Мои разработки

Наталья Владимировна Коновалова

Предварительный просмотр:

Особенности простейших.

Строение инфузории туфельки и эвглены зелёной.

урок разработан учителем МКУ СОШ№3 г. Алзамая

Нижнеудинского района Иркутской области

Коноваловой Натальей Владимировной

Цели урока:

  • Предметные: изучить особенности  питания и строения Простейших на примере инфузории туфельки и эвглены зелёной; Расширить представление о многообразии живых организмов и многообразии одноклеточных;
  • Метапредметные: формировать умения проводить наблюдения, сравнивать объекты между собой; делать выводы и умозаключения; умения структурировать текстовый материал;
  • Личностные: развитие общеучебных умений – аргументировать своё мнение, объективно оценивать результаты собственной деятельности  и деятельности других.

Оборудование: презентация «Общая характеристика Подцарства Простейших», фрагменты фильма «Простейшие», плакат «Царства природы» (Трапезниковой Ларисы), модели простейших из картона, цветные карандаши и фломастеры, бланки ответов.

Ход работы:

  1. Вводная часть урока. Актуализация изученного. Приветствие, постановка познавательных вопросов.

На партах – бланки, с заданием, таблицами и схемами, в которых вы будете вписывать ответы на вопросы и можете посмотреть задание и страницы учебника, с которыми мы будем работать.

Сегодняшний вопрос мы начнём с повторения (сл. 1)

! Назовите основные царства природы

(сл. 2)

?  Какие из этих царств самые  многочисленные и распространённые? (Растения и Животные)

3 мин.  Впишите в таблицу 1 (сл. 3) ваших бланков основные характерные признаки этих царств.

?По каким признакам определяется систематическое положение организма в определённом царстве?

1 мин.  (сл. 4) Проверьте работы друг друга, всё ли записано, поставьте свою оценку.

(сл. 5) Проблемный вопрос: К какой группе вы отнесёте организм,  способный к активному движению, ограниченным ростом, центриолями, без  клеточной стенки, но имеющим хлоропласты? (аргументированное обоснование мнений)

        Сегодня на уроке мы будем изучать такие живые организмы.

        Кого же мы будем изучать? (формулировка темы урока, целей и задач) - (сл. 6,7)

  1. Изучение нового материала. Впишите в  ваши бланки  тему занятия (Особенности простейших. Строение инфузории туфельки и эвглены зелёной).

(сл. 8) В конце урока мы должны ответить на вопрос: Почему эти организмы отнесены к царству животных? В чём их особенности?

(сл. 9) Пользуясь учебником  (с. 94) заполните схему «Подцарство Простейшие»

(сл. 10-13)

Просмотрите фрагменты фильма «Простейшие», как выглядят миксотрофные и гетеротрофные организмы. Похожи ли они? На кого больше похожи: на растения или на животных и почему?

Физминутка.  В чём сходство этих организмов?

Краткий рассказ ( по слайдам 15 и 16)

На ваших столах – карандаши и фломастеры и модели двух внешне похожих организмов – инфузории и эвглены. Выберите один организм, нарисуйте его органоиды (сл. 17,18) Оцените работу друг дуга (на противоположной стороне). Обратите внимание на аккуратность, точность и наглядность.

  1. Закрепление.

(сл. 19) Пользуясь учебником, впишите в текст недостающие слова  и охарактеризуйте признаки (признак животного – Ж, признак растений – Р)

Основные признаки

Характеристика признаков (признаки растений/ признаки животных)

Органоиды движения - ……………………….. и ………………………

Сократительные …………………. (для удаления воды)

Светочувствительный ………………..

