Внеурочная деятельность "Мир в котором мы живём" для учащихся 5-9 классов.

Шакирова Рауфа Рафаэловна

Внеурочная деятельность "Мир в котором мы живём" для учащихся 5-9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Шибаевская основная общеобразовательная школа »

                                                               Рабочая программа

занятий внеурочной деятельности 

основного общего образования в рамках реализации ФГОС

«Мир, в котором мы живем»

(социальное направление)

                                                                             для 5 - 9 классов

2021-2022 уч.год

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                       Программу                                     разработала:

Шакирова Рауфа Рафаэловна

учитель биологии и химии

МКОУ «Шибаевская ООШ»

Программа «Мир, в котором мы живём» для учащихся 5-9 классов

Пояснительная записка

Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.

Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развивается чувство эмпатии.

Актуальность программы состоит также в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других.

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-9-х классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие. Методы работы и содержание способствуют воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю, заботы, ответственности, чувства долга, толерантности. А также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости и трудолюбия.

Адресат программы

Программа создана для занятий с обучающимися смешанных классов. Данная программа является программой социального направления и расширяет содержание программ общего образования.

Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 10-15 лет Режим занятий: 1 раза в неделю Форма занятий: групповая

Наполняемость групп: 12-18 человек

Объем программы Программа рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю (34 занятия в течение учебного года).

Цель программы:

Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом

системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

Задачи:

  • развитие и приобретение учащимися социального опыта;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия;
  • развитие позитивного отношения к общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
  • формирование здорового образа жизни;
  • создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Форма организации занятий. Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально- познавательные игры, акции, трудовые десанты, проекты, фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Результаты освоения программы.

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся будут сформированы:

-        самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,

-        уважение        и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,

  • уважительное отношение к иному мнению,
  • положительное отношение к школе,
  • навыки взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу,

-        в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,

-        переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

Коммуникативные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-        первоначальным        навыкам        работы        в        группе:        распределять        роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,

  • задавать вопросы,
  • учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

Познавательные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-        слушать и понимать речь других людей,

- выделять и формулировать познавательную цель.

Основные содержательные линии курса.

Дети знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе, воспитывается бережное отношение к природе, ответственность за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.

Даются важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, рассматриваются вопросы о правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность- особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи - это основные задачи данного раздела.

Уделяется внимание вопросам гигиены, рассматривается понятия «здорового образа жизни». Раскрыть понятие о здоровье (стойкость к болезням, закаленность, выносливость, сила, жизнерадостность). Научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Дать понятия и знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности.

Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.

В результате освоения программы формируются: Личностные УУД:

  • Осознавать и ценить роль и значение семьи в их жизни;
  • Осознавать и ценить роль школы в их жизни;
  • Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителями, дорожить ими;
  • Ориентироваться        в        наиболее        распространенных        сферах        труда        в современном обществе;
  • Метапредметные УУД:

  • Поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей;
  • Самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в группе, выполнять разные социальные роли;
  • Уважать труд других людей, внимательно относиться к старшим, младшим и одноклассникам, появится стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Данная программа отвечает социальным требованиям к школе, которые сформулированы в Концепции модернизации российского образования, а именно: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Тематическое планирование внеурочной деятельности социального направления        «Мир, в котором мы живём»

Тема занятия

Содержание и форма занятия

Сентябрь

1

Школьная жизнь по правилам. Законы школьной жизни.

Беседа с учащимися.

Приложение

2

Экологическая беседа «Экология  стала самым громким словом на земле…»

Беседа с учащимися. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/02/13/ekologicheskaya-beseda-ekologiya-stala-samym-gromkim  Видеоролик про экологические проблемыhttps://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80% ,

  Презентация    https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/02/13/prezentatsiya-ekologiya-stala-samym-gromkim-slovom-na 

Мои публикации:
Ссылка на мой мини-сайт:

https://nsportal.ru/shakirova-raufa-rafaelovna

3

Конкурс        стенгазет        ко        Дню Учителя.

Подготовка и участие в конкурсе.

4

 Счастье человека где – то между свободой и дисциплиной

Беседа с учащимися. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/02/13/metodicheskaya-razrabotka-problemno-dialogicheskoy-0  Видеоролик « Счастье – это позитивное  явление» Олег Гадецкий психолог, писатель, философ. https://ok.ru/video/6091441600

Презентация. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/02/13/prezentatsiyaschaste-cheloveka-gde-to-mezhdu-svobodoy 

Мои публикации:
Ссылка на мой мини-сайт:

https://nsportal.ru/shakirova-raufa-rafaelovna

Октябрь

5

Акция «Чистый двор»

Уборка        и        благоустройство        школьной территории. Приложение

6

Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры

Беседа с учащимися.   https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/02/13/problemno-dialogicheskaya-beseda-na-temutrud-byl 

Презентация. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/02/13/prezentatsiya-trud-byl-vsegda-osnovaniem 

Мои публикации:
Ссылка на мой мини-сайт:

https://nsportal.ru/shakirova-raufa-rafaelovna

7

Если хочешь быть здоров.

Беседа  и конкурс рисунков. Приложение

8

Проект «Есть такая профессия - Родину защищать!»

Беседа. https://infourok.ru/klassniy-chas-dlya-klassa-est-takaya-professiya-zaschischat-rodinu-3122280.html  Чтение произведений.

Ноябрь

9

Праздник свободы, независимости и примирения.

Беседа. Приложение

10

Акция        «Подарок        любимой маме»

Изготовление поделок. КТД. Приложение

11

Чему        учит        история        родного края.

 https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-zaochnoe-puteshestvie-po-nashey-maloy-rodine-shibaevo-selo-rodnoe-3537732.html 

Посещение школьного музея.

