Инновационная деятельность: научно-исследовательские проекты, функциональная грамотность, проектная инициатива "Класс медиков".

Кропотова Маргарита Ивановна

В основе Федеральных государственных образовательных стандартов лежит ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ, в соответствии с которой процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс воспитания развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.   Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования направлена на создание условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования:                                                                               

1) Повышение качества образования; 2) Достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Цель: единство образовательной, развивающей и воспитательной функций.

7 мая 2018 года был опубликован текст Указа Президента России Владимира Владимировича Путина "О национальных целях и стратегических задачах развития". В рамках национального проекта "Образование" в Российской Федерации на период до 2024 года была разработана инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач.

Первая задача заключается в обеспечении глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождении Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая задача - это воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Большое внимание уделяется ранней профориентации учащихся. В связи с этим, в моем классе реализуется проектная инициатива "Класс медиков"  https://vk.com/video-10231784_456243199?list=c78b59697f93ec4712

Главная цель проекта - создание условий для ведения детьми здорового образа жизни и формирование интереса к медицинской профессии.

Задачи проекта: обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья, основам безопасной жизнедеятельности, основам анатомии и физиологии человека, основным методам оказания первой медицинской помощи. Развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья.

Приоритетными являются следующие направления: профориентационная работа, валеологическое - формирование здорового образа жизни, патриотическое - воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания и уважения к своей национальной и другим культурам.

Реализация проекта, действующего в рамках нацпроекта "Образование", значительно расширит возможности для предоставления качественного современного образования всем учащимся, включая детей с особенностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рецензия

на научную работу Разумова Андрея

ученика  3 «Б» класса ТСОШ № 3

«Я – исследователь»

          В данной работе автора исследуется влияние компьютерных и подвижных игр на здоровье человека. Актуальность темы обусловлена проблемой, которая наблюдается в  обществе:  дети увлечены компьютерными играми, мало бывают на свежем воздухе, что провоцирует серьёзные заболевания.

         Центральным вопросом  исследования является изучение игровых интересов младших школьников  и  воздействие на организм детей компьютерных и подвижных игр. Андрей  изучил историю русских игр, провёл анкетирование среди учащихся третьих классов и сделал вывод о необходимости  заинтересовать младших школьников подвижными играми.

          Автору удалось систематизировать, обобщить и применить собранный материал. Ученик по результатам исследования провел «Ярмарку подвижных игр» во вторых классах, разучил «Лапту» в третьих классах, провёл  классные часы в четвёртых классах, что вызвало положительный интерес у ребят. В  результате проведённой работы,  школьники  поняли, что полезнее играть в подвижные игры.

         Поставленные задачи были выполнены.

         Поступили приглашения от учителей 1 – 4 классов с просьбой провести классные часы и спортивные мероприятия  в их классах. Таким образом, данная работа имеет практическое значение.

         Эта работа получила положительную оценку на  внутришкольной  научно-практической конференции и была выбрана для представления на районном конкурсе «Я – исследователь».

        

14.03.11.                                                  Научный руководитель:                      Кропотова М.И.

Рецензия

на научную работу Дауткиной Анастасии

ученицы  4  «Б» класса ТСОШ № 3

«Я – исследователь»

           В данной работе автора исследуется влияние жевательной резинки на здоровье человека. Актуальность темы обусловлена проблемой, которая наблюдается в обществе: большинство людей употребляют жевательную резинку, не задумываясь о её вреде, об эстетике.

         Центральным вопросом  исследования является изучение состава жевательной резинки и её вредное воздействие на организм человека. Анастасия выяснила историю происхождения жвачки, провела анкетирование среди учащихся начальных классов и сделала вывод о необходимости провести разъяснительную работу среди учащихся начальных классов.          

          Автору удалось систематизировать и обобщить собранный материал. Ученица по результатам исследования провела классный час в своем классе, который вызвал положительный отзыв у учащихся. Они перестали пользоваться жевательной резинкой.

 Поставленные задачи были выполнены.

          Поступили приглашения от учителей 1 – 4 классов с просьбой провести классные часы в их классах. Таким образом, данная работа имеет практическое значение.

          Эта работа получила высокую оценку на внутришкольной научно-практической конференции и была выбрана для представления на районном конкурсе «Я – исследователь».

        

15.03.09г.                                               Научный руководитель:                      Кропотова М.И.



Предварительный просмотр:

Рецензия

на научную работу Хавера Александра

ученика  4 «Б» класса  МБОУ ТСОШ № 3

«Я – исследователь»

          В данной работе автора исследуется происхождение слова «мама». Актуальность темы вызвана наблюдением, которое заинтересовало ученика.

