ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2 класс

Кашина Юлия Юрьевна

         2023- 2024 учебный год

           Задания по предмету "История изобразительного искусства" для учащихся 2-го класса:

1. Познакомиться самостоятельно с темой урока, изучить материал

2. Выполнить конспект данных тем в тетради

 

           ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по предмету

 «История изобразительного искусства»

(2 класс)

Тема: Искусство Новгорода

Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы»

И.Э.Грабарь

Великий Новгород - один из старейших русских городов, сокровищница национальной культуры и искусства. Недаром говорят в народе: «Новгород - отец, Киев - мать, а Москва - сердце всех древнерусских городов».

История Великого Новгорода насчитывает более 1200 лет. Впервые летопись упоминает о нем в 859 году. Благодаря выгодному географическому положению город развивался как торговый центр древней Руси и накопил сказочные богатства. В XII- XV веках Новгород - столица Новгородской феодальной республики, самого большого государственного образования средневековой Европы. Его территория простиралась от Великого литовского княжества до Уральских гор, от Белого моря до верховьев Волги. Нетронутая монгольским разорением, новгородская земля донесла до нас множество памятников старины. 

С незапамятных времен Новгород именовался Великим, то есть старшим городом во всей Новгородской земле. Сами новгородцы именовали свою землю – Господин Великий Новгород.

В начале XIII века город располагал центральной каменной крепостью – Детинцем. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 году.

  • Новгородский детинец (также Новгородский кремль) — крепость Великого Новгорода. Детинец расположен на левом берегу реки Волхов.

Площадь кремля        12,1 гектар

Протяженность стен        1487 м

Высота стен        от 8 до 15 м

Толщина стен        от 3,6 до 6,5 м

Количество ворот        3

Количество башен        12

Высота башен        до 41 м

Детинец стоит на холме, расположенном над уровнем Волхова на высоте 10 м. Имеет форму неправильного овала, вытянутого с юга на север и несколько вогнутого с прибрежной стороны.

В городе развернулось не только деревянное, но и каменное строительство. В  веке храмовое строительство полностью переходит от князей к самим новгородцам. Церковные здания возводятся на средства горожан. Богатые новгородские купцы не скупились на постройку и украшение церквей.

Правила в строительстве:

- Строили добротно, основательно, на века

- Церкви выглядят приземистыми, подчеркнуто строгими

- Суровая величавость и простота

«Не ладно скроены, зато крепко сшиты»

ХРАМЫ:

  • Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.)

Храм был построен жителями Ильинской улицы. Церковь Преображения отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом.

Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная. Наружный декор отличается редким богатством. Фасады разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение.

В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел.

Фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.

Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. 

  • Церковь Спаса на Нередице (1198 г.)

Храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым городищем. Церковь возведена при новгородском князе Ярославе Владимировиче.

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный.

В 1199 году стены церкви были украшены фресками. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

Церковь Спаса на Нередице не отличалась геометрической точностью линий и форм; кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов, — все это придало зданию особую пластичность.

Длина храма 15,7 м, ширина 11,4 м, подкупольное пространство в плане 4,04 х 3,5 м. Высота здания от уровня древнего пола до центра купола около 18 м. Толщина стен около 1 м.

Плитняк, из которого сложены стены, невозможно обработать идеально, и поэтому поверхность остаётся слегка неровной и шероховатой.

  • Софийский собор (1045 – 1050 г.г.) 

Строился по образцу Софии Киевской.

Особенности :

- 5 глав в форме шлемов богатырей

- Стены храма снаружи лишены каких-либо декоративных деталей .

- Внешний облик отличается простотой, строгостью и асимметрией форм.

- Интерьер –двух арочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы

- Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

Строили и украшали Софийский собор русские мастера и иконописцы вместе с греческими мастерами, специально приглашенными из Константинополя.

Золотой купол собора впоследствии был увенчан крестом с голубем — символом Святого Духа.

Легенда о голубе

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя – символ святого Духа. По легенде, когда в 1570 г. Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидев страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После, Богородица открыла одному из монахов, что голубь послан в утешение городу – и пока он сидит на кресте, город будет им храним.

Впоследствии Софийские храмы строились во многих русских городах — от Киева до Тобольска. Они свидетельствовали о духовном родстве и церковном преемстве Руси с православной Византией и возвещали, что высшая Божественная Премудрость состоит в спасении всего мира.

Софийский собор являлся и местом погребения великих и славных новгородцев. Здесь была усыпальница князей, епископов и знаменитых новгородских посадников.

Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде - фигура молящейся Святой Девы Марии .

"Богоматерь Оранта". Мозаика 11 в., Киев, Софийский собор )

В Новгороде было много мастерских, где по заказу новгородцев писали иконы. Некоторые из этих икон сохранились до нашего времени. Это замечательные образцы новгородской иконописной школы.

В новгородской живописи преобладали яркие краски, в лицах святых было меньше строгости, они приобретали славянские черты .

Новгородские иконы:

- «Святой Георгий» из Юрьева монастыря

- «Ангел златые власы». (Архангел Гавриил), 12 в.,

- «Святой Николай».

- «Устюжское Благовещение», 30–40-е годы XII в.

Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. Роспись  Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.

Феофан Грек

композиция

Симметричность, вытянутость фигур, четкие контуры, устремленность к небу,  

использование пробелов передают либо динамичность, либо сосредоточенность, суровость, напряжённость, страстность

 Бог суров, непостигаем. Святые находятся в состоянии духовного напряжения.

Мир горний и мир дольний разделены.

стиль

резкие, порывистые, стремительные Необычайно  выразительный, энергичный короткий мазок, эксцентричность, динамичность

краски

суровый колорит красок, основанный на коричневых и как бы тлеющих тонах: темно-желтых, красновато-розоватых, зеленовато-синих.

Особенности стиля Феофана Грека:

-Красно-коричневая гамма,

-«оживки» белилами ,

-скрытая внутренняя энергия образов, внешняя суровость, внутренняя сосредоточенность.

Любимая тема Феофана Грека – преображающий, потрясающий основы мироздания Божественный свет

Иконы Феофана Грека :

- «Святой Данила Столпник» (Столпник – христианский святой из числа преподобных, избравших особый вид подвига – непрерывную молитву на «столпе» - открытой возвышенной площадке, башне и т.п.)

- «Христос Пантократор»

- «Троица» (1378 г.)

  • Икона «Битва Новгородцев с суздальцами»

Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине 15 века вызвало появление иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (Чудо от иконы «Знамение»). Она воспринимается как историческая картина. Тема ее - поражение суздальского войска под стенами Новгорода в 1169 г. Икона должна была вызывать чувство местного патриотизма и вдохновлять на борьбу за сохранение независимости Новгорода, которому в трудный час приходили на помощь силы небесные.

  • «Чудо Георгия о змие»

Конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.

В иконописи сюжет чуда Георгия о змие представлен как мистическая битва между добром и злом. При этом «Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше»

  • Спас Нерукотворный

Ранние новгородские иконы находятся под сильным влиянием византийских образцов, поскольку в Новгороде проживало немало греческих иконописцев. Эта икона Христа — самая ранняя из известных новгородских икон. У Спасителя огромные, тщательно выписанные глаза и изогнутые брови. Как и на греческих изображениях, Иисус не смотрит на зрителя. Его взгляд обращен в сторону. Графическая проработка волос и бороды тонкими золотыми линиями — явная черта новгородской школы. Стиль контура, когда линии обводятся цветом, — тоже особенность местного письма. Новгород, вторая половина XII в., 77 х 71 см.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: