Методический сундучок

Загнетина Ольга Алексеевна

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие способности к социальной адаптации и к речевому взаимодействию;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого этикета в различных сферах общения;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности.

Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
[1]

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств**[2].

Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.

Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения.

Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста.

Информационная переработка текста.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме).

Культура публичной речи **.

Культура разговорной речи.

ЯЗЫКОВАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
(ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ) КОМПЕТЕНЦИИ

Язык как знаковая система и общественное явление.

Языки естественные и искусственные **.

Основные функции языка.

Наука о языке.

Место лингвистики в кругу научных дисциплин **.

Русский язык в современном мире.

Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго).

Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Литературный язык и язык художественной литературы **.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ШКОЛ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ)
ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Русский язык в кругу языков народов России.

Сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков.

Перевод с родного языка на русский как вид речевой деятельности.

Особенности русского речевого этикета в сравнении с родным.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка на базовом уровне в старшей школе ученик должен

знать

  • основные функции языка;
  • смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы обиходно-бытовой, социально-культур-ной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;

уметь

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, ** эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-быто-вой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Специфические требования для школ с родным (нерусским) языком обучения:

  • осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, сходства и различия их фонетической, лексической и грамматической систем;
  • преодолевать в процессе речевого общения акцент и отклонения от нормы и системы русского языка, возникающие под влиянием родного;
  • вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
  • переводить с родного языка на русский тексты разных типов.


[1]         Основные компоненты Обязательного минимума содержания для школ с русским (родным) и для школ с родным (нерусским) языком обучения едины. Специфические темы для школ с родным (нерусским) языком обучения указаны в разделе «Материал для школ с родным (нерусским) языком обучения».

[2]         Материал, отмеченный **, не подлежит изучению в школах с родным (нерусским) языком обучения.



Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравствен-ном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским

В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличной от родной по своей образно-эстетической системе;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литератур народов России;
  • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литератур, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально обусловленные различия;
  • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным;
  • воспитание уважения к русской литературе и культуре.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора.

Основные критерии отбора художественных произведений для изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения совпадают с критериями, предложенными для русской школы. Однако в школе с родным (нерусским) языком обучения учащиеся обращаются к материалу иноязычной русской литературы, изучаемой параллельно с родной, т.е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе. Это вносит специфику в изучение предмета: с одной стороны, часть историко- и теоретико-литературных сведений учащиеся получают в курсе родной литературы, с другой – возникает необходимость представить в стандарте элементы сопоставления русской и родной литературы. Более слабое, по сравнению с русскими учащимися, владение русским языком вызывает необходимость некоторого сокращения числа предлагаемых для изучения литературных произведений.

Замена в отдельных случаях произведений, предлагаемых для изучения в русской школе, обусловлена следующими факторами: а) языковая сложность произведения; б) необходимость представить художественные произведения, насыщенные культуроведческой информацией, чтобы ввести нерусских учащихся в контекст менее знакомой для них русской культуры; в) стремление более широко и многогранно отразить своеобразие быта, традиций, обычаев русских людей, особенности русского национального характера, духовные основы неродной для учащихся русской культуры; г) стремление представить те произведения русских писателей, в которых нашло отражение этническое многообразие России, быт, обычаи, культура населяющих ее народов, контакты русских с представителями других народов России, стремление народов к взаимопониманию, умение оценить лучшее в обычаях и традициях разных народов.

Спецификой изучения русской литературы в национальной школе является также вынужденная необходимость изучать большие по объему произведения во фрагментах.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Русские народные сказки[1] (волшебная, бытовая, о животных – по 1 сказке).

Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении), а также 3 произведения разных жанров.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

М.В. Ломоносов

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты).

Д.И. Фонвизин

Комедия «Недоросль».

Г.Р. Державин

Стихотворения: «Памятник», «Река времен в своем стремленьи…», а также 2 произведения по выбору.

А.Н. Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Н.М. Карамзин

Повесть «Бедная Лиза».

В школе с родным (нерусским) языком обучения литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов вышеуказанных произведений.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

И.А. Крылов

5 басен по выбору.

В.А. Жуковский

Баллада «Светлана», а также 2 произведения по выбору.

А.С. Грибоедов

Комедия «Горе от ума» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены).

И.А. Гончаров

Статья «Мильон терзаний»*[2] (фрагменты).

А.С. Пушкин

Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также 3 стихотворения по выбору.

Поэма «Полтава» (фрагменты)

«Повести Белкина» (одна из повестей по выбору).

Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка» (в школе с родным (нерусским) языком обучения оба романа изучаются в сокращении).

Роман в стихах «Евгений Онегин» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – фрагменты).

В.Г. Белинский

Цикл статей «Сочинения Александра Пушкина». Статьи: 8, 9 (фрагменты).

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также 3 стихотворения по выбору.

Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри».

Роман «Герой нашего времени» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – повесть «Бэла»).

А.В. Кольцов

3 стихотворения по выбору.

Н.В. Гоголь

Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1 повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель» (в школе с родным (нерусским) языком обучения указанные повести изучаются в сокращении).

Комедия «Ревизор» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены).

Поэма «Мертвые души» (I том) (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные главы).

А.Н. Островский

Комедия «Свои люди – сочтемся» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены).

И.С. Тургенев

«Записки охотника» (2 рассказа по выбору).

Повесть «Муму».

Повесть «Ася»*.

Роман «Отцы и дети» (фрагменты)**.

«Стихотворения в прозе» (3 стихотворения по выбору).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Умом Россию не понять…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Учись у них  у дуба, у березы…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.К. Толстой

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край...». Баллада «Василий Шибанов», а также 3 произведения по выбору.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Крестьянские дети», «Железная дорога».

3 произведения по выбору*.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (фрагменты) **.

Н.С. Лесков

Рассказы: «Левша»*, «Кадетский монастырь»** (в сокращении).

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», а также 1 сказка по выбору. 

Ф.М. Достоевский

Повести: «Бедные люди»* или «Белые ночи»*.

Роман «Преступление и наказание» (фрагменты)**.

Л.Н. Толстой

Рассказы: «Кавказский пленник», «После бала»*.

Роман-эпопея «Война и мир» (фрагменты) **, повесть «Хаджи-Мурат»**.

В.М. Гаршин

1 рассказ по выбору.

А.П. Чехов

Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Крыжовник», а также 2 рассказа по выбору.

Рассказы: «Злоумышленник»*, «Человек в футляре»*.

В.Г. Короленко

1 произведение по выбору.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

И.А. Бунин

2 рассказа по выбору.

2 стихотворения по выбору.

М. Горький

Повесть «Детство» (фрагменты).

«Песня о Соколе», а также 1 рассказ по выбору.

А.А. Блок

Стихотворения: «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», а также 3 стихотворения по выбору.

В.В. Маяковский

Стихотворения: «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», а также 3 стихотворения по выбору.

С.А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.А. Ахматова

Стихотворения: «…Мне голос был. Он звал утешно…», «Мужество», «Родная земля», а также 3 стихотворения по выбору.

М.И. Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов…», «Москве», а также 2 стихотворения по выбору.

О.Э. Мандельштам

3 стихотворения по выбору.

Б.Л. Пастернак

3 стихотворения по выбору.

М.А. Булгаков

Повесть «Собачье сердце» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – фрагменты).

М.М. Зощенко

1 рассказ по выбору

А.П. Платонов

1 произведение по выбору.

К.Г. Паустовский

1 рассказ по выбору.

М.М. Пришвин

1 произведение по выбору.

Н.А. Заболоцкий

3 стихотворения по выбору.

А.Т. Твардовский

Поэма «Василий Теркин» (главы).

М.А. Шолохов

Рассказ «Судьба человека» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты).

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.А.Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Ф.А.Искандер, Ю.П.Казаков, В.Л.Кондратьев, Е.И.Носов, Б.Ш.Окуджава, В.Г.Распутин, Н.М.Рубцов А.И.Солженицын, В.Ф.Тендряков, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин.

4 произведения по выбору.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ [3]

Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Мёге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр» (1 произведение по выбору во фрагментах)**.

Р. Гамзатов, М. Карим, Г. Тукай, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров (1 произведение по выбору).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гомер

«Одиссея» (фрагменты).

Античная лирика

2 стихотворения по выбору.

О. Хайям

Цикл "Рубаийат" (3 рубаи по выбору).

Данте

 «Божественная комедия» (фрагменты).

М. Сервантес

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

У. Шекспир

Трагедии: «Ромео и Джульетта» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты) или «Гамлет» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты).

2 сонета по выбору.

Ж.-Б. Мольер

Комедия «Мещанин во дворянстве» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты).

И.-В. Гете

«Фауст» (фрагменты).

Ф. Шиллер

1 произведение по выбору.

Дж. Г. Байрон

1 произведение по выбору.

Х.К. Андерсен

1 сказка по выбору.

П.-Ж.Беранже, Р.Бернс, Р.Брэдбери, Ж.Верн, Г.Гейне, В.Гюго, Д.Дефо, А.К. Дойл, Р.Киплинг, А.Линдгрен, М.Рид, Л. Кэрролл, Ф. Купер, Д. Лондон, Ш.Перро, Дж.Родари, Дж.Свифт, А.Сент-Экзю-пери, Дж.Сэлинджер, В. Скотт, Р. Л.Стивенсон, М. Твен, Г.Уэллс.

2 произведения по выбору.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
СВЕДЕНИЯ

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовной жизни человека.

Литература и другие виды искусства. Литература как живое, развивающееся явление. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гражданский и патриотический пафос, её гуманизм. Национальная самобытность русской литературы. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Народное представление о героическом. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы “человек и природа”. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их определяющее влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и других литературах народов России[4]. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Вопрос о самоценности личности у романтиков. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Герой-индивидуалист. Образ «героя времени». Образ человека-праведника, образ русской женщины. Человек в ситуации нравственного выбора. Особый интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе и других литературах народов России, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Литература о глубокой, таинственной связи человека и природы.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.

Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. Традиции и новаторство. Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Тема родины и ее судьбы. Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и других литературах народов России, раскрытие лучших черт национального характера. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских народных характеров. Тема детства в русской и других литературах народов России.

Тема утраченной родины в произведениях писателей-эмигран-тов.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира.

Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа. Различные религиозно-духовные корни литератур.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и других литератур народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Представление о героическом, высокое назначение человека, его способность противостоять превратностям судьбы. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Бунтарские порывы людей и их воплощение в литературе. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Высокое звучание темы любви как одной из высших ценностей человеческого бытия в европейской, американской и восточной литературе. Идеал и действительность. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Человек, природа и общество. Тема детства в зарубежной литературе.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в., сатира и юмор, фантастика, сказка. Постановка острых проблем современной действительности в литературных произведениях.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Устное народное творчество. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествова-тель, литературный герой, лирический герой, система образов.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
  • Литературная критика.

В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

  • Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
  • Общее и национально-специфическое в литературе.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение художественного текста.
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  • Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
  • Анализ и интерпретация произведения.
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений (только для учащихся школ с русским (родным) языком обучения).
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанными, специфическими видами деятельности являются:

  • Сопоставление произведений русской и родной литератур на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявление национально обусловленных различий.
  • Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

в школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученики должны уметь:

  • сопоставлять тематически близкие произведения родной и русской литератур, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;
  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;
  • создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литератур;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
  • ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.


[1]         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[2]         Одной звездочкой* отмечены произведения, изучаемые только в школе с русским (родным) языком обучения, двумя звездочками** – произведения, изучаемые только в школе с родным (нерусским) языком обучения. Произведения без помет изучаются в обоих типах школ.

[3]         Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.

[4]         В историко-литературных сведениях жирным курсивом выделены позиции, имеющие отношение только к школе с родным (нерусским) языком обучения.



Предварительный просмотр:

 «Развитие творческих способностей обучающихся через использование нестандартных форм обучения на уроках литературы»

Пояснительная записка

 «Развитие творческих способностей обучающихся через использование нестандартных форм обучения на уроках литературы» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыслительной деятельности.

                                                        Актуальность.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Цель  моей деятельности  – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей.

Задачи:  используя традиционные и нетрадиционные формы и методы

• систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;

• стимулировать процессы переключения, поисковой активности;

• учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;

• находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

К созданию системы работы по развитию творческих способностей, направленной на раскрытие личности ребенка, подтолкнули те проблемы и противоречия, с которыми сталкиваются в настоящее время и ученики, и учителя на уроках литературы.

  1. Одна  из  важнейших   задач   - совершенствование устной и письменной речи учащихся.

      Но на практике мы сталкиваемся с тем, что речь детей неразвита, не отличается образностью; словарный запас крайне беден; учащиеся в своих высказываниях пользуются однообразными, простейшими синтаксическими конструкциями и т.д.

  2. Не менее важная задача  – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

     Но  наблюдения показывают, что зачастую даже учащиеся старших классов не умеют самостоятельно анализировать художественное произведение, размышлять над прочитанным; их впечатления поверхностны, они не могут выявить авторскую позицию, выразить свое мнение, свое отношение к героям.

     3. Третья важная задача - научить детей писать сочинения различных видов и жанров. Выпускные экзамены в 9 и 11 классах направлены на проверку этого умения: изложение и сочинение в 9 классе,   сочинение  в ЕГЭ.

     Но практика показывает, что учащиеся вместо кропотливой, вдумчивой работы над собственным произведением предпочитают списывать из сборников «золотых» сочинений, а те сочинения, которые написаны учащимися самостоятельно, в большинстве своем однотипны, не отличаются оригинальностью, не демонстрируют интереса ученика к данной работе.

Теоретическое обоснование

Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.

  О необходимости развития творческих способностей ребенка, о творческих работах как способе самовыражения говорили многие ученые, методисты, педагоги-практики. Так, еще в начале 20 века ученый-психолог Л.С.Выготский высказал свои представления о воображении и творчестве, которые не потеряли актуальности и практической ценности до сегодняшнего дня.  Он считал, что именно творческая деятельность человека помогает ему приспосабливаться к непривычным, изменчивым условиям окружающей среды. «Именно творческая деятельность, - писал ученый, - делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

 Причем замечал, что из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста.