         Центральным вопросом  исследования является изучение происхождение слова «мама». Александр  изучил литературу, просмотрел сайты Интернета, пронаблюдал за развитием речи сестры и сделал вывод, что слово «мама» произошло из детского лепета.

           Автору удалось привлечь школьников к своему исследованию: взял интервью у учащихся первых-четвёртых классов, предложил написать сочинения о маме и нарисовать маму. Сделал вывод о роли мамы в жизни каждого человека и дал совет ребятам  бережно относится  к слову «мама»  и к самой маме.

          Ученик систематизировал, обобщил и применил собранный материал. По результатам исследования выступил перед одноклассниками, получив положительный отзыв у ребят.

         Поставленные задачи были выполнены.

          Таким образом, данное исследование имеет практическое значение.

         Эта работа получила положительную оценку на  внутришкольной  научно-практической конференции и была выбрана для представления на районном конкурсе «Я – исследователь».

15.03.12.                                                  Научный руководитель:                      Кропотова М.И.



Предварительный просмотр:

Рецензия

на научную работу Рудых Александры

ученицы 3 «Б» класса  МБОУ ТСОШ № 3

«Я – исследователь»

          В данной работе автора исследуется влияние бисероплетения   на развитие ребенка. Актуальность темы вызвана сомнением  родных о влиянии рукоделия на зрение.  Автору захотелось выяснить: какую пользу несёт   бисероплетение  и  не вредит ли здоровью?

         Центральным вопросом  исследования является изучение влияния бисероплетения   на развитие ребенка. Александра  изучила литературу, просмотрела сайты Интернета, взяла интервью у известных специалистов посёлка, провела социологический опрос сверстников и сделала вывод, что бисероплетение – занятие не только творческое, увлекательное, но и полезное для здоровья, гармоничного развития и, возможно, пригодится при выборе профессии.

  Автору удалось привлечь школьников к своему исследованию: провела социологический опрос, организовала  выставку-презентацию своих работ.  В результате ученице удалось заинтересовать сверстников своим любимым видом творчества, они выразили желание записаться на кружок бисероплетения.

          Ученица систематизировала, обобщила и применила собранный материал. По результатам исследования выступила перед одноклассниками, получив положительный отзыв у ребят.

         Поставленные задачи были выполнены.

          Таким образом, данное исследование имеет практическое значение.

         Эта работа получила положительную оценку на  внутришкольной  научно-практической конференции и была выбрана для представления на районном конкурсе «Я – исследователь».

1.04.15.                                                  Научный руководитель:                      Кропотова М.И.



Предварительный просмотр:

Рецензия руководителя

на исследовательскую  работу

«Пешеходный светоотражатель»,

выполненную  Разумовым  Александром,

обучающимся  2б класса

МБОУ «Таксимовская СОШ №3»

           Работа Разумова Александра  представляет собой исследование по изучению  вопроса  безопасности на дорогах в темное время суток.

         Актуальность работы заключается в том, что  освещение на дорогах п. Таксимо  плохое  и пешеходов водителям  заметить очень сложно.  Для повышения безопасности на автодорогах автор рекомендует пешеходам и велосипедистам  использовать световозвращатели.

         Содержание работы соответствует заявленной теме. Текст работы по объёму представляется достаточным для обучающегося начальной школы и соответствует требованиям положения.  Материал  систематизирован, обобщён и  логически завершён.

         Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза. В первой главе  даётся понятие: светоотражатели и представляется информация из  истории световозвращающих элементов. Во второй главе описываются   исследования ученых и проведена большая практическая работа. Ценное значение для работы представляет эксперимент на автодороге, который и позволяет подтвердить гипотезу. Завершается работа выводами проведённого исследования, и даются рекомендации участникам дорожного движения.

          Работу Александр  выполнял совместно с родителями, используя собственные наблюдения,  материалы Интернета и литературы.  Всё фиксировал  фото-видеосъёмкой. При выполнении работы проявил: любознательность, творчество, инициативу, способность решать соответствующие исследовательские проблемы. Автор привлек сверстников к своему исследованию: провел анкетирование, классный час. В результате, ученику удалось заинтересовать одноклассников проблемой: они выразили желание изготовить световозвращающие наклейки и носить их  на куртке, портфеле.

          Таким образом,  исследовательская работа Разумова  Александра отвечает требованиям, предъявляемым к исследовательским работам,  и рекомендуется к защите.

