ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Малачева Ирина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_ds_semitsvetik.doc290 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                    УТВЕРЖДАЮ  

Руководитель МКУ                                                         Заведующая МБДОУ

«Управление образования                                                   Берёзовского ДС
Шарыповского района»                                                        «Семицветик»                    

__________А.С. Лобастов                                               ________ О.А. Шромова                                  

         

   

Программа развития

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения Берёзовского ДС «Семицветик»

Шарыповского района, Красноярского края

на 2012 – 2015 гг.

                                                                                       

.                                        

         

   

ПРИНЯТА                                                                    

Решением педагогического совета                              

МБДОУ Берёзовского ДС                                              

«Семицветик»                                                                

Протокол №3 от 21.02.2012 г.

 

с. Березовское

Шарыповский район

2012 год

                                    ПАСПОРТ

программы развития ДОУ

Наименование программы: 

«Организация образовательного пространства ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Статус Программы: 

нормативный стратегический документ ДОУ, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно – целевую идеологию развития.

Основания для разработки программы:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ №2562  от 27.10.2011г.)
  • Устав  МБДОУ Берёзовского ДС «Семицветик»
  • СанПин 2.4.1.2791-10

Заказчик программы: 

родители, педагоги ДОУ.

Разработчики программы – рабочая   группа педагогов ДОУ в составе:

Шромова О.А. – заведующая МБДOУ Березовского ДС «Семицветик»;

Малачёва И.М. – воспитатель, руководитель РМО;

Тепляшина М.К.– музыкальный руководитель;

Исполнители:

Администрация ДОУ, педагогический коллектив ДОУ, родители, воспитанники МБДОУ Березовского ДС «Семицветик».

Предназначение программы:

служить средством интеграции и мобилизации всего коллектива ДОУ, родителей, детей для достижения целей по совершенствованию воспитательного процесса.

Цель программы: построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования.

Задачи программы:

  • разработать концепцию образовательного пространства ДОУ в режиме развития;
  • привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовые, материально – технические, финансовые, кадровые, мотивационные компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса;
  • разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность;
  • создать условия для повышения квалификации педагогов по инновационным образовательным программам;
  • обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования;
  • обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов;
  • разработать механизмы оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития.

Основные принципы разработки:

  • направленность программы на реализацию задач поэтапной организации образовательного пространства ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • соответствие целей, задач, этапов, мероприятий и механизмов реализации программы концептуальным и нормативным основаниям модернизации современного образования и дошкольного образования, в частности;
  • проектный характер, обеспечивающий единство, целостность и преемственность образовательного пространства в рамках отдельного учреждения, муниципалитета и региона, в целом, позволяющий учесть противоречия и недостатки существующей системы образования, выделить в ней управляющие и диагностирующие механизмы и определить условия оптимального функционирования воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения;
  • открытое взаимодействие МБДОУ Берёзовского ДС «Семицветик»
  • с Управлением  образования Администрации Шарыповского района, образовательными учреждениями района, а также с другими учреждениями культуры и искусства;
  • принцип открытых перспектив в формировании источников и объемов финансирования программных мероприятий, предусматривающий возможность и необходимость ежегодной корректировки финансового обеспечения программы.   Рациональное использование бюджета, благотворительность и участие в грантовых конкурсах.

Этапы реализации программы

I этап: 2012 г. Аналитико-прогностический

Анализ комплекса условий, имеющихся в ДОУ для поэтапного перехода к реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Выявление проблемных зон и «точек развития».

Разработка целевых программ «Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности в инновационном режиме», «Разработка содержания и механизмов реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ», «Формирование учебно- материальной базы в соответствии с требованиями ФГТ», «Построение непрерывного образовательного процесса в системе детский сад – школа» в качестве механизмов перехода к новому состоянию дошкольного образовательного учреждения.

II этап: 2012-2014 гг. Деятельностный

Формирование и апробирование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы, содержания и механизмов интеграции образовательных областей, содержания вариативной части образовательной программы, содержания программы.

III этап: 2015 г. Рефлексивный

Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Внедрение, совершенствование и распространение перспективного опыта.