Хлоро………………

Фото…………….. (движение к свету)

Органы пищеварения – клеточная ………………….., клеточный ……..,  ……………, орган ……………….. - порошица

Инцистирование (способность превращаться в …………………)

Проверка работ (устный опрос)

Основные признаки

Характеристика признаков (признаки растений/ признаки животных)

Органоиды движения - реснички и жгутики

Ж

Сократительные вакуоли (для удаления воды)

Р

Светочувствительный  глазок

Ж

Хлоропласты

Р

Фототаксис (движение к свету)

Р

Органы пищеварения – клеточная воронка, клеточный рот,  глотка, орган выделения - порошица

Ж

Инцистирование (способность превращаться в цисту)

Ж

? Каких признаков больше?

  1. Подведение итогов.

Так почему же простейших отнесли к царству животных? (признаков Ж >, внешне похожи на Ж)

Какие преимущества дают Простейшим особенности их  строения?

  1. Д/З: Прочтите текст учебника с. 91-97. Значение простейших

Выполните на выбор любое задание:

  • составьте схему,
  •  таблицу,
  • сделайте зарисовки к тексту
  • выполните задание №66 в рабочей тетради (с. 57)

Оценка работ, выставление отметок.

___.____.20___

Бланк ответов ученика 7 _  класса  ____________________________________

  1. Повторение изученного

Впишите в таблицу основные признаки животных и растений

Признаки растений

Признаки животных

  1. Тема: ___________________________________________________________

                ___________________________________________________________

?Почему эти организмы отнесены к царству животных?

Пользуясь учебником  (с. 94) заполните схему «Подцарство Простейшие»

На ваших столах – модели двух внешне похожих организмов – инфузории и эвглены. Выберите один организм, нарисуйте его органоиды.

 

  1. Пользуясь учебником, впишите в текст недостающие слова  и охарактеризуйте признаки (признак животного – Ж, признак растений – Р)

Основные признаки

Характеристика признаков (признаки растений/ признаки животных)

Органоиды движения - ……………………….. и ………………………

Сократительные …………………. (для удаления воды)

Светочувствительный ………………..

Хлоро………………

Фото…………….. (движение к свету)

Органы пищеварения – клеточная ………………….., клеточный ……..,  ……………, орган ……………….. - порошица

Инцистирование (способность превращаться в …………………)

  1. Д/З: Прочтите текст учебника с. 91-97. Значение простейших

Выполните на выбор любое задание:

  • составьте схему,
  •  таблицу,
  • сделайте зарисовки к тексту
  • выполните задание №66 в рабочей тетради (с. 57)

________________________                                        _____________________

      Оценка учителем                                                                Самооценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

16. 12. 2014 ? Назовите основные царства природы

Слайд 2

растения

Слайд 3

Заполните таблицу, впишите основные признаки царств Признаки растений Признаки животных

Слайд 4

Основные признаки царств Признаки растений Признаки животных Фотосинтез - автотрофы Пигмент – хлорофилл Фитогормоны Клеточная стенка из целлюлозы Клеточный сок обеспечивает тургор Неограниченный рост Гетеротрофы Подвижность Системы органов Отсутствие клеточной стенки, пластид, вакуолей. Наличие центриолей Ограниченный рост Симметрия тела

Слайд 5

?

Слайд 6

Тема: Особенности Подцарства Простейших. Инфузория туфелька и эвглена зелёная Цель: Изучить особенности Простейших на примере инфузории и эвглены

Слайд 7

ЗАДАЧИ УРОКА

Слайд 8

Почему эти организмы отнесены к царству животных? В чём их особенности?

Слайд 9

Заполните схему, пользуясь учебником (с. 94)

Слайд 10

Подцарство Простейшие

Слайд 11

Синтезируют органические вещества из CO 2 и H 2 O (как растения)

Слайд 12

Не имеют хлорофилла, питаются гетеротрофно (как животные)

Слайд 13

Смешанный тип питания, способны к автотрофному и гетеротрофному питанию

Слайд 14

Просмотр фрагмента фильма

Слайд 15

ЭВГЛЕНА ЗЕЛЁНАЯ Тело веретеновидное, покрыто плотной оболочкой Наличие ярко-красн ого светочувствительн ого глазк а - стигм ы и пульсирующ ей вакуол и В цитоплазме имеются хлоропласты (более 20), с хлорофилл ом ( зелен ая окраск а + фотосинтез ) Бесполое размножение путем митоза (деление ядра ), и далее продольное деление тела простейшего Органоид движения – жгутик, расположенный на переднем конце тела Питание – на свету автотрофное (как растение), в темноте – гетеротрофное (как животное)

Слайд 16

Инфузория туфелька Тело н апоминает подошву туфли, длиной 0 ,2- 3 мм. Между ресничками - веретеновидные тельца – трихоцисты , которые парализующие жертву. В цитоплазме имеются 2 сократительные вакуоли Бесполое размножение путем митоза (деление ядра ), и далее продольное деление тела простейшего Органоиды движения – реснички, больше 10 тысяч, совершают волнообразные движения Питание –гетеротрофное, хемотаксис : активно двигаются в направлении пищи и от вредных химич . воздействий.

Слайд 17

строение эвглены зелёной

Слайд 18

СТРОЕНИЕ ИНФУЗОРИИ-ТУФЕЛЬКИ

Слайд 19

Задание на закрепление. Впишите в текст недостающие слова № Основные признаки Характеристика признаков (признаки растений/ признаки животных) 1 Органоиды движения - ……………………. и ……………………… 2 Сократительные …………………. (для удаления воды) 3 Светочувствительный ……………….. 4 Хлоро……………… 5 Фото…………….. (движение к свету) 6 Органы пищеварения – клеточная ………………….., клеточный …….., ……………, орган …………… - порошица 7 Инцистирование (способность превращаться в …………………)

Слайд 20

Какие преимущества дают простейшим особенности их строения?

Слайд 21

СРЕДА ОБИТАНИЯ И ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ Тело стройное, продолговатое, со жгутиком на переднем конце. Есть хлорофилл и красный светочувствительный глазок (способны к фотосинтезу)

Слайд 22

СРЕДА ОБИТАНИЯ И ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ Инфузория туфелька обитает в пресных водоемах. Тело ее длиной около 0,5 мм, имеет веретеновидную форму, отдаленно напоминающую туфлю. Передвигаются тупым концом вперед, развивая скорость 2,5 мм в секунду.



Предварительный просмотр:

Урок-исследование "Условия прорастания семян"

урок разработан учителем МКУ СОШ№3 г. Алзамая

Нижнеудинского района Иркутской области

Коноваловой Натальей Владимировной

Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса  на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием.

1. По дидактической цели урок «Условия прорастания семян» – урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования» (начальный уровень).

2. Дидактические задачи урока: помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформировать определение основного понятия; научить их получать информацию о биологических объектах.

3. Педагогические задачи урока: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.

4. Главное в уроке – это совместный поиск истины.
5. Учащиеся работают в парах, в которые объединяются на основе своих предпочтений. Каждой группе даётся задание по выполнению эксперимента, по которому необходимо подготовить отчёт. Группы проводят исследовательскую работу путём самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента, осуществляя задачу школы – научить учащихся добывать знания. До выполнения эксперимента учащимся известна лишь его цель, но не ожидаемый результат.

6. На уроке каждая группа выступает с кратким докладом и демонстрацией результатов работы: отвечает на вопросы, проводит самоанализ, делает выводы.
Учитель ставит задачи, руководит обсуждением, подводит итоги.

Цель: изучение условий прорастания семян.

Задачи:

  • познакомить учащихся с процессом прорастания семян, питанием и ростам проростков,
  • развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи,
  • обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы с учебником, и природными объектами

Оборудование: результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян;
таблица «Строение семени».

Тип урока: урок-исследование.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Учитель (с семенем в руках): начинаем урок – исследование семени сл 1.

Жизнь цветкового растения начинается с семян.

– Что такое семя? (зародыш, приостановившийся в развитии)

Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности происходят так медленно, что их трудно заметить

 - Когда зародыш семени начнёт развиваться?  сл 2. Когда семя попадает в благоприятные условия (как сказала Лилия – комфортные), оно прорастает и даёт жизнь новому растению.

Фрагмент фильма «Прорастание семян»

Проблема: Как определить, какие условия являются благоприятными? сл 3. Как узнать, при каких именно условиях начинается прорастание? Что нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение?

Что нужно сделать для решения этой для решения этой проблемы? Нужно поставить эксперименты

II. Изучение нового материала

Сформулируйте тему нашего урока-исследования (Условия прорастания семян) сл 4.

 Сформулируйте цель исследования: изучить условия прорастания семян; проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их. сл 5.

А нужны ли нам эти знания? Кому они понадобятся? (мотивация) Всем, кто будет сажать растения – и жителям сельской местности и горожан, имеющих дачи или выращивающих растения на балконах. 

сл 6.Задачи: выполнить исследовательское задание, отчитаться о результатах, кратко рассказать для всех суть эксперимента, выдвинутые при закладке опыта гипотезы, и результаты исследования. Дать объяснение полученных результатов. В конце работы получить полезный подарок.

Возле каждой выдвинутой нами гипотезы поставим значки – смайлики (чья гипотеза подтвердилась – поднимут руки)

Задание № 1. Решить исследовательскую задачу: Нужна для прорастания семян вода? Сколько воды необходимо для прорастания семян?

Задание №2. Решить исследовательскую задачу: Как поступает вода в семя (через рубчик, микропиле или кожуру)?
Задание №3.  Решить исследовательскую задачу:  Нужен семенам кислород для прорастания?
Задание № 4. Решить исследовательскую задачу:  Влияет температура на прорастание семян?
Задание № 5. Решить исследовательскую задачу: Нужен  для прорастания семян свет?
Задание № 6. Решить исследовательскую задачу: Нужна ли для прорастания семян земля?

Задание № 7. Решить исследовательскую задачу:  Определить всхожесть семян.  

Задание № 8. Решить исследовательскую задачу:  На какую глубину закапывать семян в землю?

Мы поместили семена в разные условия. Какие же гипотезы подтвердились?
Заслушаем отчёт по исследовательским задачам.

Задание 1. В первом эксперименте семена оставили сухими, во втором на дно налили немного воды,  в третьем – залили семена полностью водой из-под крана, а в четвёртой – семена в кипячёной воде.

сл 7. Вода, проникнув в семя, вызывает его набухание. Семя увеличивается в объёме. Переходят в растворимое  состояние запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях. Они становятся доступными к использованию живым зародышем. Питательные вещества обеспечивают первоначальное питание зародыша.

  Вывод: вода – необходимое условие прорастания семян, но она не должна заливать семена полностью. Она препятствует доступу воздуха.

Чья гипотеза подтвердилась?

Для прорастания семян растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы, а просо – намного меньше.

Задание №2 Как поступает вода в семя? 

У одних семян замазали пластилином микропиле, у вторых - рубчик, у третьих - всю кожуру, оставив открытыми микропиле, а четыре не трогали и налили немного воды. Семена у которых замазали микропиле не набухли. Семена с замазанными рубчиками проросли. Семена, у которых замазали кожуру, но оставили открытыми рубчик и микропиле – проросли. Семена оставленные без изменения тоже проросли.

Вывод: Через маленькое отверстие семявход (микропиле) семя дышит, через него внутрь семени поступает вода, после чего семя набухает и прорастает.

Чья гипотеза подтвердилась?

Задание №3. Нужен семенам кислород для прорастания?
В одну колбу поместили семена фасоли и оставили её открытой, а во второй колбе выжгли лучиной весь  кислород и закрыли пробкой.

сл 8. Вывод: кислород воздуха важное условие прорастания семян и развития проростка.

Чья гипотеза подтвердилась?

Этот же вывод можно сделать при исследовании семян, залитых большим количеством воды.

Хотя некоторым семенам требуется очень маленькое количество воздуха, например, семена риса прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворённого в ней.

Задание № 4. Влияет температура на прорастание семян?

На дно двух стаканов налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместили в тёплое место, другой – на холод, в холодильник. На холоде семена не проросли.

сл 9.Вывод: Прорастающим семенам необходимо тепло.

Чья гипотеза подтвердилась?

 Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Семена большинства растений прорастает только при температуре 10 –15°С  и выше.
Температурные условия прорастания семян:

сл 9 и рис. уч. с. 147 (н.у.), с. 141 ст. уч.

Одним растениям для прорастания семян нужно много тепла, другим мало. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.
а)
теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.
б)
холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.

Какие семена можно садить раньше других?

Задание № 5. Нужен  для прорастания семян свет?

Один стакан с семенами поместили в темноту (в тёмный чугунный футляр), другой – оставили на свету. Через три сравнили семена которые содержались в темноте, развивались лучше и проросло их больше, чем на свету.

сл 10.Вывод:  Для прорастания семян свет не нужен.

Чья гипотеза подтвердилась?

Задание № 6. Нужна ли для прорастания семян земля?

Одни семена поместили в постой стакан, а другой – в стакан с землей. Семена не проросли

сл 11.Вывод: для прорастания семян требуется не земля, а содержащаяся в ней вода

 Какие условия необходимы для прорастания семян?

Для прорастания семян необходимы вода, воздух и тепло.

 Способность семян к прорастанию называется всхожестью.

– Для подготовки к посеву семян важно уметь определять всхожесть семян.

Как определить качество семян? (Что для этого потребуется?)

Как  проверить все ли зародыши наших семян здоровы?

сл 12.Задание № 7.  Определить всхожесть семян

Нужно опустить несколько семечек в воду с солью и наблюдать. Некоторые семена тонут, некоторые всплывут.

Как вы думаете, какие семена тонут, со здоровым зародышем или нет? А почему хорошее семя тонет?

Задание № 8. На какую глубину закапывать семян в землю? (распределить семена по глубине посадки)

Зачем нужно это знать?

сл 13.Можно посеять семена  своевременно, но, если они заделаны в почву неглубоко, жаркие лучи весеннего солнца могут их высушить. А если семена окажутся на слишком большой глубине, всходы будут плохие: проросткам не хватает воздуха, молодым побегам будет трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определённую глубину.

-Как определить на какую глубину нужно садить семена в землю? (глубину заделки)

Глубина заделки семян зависит от размеров семян. сл 14. Чем семена крупнее, тем глубже их заделывают в почву. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.
Мелкие семена надо сеять на глубину 1-2 см, семена средних размеров – на глубину 2-4 см. крупные семена фасоли, гороха, бобов – на глубину 4-5см.

Если крупные семена посеять менее глубоко, им может не хватить влаги. 
Глубина заделки семян зависит также от качества почвы. В песчаную почву семена заделывают глубже, чем в плотную глинистую.
 А почему? С чем это связано? Это связано с тем, что песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает, но в ней много воздуха. Глинистая почва в верхних слоях содержит много влаги, но уже на  небольшой глубине в ней содержится очень мало воздуха, она очень плотная и проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

                 Попав в благоприятные условия, семена прорастают.

– Что такое прорастание? Сформулируйте определение
сл 15.Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию проростка.

Посмотрите на проростки на с. 148 н. уч (с. 142 ст. уч)

В чём разница этих проростков? (рисунок)

сл 16.У одного растения семядоли выносятся на свет и становятся зелёнными такое прорастание, называется надземным, а у других семядоли остаются в почве, а надземный побег развивается из почки зародыша. Такое прорастание называется подземным прорастанием.

http://festival.1september.ru/articles/580935/img1.gif

Физминутка. Проросток.

 Проросток с надземным и подземным прорастанием

III. Закрепление изученного 

Физминутка. Да – семядоли вверх, нет – стебелёк к земле.

Для прорастания семени нужна вода? Для прорастания семени нужен свет? Для прорастания семени нужен воздух? Для прорастания семени нужно тепло? Для прорастания семени нужна земля?

Самооценка – Посовещайтесь и решите, кто из вашей пары работал немного лучше и сделал больший вклад в ваше исследование. Эти ученики первыми получат подарок. После них – вторые ученики. Владельцы «Французского завтрака»  - поставьте себе в дневники оценку 5, а владельцы редиса «Жара» - 4

IV. Домашнее задание: § 21, Написать сказку «Приключение Семени».  Рассказать родителям о том, что узнали на уроке

Нарисуйте смайлик «Моё настроение на уроке»

Задание № 1. Решить исследовательскую задачу:

Нужна для прорастания семян вода? Сколько воды необходимо для прорастания семян?

Цель: проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их.

Задачи: выполнить исследовательское задание, отчитаться о результатах, кратко рассказать для всех суть эксперимента, выдвинутые при закладке опыта гипотезы, и результаты исследования. Дать объяснение полученных результатов.

  1. Сравните семена, находившиеся в разных условиях, определите какие из них проросли.
  2. Если необходимо – снимите семенную кожуру и рассмотрите зародыш под лупой.
  3. Сделайте вывод

Задание №2. Решить исследовательскую задачу:

Как поступает вода в семя (через рубчик, микропиле или кожуру)?

Цель: проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их.

Задачи: выполнить исследовательское задание, отчитаться о результатах, кратко рассказать для всех суть эксперимента, выдвинутые при закладке опыта гипотезы, и результаты исследования. Дать объяснение полученных результатов.

  1. Сравните семена, у которых залеплены пластилином рубчик, микропиле и вся кожура, кроме микропиле, определите какие из них проросли.
  2. Если необходимо – снимите семенную кожуру и рассмотрите зародыш под лупой.
  3. Сделайте вывод

Задание №3.  Решить исследовательскую задачу:  

Нужен семенам кислород для прорастания?

Цель: проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их.

Задачи: выполнить исследовательское задание, отчитаться о результатах, кратко рассказать для всех суть эксперимента, выдвинутые при закладке опыта гипотезы, и результаты исследования. Дать объяснение полученных результатов.

  1. Сравните семена, находившиеся в разных условиях – в открытой колбе и в колбе без кислорода, определите какие из них проросли.
  2. Если необходимо – снимите семенную кожуру и рассмотрите зародыш под лупой.
  3. Сделайте вывод


Задание № 4. Решить исследовательскую задачу: 

Влияет температура на прорастание семян?

Цель: проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их.

Задачи: выполнить исследовательское задание, отчитаться о результатах, кратко рассказать для всех суть эксперимента, выдвинутые при закладке опыта гипотезы, и результаты исследования. Дать объяснение полученных результатов.

  1. Сравните семена, находившиеся в разных условиях – в теплом месте и в холодильнике, определите какие из них проросли.
  2. Если необходимо – снимите семенную кожуру и рассмотрите зародыш под лупой.
  3. Сделайте вывод


Задание № 5. Решить исследовательскую задачу:

Нужен  для прорастания семян свет?

Цель: проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их.

Задачи: выполнить исследовательское задание, отчитаться о результатах, кратко рассказать для всех суть эксперимента, выдвинутые при закладке опыта гипотезы, и результаты исследования. Дать объяснение полученных результатов.

  1. Сравните семена, находившиеся в разных условиях – в темном месте и на свету, определите какие из них проросли.
  2. Если необходимо – снимите семенную кожуру и рассмотрите зародыш под лупой.
  3. Сделайте вывод

Задание № 6. Решить исследовательскую задачу:

Нужна ли для прорастания семян земля?

Цель: проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их.

Задачи: выполнить исследовательское задание, отчитаться о результатах, кратко рассказать для всех суть эксперимента, выдвинутые при закладке опыта гипотезы, и результаты исследования. Дать объяснение полученных результатов.