«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,

самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка», - писал  В.А.Сухомлинский

 Известный педагог и методист М.А.Рыбникова объясняла значимость творческих работ тем, что «с их помощью мы учим ребят жить… учим… видеть, смотреть, наблюдать, понимать людей… с помощью этих работ мы помогаем учащимся осознавать самих себя».

Теоретическая основа работы- труды Исаака Яковлевича Лернера.

 

Моя задача - в каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Развитие творческих способностей обучающихся обеспечиваю посредством проведения нетрадиционных (нестандартных) уроков и заданий.

Понятие «нетрадиционные» формы обучения включает в себя такие организационные формы обучения, которые позволяют создавать на уроке атмосферу заинтересованного сотрудничества между учителем и учащимися. Раскрепощают школьников. Помогают им проявить свои способности. Это   такие формы обучения как уроки-игры, уроки-лекции,  уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-путешествия, интегрированные уроки и т.д.

Количество нетрадиционных уроков занимает спорную позицию среди методистов: одни склоняются к тому, что такие уроки  должны присутствовать в учебной программе лишь изредка; другие пытаются построить всю образовательную программу на уроках подобного типа. Это полюсные точки зрения, но, бесспорно, нетрадиционные уроки являются одним из видов уроков, они – требование времени, и отказаться от них невозможно. И современный урок литературы все чаще становится нестандартным (или нетрадиционным).

Нетрадиционные уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание и средства его представления совершенно необычны, именно благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Все зависит от того, какую позицию займет учитель.

При правильной подготовке такая форма проведения урока запомнится надолго, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии, такие как: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.

Что же дают нетрадиционные формы урока? Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.

В таблице приведены основные нетрадиционные формы урока.

Типы уроков

Виды уроков

Принцип создания

Урок изучения нового материала

Концерт,

Спектакль,

 Путешествие,

Турнир,

Конференция,

Видеоурок

Воспроизведение типичных атрибутов изучаемой эпохи, эффектный способ преподнесения темы.

Повторительно-обобщающий урок

Проблемный урок

Интервью,

Суд,

Дискуссия,

Исторический портрет,

Создание эффекта личного присутствия через анализ деятельности исторических лиц

Контрольный урок        

КВН,

Аукцион,

Викторина,

Конкурс знатоков,

Олимпиада

Игровые способы проверки знаний и умений.

Нетрадиционные формы урока - это, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, нетрадиционная форма урока - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.д.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы, команды, экипажи, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

Функции нетрадиционных форм урока заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности и формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете.

На своих уроках я применяю различные методы обучения: вербальный, наглядный, метод групповой работы, метод проблемного изложения материала для формирования коммуникативной компетенции.

           

 В практике своей работы я активно использую:

Позиционные уроки:

Урок -дебаты

Урок-диспут

Исследовательские уроки:

Урок-практикум

Урок-творческая мастерская

Имитационные уроки:

Урок-суд

Урок-литературная гостиная

Аналитические уроки:

Урок- чтение с остановками

Урок-монтаж.

Позиционные  уроки. Их содержание  предусматривает наличие противоположных точек зрения на одну проблему персонажей-антиподов, двойников или двух групп (лагерей) персонажей. Результативно использовать эти формы уроков, если произведение изначально задумано автором как полемический ответ на другое произведение писателя-современника, или самой

своей публикацией вызвало в современной критике различные интерпретации. Данная разновидность уроков рассчитана не только на более глубокое, качественное усвоение материала литературного произведения, но и на развитие у учащихся умения четко формулировать и позицию литературного персонажа и / или автора, и свою позицию, логически, аргументированно

выстраивать и отстаивать свою доказательную линию с опорой на художественный текст.

 К позиционным урокам относят: уроки - дебаты, уроки-брифинги.  В любом случае, в основе таких уроков — проблемная ситуация, конфликт.

Примерная тема для урока-дебатов: Ф. М.Достоевский более «тяжелый», «мрачный», «неясный», «ненужный», «реакционный», чем «трудный», «современный», «вечный». (10 класс)

Урок-диспут

Примерная тема для урока-диспута: Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне». (11 класс)

Урок-дискуссия

В отличие от урока — дебатов и урока-диспута урок в виде дискуссии предполагает более развернутую деятельность. Воспроизведя модель спора, урок-дискуссия предполагает выход на мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, в оценке конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией.

Примерная тема для урока-дискуссии: Гений и злодейство — две вещи несовместимые? (по трагедии А.С Пушкина «Моцарт и Сольери»). (9 класс)

Предполагаемый вариант нетрадиционного урока специфичен и преследует цель закрепления пройденной темы. Может, по желанию учителя, использоваться как самостоятельный урок или как фрагмент урока на этапе закрепления материала целого раздела.

Исследовательские уроки

Эти уроки предлагают обязательную поисковую работу, к тому же воспроизводят саму форму исследовательской работы или на предварительной стадии (сбор материала), или в форме презентации итогов проведенного исследования (выступления на конференции, симпозиуме и т. д.).