Ожидаемые результаты

  • создание концепции образовательного пространства ДОУ в режиме развития как единого  информационно-смыслового пространства всех субъектов образовательного процесса ДОУ;
  • разработка обновленного содержания образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • приведение в соответствие нормативно-правовых, материально-технических, финансовых, кадровых, мотивационных компонентов ресурсного обеспечения образовательного процесса;
  • определение этапов и механизмов разработки образовательной программы ДОУ, как составляющей образовательного пространства;
  • осуществление модернизации учебно-материальной базы по трем направлениям (создание учебно – предметных сред, зонирование групповых комнат, модернизация и развитие средств обучения);
  • принятие педагогической модели выпускника ДОУ, включающей комплекс показателей по линиям развития;
  • внедрение системы мотивации продуктивной инновационной деятельности педагогического коллектива посредством создания мотивирующей среды ДОУ в двух направлениях: организации оптимальных условий труда и внедрение системы стимулирования работников ДОУ, активно участвующих в реализации Программы развития и в инновационной деятельности;
  • разработка комплекса критериев оценки эффективности образовательного пространства.

Пояснительная записка

Современная ситуация в образовании выдвигает требования к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют. Это обусловлено необходимостью решать одновременно управленческие, финансово-организационные, социально – педагогические, методические и другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением. Перспективы и стратегия деятельности образовательного учреждения находят отражение в программе развития, понимаемой как стратегический документ, определяющий систему текущих и перспективных действий и отношений, ориентированных на решение масштабных, сложных проблем образовательной среды конкретного образовательного учреждения.

Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на ближайшую перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих. Проектирование в образовании – идеальное представление («промысливание») и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть, структурирование и оформление его содержания по известному алгоритму деятельности.

Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  Берёзовского детского сада «Семицветик» – директивный документ, разработанный с учетом государственного, регионального, муниципального целевых заказов и исходного состояния ДОУ, содержащий систему мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, средством интеграции и мобилизации педагогического коллектива.

Данная Программа развития, способствуя формированию современного

образовательного пространства ДОУ, не только определяет основные задачи образовательного учреждения на данном этапе, но и поможет выстроить концепцию развития, разработать проблемные направления, стратегические линии на будущее.

Авторы Программы оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в содержание документа с учетом возможных законодательных изменений, финансовых корректировок и на основе ежегодного анализа хода реализации мероприятий по развитию учреждения.

Структура Программы развития ДОУ

Раздел 1.  Информационная справка учреждения.

Раздел 2.  Аналитическое обоснование Программы развития.

Раздел 3. Концептуальные подходы, принципы и основные стратегические направления развития ДОУ.

Раздел 4. Приоритетные направления развития образовательного учреждения. Этапы  реализации Программы.                      

Раздел 5. Система управления в  режиме развития ДОУ.

Раздел 6.  Мониторинг реализации Программы развития.

   

Раздел 1

Информационная справка учреждения

Полное название: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Берёзовский детский сад «Семицветик», создано на основании постановления Администрации Шарыповского района № 924 – п  от 27 ноября 2009 года, действующее на основании Устава .

Сокращённое название: МБДОУ Берёзовский ДС «Семицветик».

Юридический адрес: 662336  Красноярский край, Шарыповский район, село Берёзовское, улица Садовая, 11-А.

Фактический адрес:  662336  Красноярский край, Шарыповский район, село Берёзовское, улица Садовая, 11-А.

тел. 8 (39153)  35-1-05 сайт: http://www.nsportal.ru/site/19419

Лицензия: серия РО  № 006743, регистрационный номер 4072-л.

Устав МБДОУ Берёзовского ДС «Семицветик» зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Красноярскому краю от «23» декабря 2009 г.

Руководитель образовательного учреждения: Шромова Ольга Александровна, тел. 8 (39153) 35-2-28.

Учредитель:

Управление образования администрации Шарыповского района.

  • Здание ДОУ двухэтажное, построено по типовому проекту, соответствует требованиям СанПина (2.4.1.2791-10), сдано в эксплуатацию в 1990 году, оборудовано системами:
  •  централизованного отопления, вентиляции, что позволяет поддерживать оптимальный температурный режим в ДОУ;
  •  водоснабжения;
  •  канализации.  
  • Медицинский, процедурный кабинеты, изолятор расположены на первом этаже. Там же расположены складские помещения, пищеблок, постирочная и гладильная комнаты. Есть методический кабинет, музыкально – спортивный зал, комната психологической разгрузки, кабинет учителя – логопеда,  костюмерная.

  Имеются изолированные помещения, принадлежащие каждой группе. В состав групповой ячейки входят: приемная, групповая, спальня, буфетная, туалетная.

Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей с учетом гигиенических и педагогических требований. Основные помещения ДОУ имеют естественное и искусственное достаточное и равномерное освещение.

В каждой группе  индивидуальное, неповторимое оформление, в них есть и уголки природы, ряжения, «Дома книги», кукольные уголки, места для изобразительной деятельности, релаксации, для творческих и дидактических игр, оборудованы зоны строительной и конструктивной деятельности, удобно расположены атрибуты сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и др.

Радует глаз обилие цветов,  расположенных по стенам  и на специальных подставках, красивые шторы.

Каждому пришедшему ребенку уделяется внимание, выражается радость, что он пришел в детский сад, создается бодрое, жизнерадостное настроение – это вызывает желание заняться интересной, полезной деятельностью.

В дошкольном образовательном учреждении функционируют следующие группы:

Функционирующие в ДОУ группы

Таблица 1

№п/п

Наименование группы

Количество групп

Возраст

Количество детей

1

I младшая

1

2-3 года

14

2

II младшая

1

3-4 года

15

3

средняя

1

4-5 лет

14

4

старшая

2

5-6 лет

29

5

подготовительная

1

6 лет

21

Итого:

6

2-6 лет

93

МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» реализует в своей деятельности примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учетом пихолого-педагогических требований, направленных на индивидуально-личностное развитие каждого ребенка, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Наряду с данной программой используются вариативные программы:

Вариативные программы:

  • «Программа экологического воспитания» С.Н. Николаевой;
  • «Математика в детском саду» В.П. Новикова;
  • «Нетрадиционная изобразительная деятельность» Ю.В. Рузанова;
  • «Ознакомление дошкольника с художественной литературой» О.С. Ушакова;
  • «Здоровье» В.Г. Алемовская;
  • «Воспитание здорового ребенка» М.Д. Маханева;
  • «Социо - игровые подходы к педагогике»  Е.Е. Шулешко, В.М. Букатова, А.Е. Ершова;
  • «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефименко.
  • «Ладушки» (И. Каплунова, И.Новосельцева);
  • «Топ, хлоп, малыши» (А.И.Буренина, Т.Н.Сауко);

Условия обеспечения образовательного процесса

Коллектив ДОУ, обеспечивающий образование и развитие детей, состоит из 36 сотрудников: заведующая, 12 воспитателей, 1 педагог-психолог, 1 учитель-логопед, 1муз. руководитель, 1 инструктор по физвоспитанию, 9 помощников воспитателя,  медицинская сестра, завхоз, кладовщик, 2 повара, обслуживающий персонал.

Образовательный ценз педагогов (%)

Рисунок №1

Педагогический стаж (%)

Рисунок №2

Качественный состав педагогов по квалификации (%)

Рисунок № 3

Характеристика детей и родителей

Воспитанники ДОУ – дети из семей различного социального статуса: рабочих – 40%, гос. служащих – 18%, предпринимателей – 1%, безработных – 41%. Анализ возрастного ценза родителей показал, что около 30% родителей – это молодые люди до 25 лет, 45% - возраст которых от 26 до 36 лет, 20% - от 36 до 45 лет, и 5% - свыше 40 лет. ДОУ посещают 93 ребёнка. Микросоциальный заказ родителей на образовательные услуги ДОУ – это заказ на развитие индивидуальности каждого ребенка, его познавательной активности, на развитие у детей творческих способностей, на сохранение, укрепление и улучшение здоровья детей и формирования потребности к здоровому образу жизни.    

Основные характеристики организации образовательного процесса

  • Прием детей в ДОУ осуществляется по заявлению родителей, на основании  медицинских документов и  заключением договора.
  • Отчисление ребенка происходит на основании заявления родителей.
  • ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели с 730 до 1930 часов, дети обеспечиваются четырехразовым питанием.
  • Воспитанники ДОУ пользуются льготами согласно законодательству и территориальному соглашению.
  • Посещение детей ДОУ происходит по режиму работы учреждения.
  • Обязанности участников образовательного процесса регламентируются.
  • Уставом  образовательного учреждения и родительским договором.

Управление ДОУ осуществляется заведующей МДОУ Берёзовский ДС «Семицветик».

Организация образовательного процесса: согласно учебного плана.

Организация досуга воспитанников: фольклорные праздники, развлечения, конкурсы, игры, забавы, соревнования и пр.

Традицией ДОУ стали: «Дни здоровья»; «День открытых дверей» для родителей и педагогов; «Мастер – класс» для педагогов ДОУ и района; «Русские посиделки», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День Матери».

Связь ДОУ с различными структурами

Схема 1

Раздел  2

Аналитическое обоснование Программы развития

Своей главной задачей коллектив детского сада считает создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком периода дошкольного детства, для максимального развития и оздоровления каждого ребенка, формирование его готовности к дальнейшему обучению.

Государство и общество предъявляют образовательный заказ системе дошкольного образования в соответствии с приоритетными направлениями модернизации российского образования. Государство влияет на определение целей и направлений стратегического развития системы образования в целом. Сущность государственного заказа выражается в федеральных законах. Основные ожидания в отношении результатов образования выражены в Концепции модернизации образования и, по сути, обозначают основные цели его функционирования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание.

Другим заказчиком в отношении системы образования является общество, поэтому содержание социального заказа со стороны субъектов внешних по отношению к системе образования (работодатели, общественные организации) в значительной степени совпадают. Это потребность в самостоятельных, активных, ответственных людях, которые умеют учиться самостоятельно.

Социальный заказ со стороны субъектов образовательного процесса (педагогов школы и детского сада) – это формирование знаний, а развитие интересов и способностей воспитанников выглядит как необходимое условие для достижения «знаниевого» результата.

С позиции родителей важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений является формирование системных знаний, обеспечивающих готовность ребенка к школе. Значительная часть родителей считает первоочередной задачей также развитие определенных личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Аспекты государственного и социального заказа

по  отношению к детскому саду

Схема 2

Таким образом, государственно-общественный заказ можно представить в виде спектра основных требований к проектированию образовательного пространства ДОУ.    

Требования к проектированию образовательного пространства ДОУ    

Таблица 2

Для кого будет организовано

образовательное

пространство?

Для детей , проживающих на территории  Берёзовского сельского совета,  до 7 лет с разными стартовыми возможностями

Кто будет осуществлять

образовательный процесс?

Компетентные специалисты с устойчивым личностно-ориентированным мировоззрением, способные профессионально осмыслить проблемную ситуацию, найти и осуществить способы ее разрешения через исследовательскую, рефлексивную, проектировочную, организационную и коммуникативную деятельность.

На что будет направлен

образовательный процесс?

На повышение качества образования через:

  •    охрану и укрепление физического, соматического и психического здоровья детей;
  • обеспечение их благополучия;
  •   обеспечение готовности выпускника ДОУ к вхождению в школьную жизнь;
  • развитие ребенка как субъекта отношений с собой, с людьми и с миром;
  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  •   поддержание оптимистической самооценки и

уверенности в себе;

  •  расширение опыта самостоятельных выборов;
  •   формирование познавательного интереса у ребенка;
  • сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребёнка.

Какова будет сущность

образовательного процесса?

  • Произойдет замена ценностей обучения на ценностиразвития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.
  • Знания, умения, навыки будут рассматриваться как средства в процессе развития ребенка. При этом общее, стержневое содержание будет варьироваться, наполняться конкретикой через использование разнообразных программ, адекватных возможностям каждого ребенка в зависимости от его интересов, потребностей, состояния здоровья.
  • Образовательный процесс будет построен по принципу возрастной сообразности и психологической адекватности.
  • Основной формой организации образовательного

пространства будет личностно-ориентированное

взаимодействие педагога с ребенком, педагогика

сотрудничества и развития.

В каких условиях будет

осуществляться

образовательный процесс?

В условиях психолого-медико-педагогического

сопровождения при систематическом отслеживании

динамики развития и состояния здоровья каждого ребенка.

Анализ работы ДОУ с учетом его специфики и необходимости обновления содержания в соответствии с основными направлениями модернизации дошкольного образования позволяет отметить положительные результаты, особенности и одновременно обозначить ряд проблем.

Достижения и проблемы

Таблица 3

Положительные

достижения ДОУ

Проблемы

В течение ряда лет педагогический

коллектив ведет поиск наиболее

эффективных форм организации

образовательного пространства для

детей от 1 до 7 лет с разными

стартовыми и потенциальными

возможностями и способностями.

Отмечается недостаточный уровень готовности детей к поступлению в ДОУ.

 Низкий уровень активности участия семей ребенка в реализации задач ДОУ.

Результаты аттестации педагогических кадров детского сада говорят о

росте профессионального мастерства

педагогов.

Необходимость подготовки

педагогического коллектива к

работе в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

образования: несоответствие между необходимостью внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного

образования и уровнем готовности

педагогов ДОУ.

Образовательный процесс в

дошкольном учреждении базируется на основе примерной  образовательной программы «От рождения до

школы» под редакцией Е.Н. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Для детей, имеющих проблемы в

развитии, ведутся групповые и

индивидуальные коррекционно-

развивающие занятия. В дополнительном образовательном пространстве упрочивается познавательный

интерес, развиваются способности детей, обогащаются их чувства.

  • Проблема эффективности образовательного процесса: несоответствие между необходимостью обеспечения высокого качества образования,  содержанием образовательного процесса и построением предметно-

развивающей среды в соответствии с

ФГТ.

 Недооценивание роли игры в развитии ребенка, излишняя регламентированность деятельности, контролирование, оценивание поведения.

Низкий процент педагогических кадров, владеющих новым содержанием образования, использующих

эффективные технологии обучения

и воспитания.

В ДОУ созданы хорошие условия

для развития детей, охраны и

укрепления их здоровья. Широко

используются профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, разные виды коррекционно-

развивающей работы.

Недостаточно осуществляется

зонирование образовательного

пространства с учетом интеграции

образовательных областей,

вариативности с ориентацией на

поддержание интереса детей, на

обеспечение «зоны ближайшего

развития», на познавательную

информативность среды.

Недостаточное бюджетное

финансирование обновления

учебно-материальной базы

образовательного процесса.

Проблемно-ориентированный анализ деятельности дошкольного учреждения наглядно показал, что сложилась ситуация, которая условиями, средствами, методами обучения, воспитания недостаточно способствует развитию детей в соответствии с потенциальными возможностями учреждения (кадровыми, материально-техническими).

Структурирование системы выделенных проблем и причин их возникновения помогла выделить основные проблемные блоки.

  •  блок проблем, связанных с содержанием образовательного процесса, используемыми технологиями обучения, организацией образовательного процесса;
  •  блок кадровых и мотивационных проблем;
  • блок взаимодействия и преемственности дошкольной и школьной ступени образования;
  • блок проблем, связанных с обновлением и эффективным использованием учебно- материальной базы образовательного процесса.

 Раздел 3

Концептуальные подходы, принципы и основные стратегические направления развития ДОУ

Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного пространства, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного процесса и содержания образовательной деятельности.

Под проектированием образовательного пространства понимается создание проекта, в котором  предметом проектирования становится развитие образовательного пространства как системы,  заложены механизмы, этапы, конечные результаты развития системы,  механизмы задаются не в чистом виде, а как условия для формирования новых механизмов и способов управления в процессе реализации проекта.

Образовательное пространство – это динамичное единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Составляющими образовательного пространства являются  образовательная программа, система отношений между субъектами образования, образовательная среда, внутри которой эти взаимоотношения выстраиваются.

Образовательная программа – структурная и функциональная единица

образовательного пространства, которая определенным образом упаковывает содержание учебного материал. Образовательная программа – это то, что цементирует все образовательное пространство, что позволяет освоить целостность, картину мира, которую эта образовательная программа передаёт.

Образовательное пространство может рассматриваться как сфера взаимодействия трех его субъектов: взрослого, ребенка и среды между ними. Вывод Л. Выготского о трехстороннем активном процессе (активен взрослый, активен ребенок, активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства, как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства представлено как активное отношение со средой, которая сама оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства.

Взаимодействие субъектов образовательного пространства приводит к формированию «среды совместной деятельности», ее «отчуждению» от них, превращению ее в субъект образовательного пространства. Такое развитие приводит к появлению в системе нового качества, определенного В.Н. Дружининым как «обогащенная среда с многовариантным выбором».

Таким образом, можно обозначить следующую логику:

  • образовательная программа является ядром образовательного пространства,
  • образовательное пространство задает систему социальных отношений,
  • в образовательном пространстве появляется многовариантная среда с обогащенным выбором.

Соответственно, современным управлением в сфере образования является управление  образовательными пространствами и образовательными программами.

В современном дошкольном образовании образовательная программа рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ.

Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного процесса, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного пространства и содержания образовательной деятельности. Цели и задачи

проектной деятельности направлены на совершенствование структуры образовательных систем и их функций.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (пункт 5 статьи 14).

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

(далее – Образовательная программа, Программа) разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. Образовательная программа разрабатывается дошкольным учреждением в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения определяет организацию воспитательно – образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Программа должна показать:

  • как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;
  • какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;
  • как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.
  • Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам.
  • Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  • Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной  психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
  • Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
  • Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
  • Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  • Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

        Кроме того, при разработке и реализации Образовательной программы должны учитываться принципы гуманизации,  дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в Образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. Чтобы отвечать принципу системности, Образовательная программа должна представлять собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание Образовательной программы должно основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  • формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

ФГТ определяют планируемые результаты образовательного процесса – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Формирование перечня качеств осуществлено по следующим основаниям:

  • по принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;
  • в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;
  • с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой «обратной связи», когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее

построение и осуществление.