12

Человечество. Семья. Беседа – тренинг «Формула успеха»  

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/12/04/zanyatie-trening-dlya-starsheklassnikov-formula-uspeha 

Декабрь

13

Здоровье. Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит. Я выбираю здоровый образ жизни»

Видео.https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1177674815391125161&from=tabbar&text=%D0%AF+%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%8E+%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7+%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8%C2%BB 

Беседа https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2021/10/09/klassnyy-chas-na-temu-ya-vybirayu-zdorovyy-obraz 

14

Беседа «Настоящая ответственность бывает только личной»

Беседа «Настоящая ответственность бывает только личной» https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/02/13/metodicheskaya-razrabotka-problemno-dialogicheskoy 

  Презентация «Настоящая ответственность бывает только личной» https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/02/13/prezentatsiya-nastoyashchaya-otvetstvennost-byvaet   

видеоролик  «Вон из класса» -https://ok.ru/video/2866358913698 

Мои публикации:
Ссылка на мой мини-сайт:

https://nsportal.ru/shakirova-raufa-rafaelovna

 

15

Акция «Забота о птицах».

Беседа https://multiurok.ru/files/razrabotka-komplieksnogho-uroka-dien-ptits.html

Изготовление кормушек. Рассказы детей.

16

Акция «Игрушка на ёлку».

http://almode.ru/novyj-god/40935-novogodnjaja-igrushka-svoimi-rukami-na-konkurs-60-foto.html

 Изготовление новогодних игрушек.

Январь

17

Методическая разработка  проблемно – диалогической  беседы на тему:

 «Умейте радоваться победе друга как

 своей» А.В.Тарасов

 Видеоролик  Детский юмористический киножурнал «Ералаш» https://youtu.be/bYhgtYCCk7Q

Мультфильм «Зависть». https://yandex.ru/video/touch/preview/9846749444066207581

Беседа https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/02/13/metodicheskaya-razrabotka-problemno-dialogicheskoy-1 

Презентация https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/02/13/prezentatsiya-umeyte-radovatsya-pobede-druga-kak-svoey 

Мои публикации:
Ссылка на мой мини-сайт:

https://nsportal.ru/shakirova-raufa-rafaelovna 

18

Здоровье.  «Наше здоровье и от чего оно зависит. Я выбираю здоровый образ жизни»

Конкурс рисунков и фотографий.

19

Конкурс детских проектов"Спортивный стадион программы "Разговор о правильном питании." Рассказ "Лыжный спорт - это радость, здоровье, долголетие!"

Презентация https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/02/13/konkurs-detskih-proektov-sportivnyy-stadion 

Мои публикации. 
 Ссылка на мой мини-сайт:

https://nsportal.ru/shakirova-raufa-rafaelovna

Февраль

20

Акция        «Добрые        дела        и поступки»

Видео «Поступки достойные уважения» https://yandex.ru/video/preview/?text  Беседа и рассказы детей.

21

Акция «Забота о птицах». Познавательная программа «Тайны живой природы»

Сочинение стихов, рассказов.

https://ped-kopilka.ru/blogs/sokolovskaja-ina/vneklasnoe-meroprijatie-chudesa-i-tainy-zhivoi-prirody.html 

22

Проект «Есть такая профессия

-Родину защищать!»

Сбор материала для альбома.

Презентация «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны» с .Шибаево

23

Игра «Из чего же, из чего же, из чего же…»

КВН между девочками и мальчиками. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/12/22/kvn-a-nu-ka-malchiki-a-nu-ka-devochki 

Март

24

Нравственность. Беседа «Что такое уважение. Как избежать конфликта»

Видео

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7008831857411689324&from=tabbar&parent-reqid=1644777249798986-8167864452005669289 

Беседа https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2021/01/31/urok-psihologii-dlya-starsheklassnikov 

     

25

Профессии наших родителей.

Беседа

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/10/15/vospitatelnaya-beseda-professii-nashih-roditeley 

Встреча и рассказы родителей о своих профессиях.

26

Рассказ «Подвиги сержанта Кадырова Сафы Сагитовича.

https://ok.ru/profile/583382599743/album/856213513023/891021887039

Апрель

27

Добрые дела для моего класса, школы.

Разведение        и        уход        за        комнатными растениями..

28

Патриотизм. Беседа – тренинг «В какой стране я хотел бы жить. Права и обязанности школьника».

https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/06/14/beseda-strana-v-kotoroy-mne-hotelos-by-zhit-i-byt 

29

Характер человека. Каково со мной другим. Тренинг.

https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/03/03/klassnyy-chas-kharakter-cheloveka-kakogo-so-mnoy 

30

Акция «Чистый двор»

Уборка        и        благоустройство        школьной территории.

Май

31

Проект «Есть такая профессия - Родину защищать!»

Акция «Поздравь ветерана»

Подведение итогов. Создание альбома. Поздравления ветеранов с Днем победы.

32

Акция «Цветы для школьного двора»

Сбор и посадка семян цветочных культур на клумбе школьного двора. Приложение

33

Добро и зло: причины наших поступков.

Беседа. Приложение

34

Безопасные каникулы.

https://infourok.ru/instruktazhi-po-tehnike-bezopasnosti-vo-vremya-kanikul-1735163.html

Памятки и инструктажи по безопасности.

Приложение

Занятие 1.  Школьная жизнь по правилам. Законы школьной жизни.

Цели:

  • Воспитывать культуру поведения.
  • Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.

Ход классного часа.

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели.

Я: Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе?

- Конечно же, да! Называются эти правила – школьный этикет. Что же это за особые правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.

III.Основная часть.

1.Вступительная беседа.

Я: Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

Школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?

2.Правила школьного этикета.

Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.

Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. А еще и с друзьями поболтать нужно. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Заходя в школу мы не хлопаем дверью и не оставляем её открытой. Небольшая, но существенная мелочь, которая касается нашего прихода в школу – это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.

Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?

Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет. Да еще не все обязаны знать, что у вас не все ладится. Поверьте, окружающие не знают все то, что известно вам, и требовать от них сочувствия и понимания, можно только объяснив им, что у вас что-то не ладится.

Основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. Хотите гадости и грубости в ответ – грубите, хотите доброго отношения и понимания – сами хорошо относитесь к другим и постарайтесь понять, что родители и учителя вас ругают не за то, что вы плохи, а потому, что считают, что вы могли сделать лучше и больше – а поленились.

Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.

Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание?

3.Городок волшебных слов.

Наша речь. Народная мудрость гласит: «Молчание – золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.

- Какие «волшебные» слова вы знаете? Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» - это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.

- Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?

К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени отчеству, на это не влияет возраст учителя. Что касается общения с одноклассниками – общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, но это не очень приятно, и уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.

4.Физминутка «Запрещённое движение».

5.Правила поведения в школе.

- Как вести себя в школе? Давайте вспомним правила поведения в школе. 1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

3)Самое важное время в школе – это уроки. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

- Какие правила поведения на уроке вы уже освоили во время учебы?

5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

6.Чтение и анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена».

Самое любимое время школьников это… Конечно, перемена! Чем же занимаются ребята на переменах? Послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена» (Слушают)

Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения? Как нужно вести себя на перемене?

Перемена – это время отдыха от уроков. Вести себя нужно соответственно – не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.

IV.Подведение итогов.

Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Школьный этикет

  1. В школу надо приходить чистыми и аккуратно одетыми.
  2. Необходимо приходить вовремя. Минут за 15 до начала урока.
  3. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.
  4. В школе надо учиться, а не лениться.
  5. Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.
  6. Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).
  7. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.
  8. Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.
  9. на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.
  10. На перемене не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.
  11. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Задание 3.  Положениео конкурсе на лучший рисунок, посвященный Дню Учителя

учащихся 5-9 классов

1. Общие положения

1.1 Конкурс на лучший рисунок, посвященный Дню Учителя(далее – Конкурс) проводится в рамках празднования Дня Учителя. 

1.2 Настоящее Положение является основным документом для проведения Конкурса и определяет его цели и задачи, состав участников, сроки организации и проведения, критерии оценки, порядок конкурсного отбора и награждения победителей.

1.3 Основными целями и задачами проведения Конкурса являются:

создание условий для развития творческой активности обучающихся общеобразовательных учреждений;

Создание среды творческого общения детских творческих коллективов и отдельных исполнителей,.

  • повышение их художественного уровня, формирование эстетического, художественного вкуса
  • выявление и поддержка творческих способностей детей;
  • развитие интеллектуального творчества;
  • развитие творческой активности;
  • выявление новых имен и талантов, поддержка творческих способностей и дарований детей
  • активизация внеклассной и внешкольной работы

Занятие 5. Акция «Чистый двор» 

Не редко идя по улицам, к сожалению, мы наблюдаем не только красоты нашего города, но и разные отходы бытового мусора. Каждый из нас выбрасывая упаковку от сока или обвертку от мороженого не в урну, а на газон даже не задумывается о том, что это настоящая экологическая проблема нашей планеты. Ведь одна пластиковая  бутылка из под воды  разлагается 700 лет, а стеклянная и того больше, а вот казалось бы безобидная маленькая  пластиковая трубочка 200 лет. Нашей целью было донести до детей важность этой информации, осознанное и бережное отношения к природе и ее объектам является неотъемлемой частью этой личности. самостоятельно внести вклад в развитие экологии! Акция заключалась в уборке мусора с прилегающей территории  школьного образовательного учреждения, для осуществления данной акции, были запланированы ряд  мероприятий:

- экологические наблюдение

-беседа с родителями

-беседа с детьми

-сбор согласий на проведение мероприятий и фотосъемку

Цель:

Привлечь внимание детей к экологическим проблемам родного села.

Задачи:

Формировать потребность принимать личное участие в сохранности окружающей среды родного села.

Воспитывать уважение к труду.

Полученные результаты:

У детей появилось желание и стремление сохранять и оберегать нашу планету.

В ходе акции приобрели навыки экологической культуры.  

Задание 7.Тема:  « ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ……»

Цель: формирование у детей положительного отношения к своему

Здоровью, питанию;

Задачи: - определить отношение школьников к своему здоровью;

- выяснить ,что делают учащиеся для укрепления своего здоровья;

ЗДОРОВЬЕ- это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

М.Монтень

Народная мудрость гласит: « Здоровье- всему голова». Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время желает быть лучшим. Школьникам нужны собранность, умение правильно распределять время, иначе его не хватит на то, чтобы плодотворно учиться, хорошо и интересно отдыхать.

И сейчас я хочу предложить вам небольшой тест , по которому мы определим состояние вашего здоровья: на данный момент.

  1. Самочувствие-
  2. Работоспособность-
  3. Настроение-

Состояние здоровья оценивается по 5 балльной системе, но если вы болели за последний год 4 и более раз или больше, уменьшите полученную цифру на 1 балл. Рассчитывать нужно средний балл. И так кто оценил своё здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов. Нужно искать причину отклонения вашего здоровья. Сегодня мы попытаемся в этом разобраться.

Ребята а кто нам попытается дать определение ,что такое здоровье? А теперь спросим ребят которые заранее поработали со словарём и нашли определение : Что такое здоровье?(зачитывают).

Здоровье- это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, Ане только отсутствие болезней и физических недостатков.

КОМПОНЕНТЫ ЗДРОВЬЯ (на доске)

1.физическое здоровье- это двигательная активность человека ,рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни.

2.духовное здоровье- это состояние системы мышления и мировоззрения к окружающему миру.

3.социальное здоровье- это жизнь человека. Его труд, его отдых, питание, жильё, уровень культуры, отношение к окружающему миру.

А как обстояли дела со здоровьем в Древней Греции ? (Настя).

А теперь я хочу предложить вам комплекс рекомендаций по здоровому образу жизни который разработала Всемирная организация здравоохранения : ( у каждого лежит на столе).

(Читают дети по очереди)

1.Содержи своё тело в чистоте (ты за него отвечаешь).

2.Правильно питайся (твой организм должен расти).

3.Играй с осторожностью (научись быть осторожным везде).

4.Заводи друзей (Будь хорошим другом, заводи себе друзей из молодых и старых. Научись говорить с ними вежливо ,уважительно).

5.Содержи свой мир в чистоте (сделай своё окружение пригодным для жизни).

6.Научись говорить «НЕТ» (если тебя просят сделать что-то, что заставляет чувствовать себя неловко – говори «НЕТ». Говори НЕТ наркотикам, скажи нет вредным привычкам).

7.Лекарства (не играй с лекарствами, принимай только то, что прописывает врач).

8.Иммунизация.(благодаря вакцинам (прививкам) ты можешь избежать многих серьёзных детских болезней )).

9.Если чувствуешь себя больным (скажи об этом родителям, школьному врачу, классному руководителю).

Составляющие З.О.Ж. : для школьников

1.Режим учёбы и отдыха

2.Питание

3.Хороший сон.

Сегодня мне хотелось бы уделить внимание второму пункту –это ПИТАНИЕ.

ПИТАНИЕ- обеспечивает полноценное развитие (его называют рациональным)

ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ.

1.правильное отношение пищи и затрат энергии;

2.достаточное содержания в пище витаминов и минеральных веществ;

3.соответствие содержание в пище белков, жиров и углеводов возрасту и состоянию человека;

4.режим питания( регулярность и кратность приёма пищи).

Вы быстро растёте и развиваетесь, тратя на это огромное количество энергии. Многим из вас постоянно хочется кушать. Поэтому любимыми блюдами становятся те , которые можно есть в любое время дня, не присаживаясь к столу (какие вы ребята предпочитаете блюда?) Я думаю ,что любимые вами бутерброды, чипсы, булочки.

Все согласны!

СЦЕНКА.

Учитель: Как хорошо покатались на коньках! У вас такие румяные

щёчки!

Ученица: Да, здорово! Я такая голодная, скорее бы в столовую.

Ученик: Сейчас бы побольше бутербродов с колбасой! Или булочек!

Ученица: А я бы чипсов поела или сухариков.

Ученик: И запить всё газировкой.

Учитель: Нет, ребята, все эти продукты вредны для здоровья. Лучше

всего сейчас съесть суп или вкусное второе. Вы потратили

много сил и должны хорошо пообедать.

Ученик: Какая разница, что есть.

Ученица: Правильно, главное не чувствовать голода!

Как вы думаете, ребята, есть ли разница в том, что мы едим или нет?

( ответы)

Бутерброды, чипсы, булочки, сухарики- это не самая здоровая пища.

Чувство голода напоминает нам о том, что пора есть. А еда необходима нашему организму для жизни, как и всему живому на земле.

Вам ещё нужно расти и быть здоровыми, Вот почему важно есть не всё подряд, чтобы утолить голод. Надо есть полезные продукты. Эти продукты нужны людям каждый день. В них содержатся вещества, без которых человек не может расти и быть здоровым.

Пища должна быть не только разнообразной но и полезной.

Какие полезные продукты вы знаете? (ответы).

Но кроме полезных, есть ещё и вредные продукты. После их употребления возникают боли в животе, начинает раскалываться голова, портится настроение.

(чтение заметки из газеты «Аргументы и факты»).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ : В чём состоит значение питания для здорового человека ?, Что оно обеспечивает? (1. жизнедеятельность; 2.Нормальный рост и развитие; 3.Долголетие;

Правильно ли вы питаетесь? Существует несколько основных правил питания . Прочтите их и запишите своё отношение к ним в баллах. ( каждому лист с правилами).

«ДА»- 2 балла;

«НЕТ»-0 баллов;

«ИНОГДА»- 1 балл.

1.пищу принимать 3 раза в день, в определённые часы, не чаще чем через 4 часа –

2.пережевывать пищу медленно и тщательно –

3.вечером не пить чай, кофе –

4.сахар заменить мёдом, ягодами, фруктами –

5.стараться обходиться без соли –

6.воду пить небольшими порциями –

7.пища должна быть свежеприготовленной, тёплой –

8.садиться за стол только тогда, когда хочется есть –

ПОДСЧИТАЙТЕ СУММУ НАБРАННЫХ БАЛЛОВ:

17-18 баллов - «отлично»;

15-16 баллов – «хорошо»;

13-14 баллов- «удовлетворительно»;

12 баллов и меньше – «плохо».

Если вы набрали неудовлетворительное количество баллов , постарайтесь уже сейчас начинать исправлять положение, не ставьте своё здоровье под угрозу.

Хочу ещё раз напомнить , что нарушение режима питания ведут к различным заболеваниям, и прежде всего желудочно-кишечного тракта.

Очень важно прививать ребёнку правила поведения за столом во время еды . Они не только имеют эстетический, культурный, гигиенический смысл, но и , способствуя полноценному усвоению пищи. Помогают сохранить здоровье.

(правила раздать каждому домой)

А как дела обстояли со здоровьем в Древней Греции?

В древней Греции существовали свои традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения, Так, юноши, физически плохо развитые, не имели право на высшее образование. Культ тела возводился в рамки государственных законов, имеется строгая система физического воспитания. В этот период появляются первые концепции здорового образа жизни: «познай самого себя», «заботься о самом себе». Согласно последней концепции у каждого человека должен быть определённый образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение, преображение себя.

Особенность античного периода заключается в том, что на первый план выходит физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план.

Давайте подведём ИТОГИ нашего классного часа:

Что же вы ребята узнали нового о здоровом образе жизни, о рациональном питании?

- какие полезные продукты есть , а какие вредные.

-о правилах поведения за столом, которые помогают сохранить здоровье.

-нарушение режима питания приводит к различным заболеваниям.

Таким образом для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым, творчески подходить к собственному здоровью, сформировывать потребность, умение и решимость творить здоровье своими руками за счёт своих внутренних резервов, А не чужих усилий и внешних условий.

Быть здоровым- естественное желание каждого человека.

Хорошее здоровье- это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность.

Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни: это и….

- отказ от вредных привычек,

- безопасное поведение дома,

-личная гигиена,

- соблюдение режима труда и отдыха,

-закаливание,

-профилактика заболеваний,

- экологически грамотное поведение,

- рациональное питание,

-оптимальный уровень двигательной активности;

Из всех этих пунктов мы разобрали только один – это питание, о всех следующих мы поговорим на следующих классных часах.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯЗА СТОЛОМ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ.

  1. Не опаздывай к столу. Во-первых, потому, что питание установленное время гораздо полезнее, а во-вторых, потому, что нарушение установленного в семье порядка- это неуважение к своему дому, к тем, кто тебя ждёт.
  2. Руки перед едой нужно тщательно мыть. Гигиеническое значение этого правила общеизвестно.
  3. За столом надо сидеть не горбясь, не наклоняясь низко над тарелкой, не принято на стол класть руки дальше кисти, а тем более ставить локти, нельзя вытягивать ноги или класть ногу за ногу. Раскачиваться на стуле или шумно передвигать его.
  4. Не надо спокойно, не торопясь, бесшумно и обязательно с закрытым ртом.
  5. За столом не ведут слишком громких разговоров.
  6. Не принято тянуться через чужую тарелку, нужно попросить то, что сам достать не можешь.
  7. Тарелку не следует отодвигать далеко от себя, иначе накапаешь на скатерть.
  8. Всё, что находится в супе, разделяют ложкой. Если в супе лежит мясо, то сначала съедают суп, а затем при помощи вилки и ножа- мясо.
  9. Сосиски, сардельки, не рубленое мясо не нарезают сразу на кусочки, а отрезают постепенно по одному кусочку.
  10. Из общего блюда (салат, сахар, соль) не берут своей вилкой или ложкой, а пользуются специально для этого предназначенным прибором.
  11. Масло, икру, паштет сначала кладут к себе на тарелку, а уже потом намазывают на хлеб.
  12. Печенье, сухари, фрукты с общего блюда берут руками.
  13. Хлеб отламывают маленькими кусочками, а не откусывают.
  14. С общего блюда берут себе еды столько, чтобы оставшейся хватило всем сидящим за столом.
  15. Чай, кофе, какао пьют из ложки, а если не горячо – из чашки или стакана.
  16. Кости вынимают вилкой или ложкой и кладут на край тарелки или на отдельную тарелку.
  17. Когда едят суп, ложку держат параллельно губам. Нельзя набирать полную ложку супа и дуть на него. Компот и кисель едят специальной десертной или чайной ложкой.
  18. Вилку держат в левой, а нож в правой руке, если пользуются обоими приборами, Нож и вилку принято держать наклонно к тарелке, не зажимая их в кулаке.
  19. .Рыбу и блюда из рубленого и молотого мяса, яичницу, овощи и каши едят только вилкой, держа её в правой руке. Птицу принято есть следующим образом: большую часть мяса срезают с костей, пользуясь вилкой и ножом, а оставшееся можно доедать с косточки, держа её пальцами правой руки
  20. Салфеткой вытирают только руки и рот. Закончив еду, матерчатую салфетку кладут на стол сбоку тарелки, а бумажную- на тарелку
  21. Закончив еду , приборы кладут на свою тарелку.

ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЭТИХ ПРАВИЛ НУЖНО СЛЕДИТЬ ВНИМАТЕЛЬНО И ЕЖЕДНЕВНО, ПОКА ОНИ НЕ ВОЙДУТ В ПРИВЫЧКУ.

 Задание 9. Праздник свободы, независимости и примирения.

Цель: расширить представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Дать элементарные сведения об истории России.

Задачи:

  • Углублять и уточнять представления о Родине – России.
  • Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
  • Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Материалы: мультимедиа, слайды, рисунки сказочных героев, воздушные шарики, мячи.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие, оно посвящено предстоящему празднику дню Согласия и Примирения. Ход истории сложился таким образом, что именно 4 ноября была одержана победа в освободительной войне 1612 года. Огромная роль в этой победе отдана полководческому мастерству Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Мультимедиа - Кузьма Минина и Дмитрий Пожарский.

В отражении нападок польских войск принимали участие все, независимо от веры, классовой принадлежности и национальности. Поэтому такое название, как День народного единства (он же – День примирения и согласия), подходит для даты как нельзя лучше. А что вы знаете о нашей многонациональной стране?

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет.

На подвиг и на труд!

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев.

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Исполняется песня « Моя Россия», Г.Струве

Ребята, а знаете ли вы, что символом свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Россию, является – наш флаг: бело – сине – красный, введен он был Петром первым как военный, а потом с течением времени он стал государственным. А вот и он…

Мультимедиа – Флаг Российской Федерации

Ребята, как вы уже заметили, на государственном флаге России три полосы – белая, синяя и красная. Эти цвета издавна почитались на Руси. Белый цвет – цвет чистоты, красный – цвет храбрости и крови, пролитой за родину, синий – цвет мирного неба. Флаг России поднимают в торжественные моменты под гимн нашей страны. Еще раз хочу напомнить вам, сто слово «гимн» пришло к нам из греческого языка и означает «хвалебная песнь». Гимн слушают стоя, мужчины снимают головные уборы.

Звучит гимн Российской Федерации.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Ребята, перед вами на двух столах разложены карточки с изображением сказочных героев. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен? Чья команда быстро найдет друзей сказочным героям, та и получит очко. Готовы? Начали!

Игра «Найди друга»

Мы сегодня много говорим о дружбе, вот и все стихотворения, песни, вы исполнили весело, вместе. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете друг друга. Для этого мы с вами поиграем в музыкальную игру « Узнай по голосу».

Музыкальная игра «Узнай по голосу»

Ребята, ответьте мне, пожалуйста, каким должен быть настоящий друг?

Вы, конечно правы, есть очень мудрая пословица: «Друзья познаются в беде». Значит, настоящий друг не бросит в беде друга, а всегда выручит и поможет? Тогда давайте проверим, так ли это.

Аттракционы «Все мы делим пополам».

  1. «Один шарик на двоих». Дети делятся на две команды. Встают в пары. Каждой паре необходимо донести воздушный шарик до фишки и вернуться к следующим участникам команды.
  2. «Один мяч на двоих»». Дети делятся на две команды. Встают в пары. У каждой пары ручной велосипед. Задача: докатить велосипед до фишки вместе, не разорвав цепочку.

После всех игр мне бы хотелась задать вам вопросы и получить на них ответ. Кого мы называем другом? Каких друзей нам хотелось бы иметь? Что же в дружбе важно, о чём надо всегда помнить в день Единства и Примирения?

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России.

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей!

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Исполняется песня «Большой хоровод», Б.Савельева

Дорогие ребята! Наша встреча подошла к концу. Я желаю вам мира, добра и благополучия. Еще раз с праздником – с Днем Народного Единства. Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу! Желаю всем крепкого здоровья, счастья, успехов в делах.

Занятие 10. Акция        «Подарок        любимой маме»

Введение

 Ни для кого не секрет, что сейчас, в век прогресса и автоматизации всё более и более востребованы изделия, сделанные вручную, например, сувениры, резные панно, багеты и рамки, шкатулки и многое другое. Такие предметы являются прекрасными мелочами, дополняя интерьер дома.  В свою очередь, это искусство тоже не стоит на месте, а приобретает довольно разнообразные и интересные формы. Нельзя обойти стороной стремление к индивидуальности, которая есть ни что иное как создание авторских, притягивающих взор или служащих акцентом в обстановке предметов. И потому столь популярны сегодня самодельные подарки. А степень внимания к человеку определяется не стоимостью подарка, гораздо ценнее, если он сделан своими руками. И вещь, к созданию которой подошли с душой и пусть даже некоторой толикой художественного вкуса, будет иметь индивидуальные черты. Такими подарками и будут наши изделия.

Актуальность.

Мама - это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Порой мы забываем говорить мамам самые нежные слова, признаваться им в любви, но мы знаем пока у нас есть мама - мы находимся под защитой ангела-хранителя. В ее сердце живёт к своим детям бесконечная любовь, тревога и всепрощение.  Задача педагогов стремиться сформировать у детей желание заботится о мамах, радовать их хорошими поступками, баловать ласковыми и нежными словами, преподносить подарки, не купленные в магазине, а сделанные своими руками. Поздравить маму – это подарить не просто подарок, а красивую вещицу, которую она, несомненно, будет хранить долго, и вспоминать своего ребенка с радостью и любовью.

Цель проекта:

Расширить знания детей о празднике День Матери, воспитывать чувство заботы к маме через художественное слово, музыку, танец. Привлечь детей к совместному изготовлению подарков самым близким людям – мамам и бабушкам.

Задачи:

  • изучить технику изготовления выбранного подарка;
  • воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам;
  • формировать уважительное, доброжелательное отношение к самому близкому и родному человеку на земле – маме;
  • развитие детского творчества и эстетического восприятия;
  • сделать оригинальный подарок своими руками.

Ожидаемые результаты:

  • воспитание любви и уважения к женщине;
  • развитие интереса детей к рукотворной деятельности;
  • укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детьми;
  • развитие художественного творчества, эстетического восприятия;
  • выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.

Оборудование:

для изготовления подарка маме – фоамиран, клеевой пистолет, пряжа, клей ПВА, ножницы, баночки, салфетки, клей карандаш, свечи;

  • Как мы можем поздравить мама и бабушек праздником?
  • Выбор подарков для мам: старшая и средняя группы – розы из фоамирана и вазочки, младшие группы – подсвечники (декупаж).

Заключительный этап

  • Вручение подарков мамам и бабушкам.

Ожидаемые результаты.

  • Воспитание любви и уважения к женщине.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие интереса детей к поисковой деятельности.
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
  • Развитие художественного творчества, эстетического восприятия.
  • Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.

Занятие 26. Рассказ «Подвиги сержанта Кадырова Сафы Сагитовича.

C:\Users\User\Favorites\Downloads\image-2022-02-14 06_49_58.jpg

Занятие 32. Акция «Цветы для школьного двора»

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума.

Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

  1. Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
  2. Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
  3. Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
  4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Занятие 33. Добро и зло: причины наших поступков.

Цель: доказать, что добро превыше зла.

Задачи:

  1. Заставить задуматься и осмыслить  свои поступки, добрые и злые.
  2. Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».
  3. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
  4. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
  5. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
  6. Привить основы нравственного поведения.

Оборудование

1. Компьютер.

2. Мультимедийная компьютерная приставка для показа презентации.

Оформление

На доске эпиграфы:

«В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться… это гениальность и доброта сердечная»  (В. Гюго);

«Доброта – она превыше всех благ».  (М. Горький);

«Доброе слово – доброе дело». ( И. Грекова).

За несколько дней до проведения мероприятия ученикам раздаются анкеты, которые они должны заполнить и отдать учителю.

                                                         Вопросы анкеты

  1. Почему, по-твоему, нельзя драться?
  2. Часто ли ты завидуешь другим?
  3. Какие добрые качества тебе присущи?
  4. Какие злые качества ты в себе находишь?
  5. Грубишь ли ты родителям?
  6. Ругаешься ли ты нецензурными словами?
  7. Радуешься ли ты и как часто чужим удачам, победам, достижениям?
  8. Продолжи фразы: «Я знаю, что добро-это…, «Я знаю, что - зло это…».

И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая всегда согревает душу того, кто ее сотворил.

«Доброта в нас и вокруг нас».

Социальный прогресс возможен лишь в том случае, если он имеет под собою нравственную основу, проводится в соответствии с гуманистической моралью.

Поэтому сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.

Добрый человек – это …

Когда мы говорим о человеке добрый, то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно по велению сердца.

Добро - это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.

Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.

Вопросы к обсуждению:

1.  Можно ли принудить человека быть добрым?

2.  Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?

3. Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

Вступительное слово учителя:

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то

удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым –

счастье»

Ю. Яковлев 

Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.  Рядом со словом «добро» всегда ступало и ни на минуту не останавливалось  слово «зло». Добро и зло – две силы, которые борются упорно и вечно. Причины наших поступков измеряются именно двумя этими словами.

У врат обители святой

Стоял, просящий подаянье,

Бедняк, иссохший, чуть живой

От голода, жажды и страданья.

Когда лишь хлеба он просил,

А взор являл живую муку,

 Но кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье.

Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте...

Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».

Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».

Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».

Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».

Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».

Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».

Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Давайте вспомним некоторые народные пословицы, связанные с темой нашего разговора:

Учащийся «Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём», «Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

Слово учителя:

Вы обратили внимание, что рядом с добром часто употребляется зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним.

Чего же больше в людях: добра или зла?

Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло. Подумайте и выберите соответствующий вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же больше в людях добра или зла).

Когда-то очень давно, в самом начале нашего века, известный музыкант-органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на медицинский факультет, прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он вместе с юной и прилежной женой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий и невежества. На средства, полученные от своих концертов, книг, лекций, он строит больницу. Он много работал, шестьдесят лет: лечил, облегчал боль, возвращал радость (только у него в больнице прокажённые, люди, обречённые судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили детей). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.

Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книги «Благовение перед жизнью».

Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от обстоятельств.

Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:

Слово  учащегося:

«Сердце чьё смягчил,

Кому подал руку?

Кому облегчил душевную муку?

Чью старость утешил?

Кого осчастливил?

Кого на дорогу на торную вывел?»

Слово учителя:

Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.

Ситуативный практикум:

Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или услышали о людской доброте и не забыли.

Ваш обидчик оказался в критической ситуации, кроме вас никто, помочь ему не может? Как вы поступите?

Нарисуйте проявление зла и добра

Зло противостоит добру. Зло – все, что губит душу человека.

Зло- это войны, предательство, зависть, жадность. Зло-это хамство, равнодушие, эгоизм. Зло –это пьянство. Наркомания. Зло-когда  сильный обижает слабого, хулиган оскорбляет людей, младшие не уважают старших.

Судить человека надо по делам.

Беглец-бегун

Мы все бежим, начиная с детства, все в движении, но один бежит «к» чему-то, к финишу, у него есть цель, он к ней стремится, а другой бежит «от» чего-то, ни к чему.

Беглец на первый взгляд свободен, но у него нет ничего в перспективе; так становятся алкоголиками, наркоманами...

Забег начинается в детстве, но в какую сторону ты побежал, зависит от тебя.

Уместно с помощью учащихся вспомнить ситуации и проанализировать с

позиции «бегуна» и «беглеца».

Например:

Бегун: Я хочу, чтобы в школе...

Я займусь английским...

Беглец: Сбегу с урока, чтобы не получить двойку...

Я не пойду отвечать к доске...

Выдающиеся личности

Выдающийся ученый, Герой Советского Союза, полярник и географ

-путешественник О.Ю. Шмидт в 1909 году на первом курсе университета составил примерный план жизни, в котором определил, что должен сделать, что изучить, какие __________качества выработать. Для осуществления такого плана потребовалось бы 1000 лет. Тогда план был сокращен вдвое. Хотя по наметкам для последнего

варианта потребовалось бы прожить 150 лет, О.Ю. Шмидт сделал его программой жизни. Решив интенсифицировать всю свою деятельность, он к 60 годам осуществил все, что наметил.

Великий Резерфорд на последнем курсе Новозеландского университета

прочел свой доклад, «Эволюция элементов» сплошь состоявший из невероятных догадок. Над фантастическими предположениями выпускника от всей души смеялись его профессора и товарищи - студенты. Но через 20 лет, звезда мировой мысли, он был приглашен в свой родной университет, где... опять прочитал свой доклад «Эволюция элементов». На этот раз с точными данными и приведением доказательств. Победу добывают упорством.

Невероятным трудолюбием обладал Резерфорд –

провинциал из глухой колонии, мыслитель с лицом фермера, исследователь, никогда не останавливающийся и не позволявший никому себя обогнать в науке. Все, что он создал, плод трудолюбия не в меньшей мере, чем гениальности. Сын учительницы и колесного мастера, он с детства знал, что такое труд, понял простую истину:

победа дается трудом и только трудом. Мать научила его самостоятельно мыслить, извлекать полезное из учебников. Окончив университет, фермерский сын отличной учебой завоевал право бесплатного трехлетнего совершенствования своих знаний в

Англии. В телеграмме об этом событии он писал матери: «Итак, номер 338, стипендиат, заслуга более твоя, чем моя. Люблю. Эрнест».

А в год 80-летия матери, когда Британия удостоила ее сына высших

почестей, она получила такую телеграмму: «Итак, лорд Резерфорд. Заслуга более твоя, чем моя. Люблю. Эрнест». Как важно понять, что именно в юности лежат истоки нашего величия или падения, победы или поражения, как надо всегда помнить тех, кто не только дал нам жизнь, но и создал характер, укрепил нашу веру в себя, научил бороться во имя победы. Чтобы создать себя, надо определить свой образ жизни.

Всем известны подвиги лейтенанта Шмидта. В то же время его однокашник, смотритель батумских маяков некто М. Ставраки, был расстрелян за предательство в дни восстания моряков в 1905 году. А ведь юность его была похожа на юность друга кадетских лет лейтенанта Шмидта. Однажды Шмидт сказал своему однокашнику: «У тебя, Миша, нет никакого стержня». Тот возразил. Тогда Шмидт пожал плечами и добавил: «Если и есть, то резиновый».

Внутренний мир личности возникает и развивается вместе с человеком, он неповторим.

Е. Евтушенко писал: Людей неинтересных в мире нет.

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ.)

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте стой же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель.

- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

IV. Словарная работа

Классный руководитель. Что же такое совесть? стыд? Об этом нам расскажут (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

(К доске выходят два ученика, читают словарные статьи.)

Ученик I. Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Совесть,

Честь.

Ученик 2. Совесть - это драгоценное слово.

Ученик 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля. (Читает свои записи.) Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью, с чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». (Читает.) Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Ученик 2. Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

(Читают пословицы.)

V. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство - это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)

(Учитель читает.)

• Физические недостатки;

• некрасивые поступки;

• поношенная, но аккуратная одежда;

• старомодная одежда;

• неряшливый вид;

• непрестижная работа родителей;

• твое «простое» происхождение;

• невежество, необразованность, безграмотность;

• вульгарная внешность;

• грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

VI. Ситуации выбора «Голос совести»

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

1. Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?

(Дети высказываются.)

2. Ситуация вторая

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель п°ставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, к°торые увидел в ее тетради. Ваши действия?

(Дети высказываются.)

3. Ситуация третья

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?

(Дети высказываются.)

VII. Проблемная ситуация «Суд совести»

Классный руководитель. Совесть - это наш внутренний судья, который помогает нам отличить добро от зла. Мысли, поступки, слова - все человек должен подвергать строгому суду своей совести. И какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души тяжесть, очищаешь свою совесть.

Послушайте историю, которую рассказал один мой бывший ученик.

В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения.

Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменной обувью и выбросить ее в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.

После уроков у ребят был матч с 7 «Б», и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.

Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлепала в домашних тапочках по грязи, размазывая по щекам слезы. Сергей подозвал ребят, и они хохотали, глядя на эту раззяву.

...А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.

Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя. Он вспоминал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, голос ее пьяного отца, жалобный лепет матери - как ни уговаривая себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всем- Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.

А на следующее утро скорая помощь увезла Иванову в больницу с воспалением легких. Вот тут Сергей и понял, как может грызть совесть.

У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38-го размера, как у своей мамы, и пошел в больницу проведать Иванову.

Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.

Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный, тяжелый камень.

Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.

Прошло много лет, Сергей стал офицером, капитаном первого ранга. Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.

Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.

- Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?

- И почему все-таки он плакал?

Примерные ответы детей:

- Он постарался загладить свою вину.

- Совесть подсказала ему, что он все сделал правильно.

- Совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль другого человека.

- Он должен был что-то сделать, чтобы искупить свою вину.

- Он плакал от жалости и от досады на себя.

- Это были слезы облегчения, очищения.

- Он плакал от радости: девочка не будет теперь на него обижаться.

Классный руководитель. А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?

Примерные ответы детей:

- Можно попросить прощения у того, кого обидел.

- Верующие могут покаяться на исповеди.

- Пообещать самому себе, что больше этого никогда не будешь делать.

- Можно сделать какие-нибудь три хороших дела.

Классный руководитель. Вот что сказал о совести абхазский писатель Фазиль Искандер: «Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой».

Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас поступал по совести и это стало для него привычкой.

VIII. Упражнения для совести

1. «Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум, - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

(Звучит музыка. В течение одной минуты дети думают о своих поступках.)

Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

(Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.)

Раскаяние - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.

2. «Минута прощения»

Классный руководитель. Второе полезное упражнение для совести - просить прощения.

Вы знаете, что всю эту неделю наш народ празднует Масленицу.

Последний день Масленицы называется «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

- Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

(Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.)

Советую вам выполнить такое упражнение дома, и в Прощеное воскресенье попросить прощения у всех.

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель. Ну а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Примерные ответы детей:

- Хорошо жить, можно спать спокойно.

- Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.

- Конечно, хорошо, нахальство - второе счастье.

- Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.

- Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут. Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?

Примерные ответы детей:

- Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

- Нужно объявить бойкот.

- Не подавать руки, не здороваться.

- Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами соглашусь. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

X. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть?

Примерные ответы детей:

- Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

- Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не разбудить.

- Многие заглушают голос своей совести. Сейчас они хотя бы узнают об этом.

- В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше не поступать плохо.