Готовимся к ОГЭ

Загнетина Ольга Алексеевна
Данный раздел содержит материалы для подготовки к основному государственному экзамену
 
 
 
 
Выполняем он-лайн тестирование и проверяем свои знания здесь

Сайт, содержащий пособия для подготовки к ОГЭ для бесплатного скачивания

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тропы34.5 КБ
Microsoft Office document icon Д/З для 9а на 15.05.201943.5 КБ

Предварительный просмотр:

Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.

Ни одно художественное произведение не обходится без тропов.

Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание.

При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.

 

Название тропа

Определение

Примеры

МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос)

вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое.

 

Жемчужный иней

СРАВНЕНИЕ

образное  выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому.

 Сравнение-сопоставление двух предметов или явлений при помощи

а) сравнительных союзов как, словно, будто, как будто

б) существительного в творительном падеже

как пахарь, битва отдыхает;

дорога вьется лентой

ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное)

это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.

 

Грустные слова

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

художественный прием троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!).

 

Шепчет ветерок

МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать)

обозначение предмета по одному из его признаков.

 

Молчали жёлтые и синие

В зелёных плакали и пели

ПЕРИФРАЗ, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение),

это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

 

Солнце русской поэзии (о Пушкине)

ГИПЕРБОЛА (в пер. с греч. — преувеличение)

это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия.

 

Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...

ЛИТОТА(в пер. с греч. — малость, умеренность)

 это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.

 

в  больших рукавицах… а сам с ноготок



Предварительный просмотр:

ФИПИ_2017 В8

 (1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу
в любую погоду!

(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

– (7)Ты куда? – удивился Толя.

– (8)Тебя провожу.

– (9)Меня... провожать? (10)Что ты?

(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.

(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.

(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.

(19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.

(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:

– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!

(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.

(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его:

– (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?

(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:

– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.

(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть:

– (38)Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо! (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толя не хотел, чтобы мама провожала его до школы?»

1) На улице шёл осенний дождь, и Толя боялся, что мама простудится и заболеет.

2) Толе очень нравилось бежать в школу под дождём, а мама запрещала ему это делать.

3) Толе не хотелось, чтобы мама узнала, что он сидит за одной партой с девочкой.

4) Толя не хотел, чтобы мама его опекала, как маленького.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Толя осени не любил. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...

4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

4. Из предложений 29–33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».

5. Из предложений 16–20 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ЕНН-, -ОНН-, пишется НН».

6. Замените разговорное слово «(не) вздумала» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «в водяных дорожках» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

9. Среди предложений 12–17 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но учительница,(1) словно шутя,(2) спросила его: «Ты,(3) наверное,(4) хочешь сесть с Черновой,(5) да?». И Толе показалось,(6) будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

На улице было много плащей и зонтиков,(1) но маму он узнал сразу. А она,(2) заметив,(3) что Толя обернулся,(4) спряталась за углом старого двухэтажного дома.

«Прячется!» – сердито подумал Толя. И побежал ещё быстрей,(5) чтоб мама не вздумала догонять его.

Возле самой школы он обернулся ещё раз,(6) но мамы уже не было.

13. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 33–35 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.М. Шанского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: "Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка... Всё хорошо!"».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.