26.02.2018г.                                Руководитель:                        Кропотова М.И.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рецензия руководителя

на исследовательскую  работу

«Лыжи – развлечение, или путь к здоровому образу жизни»,

выполненную  Аксёновым Даниилом,

обучающимся  3б класса

МБОУ «Таксимовская СОШ №3»

          В данной работе автора исследуется влияние лыжных прогулок   на здоровье школьников. Автору захотелось выяснить:  в чём польза лыжного спорта?                 

          Центральным вопросом  исследования является изучение влияния лыжных прогулок   на здоровье  и развитие ребенка. Даниил   изучил литературу, просмотрел сайты Интернета, взял интервью у команды лыжников, провёл  анкетирование сверстников и сделал вывод, что занятия лыжным спортом   укрепляют  здоровье,  развивают чувство дружбы,    способствуют повышению   качества успеваемости.                                                                                 

   Автору удалось привлечь школьников к своему исследованию: проверил  ЧСС у одноклассников, взял интервью у лыжников в классе и на лыжне.  В результате Даниил   заинтересовал сверстников лыжным спортом. Они выразили желание участвовать в совместных лыжных прогулках.

          Работу Даниил  выполнял совместно с руководителем и  родителями, используя собственные наблюдения,  материалы Интернета и литературы.  Всё фиксировалось  фото-видеосъёмкой.  Автор  систематизировал, обобщил  и применил собранный материал. По результатам исследования выступил перед одноклассниками, получив положительный отзыв у ребят.

          Проведённая работа  пропагандирует здоровый образ жизни, что является актуальной темой для  человека любого возраста.

          Поставленные задачи были выполнены.

          Таким образом,  данная работа отвечает требованиям,  предъявляемым к исследовательским работам  и рекомендуется к защите.

                                           

                                      Руководитель:                      Кропотова М.И.

15.03.2023г.



Предварительный просмотр:

Тема выступления: Формирование естественно-научной функциональной грамотности обучающихся в урочной и  внеурочной деятельности (в рамках проектной инициативы «Класс медиков»)

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только узнает новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

       Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания, объяснения естественно-научных явлений и применения их  в жизни.  

      В рамках проектной инициативы «Класс медиков» мы формируем естественно-научную  функциональную грамотность учащихся во внеурочное время, а также на  уроках.  Ребятам предлагаются упражнения на саморегуляцию, саморелаксацию, самомассаж и различные нейропсихологические приёмы.

«Нейропсихологические приёмы

       В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. Очевидно, что дело тут не в неразвитом  интеллекте. Это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга. У таких детей отмечается  несформированность межполушарного взаимодействия.

       В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.

      Предлагаю вашему вниманию упражнения, которые не требуют специального оборудования и помещения.

  1. Гимнастика для глаз

 Упражнения для глаз не только помогают сохранить и улучшить зрение. Они активизируют разные участки мозга. Проверено: если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики пишут работу гораздо лучше. 

  1. Пальчиковая гимнастика

Неспроста задания на моторику активно используются в диагностике нейропсихологических проблем. Непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.

«Кулак-ладонь-ребро», «Коза-капуста», «Мир – окей», «Лезгинка»

3. Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

1)«Ухо-нос»

 Одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

2) Левая рука на голове постукивает, а правая на животе поглаживает. Меняем руки.

Вывод:  Произвольная деятельность – это способность ребёнка самостоятельно управлять своим поведением, а это качество требуется для обучения в школе в первую очередь. Когда у ребёнка есть произвольность, тогда он сможет быть более внимательным на уроках, у него лучше будут развиваться и внимание, и память, и речь, улучшится поведение.



Предварительный просмотр:

Районный  семинар: Функциональная грамотность учителя –основа развития функциональной грамотности ученика.

 Тема выступления: Формирование естественно-научной  функциональной грамотности обучающихся в урочной и  внеурочной деятельности (в рамках проектной инициативы «Класс медиков»)

         Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания, объяснения естественно-научных явлений и применения их  в жизни.  

      В рамках проектной инициативы «Класс медиков» мы формируем естественно-научную  функциональную грамотность учащихся во внеурочное время, а также на  уроках.  

          Зачастую человек, лишенный элементарных медицинских знаний и умений, не знает, как помочь нуждающемуся в первой мед. помощи.         Специфичность программы  заключается в  погружении учащихся в окружающую их жизнь, применение полученных знаний по основам медицинской науки, а также умений и навыков по сохранению здоровья себе, своим близким, а также всем нуждающимся.

        Необходимость понимания, что здоровье - самое ценное, что есть у человека, позволяет привлечь в эту сферу детей, осознающих важность изучения основ медицины, чтобы в будущем помочь учащимся определиться с профессиональным выбором.

