание

1.

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.

Пересказ учебной статьи, з.2 стр.6

2.

Что такое фольклор? Фольклорные жанры.

Творческая работа

3.

Малые фольклорные жанры. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Подг. к конкурсу на знание пословиц, поговорок, загадок

4.

Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.

Сочинение-миниатюра

5.

Детский фольклор.

Придумать небылицу

6.

Сказка как особый жанр фольклора. Виды сказок.

Подготовить сказывание сказки, используя «Секреты мастерства»

7.

Сказка «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

Сказывание сказки с использованием сказочных особенностей

8.

Реальный и фантастический мир в сказке «Царевна-лягушка».

Задание по вариантам

9.

«Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы, её духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. Роль Бабы Яги в сказке.

 Групповое задание: 1) выразительное чтение эпизода «Василиса Премудрая на пиру» 2) рассказ о Василисе или Иване-царевиче

10.

Народная мораль в сказке «Царевна-лягушка»: добро торжествует, зло наказывается. Эстетика волшебной сказки.

Прочит «Иван-крестьянский сын  и чудо-юдо»

11.

Сказка «Иван-крестьянский сын  и чудо-юдо». Нравственное превосходство героя над старшими братьями.

Задания на стр.39

12.

Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван-крестьянский сын  и чудо-юдо».

Творческая работа

13.

Жанровые особенности сказок о животных. Сказка «Журавль и цапля».

З.3 стр.42

14.

Иносказательный смысл бытовых сказок. Сказка «Солдатская шинель».

*сообщения о собирателях сказок, вопросы для конкурса

15.

 Урок ВЧ. Мои любимые сказки.

Подготовить сборник сказок (собственный)

16.

Урок ВЧ. Татарские народные сказки.

Подг. к сочинению

17.

Урок РР. Создание волшебной сказки.

Закончить работу

18.

Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет».

В.1. стр.47.

19.

Летописный рассказ. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Подвиги героев  летописи во имя мира на родной земле.

Пересказ по цитатному плану

20.

М. В Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…»

Сообщения, письменный ответ на вопрос «Почему Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»?

21.

Русские басни. Басня и её родословная. Басня как литературный жанр.

Прочитать прозаический пересказ басен Эзопа

22.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне  «Волк и Ягнёнок»

Чтение басни в лицах, сообщения о Крылове, *иллюстрации

23.

Осмеяние пороков – лести, глупости, жадности, неблагодарности – в басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

Наизусть в лицах, *инд.зад.

24.

Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».

Наизусть, *инд.зад.

25.

Урок ВЧ. Басенный мир И.А.Крылова.

Сравнение сказки и басни

26.

Урок РР. Сочинение басни.

Закончить работу, *иллюстрировать

27.

В.А.Жуковский. Детство и начало литературного творчества. Жанр баллады.

Прочитать балладу «Кубок»

28.

История создания баллады В.А.Жуковского «Кубок». Реальное и фантастическое в балладе.

Выразительное чтение, * сообщение о поэте

29.

В.А.Жуковский – сказочник. Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».

Перечитать, с.83 - задание

30.

В.А.Жуковский. «Спящая царевна». Сопоставление сказок с одним сюжетом.

Прочитать статью о Пушкине А.С.

31.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

наизусть

32.

А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Сюжеты и образы народных сказок в Прологе.

Выучить наизусть

33.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Истоки рождения сюжета сказки. Система образов.

Иллюстрации, з.4 стр.114

34.

Противостояние добрых и злых сил в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Понятие о стихотворной сказке.

Художественный пересказ эпизода

35.

Пушкинская сказка  - «прямая наследница народной».

Выучить наизусть отрывок, * сочинение

36.

Урок РР. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

*сообщения с примерами из прочитанных текстов

37.

В.М.Гаршин. Человек обострённой совести. Сказка “Attalea Prinseps”.

Пересказ от лица «маленькой, вялой травки»

38

Нравственные уроки жизни. Анализ сказки Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Сообщения о М.Ю.Лермонтове

39.

М.Ю.Лермонтов «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости.

Составить план, подобрать иллюстрации

40.

Историческое событие, переданное устами его рядового участника в стихотворении Лермонтова «Бородино»

Наизусть отрывок

41.

Образ простого солдата-защитника Родины в стихотворении Лермонтова «Бородино»

сообщения

42.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Презентация повестей, вошедших в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Читать «Заколдованное место».

43.

Н.В.Гоголь. Сюжет повести «Заколдованное место».

Пересказать от лица деда

44.

Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место» Н.В.Гоголя

Прочитать «Майскую ночь, или…»

45.

Мир красок, звуков и запахов в повести Н.В. Гоголя “Майская ночь, или Утопленница”. Реальное и фантастическое в повести.

Прочитать повесть «Страшная месть»

46.

Тема предательства и возмездия в повести ''Страшная месть'' Н.В.Гоголя

Прочитать «Пропавшую грамоту»

47.

Урок ВЧ. Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота».

Подг. к игре

48.

Урок – игра: «Истинная веселость и «истинная поэзия».   «Вечеров…».

Прочитать статью о Некрасове

49.

Контрольная работа по литературе первой половины XIX века.

50.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Картины природы в стихотворении «На Волге».

Выучить отрывок

51.

Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Выразительное чтение, *сообщение

52.

А.В.Кольцов. Поэтизация крестьянского труда в стихотворении «Песня пахаря».

Выразительное чтение

53.

И.С.Тургенев. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

*рассказать о жизни Герасима в городе; групповое задание

54.

Герасим- «самое замечательное лицо» в рассказе И.С.Тургенева «Муму».

Характеристика героев (по рядам)

55.

 Герасим и Муму. Счастливый год.

Наизусть эпизод «Герасим возвращается домой».

56.

Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму».

Подг. к сочинению

57.

Урок РР. Подготовка к написанию сочинения по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Закончить работу

58.

А.А.Фет. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь».

Творческая работа

59.

Ф.И.Тютчев – великолепный певец природы.

наизусть

60.

Урок РР. Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.

Прочитать рассказ – быль Л.Н.Толстого.

61.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

Собрать материал о Жилине и Костылине, характеристика Дины

62.

Странная дружба Жилина и Дины.

Гл.3-6, художественный пересказ, *рассказ от лица Жилина

63.

Два пленника: Жилин и Костылин.

Составить сравнительную характеристику

64.

Роль картин природы в рассказе Толстого «Кавказский пленник».

сочинение

65.

А.П.Чехов. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа «Хирургия». Юмор ситуации.

Инсценированное чтение, * иллюстрации

66.

Урок ВЧ. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

Устное сочинение

67.

И.А.Бунин. Человек и природа в рассказе «Косцы».

Сочинение-миниатюра

68.

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец. Городок Княжье-Вено.

Работа в группах

69.

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

Дочитать

70.

Нравственные проблемы, вставшие перед героем повести «В дурном обществе» В.Г.Короленко

Прочитать про С.Есенина

71.

С.А.Есенин. Образ родного дома в лирике.

наизусть

72.

П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка». Жанр сказа. Образ Степана.

иллюстрировать

73.

Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка.

Прочитать о Паустовском

74.

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке.

Прочитать, зад. на с.83

75.

Сказочные и реальные мотивы в сказке «Тёплый хлеб». Народная мудрость и народная мораль в сказке.

Прочитать «Заячьи лапы»

76.

Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Прочитать «Двенадцать месяцев»

77.

С.Я.Маршак. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки.

Подг. сцену для исполнения ( картина 2, 1 действе)

78.

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке. Победа добра над злом.

*сообщения

79.

Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

пересказ

80.

Жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, счастья и страдания. Восприятие окружающего мира ребёнком.

Письменный ответ на вопрос

81.

В.П.Астафьев. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро».

Пересказать эпизод

82.

Поведение Васютки в лесу, его бесстрашие, терпение, любовь к природе. «Открытие» Васюткой  нового озера.

сочинение

83.

«Ради жизни на Земле…». Поэты о ВОв. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Выразительное чтение, устное сочинение

84.

К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети.

наизусть

85.

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.

«Родная деревня» наизусть

86.

Игры в «Кавказских пленников» и «Робинзонов» Саши Чёрного.

Творческое задание с.188

87

Юмористическое стихотворение Ю.Кима «Рыба-кит».

Конкурс на с.191

88.

Контрольная работа за курс русской литературы.

89.

Р.Л.Стивенсон. Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций в балладе «Вересковый мёд».

Выразительное чтение

90.

 Д.Дефо. история освоения мира человеком в романе «Робинзон Крузо».

З.5.стр.213

91.

Природа и цивилизация в романе «Робинзон Крузо».

В.4 стр.213

92.

Образ главного героя в романе «Робинзон Крузо».

В.3 стр.213

93.

Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах.

Творческое задание стр. 213

94.

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. Борьба добра и зла в сказке «Снежная королева».

Прочит. 2 и 3 истории

95.

Кай и Герда. Перемена, произошедшая с Каем.

Сравнить 2 портрета Снежной королевы

96.

Противопоставление красоты внутренней и внешней- Герда и Снежная королева.

Дочитать сказку

97.

Мастерство Андерсена в построении сюжета и создании характеров.

Подг. к игре по сказкам Андерсена

98.

Урок-игра по сказкам Андерсена.

Прочит. «Тома Сойера»

99

М.Твен. Герои и события повести «Приключения Тома Сойера»

Том и Сид, *пересказ  эпизода «Игра Тома и Джеда в Робин Гуда»

100

Тема дружбы и мечты в повести М.Твена «Приключения Тома Сойера»

Письменная работа

101

Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров (по повести «Приключения Тома Сойера»)

Прочит. «Сказание о Кише»

102

Д.Лондон.  «Сказание о Кише»- повествование о нравственном взрослении подростка.

Художественный пересказ

103

Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах.

В.4.стр.280

104

Мастерство Джека Лондона в поэтическом изображении северного народа.

Подг. к заключительному уроку-игре

105

Игра «Знатоки литературы»

Список литературы для летнего чтения



Предварительный просмотр:

Диалог культур на уроках русского языка и  литературы.