Урок-практикум

Методическая форма творческого практикума предусматривает преобладание на уроке самостоятельной работы учащихся. В основе такого урока – привычная формулировка проблемной ситуации, разрешить которую возможно только при условии применения необходимых специальных навыков филологического анализа текста.

Примерная тема для урока-практикума: Мистификация автора в «Повестях Белкина». А.С. Пушкин: автор или издатель.

Урок – творческая мастерская

Инновационная технология творческих мастерских базируется на идеях французской группы «Новое образование», которые получили свое развитие в российской методике в 1990-е гг. в совместном проекте «Развитие демократии через образование» (центр – Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства). Методика проведения мастерских стимулирует сотворчество учителя и учащихся, дарит радость нового открытия мира и своих возможностей, создание условие для ощущения свободы в познании и творчестве. Выделяются следующие разновидности мастерских: творческого письма, построение знаний, построение отношений, ценностных ориентаций, самопознанию, проектные и др. Непременным условием мастерской является проблемность материала, преодолев, разрушив которую, учащиеся получают возможность пережить определенный творческий прорыв, открытие.

Являясь рефлексивной технологией, мастерская развивает способность к аналитической, креативной и поисково-исследовательской деятельности, а также повышает роль самоконтроля и самоанализа.

Примерная тема для урока – творческая мастерская: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе (6 класс).

Урок-проектирование

Метод проектов понимается как совокупность учебно-познавательных приемов, при помощи которых решают ту или иную проблему. В основе этого метода лежит самостоятельная деятельность учащихся, обязательным является и презентация результатов работы.

Урок-проектирование способствует обновлению литературного образования. Также способствует формированию новых видов общеучебных умений и навыков, связанных с овладением исследовательскими, поисковыми, проблемными методами, творческими по свое сути.

Метод проектов может быть реализован как коллективной, групповой, так и индивидуальной формой.

Примерная тема для урока-проектирования: Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди» (9 класс).

Урок-моделирование

Одним из эффективных методов анализа в 5 классе является моделирование художественного мира произведения, а при изучении нескольких произведений одного автора — художественного мира писателя.

Первоначально учащимся предлагается с помощью красок, использовать цветовую символику и художественные особенности произведения, отобразить увиденный ими в тексте мир. Затем моделирование предполагает схематическое изображение мира произведения с использованием символов. Самым сложным оказывается выделение отличительных черт художественного мира писателя и отражения их в целостной модели. Такой метод позволяет увидеть особенности мира художественной литературы и ее связь с реальным миром.

Примерная тема для урока-моделирования: Почему нельзя жить с «охлажденным» сердцем? (По рассказу К.Г.Паустовского «Теплый хлеб») (5 класс).

 Имитационные уроки

Такие уроки демонстрируют тесное взаимодействие литературы и театра как видов искусства. Имитация либо роли или вида человеческой деятельности, поведения заключает неоценимую воспитательную функцию, и в конечном счете способствует социализации будущего гражданина.

Урок-суд

Ролевая игра в форме судебного процесса как разновидность имитационной игры может применяется при изучении литературного материала, требующего нравственного, этического и эстетического суда над негативными, с точки зрения общечеловеческой морали, явлениями жизни, человеческими пороками, безнравственными поступками. Подобные уроки несут, прежде всего, огромную воспитательную функцию: в игровой манере они вовлекают подростков в ситуацию, приближенную к жизненной и требующую от каждого серьезного нравственного анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

В основе ролевой игры – стереотипная процедура ведения судебного заседания.

Ролевая игра должна завершаться рефлексией, анализирующей ход ролевой игры и ее результаты.

Примерная тема для урока – суда: Победитель или проигравший. (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») (10 класс).

Урок - литературный ринг

Это игра – соревнования, не требующая вхождения в роль, которая применяется на уроке для проверки и актуализации знаний, а также на этапе обобщающего повторения. Опрос, проводимый в виде викторины, аукциона, конкурса знатоков или в виде телевизионных шоу-игр проходит в формате литературного ринга между командами или индивидуальными игроками.

Примерная тема для урока – литературного ринга: Викторина по русской литературе классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма «Умники и умницы». (9 класс).

Заседание PR-агентства

Урок в этом формате соответствует современному мышлению учащихся, однако рекомендуется использовать эту технологию в подготовленной к подобной форме учащейся аудитории. При этом постараться сохранить романтическую атмосферу художественного текста.

Примерная тема для заседания PR-агентства: А.Грин «Алые паруса» (7 класс).

Урок – литературная гостиная

Эта форма урока настолько популярна, что стала терять свое изначальное собственно литературное содержание. Такая форма урока, прежде всего, предусматривает атмосферу праздника, в которой не только подается информация, сколько разыгрывается ситуация эпохи, духовного состояния поэта.

Проведение литературой гостиной требует от учителя целенаправленного видения, четкого определения целей и задач мероприятия.

Главная цель подобных уроков – через эпоху, окружение художника понять самоценность его творческой личности, а от этого – прийти к осознанному пониманию глубинного содержания его произведения.

Примерная тема для урока – литературная гостиная: Жизнь и творчество Марины Цветаевой. (11 класс)

Урок – устный журнал

Проведение урока в форме устного журнала применятся на практике чаще всего. Наиболее популярны следующие виды таких типов уроков: вопрос-ответ, развернутый разговор, устные доклады с последующим их обсуждением, обсуждения письменных творческих работ учеников, комментированное чтение первоисточников. В процессе подготовки «журнала» должны быть поставлены вопросы, проблемы для обдумывания. При проведении урока – учитель должен уметь организовать и поддержать обсуждение, во время которого важно привлекать учеников к аргументации и доказательствам свой точки зрения. Участие в таком уроке дает возможность ученикам стать авторами тезиса, выстраивать гипотезы, быть критиками других учеников или преподавателей. К уроку готовятся экспресс — доклады. Каждому ученику предоставляется возможность попрактиковаться в публичных выступлениях.

 Аналитические уроки

Эту разновидность представляют уроки, основанные на формировании умений и навыков работы с художественным текстом. Аналитические примы, в свою очередь, способствуют приобретению умения систематизации материала, развитию креативного мышления на основе работы со словом и в целом с художественным текстом.

Урок - аналитическая беседа

Урок в форме аналитической беседы предусматривает использование технологии индивидуальных опережающих знаний. Главной образовательной задачей такого урока является самостоятельный поиск – «добывание» — учащимися знаний.

Собственно глубокое постижение произведения это и есть умение читать, понимая роль каждой детали в образном воплощении эстетической концепции.

Урок аналитического чтения

Это урок постижения художественного мира поэта. Методика медленного аналитического чтения позволяет сформировать аргументированную читательскую позицию, возможность глубже проникнуть в художественный мир произведения, от накопленных впечатлений перейти к осмыслению их.

Урок-чтение с остановками

Это урок аналитического чтения в более младших классах или на более простом материале, однако дающем возможность поразмышлять над словом или художественным смыслом произведения. Прием ИНСЕРТа (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); 

V

+

(-)

?

уже знал

новое

думал иначе или не знал

не понял, есть вопросы

Урок-монтаж

Понятие «монтаж» применительно к уроку литературы можно использовать в двух значениях: композиционный принцип организации всего урока и композиционный прием, с помощью которого соединяются фрагменты урока. Это позволяет рассматривать монтаж не как механическую «склейку» составных частей, а как такое расположение шагов урока, которая определяется его типом и формой, которая отражает интригу.

Именно монтажный эффект позволяет сделать ученика активным участником процесса постижения искусства слова.

Примерная тема для урока-монтажа: Жизнь и творчество А.А.Фета (9 класс).

Возможны и другие формы уроков, требующие собственных сюжетных решений, такие как уроки — сопоставления, в основе которых сравнение художественных миров писателей; уроки-отражения, предполагающие знакомство с тем, как отразилась личность и творчество в произведениях других писателей, художников, музыкантов; уроки-театрализации.

 Я бы хотела поделиться своим практическим опытом и показать разработки  некоторых нетрадиционных уроков. В качестве примера я взяла урок-творческая мастерская в 6 классе «Край ты мой, родимый край» (стихотворения о родной природе) и урок-монтаж в 9 классе «Жизнь и творчество А.А. Фета (Шеншина)

   На своих уроках я использую и нетрадиционные задания, которые помогают оживить урок.

После некоторого периода работы я выявила степень эффективности применения нетрадиционных уроков.  

Критериями развития творческих способностей являются: чувство новизны,   направленность на творчество, критичность. Была проведена диагностика, разработанная доктором пед. наук. Е.Н. Степановым:  по следующим критериям:

Чувство новизны: после проведения данного опроса и анализа результатов было выявлено, что у 52%-56%  обучающихся уровень развития умения и стремления к познанию близок к среднему. У остальных же ребят по критерию «чувство новизны», а это 48% - 44% от опрошенных, уровень развития умения и стремления к познанию разделился следующим образом: у 30%-26% - низкий, у 18% на относительно высоком уровне развития.

Направленность на творчество: как показал данный тест-опросник, предназначенный выявить уровень развития направленности на творчество, в целом показатели между собой не разнятся. Баллы оценки данного критерия, обусловленные степенью развития стремления к реализации своих способностей и возможностей, так же у 64% - 66% опрошенных находились на среднем уровне. Для остальных было характерно: у 25% - 17 % низкие результаты, и у 11% - 17%  выше среднего.

Критичность: интересными оказались результаты тестирования по критерию «критичность». Оценка показателей этого критерия у большинства учеников класса, около 54%-55%, оказалась выше средней,  Это может объясняться стремлением подростков к самостоятельности суждений. Среди оставшихся учеников картина уровня развития способности к оценке и самооценке в процентном соотношении была распределена следующим образом: 27% -26% - средний уровень развития показателей и у 19% - низкий.

Критерии

Процентное соотношение уровней показателей в 6 классе (2013-2014гг)

Критерии

Процентное соотношение уровней показателей в 7 классе (2014- 2015 гг)

Чувство новизны

низкий

средний

высокий

Чувство новизны

низкий

средний

высокий

30 %

52 %

18 %

26 %

56 %

18 %

Направленность на творчество

32 %

58 %

10 %

Направленность на творчество

16 %

66 %

18 %

Критичность

32,00%

20,00%

48,00%

Критичность

19 %

26 %

55 %

 

Критерии

Процентное соотношение уровней показателей в 8 классе (2013-2014гг)

Критерии

Процентное соотношение уровней показателей в 9 классе (2014- 2015 гг)

Чувство новизны

низкий

средний

высокий

Чувство новизны

низкий

средний

высокий

30 %

52 %

18 %

20%

55 %

25 %

Направленность на творчество

50 %

20%

30%

Направленность на творчество

22 %

33 %

55 %

Критичность

20,00%

27 %

53,00%

Критичность

22,00%

20,00%

58,00%

  Кроме того, огромную роль в развитии творческих способностей обучающихся играет активное участие в разнообразных конкурсах творческих работ школьного, муниципального и регионального уровней: «Ярмарка Истоки», «Основы православной культуры», «День славянской письменности», «Конкурсы чтецов» и др.

Ещё один мощный стимул развития креативности у ребят – участие в  сетевых проектах: «Вахта памяти», «Алые паруса» и др. Это возможность проявить себя, посмотреть и оценить работы сверстников.  

Традиционным для ребят стало участие в олимпиадах по русскому языку и литературе.

На основе анализа и обобщения моего   опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

  1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы;
  2.  Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер;
  3.  Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Урок является основной формой организации обучения в школе. Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Свобода, творчество, развитие – понятия взаимосвязанные. Развивается лишь тот, кто создает и творит новое, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

 Нетрадиционные уроки развивают умение сравнивать, анализировать, способность видеть проблему, высокие эстетические ценности, развиваются гибкость, законченность, то есть дивергентный способ мышления, формируют у учащихся понимание представленной информации, помогают закрепить и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания.

  Результатом использования предложенной системы работы является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество; у них развито чувство языка, чувство языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Поощрение свободного выражения себя рождает возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим.  Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека.  Все мои ученики (в том числе и слабые) при сдаче ОГЭ и  ЕГЭ по русскому языку выполнили задания части С и довольно успешно с ними справились.

Так как мне удалось решить поставленные в начале работы задачи и достигнуть намеченной цели, я планирую продолжать работу в этом направлении и делиться своим опытом с учителями-словеснивами, т. е.   выступать с докладами по данной теме на заседаниях ШМО, РМО учителей русского языка и литературы, а также участвовать в педагогических интернет-сообществах ( материалы данного опыта размещены на сайте: http://new.pedsovet.org )

 

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.

2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3.— М.: Педагогика, 1983.

4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.

5. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.

6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

8. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т.— Т. 1.— М., 1988.

9. Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.bestreferat.ru
  2. http://shelgimn.ucoz.ru/
  3. school8gornya.edusite.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Направляющая организация: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сергачская средняя общеобразовательная школа №3» Тема разработки: «Развитие творческих способностей обучающихся через использование нестандартных форм обучения на уроках литературы » Дата разработки: 1.10. 2013 г. ФИО автора: Загнетина Ольга Алексеевна Краткие сведения об образовательной организации: г. Сергач, пос. Юбилейный, д. 20а Scool3sergachyandex.ru E-mail автора: zagnetina2012@yandex.ru

Слайд 2

ТЕМА «Развитие творческих способностей обучающихся через использование нестандартных форм обучения на уроках литературы » АКТУАЛЬНОСТЬ Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыслительной деятельности. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле.

Слайд 3

Условия формирования личного вклада в развитие образования ЗАДАЧИ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ Совершенствование устной и письменной речи обучающихся Речь детей неразвита, не отличается образностью; словарный запас крайне беден Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст Впечатления обучающихся поверхностны, затрудняются выявить авторскую позицию, выразить своё мнение и отношение к героям Научить детей писать сочинения различных видов и жанров Сочинения обучающихся однотипны, не демонстрируют интереса к данной работе

Слайд 4

Цель: Задачи: организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей - систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; - стимулировать процессы переключения, поисковой активности; - учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; - находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Слайд 5

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Педагоги и психологи о творческой деятельности учащихся «Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» Л.С.Выготский «Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» В.А.Сухомлинский Теоретическая основа работы — труды Исаака Яковлевича Лернера

Слайд 6

видение новой проблемы в знакомой ситуации перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию видение новых (скрытых) функций известных объектов построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа видение альтернативных и вариативных способов решения задачи видение всех взаимосвязей структуры объекта Элементы творческих способностей по И. Я. Лернеру

Слайд 7

Развитие творческих способностей обучающихся посредством нестандартных уроков и заданий Понятие «нетрадиционные» формы обучения включает в себя такие организационные формы обучения, которые позволяют создавать на уроке - атмосферу заинтересованного сотрудничества между учителем и обучающимися - раскрепощают школьников - помогают им проявить свои способности Ведущая педагогическая идея:

Слайд 8

Деятельностный аспект и диапазон личного вклада - Урок-монтаж по литературе на тему: «Жизнь и творчество А.А. Фета (Шеншина)» 9 клас с Урок-творческая мастерская по литературе на тему: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе в 6 классе

Слайд 9

Результаты диагностики Низкий (50%) Высокий (20%) Средний (30%) 6 «а» класс Низкий (22%) Средний (33%) Высокий (55%) 7 «а» класс 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год

Слайд 10

Транслируемость - выступления с докладами по данной теме на заседаниях ШМО, - РМО учителей русского языка и литературы - участие в педагогических интернет-сообществах

Слайд 11

Литература 1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. 2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999. 3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3.— М.: Педагогика, 1983. 4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001. 5. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974. 6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997. 7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973. 8. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т.— Т. 1.— М., 1988. 9. Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991. Интернет-ресурсы http://shelgimn.ucoz.ru/ school8gornya.edusite.ru

Слайд 12

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Диагностика творческих способностей обучающихся.

(по Е.Н. Степанову)

Приложение:

 Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 — 44; по критерию «критичность» — на вопросы 45 — 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49 — 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53 — 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны» 
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту 
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино
в) построил бы такой, которого нет ни у кого

0
1
2

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми
б) сочиняю сам сюрприз для гостей 
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

0
2
1

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную 
б) трудную 
в) простую

2
1
0

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое 
б) точное 
в) необычное

1
0
2

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще 
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо
отражают мои мысли

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

0

1
2

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

а) все работали 
б) было весело 
в) было много нового

1
0
2

7. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей
б) возможность узнать новое («родство душ»)
в) взаимопомощь

0
2
1

8. Если бы я был поваром, то:

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны 
б) создавал бы новые блюда
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

0
2
1

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство» 
б) «Поле чудес» 
в) «Очевидное—невероятное»

0
1
2

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут 
б) неизведанный маршрут 
в) маршрут, который хвалили мои друзья

0
2
1

2. Опросник «Критичность»
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен — 0;
б) не согласен — 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.

  1. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
  2. Лицо — зеркало души (М. Горький).
  3. Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
  4. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
  5. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
  6. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
  7. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
  8. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
  9. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
  10. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21—23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
б) обвиняемый
в) судья
г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА
а) лужа
 б) труба
в) вода
г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА
1) источник — родник

  1. глаз — слеза
  2. огонь — костер
  3. шторм — наводнение

24—27
Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

  1. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
  2. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
  3. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
  4. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2.
28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

  1. Консервная банка.
  2. Металлическая линейка.
  3. Велосипедное колесо.

4. «Направленность на творчество»

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

31.

а) читать книгу
б) сочинять книгу
в) пересказывать содержание книги друзьям

0
2
1

32.

а) выступать в роли актера
б) выступать в роли зрителя
в) выступать в роли критика

2
0
1

33.

а) рассказывать всем местные новости
б) не пересказывать услышанное
в) прокомментировать то, что услышали

0
1
2

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ
б) работать, используя испытанные приемы
в) искать в опыте других лучший способ работы

2
0
1

35.

а) исполнять указания
б) организовывать людей
в) быть помощником руководителя

0
2
1

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя
б) играть в игры, где можно проявить себя
в) играть в команде

2
1
0

37.

а) смотреть интересный фильм дома
б) читать книгу
в) проводить время в компании друзей

1
2
0

38.

а) размышлять, как улучшить мир
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир
в) смотреть спектакль о красивой жизни

2
1
0

39.

а) петь в хоре
б) петь песню соло или дуэтом
в) петь свою песню

0
1
2

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте
б) отправиться в путешествие на корабле
в) отправиться в экспедицию с учеными

0
1
2

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0.

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

  1. Мне удается находить причины своих неудач.
  2. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  3. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  4. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  5. Убедительно могу доказать свою правоту.
  6. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  7. У меня часто рождаются интересные идеи.
  8. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  9. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  10. Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.
  11. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
  1. Карта ответов на вопросы анкеты*

Фамилия ______________________ Группа _____________
Дата заполнения ________________

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

_______________
*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

 Е.Н. Степанов - доктор педагогических наук, психолог