Музей

Ярош Роман Александрович

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                                                                «Чем дальше в будущее смотрим,            

                                                                                 тем больше прошлым дорожим».


Музей - специфический институт науки, культуры и образования. Он призван выполнять свои, присущие только            ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная,              рекреационная, коммуникативная, профориентационная и т.д.
Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения.    Основным направлением деятельности школы  в настоящее время является " Организация образовательного   пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности". Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая   способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и        научно-познавательную ценность.   Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению        кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса, средствами дополнительного образования.
                                                                                                            Сегодня особенно актуальной становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. Для решения данной проблемы поставлена следующая цель: Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.

Музейное пространство создается для реализации музейно-образовательных и культурно-творческих программ, экскурсионно-выставочной и клубной работы, апробирования музейно-педагогических технологий, проведения психолого-педагогического мониторинга.
ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ " СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ           СРЕДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОНИМАНИЕ И ПРИНЯТИЕ ЦЕННОСТИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ".
Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора            своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по           интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями        безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.


Деятельность музея основывается на основных принципах:

- Принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.
- Принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы.
- Принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.


Основные направления деятельности музея:

1.Работа с музейным фондом ( выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
2. Поисково-собирательная.                                                                                                                                                               3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.
4. Художественно-оформительская.

В1998году  музею нашей школы был присвоен статус школьного музея. Это результат кропотливой работы  создателя этой работы и его помощников.

Создателем нашего музея является  Виблов  И.И., сегодня он находится на заслуженном отдыхе, но продолжает свое увлечение и до сегоднешнего  дня.  Работа была начата  с 1976 года. Тогда Иван Иванович начал собирать старинные монеты, утварь. Весна-лето мы выходили  с ним на места бывших усадьб на территории нашего и если можно так сказать вели свои «раскопки» находили старинные монеты, утварь и т.д., а на территории своей школы а это место бывшей церкви церковные принадлежности. Капля за каплей накапливался материал. Параллельно с этим Иван Иванович отправлял запросы в архивы, музеи  г.Камня-на- Оби, Барнаул,Томск  с целью узнать год рождения нашего села.

В дальнейшем в 1985 году в школе официально был создан кружок «Краеведение» Кружковцы во главе с его руководителем систематизировали данный материал  по примеру музея разделив его по разделам: природа, хозяйство и культура, дореволюционное прошлое, советский период, прошли  паспортизацию школьных музеев Алтайского края ,нам было вручено свидетельство за № 138 краеведческого зала (от 18.11.1987г.) и как было сказано выше в 1998 году было присвоен статус школьного музея.

Музей создавался и пополнялся многими поколениями школьников.   Фактически все учащиеся, так или иначе, проходили школу  музея: в роли экскурсоводов, оформителей, в составе группы «Поиск».

Наш музей школы  по основному содержанию своей деятельности является историко-краеведческим. Его основная             тема: "История жизни села»

Цель работы: "Гражданское и патриотическое воспитание учащихся через краеведческую и музейную деятельность".

В музеи работает 10  разделов.

1. История создания села

2.Великая Отечественная война

3.И тыл ковал победу

4. Дети войны

5.История нашей школы

6.Воины - интернационалисты

7. Люди труда

8. Уголок нумизматики

9. Гражданская война

10.Почетные люди села

В музеи находится 241 экспонат. Экспонаты представляют собой художественно оформленные выставки, стенды, альбомы, витрины, планшеты, и т. д. Внутри раздела материал группируется в хронологическом порядке. Каждый экспонат имеет этикетку с инвентарным номером. Материал  который поступает в музей, регистрируется в книге поступлений, в инвентарную книгу, которая содержит все необходимые данные: инвентарный номер, дата поступления, характеристика предмета, сведения о нем, способ получения, место находки

Проводя  работу, члены  совета  музея  встречаются  со старожилами  нашей  местности, собирают  материал  об  истории  поселений,  о  быте  и  труде  крестьян  нашего  села, об  истории  нашей  школы, о  ветеранах  войны  и  тружениках тыла.                                                                                                                                               Большую  помощь  активу  музея  оказывают  учащиеся  нашей  школы,   в  мае  в  школе  проходит  акция « Выпускники  в  дар  музею», «Школьники  в  дар  музею». Возле  каждого  экспоната  надпись, от  кого  получена данная  вещь, ребята  с  удовольствием  посещают  музей.        

        За период с 2007 года по 2011 год музейный фонд пополнился 15 экспонатами домашней утвари, фотографиями, открылся новый раздел  «Почетные люди села»  о данных людях собран материал, разработана  лекция экскурсоводами. В 2008 году советом музея было взято направление по созданию книги «Люди села» ребята начали собирать материал о людях села проживающих на его территории, работа была начата с жителей которые имеют преклонный возраст (год рождения 1920-1930), и не только кто проживает именно сейчас, но и о тех , кто проживал, кого  помнят и  могут дать о них сведения или же их координаты места проживания. 2009 году данная работа продолжена, отрабатывается (1930-1940), 2010 году (1940-1950) и т.д.

  В 2009 году на совете музея было принято решение начать сбор материала об учителях и медалистах школы. Основная задача собрать как можно больше материала о тех людях, которые имели честь обучать детей в нашей школе.

2010 год музей проводил мероприятия посвященные Дню победы в ВОВ, организовывал встречи с людьми, ковавшими победу в тылу, и т.д.

За период с 2007 по2011 год  музей посетило 506 человек, проведено 23 экскурсии, прочитано 12 лекций. В настоящее время готовим выставку посвященную 100летию Л.Г. Храпову.

     В  музее   проходят недели  истории, викторины,  ведется  работа  над  рефератами творческими  работами.

                   Музей  проводит просветительскую работу среди учащихся школы, следит за памятниками на территории, шефствует над ветеранами труда.

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

МОУ «Плесо-Курьинская СОШ»

на2ОI1—2012 учебный год

1. Вступление

1.1. Основным направлением работы музея является сбор материала о жителях села проживавших и проживающих на территории села;

1.2. Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов)

1.3. Задачи музея:

сбор и документирование информации по жителям села;                                                                                  выявление и хранение музейных предметов;                                                                                      осуществление музейными средствами программ по воспитанию, обучению,

развитию, социализация учащихся школы;

организации культурно — просветительской работы среди населения.

2. Организационная работа

2.1. Совет музея

Председатель                                             руководитель музея Храмова Н.Г.

Зам председателя (секретарь)                  Ткаченко Наталъя

Руководители секций:

Поисково-собирательной                        Любицкая Анастасия

Фондовой                                                   Смагунова Ирина

Художественно-оформительской           Смагунова Ксения

Экскурсионно-просветителъской            Марченко Иван

Педагоги и представители общественности:

Храмова Наталья Грягорьевна — руководитель музея, учитель географии и истории школы.

Калиновская Альбина Александровна — заведующая районным архивом.  

Поисково-собирательная секция:

1. Якимова Людмила

2. Мкртчян Виталий

3. Блудова Вика

4.Байбородина Кристина

5. Зернова Яна

Фондовая секция

1 .Смагунова Ира

2. Маркова Аня

Художественно-оформительская секция

1 .Смагунова Ксения

2. Байбородин Артем

З .Ободец Нина

Экскурсионно-просветительская секция

1. Марченко Иван

2.Прокопенко Таня

3. Кондратьева Саша.

3. Работа с фондами

З ..1. Продолжить ведение инвентарных книг по основному и вспомогательному фонду музея.

3.2.. Систематизировать тематико-экспозиционный материал, представленный в музее.

3.3. Создание электронной фонотеки.

4. Оформительская работа:

1. . Оформление тематических папок;

2. Оформление фотостенда  «Моя малая Родина».

3. Обновление экспозиций;

5. Научно-исследовательская работа

1 .Активно сотрудничать с районным архивом;

б. Поисковая работа.

1. Походы по селу с целью сбора материала о людях проживавших и проживающих на

территории села;

2. Сбор материала об учителях и медалистах школы;

3. Продолжить шефскую работу с ветеранами тыла;                                                                               1. Походы по селу с целью сбора материала о людях проживавших и проживающих на

территории села;

2. Сбор материала об учителях и медалистах школы;

3. Продолжить шефскую работу с ветеранами тыла;

Массовая и воспитательная работа

1. Проведение экскурсий, классных часов (по графику, согласно заявок)

2. Подготовить и провести массовые мероприятия и праздники:

- дни Воинской Славы России (по календарю)

- Вахта Памяти. День Победы (3-9 мая)

3. Принимать участие в районных конкурсах по патриотическому воспитанию и краеведческой работе.

4. Работа летнего оздоровительного лагеря эколого-краеведческого направления (июнь)

Тематическое планирование

Сентябрь

-ознакомление с планом работы на 2011-2012 год.                                                                                            - оформление информационного стенда "Музей и школа";
- подготовка экскурсоводов в соответствии с тематикой и планом проведения экскурсий;
- создание информационной службы музейного актива учащихся;
-организация работы по книге «Жители села»

Октябрь

участие в организации и проведении диалога с учащимися 8-9 классов по теме: "Мои идеалы гражданина";
- работа по подготовке создания электронного фонда музея
- сбор материала о жителях села (1930-1940год)и учителях работающих в школе в эти годы.                                                                   -организация фотовыставки «Моя малая Родина»

Ноябрь

- поисковая работа с использованием компьютерных технологий, посвященная  сбору материала о жителях.

Декабрь

- работа по подготовке окружного круглого стола по теме: "Роль актива музея в развитии активной гражданской позиции и творческого потенциала, учащихся средствами музейной педагогики" (круглый стол);
- сбор материала его обработка ;

-проведение экскурсий согласно поданным заявкам;

Январь

- участие в организации и проведении диалога с учащимися школы по теме: "Мои идеалы гражданина";
- сбор материала его обработка ;

-проведение экскурсий согласно поданным заявкам;                                                                      -обновление материала;

Февраль

- организация и проведение школы игр по теме: "Ролевая игра по гражданско-патриотическому воспитанию подростков" для учащихся 8-9 классов;
- участие в организации и проведении цикла мероприятий, посвященных Дню Защитника Отечества                                                                            - сбор материала его обработка ;                                        -проведение экскурсий согласно поданным заявкам;

Март

- организация и проведение конкурса рисунка "Женская судьба в суровые сороковые", посвященного Дню Победы для учащихся 6-8 классов ОУ ;                                                                            - сбор материала его обработка ;                                  -проведение экскурсий согласно поданным заявкам

Апрель

- организация и проведение конкурса исследовательских работ "Когда прошлое забывается, оно возвращается;                                         -сбор материала его обработка;

-проведение экскурсий согласно поданным заявкам              

             

Май

- участие в подготовке и проведении Вахты памяти, посвященной Дню Победы.                                                            - подведение промежуточных акции "Слушай, память";
-проведение экскурсий согласно поданным заявкам

.                                            



Предварительный просмотр:

«Знаешь ли ты, что        »

посвящённая  блокаде Ленинграда

1.Когда и в каких нормах была установлена самая низкая норма продажи хлеба в городе?

2.Когда начались массированные бомбардировки города?

3.Что использовали для замеса теста при выпечке блокадного хлеба?

4.Что вам известно о трагедии на Бадаевских складах,

5.В какой период работала Дорога Жизни, какие грузы и в каком объеме доставлялись по ней?

6.Маршрут ледовой Дороги Жизни?

7.Период блокады Ленинграда?

8.После захвата немцами какого города и когда город Ленинград оказался в блокаде?

9.Когда и где впервые прозвучала 7 симфония Д. Д. Шостаковича? Какой оркестр ее исполнил?

10.Когда в блокадном городе возобновилось движение трамваев?

11.Кто принял командование Ленинградским фронтом 12 сентября 1941г.?

12.Каковы жертвы блокады Ленинграда?

13.  Как        называлась войсковая операция по прорыву блокады, дата прорыва?

14.     Дата        полного снятия блокады Ленинграда?

15.   Какие        тяжелые танки и на каком предприятии делали в период блокады?

16.  Какой        ущерб нанесен городу за период блокады?

17.  27 января 1944г. Во время спектакля в большом театре действие вдруг внезапно прервалось, опустился занавес, зажегся свет, а на авансцену вышел директор театра. После реакции в зале на его сообщение возможность продолжить спектакль появилась только через полчаса.

О чем сообщил директор театра?



Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ О РАБОТЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ШКОЛЫ

в 2014– 2015 учебном году

        

        Деятельность школьного музея в этом учебном году велась в следующих направлениях.

  1. Организационная работа.

Экскурсоводами музея истории школы являются 3 учащихся: Кондратьева А. , Рябова А., Шабанова А.(9 класс), Шалимова А. (6  класс). У каждого из экскурсоводов свои темы экскурсий.

  1. Хранительная работа.

Продолжалась регистрация музейных предметов в книге учета в соответствии с предъявляемыми требованиями.

  1. Экспозиционно-оформительская работа.

Сделаны  презентации для новой экскурсий «Эхо войны», « Судьба опаленная войной», « Блокада Ленинграда» ко Дню Победы.

В этом учебном году была организованы тематическая выставка:

- «Далекая и близкая история» (ко Дню рождения села  Плёсо - Курья).

  1. Музейно-педагогическая деятельность.

В течение 2014 – 15 учебного года проведено 13 экскурсий по 2 темам:

«Мои земляки в годы войны», « Село родное»

В течении года музей посетило: 43 учащихся, 22 педагога района,38 жителей села.          

  1. Методическая работа.

В течение учебного года шло обучение актива музея.

  1. Комплектование библиотеки, пополнение коллекции предметов.

Продолжено комплектование библиотеки музея, появились новые интересные экспонаты.

  1. Исследовательская работа.

В течение октября – января шла исследовательская работа по двум темам:  «История одной фотографии» (о артели действующей на территории села с в 20 – 70 годах), и « Судьба опаленная войной» ( о фронтовике – разведчике прошедшем всю войну, Бударном А.Н.) Обе темы были представлены на школьной, а затем на районной  историко – краеведческой конференции где заняли призовые места.

В этом учебном году была проведена большая работа  по созданию бессмертного полка.  

        

В музейном фонде находится 269 экспонатов. Оформлением музея занимаются учащиеся.

                                           

Руководитель музея                                                                    Храмова Н.Г.