        Мы решили реализовать программу "Класс медиков" с детьми младшего школьного возраста (3 класс). Закупили форму (белые халаты) и наглядный материал для изучения основ медицины.

Календарно-тематический план мероприятий по реализации проекта начал осуществляться с начала  нового 2022-2023 учебного года - уроки здоровья,  внеурочная деятельность «Здоровячок»,  игры на переменах.  Планируются встречи с медиками по обучению основам первой медицинской помощи, личной гигиене,   закаливанию и витаминизации своего организма. Организованы  лыжные прогулки  с  классом и родителями.

«Нейропсихологические приёмы на уроках

       В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. Очевидно, что дело тут не только  в неразвитом  интеллекте. Это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга. У таких детей отмечается  несформированность межполушарного взаимодействия.

       В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять. Ребятам предлагаются упражнения на саморегуляцию,  саморелаксацию,  самомассаж и различные нейропсихологические приёмы.

 «Сбрось груз» - выжимаем лимон мысленно одной рукой, и выбрасываем лимон. Это упражнения полезно учащимся для расслабления мышц кисти.

«Морская качка» - расслабление мышц ног. Перекатываясь с одной ноги на другую расслабляются напряженные мышцы ног.

Гимнастика для глаз. Упражнения для глаз не только помогают сохранить и улучшить зрение. Они активизируют разные участки мозга. Проверено: если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики пишут работу гораздо лучше. 

Пальчиковая гимнастика

Неспроста задания на моторику активно используются в диагностике нейропсихологических проблем. Непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.

«Кулак-ладонь-ребро», «Коза-капуста», «Мир – окей», «Лезгинка»

Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

«Ухо-нос»

 Одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

«Голова-живот». Левая рука на голове постукивает, а правая на животе поглаживает. Меняем руки. 

Таким образом, изучая такие простые и доставляющие удовольствие упражнения, учащиеся приобретают знания о своем теле, умения владеть своим телом (концентрироваться, расслабляться, делать самомассаж), готовят себя к будущей жизни в социуме,  приобретают функциональную грамотность.

Вывод: Произвольная деятельность – это способность ребёнка самостоятельно управлять своим поведением, а это качество требуется для обучения в школе в первую очередь. Когда у ребёнка есть произвольность, тогда он сможет быть более внимательным на уроках, у него лучше будут развиваться и внимание, и память, и речь, улучшится поведение.

Естественно-научную  функциональную   грамотность обучающихся формируем в направлениях:

Урочная деятельность: нейрогимнастика, зарядка для глаз, танцевальные упражнения, контроль за правильной посадкой, чередование видов деятельности.

Внеурочная деятельность:  кружок «Здоровячок», уроки здоровья, тематические мероприятия (день эндокринолога, день стоматолога и т.д.), танцевальный кружок.

Научная деятельность:  опыты, эксперименты,  научно-исследовательские проекты.

Воспитательная работа: инсценировки, спектакли, игры, акции.

Досуговая деятельность: Совместные лыжные прогулки с родителями в выходные дни, чаепития на воздухе.

Ожидаемые результаты проекта: Автор и участники команды считают, что в результате реализации проектной инициативы "Класс медиков",   процесс обучения для учащихся станет интереснее,  благодаря причастности к профессии, т.к. дети в этом возрасте любят примерять на себя ролевые игры. Кроме того, форма (белые халаты) будет дополнительно  работать на сплочение коллектива, показывать принадлежность к "Классу медиков". Пройдя программу, учащиеся будут ценить и уважать профессию медика, восхищаться достижениями  российских медиков; осуществлять активную оздоровительную деятельность; задумаются о выборе медицинской профессии.  Благодаря сплочённой работе команды, у «Класса медиков» есть успешные результаты, а именно «Класс медиков» стал победителем в школьном конкурсе «Лучший класс».

Команда проектной инициативы:                                                                                          Разумова Елена Сергеевна - руководитель проекта.                                                                           Разумов Александр  (ученик 8Б класса) - автор проектной инициативы, волонтёр.                                                                                                                                                   Кустова Анна Геннадьевна - педагог дополнительного образования, преподаватель кружка  «Здоровячок».                                                                                                                 Кропотова Маргарита Ивановна -  классный руководитель 4Б класса.                                                                                                                    При поддержке министра здравоохранения Республики Бурятия - Лудуповой Евгении Юрьевны.

Конкурс социально значимых проектов «Добывая лучшее будущее» компании NORDGOLD.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: