МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Кашина Юлия Юрьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. ПОНЯТИЕ О ГУАШИ

        

             Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — это краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно-клеевым связующим веществом (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и примесью белил.

        

        Живописные свойства гуаши основываются прежде всего на том, что она является кроющей, т.е. почти непрозрачной краской, в отличии от акварели. Это  свойство связано со значительным количеством (по отношению к содержанию связующего вещества) пигмента и наполнителя. Кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила, что делает высохшую краску несколько белёсой и при этом, придает ей матовость и бархатистость.

         Гуашь можно сравнить с акварелью и маслом,   так как у нее есть общие черты и с первой и со вторым: как и акварель, гуашь растворяется в воде, подобно живописи маслом, она непрозрачна, и закрашенную поверхность можно много раз переписывать в другой цвет.

        Главная трудность работы гуашью заключается в том, что краска, высыхая, резко изменяет свою светлоту, и художнику трудно следить во время работы за правильностью цветовых и  тоновых отношений.

            Светлеют:   окись хрома,  кобальты, кадмии, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая.

            Сначала темнеют, а затем высветляются: сиена натуральная, сиена жженая, краплаки, ультрамарин.

            Темнеют: ганза желтая, оранжевая.

  1. ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГУАШИ

        

        Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в средние века. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов, а также для портретных миниатюр. Наибольшее распространение техника гуаши получила в XVIII веке во Франции. Гуашью пользовались знаменитые старые мастера - Рубенс, Ван Дейк, Дюрер. Позже к ней проявляли немалый интерес и Пикассо, Берн-Джонс, Эгон Шиле, Генри Мур.

В России техника гуаши достигла высокого развития в конце XIX — начале XX вв. Художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества. Также в технике гуаши работали В. А. Серов, А. Я. Головин, С. В. Иванов и др.

  1. СПОСОБЫ  И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ГУАШЬЮ

Пишут гуашью быстро, пока краска не высохла, пока она подвижна, используя при этом различные приёмы. Так, по–разному кладут краску, то густым, то размытым слоем, добиваются разнообразной фактуры поверхности работы, а вместе с тем и особой выразительности.

  1. Живопись мастихином

Мастихин, как никакой другой инструмент позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрыть цвета и их сочетания, создать красивую и сложную фактуру на поверхности картины, что позволяет моделировать и объем изображаемых образов и предметов, дает большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.

2. «Сухая кисть»

                Принцип техники заключается в нанесении тонкого слоя краски на наиболее выступающие части сложной поверхности с помощью кисточки:
небольшое количество краски необходимо нанести на кусок картона и упругой кистью растереть так, чтобы кисть оставляла едва заметный след. Затем легкими движениями, едва касаясь кистью, нанести краску на тонируемую поверхность до получения нужного результата.

        С ее помощью можно достичь эффекта разбавленного цвета (когда нижний цвет просвечивает сквозь верхний). Идеальная техника тля изображения перьев, меха и волос, а также облаков, камней и листьев.

        

        3. Мазок

                

        4. Импасто  (корпусно)

        Техника живописи представляет собой наложение густой краски толстыми слоями. Гуашь можно загустить также добавкой для акрила или специальной добавкой Aquapasto компании Winsor&Newton, созданной для применения техники импасто при работе с красками на водной основе.

        Также в гуашь можно добавить структурные пасты для акрила. С их помощью можно создавать объемные участки с невероятно эффектной фактурой.

         

        5. «Гризайль» (тональная живопись)

        Эта техника предполагает создание живописно-графического изображения с применением краски одного цвета (например, чёрной). В гуаши – чёрная краска и белила позволяют получить богатство палитры ахроматических цветов.

        «Ограниченная палитра»

Очень полезно писать этюды на ограниченную палитру цветов. Следует привыкать работать в определенной цветовой гамме: в серых, желтых, голубых тонах – такие задания хорошо развивают чувство цветовой гармонии художественного произведения

        6. «Пуантилизм»

         Пуантилизм (в переводе с французского – «точка, касание»). Название техники письма неоимпрессионистов, заключающаяся в наложении краски чистых цветов раздельными мазками точечной или прямоугольной (дивизионизм) формы. С помощью этой техники можно создавать композиции с эффектом оптического смешения цвета: (мелкие мазки при отходе от картины на  расстояние результате смешения сливаются в различные цветовые пятна).

        7. Сграффито

        Суть этого приёма состоит в процарапывании влажной краски заостренной палочкой или кончиком ножа, чтобы обнажить нижний слой краски. С помощью техники сграффито можно создавать очень красивые необычные фактуры, которые лучше всего смотрятся на переднем плане картины

        8. Смешаная техника

        Гуашь хорошо сочетается с другими красками. Художники создают картины, используя наряду с гуашью  акварель, тушь, уголь, пастель, акриловые краски, цветные карандаши.

        ФАКТУРА

        Чтобы придать поверхности интересный рельеф, гуашь можно наносить на основу всевозможными подручными средствами, например:

  • губкой
  • мятой бумагой
  • зубной щеткой

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУАШЕВЫХ КРАСОК В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ЖИВОПИСИ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ

        Обучение в школе искусств по предмету «Живопись» осуществляется двумя основными живописными материалами: акварель и гуашь. Принято считать, что акварель – «королева красок», и, несомненно одна из самых сложных техник живописи. Но значимость гуашевой живописи несколько занижена – некоторые художники не воспринимают гуашь «всерьёз», называя ее «детской» или «плакатной» техникой. Однако в действительности гуашь является самостоятельной, самобытной техникой и очень доступной в применении техникой живописи.

Преимущества:

  • входящие в состав гуашевых красок белила, предполагает писать более насыщенным, плотным цветом, что хорошо развивает цветовое и тоновое видение у учащихся
  • гуашь даёт возможность вносить исправления в процессе работы
  • техника живописи гуаши очень похожа на технику масляной живописи, поэтому некоторые теоретики считают гуашь шагом к живописи маслом
  • при сдаче вступительных экзаменов в художественные ВУЗы экзамен по предмету «Живопись», «Композиция» сдаётся либо акварелью, либо гуашью – на выбор учащегося

  1. СОВРЕМЕННЫЕ МАСТЕРА ГУАШИ

  1. ИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ МАСТЕР-КЛАСС «ГОРНЫЙ ПЕЙЗАЖ»

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гуашь представляет собой материал с широчайшими возможностями — от нежнейшего водяного, акварельного письма до корпусного мазкового. Появляется возможность претворить в жизнь любые, самые смелые замыслы автора.



Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ПО ПРЕДМЕТУ «ЖИВОПИСЬ»

на тему: «Техника масляной живописи»

Преподаватель: Кашина Ю.Ю.

Тема самообразования:

«Совершенствование педагогического мастерства в обучении учащихся по предмету «Живопись»

Цель семинара: Знакомство с техникой масляной живописи в целях обмена педагогическим опытом

Задачи:

- активизировать работу с учащимися, используя на уроках технику масляной живописи;

- повысить мотивацию и интерес учащихся к учебной деятельности;

- развить творческие способности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

План семинара:

  1. Понятие о масляной живописи
  2. Из истории возникновения масляной живописи
  3. Материалы и инструменты
  4. Техника масляной живописи
  5. Использование масляной живописи в обучении учащихся
  6. Выставка учащихся
  7. Видео мастер-класс
  8. Заключение

  1. Понятие о масляной живописи

        Живопись маслом – одна из самых таинственных и волшебных техник, которая завораживает с первого взгляда. Не зря именно ее выбирали для своих работ такие великие творцы, как Леонардо да Винчи, Пикассо, Ван Гог, Моне, Дали, Айвазовский, Врубель, Репин и многие другие, чьи произведения и имена вошли в историю мирового искусства.        

        Масляная живопись – вид живописи художественными масляными красками, которые готовят растиранием неорганических сухих пигментов в отбеленном льняном масле, иногда с добавлением орехового масла, масло семян льна, мака или масло грецких орехов.

        

        Преимущества живописи маслом:

  • Масляные краски сохнут очень медленно, но в этом их преимущество. Во-первых, благодаря этому в любой момент можно вносить исправления, устранять ошибки и даже сносить целые куски работ мастихином, т. к. краска легко удаляется с полотна и затем покрывается новым слоем.
  • При высыхании масляные краски не видоизменяют свой цвет, оставаясь насыщенными и глубокими.
  • Влажные на холсте краски можно смешивать непосредственно там же, что позволяет быть гибким художнику и менять замысел произведения на ходу. И конечно, они прекрасно поддаются смешению на палитре, где с легкостью можно получить нужный оттенок или гамму цветов без ущерба для их глубины и цветопередачи.
  • Современные масляные краски не такие требовательные к последующему уходу за картиной. Их состав позволяет закрепить живопись лаком, что поможет защитить от дальнейших повреждений.

        

  1. Из истории возникновения масляной живописи

        По мнению историков, впервые вводить масло в краски придумали Нидерландские художники братья Ван Эйки в  XIV веке.

        Однако структура их красок мало напоминала современные масляные, к тому же в те времена художники еще не знали холста. Они рисовали на дереве, покрытом тонким слоем грунта. Писать на холстах художники начали в XV веке.

        Наиболее широкое распространение масляные краски получили в эпоху Возрождения в середине XV века, постепенно вытеснив быстросохнущую темперу. Талантливые художники этой и последующих эпох использовали эффектный метод лессировки для создания красивых  переливов цвета. Получить этот эффект можно было с помощью нанесения полупрозрачных красок на плотную основу.

        В России масляная живопись получила своё распространение в XVIII веке.

  1. Материалы и инструменты

  1. Техника масляной живописи

        В технике масляной живописи используют 2 способа:

•        с подмалёвком

•        без подмалёвка

                Подмалевок - подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной масляной живописи. Обычно подмалевок выполняется тонким красочным слоем и может быть однотонным или многоцветным.

                

  1. Алла прима - разновидность масляной живописи по грунту в один прием, за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.

  1. Лессировка - прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя.

        3.  Мазок

        4. Корпусная живопись - письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски, имеющим рельефную фактуру.        

5. Живопись мастихином

        Мастихин, как никакой другой инструмент позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрыть цвета и их сочетания, создать красивую и сложную фактуру на поверхности картины, что позволяет моделировать и объем изображаемых образов и предметов, дает большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.

                6. Многослойная живопись

        Многослойная живопись - разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов: подмалевок, прописи, лессировка. Эти этапы разделяются перерывами для полного просыхания краски.

        ПРИЁМЫ:

        Процарапывание. Используйте кончик мастихина, чтобы удалить сырую краску с холста и открыть слой нижележащей краски.

        Растирка. Разотрите краску бумажным полотенцем или газетой, чтобы создать нежный, тонкий, таинственный световой эффект.

        Использование губки. Нанесите краску натуральной губкой для создания сложной фактуры таких объектов, как камни или листва.

        Разбрызгивание. Стряхивая жидкую краску с кисти, произвольно разбрызгивайте капли на холст.

V.   Использование масляных красок в обучении учащихся живописи в школе искусств

        Обучение в школе искусств по предмету «Живопись» осуществляется двумя основными живописными материалами: акварель и гуашь. Однако, у многих учащихся выпускного класса всё чаще возникает желание выполнять итоговую работу в технике масляной живописи. Процесс обучения в ВУЗах художественной направленности осуществляется в технике масляной живописи,  и выполняя работы масляными красками, ребята приобретают практические навыки рисования маслом.

Учащиеся-выпускники, выполнявшие творческие работы в технике масляной живописи:

        Горбунов Максим «Автопортрет», 2013г. выпуска

        Порядина Евгения, «Музыка города», 2014г. выпуска

        Петрова Алёна, «Портрет брата», 2014 г. выпуска

        Тиссен Алина, триптих «Балет», 2014г. выпуска

        Чофу Антоний, «Автопортрет», 2015г. выпуска

        и другие

VI.  Выставка работ учащихся и преподавателя

VII.  Видео мастер-класс

VIII. Заключение

        Многие из начинающих художников ищут литературу, из которой стремятся узнать приёмы наложения красок, рецепты составления смесей, похожих на цвета живой природы. Не делайте этой ошибки!

        Смеси, приёмы наложения мазков, их направление и степень густоты красок, художник определяет заново в каждой конкретной работе. Возможно, в этом, и состоит радость творчества, которая обретается через труд.

        Масляные краски – очень пластичное средство выражения. С их помощью можно достичь как фотографической точности изображения, так и экспрессионистической свободы выражения. Нет какой-то одной одной, «правильной» техники письма маслом. Экспериментируйте с инструментами, техническими приёмами и колоритом. Начав работать этим этим материалом, вы почувствуете всю широту его художественных возможностей!

        Быть художником – значит всегда смотреть на мир широко раскрытыми глазами!

"Есть художники, превращающие солнце в жёлтое пятно. Но есть и те, кто, используя своё искусство и ум, превращают жёлтое пятно в солнце"

Пабло Пикассо



Предварительный просмотр:

КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ И ПРОВЕСТИ УРОК?

1. ЧТО ТАКОЕ УРОК?

        Урок - это ограниченная во времени, динамичная форма организации  процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков.

        Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя!

2. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

        Перед проведением урока учитель должен чётко представлять себе, что должны учащиеся усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т. д.

Предварительная подготовка учителя:

  • определение места данного урока в системе уроков по разделу или теме программы, в тематическом планировании
  • изучение специальной методической и педагогической литературы
  • изучение учебника и учебных пособий по своему предмету
  • составление тематического плана  
  • ознакомление с опытом работы других учителей
  • анализ личного опыта в предшествовавшие периоды
  • Непосредственная подготовка учителя 
  • написание плана-конспекта урока.
  • подготовка наглядных пособий, используемых на уроке.

        Существуют различные варианты оформление конспекта: конспект может быть полным и кратким, в виде таблицы, оформлен на карточке.

3. СТРУКТУРА УРОКА:

        Структура урока — совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей.

Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:

1. организационный этап

2. этап проверки домашнего задания

3. этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

4. этап изучения новых знаний и способов деятельности

5. этап первичной проверки понимания изученного

6. этап закрепления изученного

7. этап применения изученного

8.этап обобщения и систематизации

9. этап контроля

10. этап подведения итогов занятия

11. этап рефлексии

12.этап информации о домашнем задании

№ п.п.

Этапы урока

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1.

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2.

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

3.

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

4.

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

5.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

6.

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7.

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей

8.

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

9.

Подведение итогов занятий

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения

10.

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

11.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

        4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

  1. Дидактические требования к современному уроку:

- чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;

- прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении обучающихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий для успешного обучения учащихся.

2. Гигиенические требования к уроку:

- температурный режим;

- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

- освещение;

- предупреждение утомления и переутомления;

- чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

- своевременное и качественное проведение физкультминуток;

- соблюдение правильной рабочей позы обучающегося;

- соответствие классной мебели росту обучающегося.

3. Требования к технике проведения урока:

- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

- темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и обучающихся – завершёнными;

- необходим полный контакт во взаимодействии учителя и обучающихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

- должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

- по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;

- учитель должен обеспечить активное учение каждого обучающегося.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА- КОНСПЕКТА:

  • ФОРМАЛЬНАЯ часть

-класс,

-тема урока,

-тип урока

-вид занятия (беседа, тематическое рисование, бумагопластика, дпн и т.д.)

-цель урока

-задачи урока: развивающая, воспитательная, образовательная,

-материалы для учителя и учащихся к уроку,

-последовательность отдельных этапов (структура урока)

-методическое пособие (книги, фотоальбомы, литературные произведения)

  • эскиз оформления доски
  • используемая литература

  • СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ часть

ход урока

-таблица, в которой фиксируется деятельность учителя и учеников,

-планирование времени на каждый структурный элемент урока,

-наглядные пособия, используемые на уроке (изобразительный, музыкальный, литературный ряд)

        6. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ:


  1. Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

  1. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний;

  1. Урок комплексного применения знаний — практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях;

  1. Урок обобщения и систематизации знаний — семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему;

  1. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

7. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Классификация методов обучения по источнику получения знаний:

1.  Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия).
2.  Наглядные методы (
наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия - иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.).
3.  Практические методы (
конкретные практические действия).

Классификация по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения изучаемого материала:

  1. информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный - учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приемами).
  2. репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приемов изображения, поиск композиции). Упражнения
  3. проблемное изложение ("метод творческих заданий"— постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения),
  4. частично-поисковый ("метод совместного творчества", т. к. поиск средств выражения)
  5. исследовательский ("метод самостоятельного художественного творчества")

8. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

        Вся совокупность требовании к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения:

-  воспитывающего обучения;

-  научности:

требует от преподавателя, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, достоверных фактах, выражало бы состояние современных наук. Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, обучаемые овладевают умением отличать истинные положения от ложных.

-  связи теории с практикой:

Этот принцип требует, чтобы в учебном заведении не было ни одного занятия, жизненный смысл которого не был бы ясен для обучаемого.

-  наглядности:

«золотое правило» обучения.

лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.

Оно предполагает привлечение всех имеющихся у человека органов чувств к восприятию учебного материала: следует представлять обучаемым все, что видимо, — для восприятия зрением, слышимое — слухом. Важно уяснить, что главной целью обучения является не усвоение тех или иных образов и впечатлений, а формирование понятий, категорий, их совокупностей, образующих научные теории.

-  доступности:

от известного - к неизвестному, от простого -к сложному,

Принцип доступности предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. Следует помнить, что эффективный преподаватель учит своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу её поиска, а неэффективный просто провозглашает истину, часто оставляя ее недоступной для понимания слушателей.

-  систематичности и последовательности:

требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности.

-сознательности и активности учащихся в обучении:

вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: преподавателя и учащегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса.

  •  прочности усвоения знаний учащимися:

требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.

- целенаправленности и мотивации обучения;

- индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

9. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
  • Тренажеры и спортивное оборудование.

        10. АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА

        Мастерство учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.

  1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.

2.      Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

3.      Организационное начало урока:

-  готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;

-  подготовленность учащихся -дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

-  подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.

4.  Организационная структура урока:

-  мобилизующее начало урока;

-  последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

-  насыщенность урока, темп его проведения и т.д.

5.  Анализ содержания учебного материала урока:

-  обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

-  соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

-  соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т.д.

6.  Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

-  цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

-  обоснование выбора методов обучения;

-  пути реализации дидактических принципов в обучении;

-  индивидуализация и дифференциация в обучении;

-  взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7.  Деятельность учителя:

-  научность и доступность изложения новых знаний;

-  использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

-  организация закрепления учебного материала;

-  организация самостоятельной работы учащихся;

-  проверка и оценка знаний и умений учащихся;

-  вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

-  отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

-  задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;

-  пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

-  эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

-  контакт учителя с классом и т.д.

8.  Деятельность учащихся:

-  подготовка рабочего места;

-  поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

-  интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

-  состояние их устной и письменной речи;

-  знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

-  отношение учащихся к учителю;

-  степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.

9.  Выводы:

-  выполнение плана урока;

-  достижение целей урока;

-  особенно интересное и поучительное на уроке;

-  что произвело на уроке наибольшее впечатление;

-  какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

-  оценка урока.

         С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ.

ВОСЕМЬ ИДЕЙ НЕОБЫЧНЫХ УРОКОВ

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка. Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ:

  • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!   
  • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.   
  • Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
  • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся.
  • Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
  • Приводите больше интересных примеров из личного опыта,  ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ.

Тема: «Последовательность работы над натюрмортом в технике акварели»

Цель:

 - изучить теоретические основы живописи акварелью, принципы конструктивного построения и закономерности формирования живописного изображения;

- развить практические умения работы акварельными красками;

-сформировать навыки уверенного реалистического отображения окружающей действительности живописными средствами.

Задачи:

-осуществление развития, обучения и воспитания учащихся как субъектов образовательного процесса средствами искусства;

- использование разнообразных приемов, методов и средств обучения; обеспечение уровеня подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

- владение основами общетеоретических и художественно-практических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач

        Работа над натюрмортом разделяется на несколько этапов:

        I этап. Грамотно определить размещение натюрморта на листе бумаги (композиция).

        Для этого на одном листе делают несколько вариантов зарисовок небольшого размера, стараясь понять, как распределяются свет и тень на всех предметах, где расположены наиболее освещенные и наиболее затемненные участки натюрморта. Отмечают также, какие предметы составляют передний план, какие отходят в глубину, какой предмет является самым темным, какой самым светлым.

        II этап. Выполнение рисунка постановки на основном листе.

        В акварельной живописи рисунок не передает детально свет и тень предметов, а играет вспомогательную роль — указывает границы формы, которая в результате работы цветом кажется объемной и материальной. Выполнять рисунок можно карандашом или углем, чтобы его легко можно было ослабить, не повреждая поверхность бумаги, которая имеет очень большое значение для акварельной живописи. В рисунке выявляют общую форму, пропорции предметов, намечают основные границы света и тени объемной формы, отмечают участки бликов.

Подготовительный рисунок

        III этап. Рисование натюрморта.

        Предварительно необходимо смочить бумагу водой, чтобы она не была жирной.  Начинают с обобщенной передачи объемов предметов. Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте. Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре. При необходимости цвета уточняют. Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта. Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют. Цвета начинают накладывать чаще всего со светлых мест предметов, потом переходят к более темным, затем к самым темным, в нужных местах делая плавный переход от светлого цвета к более темному соответствующим приемом письма. Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением. Таким образом отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре. Накладывая цвет тени, выделяют цвет рефлекса, а на освещенной части — блик.

Определение цветовых отношений в натюрморте


        IVэтап.  Детальная проработка объёмных форм. 

        Крупными мазками довольно густым раствором краски уточняют цвет света, тени, полутени, рефлекса. Надо следить за тем, чтобы не пересветлить цвет освещенной части. Для этого сравнивают его с белым листом бумаги, на котором рисуют. Для передачи объема одного предмета посредством постепенного перехода цвета от светлого к темному можно использовать прием письма «по сырому». Для передачи объемности предмета нужно сравнивать светлоту и насыщенность цвета на свету и в тени каждого предмета. Живописное решение пространства передается перспективным изменением цвета. Предметы, расположенные ближе к зрителю, выделяют четче, в них яснее видны все детали формы, все переходы цвета на объеме. Чем дальше от зрителя находится предмет, тем в большей степени он теряет светлоту и насыщенность цвета и тем меньше становится контраст света и тени.
        Выделяя планы натюрморта, надо все время сравнивать между собой цвета предметов, расположенных на разном расстоянии от зрителя. Если все же предметы, расположенные дальше, слишком выступают вперед, необходимо уменьшить насыщенность их цветов, смягчить контуры их формы или усилить цвет предметов переднего плана.

        Впечатление глубины пространства в натюрморте зависит и от трактовки фона, на котором находятся предметы. Поэтому к работе над фоном надо относиться очень внимательно. Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов. Особую сложность представляет фон светлого цвета с большой насыщенностью, который может сильно выступать вперед. При таком фоне лучше всего взять для постановки предметы, контрастирующие с ним по цвету. Контраст будет способствовать выявлению цвета и формы предметов, обогащать живописное решение всего натюрморта, выделять положение предметов на первом плане.
        Передавая детально цветовые и тоновые отношения натуры, достигают тем самым передачи материала. Для этого нужно разнообразить технику наложения мазков, т. е. класть их то крупнее, то мельче, меняя при этом направление мазков в зависимости от формы и материала предмета.

        Vэтап. Обобщение.

        Заканчивают натюрморт обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя их всем другим цветам. Этим добиваются целостности впечатления от постановки. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками. Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно — при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно — при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». Это поможет найти и передать в живописи связь между предметами по цветовому тону, светлоте, насыщенности цвета, их пространственному размещению.

Завершающая стадия работы над натюрмортом

        Выполнять живописную работу акварелью можно разными методами. Например, сначала можно прописать весь этюд цветом, не полностью насыщенным, а затем довести насыщенность всех цветов до соответствия натуре. При выполнении этюда цвет можно взять сразу полностью насыщенным, с тем чтобы в дальнейшем оставить его нетронутым. В этом случае этюд пишут по частям, цвета подбирают осторожно, обдуманно и кладут «начисто». Этот метод работы требует значительного опыта и умения.
В одной работе можно использовать разные способы акварельной техники живописи: «по сырому», «по сухому», «алла прима», лессировку. Для изображения предметов, расположенных на переднем плане, чаще используют технику «по сухому», а предметы, находящиеся на дальнем плане, пишут техникой «по сырому».

        Работая над различными натюрмортами, в которых сопоставляются разные по материалу и фактуре предметы — твердые, мягкие, матовые, блестящие, прозрачные, плотные, легкие, тяжелые и т. д., познают их красоту и приобретают необходимый опыт в их изображении, изучают разные способы акварельной техники живописи, вырабатывают навыки выполнения сложных живописных работ, таких как изображение головы человека, фигуры человека, обнаженной и в одежде.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока Истории ИЗО

(4 класс)

Тема урока:        Тихая радость и светлая грусть в пейзаже И. Левитана

Тип урока:        Урок овладения новыми знаниями

Вид урока:          Урок- лекция

Цель урока:        Познакомиться с творчеством  И. Левитана

Метод работы:   Объяснительно-иллюстративный

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитывающие:

- формирование знаний об особенностях живописной техники И. Левитана;

- изучение способа передачи настроения в пейзаже;

- рассмотрение и анализ наиболее известных произведений автора.

- навык восприятия художественного образа;

- зрительная память.

- эстетический вкус;

-любовь к природе;

-интерес к творчеству;

- чувство патриотизма.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

Для учащихся:

-план-конспект урока

- мультимедиапроектор

-экран

-слайдовая презентация «Тихая радость и светлая грусть в пейзажах И. Левитана»

 -указка

- тетрадь

- ручка

-карандаш

План урока:

I.  Организационный момент (1-2 мин.)

II. Объяснение нового материала (30-35 мин.)

III. Подведение итогов (6-8 мин.)

Ход урока:

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

- Приветствие, восстановление дисциплины.