  1. Сравните семена, находившиеся в разных условиях – в земле и без земли, определите какие из них проросли.
  2. Если необходимо – снимите семенную кожуру и рассмотрите зародыш под лупой.
  3. Сделайте вывод

Задание № 7. Решить исследовательскую задачу:  

Определить всхожесть семян.

 Цель: определить качество семян.

Задачи: выполнить исследовательское задание, отчитаться о результатах, кратко рассказать для всех суть эксперимента, выдвинутые гипотезы, и результаты исследования. Дать объяснение полученных результатов.

  1. Приготовьте раствор соли и поместите в неё семена.
  2. Все ли семена утонули? Здоров ли зародыш у утонувших семян? Почему некоторые семена не тонут?
  3. Сделайте вывод

         Задание № 8. Решить исследовательскую задачу:  

На какую глубину закапывать семян в землю?

Цель: определить глубину посадки семян, распределить пробирки с семенами по глубине заделки семян в землю.

Задачи: выполнить исследовательское задание, отчитаться о результатах, кратко рассказать для всех суть эксперимента, выдвинутые гипотезы, и результаты исследования. Дать объяснение полученных результатов.

  1. Рассмотрите выданные семена, найдите в них отличия.
  2. Расположите семена по глубине заделки (посадки) в землю
  3. Сделайте вывод

Задание № 1. Нужна для прорастания семян вода? Сколько воды необходимо для прорастания семян?

Задание №2. Как поступает вода в семя (через рубчик, микропиле или кожуру)?
Задание №3.  Нужен семенам кислород для прорастания?
Задание № 4. Влияет температура на прорастание семян?
Задание № 5. Нужен  для прорастания семян свет?
Задание № 6. Нужна ли для прорастания семян земля?

Задание № 7. Определить всхожесть семян.  

Задание № 8. На какую глубину закапывать семян в землю?



Подписи к слайдам:

20. 03.13.
Что же нужно, чтобы из маленького твердого семени начало развиваться растение?
Цель нашего исследования:
Изучить условия прорастания семян. Проверить правильность выдвинутых вами гипотез или опровергнуть их
Решить исследовательские задачи
№ 1. Нужна для прорастания семян вода? Сколько воды необходимо для прорастания семян?№2. Как поступает вода в семя №3. Нужен семенам кислород для прорастания?№ 4. Влияет температура на прорастание семян?№ 5. Нужен для прорастания семян свет?№ 6. Нужна ли для прорастания семян земля?№ 7. Определить всхожесть семян.  № 8. На какую глубину закапывать семян в землю?
Зародыш семени может потреблять питательные вещества только в растворённом виде.
Вода необходима для прорастания семян, но она не должна препятствовать доступу воздуха
При прорастании семян зародыш интенсивно дышит, требуется постоянный приток кислорода.Лишь некоторые (например рис) прорастут даже под водой при очень маленьком количестве воздуха
Для прорастания необходимо разное количество тепла. Растения, семенам которых при прорастании требуется высокая температура, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.
Семена культур
ТеплолюбивыеТоматыОгурцыДыниКабачки
ХолодостойкиеРедисКапустаГорохМорковь
Для прорастания семян свет не требуется
Некоторые семена прорастают в темноте лучше чем на свету
Свет нужен после прорастания, для фотосинтеза
Для прорастания семян требуется не земля, а содержащаяся в ней вода, но дальнейшее развитие без почвы невозможно

1 – 2 см
2 – 4 см
4–5 см
Мелкие семена
Средние семена
Крупные семена
МакЛукСалатСельдерей
ОгурцыКабачкиМорковьРедис
ФасольБобыГорохТыква
Тыква
Ячмень и пшеница
Морковь
Фасоль
это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка

Нарисуйте смайлик «Моё настроение»
Тест
1. Для прорастания семян необходимы условия: а) вода; б) тепло; в) воздух (кислород); г) все варианты верны.
2. Требуется более высокая температура (выше 10 °С) для прорастания семян у растений: а) ячменя; б) ржи; в) огурца; г) петрушки.

Предварительный просмотр: