Конспект" Однокоренные слова"

Шакирова Рауфа Рафаэловна

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" во 2-3 классе. Школа малокомплектная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Однокоренные слова. Корень слова.

Класс:  2 – 3

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи:

  • Развить умение находить однокоренные слова;
  • Развивать умение выделять в однокоренных словах корень;
  • Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них, познакомить с признаками однокоренных слов.

Планируемые результаты урока:

Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;

Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;

Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;

Сформируются начальные формы рефлексии;

Сформируется базовый уровень умений:  

– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Ориентироваться на страницах учебника.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре.

Личностные:

  • Выполнять правила этикета.
  • Развиваем умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование урока:

  • компьютер
  • презентация урока
  • демонстрационный раздаточный материал
  • материал для работы в группах
  • разноуровневые карточки
  • «Смайлики» (рефлексия)

Формы работы: самостоятельная работа, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.

Методы обучения:

  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • словесно-логический;
  • метод самостоятельной работы учащихся
  • метод работы учащихся в паре
  • дифференцированный подход в обучении.

                                                       Ход урока

I.Организационный момент

- Девочки, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся. Ещё у нас в гостях Знайка (Пиши –Читай). Я и Знайка желаем вам на уроке открыть что – то новое, интересное. Чтобы вы решили все возникающие проблемы. На уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. В гостях у нас Королева ошибок, которая постарается вас запутать. Но мы постараемся не допускать ошибок.

Итак, устремимся к новым открытиям.

II.Чистописание.

Я приготовила девиз нашего урока:

-  Зри в корень. (на доске записано)

-  Кто понимает значение этого выражения?

- Какое слово вызвало сомнение?

- Где можно посмотреть лексическое значение слова зри? (лексическое значение слова можно посмотреть в толковом словаре).

-  В толковом словаре слово зри означает (смотреть, видеть).

- Что значит смотреть в корень или видеть корень? (находить что-то главное, важное)

- Давайте подготовимся к следующему этапу урока.

Пальчиковая гимнастика.

Будем пальчики считать

Раз, два, три, четыре, пять

Вот какие дружные

Крепкие и нужные! (потрите пальчики)

-  Открой те тетради, запишите число. Классная работа.

- Запишите эту пословицу каллиграфически правильно.

- Обратите внимание на плавное соединение элементов букв и их правильное написание.

III.Самоопределение к деятельности.

- А сейчас прослушаем сказку «Cпор корней» в исполнении Эльвины, Варвары и Лилии.

Встретились однажды корень куста и корень слова

- Здравствуй, - говорит один. – Я корень, а ты кто?

- Я тоже корень, - отвечал другой.

- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?

А я в словах живу, - ответил второй.

- Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый.

Вот я корень так корень! Посмотри, от меня в земле берут начало ростки, и вырастает целый куст, а то и целое дерево.

- А от тебя что растет?

Что растет ребята?

Нужен ли нам корень слова? Что важнее?     (ответы детей)

Корням ответили люди:

- Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

-  О чем пойдёт  речь  на  уроке ?  (Речь на уроке пойдёт о корне)

Карта понятий. 1.КОРЕНЬ (Прикрепить на доске)

-Давайте прочтём толкование слова корень.

-Где можно посмотреть лексическое значение этого слова? (в толковом словаре)

-Откройте учебник, страница 153.

1. Подземная часть растений.

2.Внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.

3.Корень – главная значимая часть слова.

Слайд №1 «Лексическое значение слова – корень.

-Мы сегодня на уроке будем говорить о корне слова.

IV.Изучение нового материала

- Слово корень имеет несколько значений ,а как называется слово которое имеет несколько лексических значений?

Карта понятий.2. Многозначное. (Прикрепить на доске)

Фронтальная работа. а) Работа с таблицей однокоренных слов)

-Прочитайте внимательно слова.

Лес, лесник, лесной.

- Назовите общую часть этих слов, из которых выросли эти слова? (общая часть – лес)

-Чем похожи все эти слова? (у них есть общая часть)

- Как называется общая часть этих слов?

- А как называются слова, которые имеют одинаковый корень? (однокоренные)

Карта понятий.3.Однокоренные. (Прикрепить на доске)

Слайд №2. Тема урока «Однокоренные слова»

Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи.

 Игра «Копилка однокоренных слов»

- Давайте сами вырастим такие слова из корня гриб.

Подберите однокоренные слова, используя разные части речи.

- А какие части речи мы знаем? (дети называют части речи, однокоренные слова)

Проверка по таблице – эталону

Гриб, грибок, грибник, грибница, грибной.

- Определите части речи   этих слов.

Следующий корень бег. (дети называют слова)

Проверка по таблице – эталону

Бег, бегун, беговая, бегать, выбегать.

- Определите части речи   этих слов.

Что общего у этих слов?

(1.все эти слова связаны по смыслу со словом бег.

2.У всех есть общая одинаковая часть)

Карта понятий 4. Два признака однокоренных слов.

-Какой вывод мы сделаем? (эти слова однокоренные)

-Попробуем закрыть корень и прочесть оставшиеся части.

Ясен ли смысл слова?

- Какой мы делаем вывод? (Корень – это главная значимая часть слова)

Карта понятий 5.Главная часть слова (Прикрепить на доске)

-Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)

- А как обозначается корень? (корень обозначается дугой)

 Карта понятий.6.Дуга. (Прикрепить на доске)

б) Работа с учебником.

 Откройте учебники 2 класс страницу 61,

3 класс страницу 61. Познакомимся с правилом от Мудрой совы.

Внимательно прочитает правило 2 класс, а затем 3 класс.

- Содержание правила и наши выводы совпадают? (Да, содержание правила и наши выводы совпадают.  

А сейчас мы немножко отдохнём.

V.Физминутка.

В понедельник я купался

(изобразить плавание)

А во вторник рисовал

(изобразить рисование)

В среду долго умывался

(изобразить умывание)

А в четверг футбол играл

(бег на месте)

В пятницу я бегал, прыгал

(прыжки на месте)

Очень долго танцевал

(покружиться)

А в субботу, воскресенье

(хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал

(сесть на корточки, руки под щёку)

VI.Закрепление. Самостоятельная работа.

а) Карточки для дифференцированной работы.

А сейчас для того, чтобы вы закрепили полученные знания и смогли оценить свои работы по теме урока. Я вам предлагаю выполнить задания по карточкам.

Карточки разноуровневые. Уровень сложности определяется цветом.

Красный 1 уровень – самый лёгкий

Жёлтый 2 уровень – средней сложности.

Зелёный 3 уровень –самый сложный.

Возьмите то задание, с которым вы справитесь.

В тетрадях запишите свой уровень и за работу.

Взаимопроверка по эталону. Поменяйтесь тетрадями.  

Если у соседа по парте всё сделано верно, на полях поставьте знак (+).

Если были затруднения, ошибки на полях поставьте знак (?)

Верните тетрадь соседу.

Самооценивание   правильности решения учебной задачи по шкале «Волшебная линеечка». Раздать детям эталон «Критерии самооценивания».

Поднимите руки, кто выполнил всё верно, без ошибок. Вы молодцы! Это значит вы умеете находить группу однокоренных слов.

Поднимите руки, у кого возникли затруднения?

Значит вам надо повторить правило.

На что надо опираться, чтобы не допускать ошибок. (на правило).

Учащиеся обосновывают свою оценку и указывают ошибки и недочёты.

Учитель ставит свою оценку.

б) работа по учебнику.

        2 класс

3 класс

1.Работа за компьютером. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакина,

  В.Г.Горецкого.(упр.82 стр.60)

Тема «Однокоренные слова». Работа в парах.

Работа по учебнику. Страница 61 упражнение 111. Внимательно прочитайте задание.

Какие правила работы в парах вы знаете?

Что вы поняли, читая задание учебника?

1.Не перебивать друг друга.

Что вам надо выполнить?

2.Прислушиваться к ответу соседа.

Работа в тетрадях.

3.Если не согласен, высказываться вежливо.

Какие слова оказались лишними, по  акому  признаку?( у этих слов нет общего значения, они не близки по смыслу)

Какие слова оказались  лишними,  по какому  признаку?( у этих слов нет общего значения, они не близки по смыслу)

Читают по строкам и комментируют.

Работа в тетрадях.

Проверяют по электронному приложению к учебнику В.П.Канакина, В.Г.Горецкого. Русский язык 3 класс

Слайд № 3

Слайд № 4

VII.Итог урока.

Чему мы научились на уроке?

1.Различать однокоренные слова.

2.Исправлять ошибки.

3.Применять полученные знания. Эти знания помогут нам писать грамотно.

VIII.Рефлексия.

Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, интересно с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Выберите смайлики:

* Было интересно

* Я поняла

* У меня получилось

Если остались затруднения. Есть ещё над чем поработать. Выберите смайлики:

* Было трудно

* Мне нужна помощь

IX.Домашнее задание. Слайд №5

2 класс

3 класс

Обязательная часть. с.61 правило упр.84

Обязательная часть. с.61 правило упр.109

Дополнительная часть по желанию.

Сказка «Чужак» карточки

Дополнительная часть по желанию.

Сказка «Чужак» карточки

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/905242/d03024de-1cef-4202-8441-d90c41c0cae3/s1200?webp=false https://img2.freepng.ru/20180327/jee/kisspng-emoticon-emoji-smiley-anger-clip-art-angry-emoji-5aba31086a7d07.6087503815221516884362.jpg https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1817937/8d81b946-39a4-4986-8726-c8b815e8d1e9/s1200?webp=false https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1101614/4eab71ae-1f63-44ab-b6fd-6bf1c0ff043a/s1200?webp=false https://pbs.twimg.com/media/CstB171WEAQGpJ8.jpg:large

- Прочитайте сказку В. Волиной «Чужак».

(Тексты лежат перед детьми)

- Постарайтесь ответить на вопрос, поставленный автором

Сказка

Собрались у Воды родственники. 

Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. 

Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

- Кто приметил «чужака»?

(Это слово «водитель»)

Почему гости не сразу приметили чужака?

(В этом слове есть общая часть со словом вода).

- Составьте список гостей - родственников Воды.

(Работа в тетради и у доски: дети выписывают слова в столбик, выделяют корень. Одновременно ведётся словарная работа))

«Подводник» - Кто это?

1. Это моряк, служащий в подводном флоте.

2. Это специалист по подводным работам.

«Водолаз» - Кто это?

1. Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением.

2. Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.

«Водомерка» - Кто это?

Это насекомое, передвигающееся по воде.

- Ну а теперь найдём «родственников» к слову «водитель».

(Работа в тетради и у доски: дети выписывают слова во второй столбик, выделяют корень: водитель, водит, водительское).

Посадка при письме, положение тетради.

- Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Корень»?