- Проверка готовности к уроку.

- Приветствие, успокаиваются.

- Готовятся, кто не успел.

II

Здравствуйте,  ребята! Тема нашего сегодняшнего урока: Тихая радость и светлая грусть в пейзаже И. Левитана.  Но сначала, ребята, давайте вспомним, что такое пейзаж?

        

        

             А кто такие художники-пейзажисты?

Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Правильно, ребята, молодцы! Вот и сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством замечательного русского художника –пейзажиста Исаака Ильича Левитана.

 

Всякий раз, останавливаясь перед картинами художника-пейзажиста Исаака Левитана, возникает чувство какой-то заворожённости, умиротворенности. В его картинах – живая душа природы, они одухотворены любовью, окрашены поэтическим настроением и печалью. Вспоминаются слова Стендаля: « Тот не художник, кому недоступно чувство печали».

5 слайдов

 « Я ощущаю особую грусть, разлитую в природе, и стремлюсь «поймать» ее, выразить на полотне…» - говорил Левитан.

2 слайда

               Исаак Ильич Левитан (1860—1900) родился 30 августа 1860 в местечке Кибарты (Литва) в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец преподавал французский и немецкий языки, занимался репетиторством.  В начале 1870-х семья переехала в Москву, и в 1873 Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были в числе прочих Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов. В 1875 г. умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 г. освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В 1877 умирает от тифа отец Левитана. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды. Саврасов обращает внимание на незаурядный талант Левитана и берет его к себе, в пейзажный класс. Окончил училище Левитан в 1885 г. С 1889 по 1890 г. художник ездил во Францию и Италию. В 1891 г. Левитан был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. B 1892 г. Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем хлопоты друзей увенчались успехом, и художнику позволили вернуться. Важное значение для его творчества имело пребывание в волжском городе Плёс. С 1898 Левитан преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Художник скончался 22 июля (4 августа нов.ст.) 1900 в Москве. Он был с учениками на этюдах, простудился и слег.

                Ребята, давайте познакомимся с этапами творческого пути художника:

слайд

1873 г. - поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества

1877 г. - получает «малую серебряную медаль» за этюд масляными красками

1880 г. - П. Третьяков приобретает первую картину «Осенний день. Сокольники»

1891  г. - принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок

1898 г. - собранием Академии художеств присвоено звание академика

слайд

Люди, повлиявшие на судьбу художника:

А.К.Саврасов – учитель художника

П. М. Третьяков – человек, который первый приобрёл картину Левитана

А.П. Чехов – друг художника

слайд

Русская природа, природа средней полосы России, была основной, и по существу, единственной темой творчества Левитана.

Ну, что, ребята, начнём путешествие по волшебной стране картин Левитана?

Сейчас я хочу рассказать вам о первой картине художника.

Слайд

В 1879 г. с ученической выставки П.М. Третьяков приобрёл написанную 18-летним Левитаном картину «Осенний день. Сокольники». Скромный осенний пейзаж – уходящая вдаль аллея парка, с обеих сторон высокие старые сосны и молодые клёны, засыпавшие землю осенней листвой. Ветер гонит по осеннему небу клочья туч, раскачивает верхушки сосен, сметает с клёнов листву и обвивает фигуру идущей по аллее женщины. Известно, что фигурку женщины, идущей по дороге, написал его товарищ по училищу Николай Чехов, брат писателя А.П. Чехова. В этой небольшой по размерам картине уже отчётливо сказалась свойственная творчеству Левитана особенность – соединение жизненной правды и тонкой поэзии.

Левитан стремился к созданию образов, в которых он мог бы передать силу, величие и красоту своей родины. В поисках этих образов он едет на Волгу. Работа на Волге явилась для Левитана, как в своё время для Репина, «школой художника и человека». Так появился, так называемый, «волжский цикл».

Слайд

Первым волжским произведением Левитана была картина «Вечер на Волге».В ней художник показал Волгу с низкого песчаного берега в хмурый холодный вечер. Стальными и неподвижными кажутся её воды, отражая ещё светлое, послезакатное небо с тяжёлыми серыми тучами. Тихо, медленно, лениво приплёскивает Волга о тёмные лодки, о прибрежный песок. Эта работа сурова и строга, но не бедна по колориту. Левитан оживил и обогатил эту суровую красочную гамму, введя в неё немного зеленовато-жёлтых тонов – внизу картины, на полосе берега, и розовато-жёлтые – вверху, на небе. Эта картина особенно интересна тем, как мастерски передано в ней огромное пространство. Суровую силу родной природы, необъятность её просторов раскрывает здесь Левитан.

Слайд

Величие и красоту родной природы стремился передать художник в своей картине «Вечер. Золотой плёс».Часть дома с красной крышей, который изображён на картине, Левитан одно время снимал. В Плёсе, маленьком городке на берегу Волги, художник работал три года. Картина передаёт предзакатное ощущение, марево тумана над рекой плавно стелется, штиль, пастельных тонов небо готовится принять яркие краски закатного солнца. Тишина и гармония, покой и целостность.

 Слайд

Прекрасным произведением того же периода является картина «После дождя. Плёс». В ней замечательно переданы разреженные, как поднявшиеся хлопья тумана, низкие, быстро бегущие, серые дождевые облака, а в их прорывах – высокие, плотные, холодные и неподвижные свинцовые тучи и ещё выше – светлое, чуть желтоватое небо. Не только мокрые блестящие крыши и деревья говорят о прошедшем дожде, но и сам воздух насыщен такой влагой, как это бывает у большой реки в дождливые дни дождливого лета.

Слайд

Ещё одной картиной «Волжского цикла» является картина «На Волге».

Тихий вечер, прозрачный и ясный,—
Убаюкала мир тишина,
И она здесь царит полновластно,
Погружая всё в сладостность сна.

Берега в золотом одеяньи.
И могучая Волга-река
Замерла, как в немом ожиданье—
Величава, тиха, глубока.

Лодки в берег уткнулись печально,
И в природе — безмолвье, покой,
Словно Вечность повенчана с тайной
В тишине над уснувшей рекой...

Слайд

Последней работой этого цикла, посвящённой родной реке, явилась картина «Свежий ветер. Волга». В ней Левитан показал Волгу в ясный погожий день, когда несётся над нею, как вольная русская песня, свежий ветер, далеко унося гудки пароходов, когда так сини её воды с весёлыми белыми набегающими барашками, когда так ярки на солнце красные и голубые пятна барж!..

Таковы образы русской природы, рождённые Волгой. Из поездки на Волгу, Левитан привозит около двадцати картин, множество этюдов.

Ребята, вам понравились работы «волжского цикла» Левитана?

А какой предстала нам Волга в работах художника?

Одно из самых красивых времен года в России - осень.

Слайд

Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму. Его вибрирующий мазок, пронизанный светом и воздухом, создает чаще образы не лета и зимы, а осени и весны – тех периодов в жизни природы, когда нюансы настроения и красок особенно богаты. Он прежде всего лирик, его пейзаж глубоко лиричен. Иногда он бывает ликующим, как в «Марте», но чаще грустным, почти меланхолическим. Не случайно так любил изображать Левитан осень, осенние размытые дороги.

Одно из самых известных полотен – «Золотая осень» - написано в 1895 году.

                                                                                                                   Слайд
          Праздничное, возвышенное настроение поддерживается цветовым великолепием картины. Медно-золотое убранство рощи, сверкание опадающих листьев, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей реки, яркая зелень озими и голубизна неба – все это «бурление красок» заставляет прочувствовать приподнятое настроение яркого осеннего дня. Картина написана с мастерством зрелого художника, отличается смелым, энергичным письмом без тщательной отделки формы предмета, сложными цветовыми решениями.

Слайд

              Картина «Осень». 1896

Слайд

               Картина «Осень». 1894

               Хочется запахнуть пальто, поднять воротник и смотреться в осеннюю даль, перебирать  листья под ногами, дышать свежим осенним воздухом, немного прелым от пожухлой листвы, но кристально чистым. В этой картине Левитана всё пропитано ощущением осени, той осени, когда в каждом человеке просыпается художник и мыслитель.

                   

             Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: …одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю. 

Слайд

Светлым, умиротворённым чувством проникнута картина Левитана «Вечерний звон», написанная в 1892 году.

Построив картину на гармоническом сочетании тёплых и холодных тонов, Левитан и в самом колорите передал те чувства, которые испытывает в летний вечер человек, слушая тающий в воздухе вечерний звон: светло и спокойно вокруг, хорошо и на душе, но чуть-чуть грустно: то ли от того, что жаль уходящего лета, то ли от того, что и в этот вечерний час нельзя забыть о житейских невзгодах  и огорчениях…

Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа.

           Слайд

«Тихая обитель»

Картина дышит тишиной и покоем уходящего летнего дня, прозрачностью и вечерним сиянием воздуха, приглашает пройти по деревянному мостику и протоптанной тропинке вглубь к монастырским стенам, и подумать о самом важном – о вечной красоте и гармонии природы, быстротечности жизни и месте человека в этом мире.

В одно лето,  1889 году, проведённое в Плёсе, Левитан написал изумительную по красоте живописи, небольшую картину «Берёзовая роща».

Слайд

В этом произведении солнце заставляет сиять и переливаться сочную влажную зелень травы и деревьев. Только большой художник мог увидеть то цветовое богатство, которое показал Левитан в этом произведении. Бесчисленные оттенки изумрудной зелени, среди которых нежно розовеют стволы берёз– белые на открытом солнце и жемчужные в полутени. Композиция этой картины поразительно естественна – нет ни намёка на сочинённость. Это кусок жизни, воспринятый глазом художника, который пришёл в эту рощу и остановился, поражённый музыкой красок.

Слайд

Картина «Март»

              В этой картине Левитан запечатлел тот момент в жизни природы, когда во всё ощущается предчувствие весны. Медленно оседает снег, побурела разъезженная санями дорога. По-весеннему сияет небо, а на снегу лежат яркие синие тени. Золотом светится деревянная стена дома и столбики крылечка. Деревья стоят ещё оголённые, но чувствуется, как бродят в них живительные соки и они стремятся стряхнуть с себя зимнее оцепенение. Картина наполнена удивительным дыханием жизни!

Слайд

Картина «Весна. Большая вода»

Левитан может быть звенящим и солнечным, угрюмым и печальным, вдумчивым и созерцательным. Каждый раз он безошибочно подбирает цвета, необходимые для передачи настроения.

«МРАЧНАЯ ТРИЛОГИЯ»

Большой полнотой, многогранностью чувств и переживаний, полно одно из самых больших по размеру полотно Левитана «У омута» (1892г.)

Слайд

Тревога, недосказанность, ощущение таинственности «гиблого места», чувство опасности рождает эта картина.

Слайд

Ребята, посмотрите внимательно на эту картину. Она называется «Владимирка». Каковы ваши впечатления от неё?

Вы правы ребята. Картина навевает настроение не только грусти, но и безысходного отчаяния.

Летом 1892 года Левитан жил в деревне Городок по Нижегородской железной дороге. Как-то, возвращаясь с охоты, Левитан вышел на старое Владимирское шоссе. Художник остановился, поражённый открывшимся видом: перед ним была широкая, светлая полоса дороги, уходящая к самому горизонту. А вокруг поля и перелески, простор неоглядных далей и громадного светлого неба. И вдруг Левитан вспомнил, что это была за дорога: «Да ведь это знаменитая Владимирка – дорога на каторгу!..Та самая дорога, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда! Шли на каторгу ссыльные, уходили, чтобы никогда не вернуться..»

Левитан ещё и философ. И его философские раздумья тоже полны грусти о бренности всего земного, о малости человека во Вселенной, о краткости земного существования, которое является мигом перед лицом вечности. И пожалуй, самая глубокая по содержанию и самая личная по настроению картина «Над вечным покоем». Картину "Над вечным покоем" Левитан писал под звуки траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. 

Вставка музыки

Слайд

          Художник считал, что в этой картине ему удалось выразить себя, свои мысли и настроения. Перед зрителем зелёный мыс острова – кусочек суши с деревянной церковью у самой воды и заброшенным кладбищем. Мыс омывается широко раскинувшимся озером, а над ними – бесконечный простор неспокойного грозового неба. Художник строит картину на резких контрастах: жизнь уходящая и существующая (для неё теплится огонёк в церковном окошке). Крошечный кусочек суши и бесконечное пространство воды и неба; безмолвие и неподвижность вечного покоя и яростный порыв ветра, который гнёт деревья. Художник говорит о краткости человеческой жизни и вечности природы, о месте человека в громадном и сложном мире.

Слайд

          Около тысячи неповторимых произведений создал художник за свою короткую, но яркую жизнь. Он спешил жить и работать, писал картины страстно и увлечённо, добиваясь ясности выражения замысла, простоты и совершенства исполнения.

Жизнь Левитана была недолгой. Он родился 30 августа 1861 года и умер 4 августа 1900 года, когда ему не было ещё и 39-ти лет.  На мольберте в его мастерской осталась незаконченной большая картина, которую автор хотел назвать «Озеро. Русь.».

Слайд

ВЫВОД:

             Благодаря Левитану, родная природа «представала перед нами как нечто новое, и вместе с тем очень близкое, дорогое и родное. Н. Бенуа вспоминал, что «лишь с появлением картин Левитана, он поверил в красоту русской природы, а не в красоты».               Задворки заурядной деревушки, группа кустов у ручья, две барки у берега широкой реки или группа пожелтевших осенних берёз, - всё превращалось под его кистью в полные поэтического настроения картины и, смотря на них, мы чувствовали, что именно это мы видели всегда, но как-то не замечали…

           Зачитать высказывания творческой интеллигенции того времени о Левитане.

        Представление своих картин (провести аналогию с творчеством Левитана)   

Слайд

- Слушают объяснение

Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является природа, ландшафт, местность.

Художниками-пейзажистами называются художники, которые в своих произведениях изображают природу.

И. Шишкин. Ф. Васильев, К. Саврасов

Да, конечно.

Величественной, спокойной, необъятной, но в то же время широкой и гостеприимной, как и душа русского человека

Какая-то мрачная, грустная картина. Такое впечатление, что здесь только небо и голая земля. Погода пасмурная, серая, солнца нет. Стоит деревянный крест, может быть это чья-то могила.

III

Ну что, ребята, понравилось Вам творчество Левитана?

А чем понравилось?

            Запомнили, с какими произведениями мы сегодня познакомились? А давайте это проверим?

              На каждом слайде Вам будет представлено две картины. Вы  должны будете узнать, где картина Левитана и сказать, как она называется. Согласны?

            Ну что, начнём? (Поочерёдно показываются слайды)          

Слайд 

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

 

              Давайте ещё раз обозначим особенности живописной техники Левитана:    

Слайд

                        Правильно, молодцы, ребята, хорошо, усвоили материал. Вам понравился урок?

Заключительный слайд

                         На этом наш урок закончен, до свидания!

Да, конечно!

Левитан пишет свободно, расковано. В каждом его мазке – живом, сочном и гибком бьётся неукротимая творческая энергия. Его колорит богат и разнообразен, но гамма цветов всегда сохраняет единство и целостность.

Давайте!

Да!

«Золотая осень»

«У омута»

«Берёзовая роща»

«Март»

«Вечер на Волге»

«На Волге»

Да!