Суркова Наталья Викторовна,

г. Нижнекамск

      Многонациональный народ нашей республики вступил в последнее десятилетие ХХ века, провозгласив Декларацию о государственном суверенитете, приняв новую Конституцию республики, Закон РТ «Об образовании», Закон «О языках народов Республики Татарстан»; в котором татарский  и русский языки получили статус государственных. В «Государственной программе Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан» были намечены новые задачи и цели развития национального образования в республике, предусматривающие национальное согласие, гарантии и права народов, населяющих нашу республику, на образование, право обучения в школе на родном языке. В школах Республики Татарстан изучаются, как правило, русский, татарский и один из иностранных языков.  Формирование толерантной личности, уважение к языкам, культуре, стремление познать их – главная цель образовательного процесса.

      В нашей гимназии обучаются представители 10 национальностей. С учётом задач развития национальной культуры строится и методика отбора и подачи языкового материала на уроках русского языка и литературы. Одной из основных задач является пробуждение интереса к изучению не только русского языка, но и родного, а также стремление овладеть языками.  Большую значимость в осознании грамматических закономерностей русского языка показывают знания учащегося по грамматике родного языка, единые речевые механизмы  говорения, чтения и письма. Однако, сопоставление с родным языком - средство для решения  основных задач.

     Как же решают  эти задачи учителя русского языка и литературы?  Конечно, невозможно проводить сопоставительный анализ языков на каждом уроке, поэтому мы тщательно отбираем интересный, на наш взгляд, материал, и дозировано даём его во время урока. Мы тесно сотрудничаем с учителями татарского языка, периодически проводим интегрированные уроки, у нас рождаются совместные проекты: научно-исследовательская работа по русскому языку «Происхождение и образование русских и татарских фамилий» (работа получила 1 место в Республиканской научно-исследовательской конференции «Я – исследователь»), «Структура простого предложения в русском и татарском языках». Непосредственно на уроках мы сравниваем фразеологизмы обоих языков, говорим о грамматическом строе речи. Так, на уроке русского языка в 5 классе «Род имён существительных» мы работали над тем, для чего нужно уметь определять род имён существительных.  Вот в английском языке, например, существительное не имеет грамматического окончания рода. Для этой цели используются другие средства: she или he только тогда, когда  говорим о людях: My brother is a doctor. = He is a doctor. My sister is a doctor. She is a doctor.  О неодушевлённых предметах или животных  мы обычно говорим it: The pencil is on the table. = It is on the table. The cat is on the yard. = It is on the yard.  И в татарском языке отсутствует грамматическая категория рода: принадлежность к мужскому или женскому полу выражается лексически, то есть отдельными словами: абый (брат старший), апа ( сестра старшая). Перед названиями ряда животных и птиц употребляется слово ата (самец), если они относятся к мужской особи, и слово ана (самка), если они относятся к женской особи: атак аз (гусак), анна каз (гусыня). Почему же в русском языке невозможно обойтись без категории рода?  (Род имени существительного показывает, в какой форме нужно поставить прилагательное или глагол, который с ним согласуется). Такая постановка вопросов вызвала оживленный интерес детей к языкам, включило их в работу.

     Русский язык выражает особенности мировосприятия русского народа. Изучая русский язык и русскую литературу, ученик сопоставляет образы русской и родной культуры.  На уроках литературы  учащиеся входят в специфический национальный мир другой культуры, выявляя общее в культурах двух народов. При это решается самая сложная задача: происходит переключение на другую культуру без отчуждения от родной. На уроках литературы происходит диалог культур, что позволяет расширить духовный, нравственный, эстетический опыт учащихся. В 5-6 классах диалог русской и татарской культур происходит на примере загадок, пословиц, волшебных сказок, героического эпоса русского и татарского народов. Результатом таких уроков являются работы учащихся: «Русские и татарские загадки: сходство и различия», «Герои русских и татарских народных сказок», «Богатыри в русской, татарской и чувашской литературе», «Нечистая сила в сказках», «Русские и татарские пословицы о дружбе» и др.

     Литература 7-11 классов позволяет сопрягать вступающие в диалог тексты одной и той же эпохи -  литературы поэтов и писателей XIX и  XX веков: Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Г.Тукай, Л.Н.Толстой, Солженицын А., А.Еники, И.С. Тургенев, Ф.Амирхан, М.Горький, Н.Рубцов, Р.Файзуллин. Взаимодействие русской и татарской литературы позволяет  эффективнее  усваивать культурные, литературные, исторические реалии той или иной эпохи нашей страны и республики в целом.

     Русский язык и литература содержат огромные возможности для усвоения духовно-нравственных ценностей, сближающих народы, для воспитания и развития толерантной, гуманной личности. На уроках есть уникальная возможность установить и проследить диалогические связи русской и татарской культур, каждая из которых самодостаточна, самоценна.

   

Литература.

1. Газизов Р.С. Сопоставительная грамматика татарского и русского языков. Казань, 1977.

2 Закон РТ «Об образовании», Закон «О языках народов Республики Татарстан».

3. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. М., ООО «Эксмо», 2007.