Эффективность образовательного процесса в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования напрямую зависит от педагогического мастерства воспитателей, культуры, уровня целенаправленного влияния педагога на каждого ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Образовательный процесс в ДОУ реализуется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы». Данная программа являются переработанной в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вариантом «Программы обучения и воспитания в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и опирается на лучшие традиции отечественного образования. Приоритетами программы «От рождения до школы» являются развитие и становление личности ребенка, ориентация педагогического процесса на его индивидуальные особенности и потребности. В программе отсутствует жесткая регламентация знаний ребенка и предметный центризм в обучении.

Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и др. Реализация программы «От рождения до школы» предполагает построение образовательного пространства ДОУ с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Раздел 4

Приоритетные направления развития образовательного учреждения.

Этапы реализации

Преобразования в дошкольном учреждении возможны только тогда, когда коллектив будет готов к преобразованиям, захочет осуществить их, будет заинтересован в результатах этих преобразований. Преобразования возможны только при становлении новой организационной культуры, которая будет базироваться:

  • на высокой индивидуальной инициативе каждого сотрудника ДОУ;
  • на ценности качества и эффективности проделанной работы.

В программе преобразований ДОУ на период 2012 - 2015 гг. выделяются 4 приоритетных направления деятельности, которые развиваются и реализуются параллельно друг другу.

План действия по реализации Программы развития.

 На первом этапе (2012г.)

Таблица 4

План действия по реализации Программы развития на первом этапе (2012 г.)

Основные направления

преобразований, задачи

Действия (мероприятия)

Сроки

Ответственные

Что?

Как?

Когда?

Кто?

Определение направлений

развития ДОУ

1. Изучение нормативных документов федерального,

регионального, муниципального уровней, направленных на модернизацию дошкольного образования.

2. Проведение проблемно-ориентированного анализа состояния образовательного пространства ДОУ, выявление «точек развития»

Постоянно

Апрель-май

Заведующая

Методист

Разработка концепции образовательного пространства ДОУ в режиме

развития

1. Создание творческой группы по разработке Программы развития ДОУ.

2. Разработка концептуальных подходов  Программы развития ДОУ на период 2012-2015г.г.

Февраль

Апрель-май

Заведующая

Методист

Разработка механизмов реализации Программы развития.

1. Разработка целевого проекта «Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности в инновационном режиме».

2. Разработка целевого проекта «Разработка содержания и механизмов реализации образовательной программы ДОУ в соответствии в ФГТ».

3. Разработка целевого проекта «Формирование учебно-

материальной базы в соответствии с требованиями ФГТ».

4. Разработка целевого проекта «Построение непрерывного образовательного процесса в системе детский сад-школа».

Сентябрь-

декабрь

Заведующая

Методист

Приведение в соответствие с современными требованиями нормативно- правового, материально- технического, финансового, кадрового, мотивационного компонентов ресурсного обеспечения образовательного процесса.

1. Разработка и корректировка локальных актов, обеспечивающих

реализацию Программы развития.

2. Разработка бюджета основных направлений Программы развития.

3. Разработка проекта обновления учебно-материальной базы образовательного процесса.

4. Создание творческих групп педагогов, лабораторий для разработки целевых программ.

5. Разработка системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности сотрудников ДОУ.

Постоянно

При наличии

финансирования

Сентябрь-

декабрь

Сентябрь-

октябрь

Заведующая

Методист

Создание условий для повышения квалификации педагогов по инновационным образовательным программам

1. Организация обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, обеспечивающих профессиональный рост и стимулирующих совершенствование педагогического мастерства

сотрудников.

Постоянно

Заведующая

Методист

План действия по реализации Программы развития на втором этапе (2012-2014г.г.)

Организация

образовательного и обеспечивающих процессов ДОУ в режиме развития.

1. Реализация целевых проектов «Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности в инновационном режиме», «Разработка содержания и механизмов реализации образовательной программы ДОУ в соответствии в

ФГТ», «Формирование учебно-материальной базы в соответствии

с требованиями ФГТ», «Построение непрерывного образовательного процесса в системе детский сад-школа».

Постоянно

Заведующая

Методист

Создание условий для повышения квалификации педагогов по инновационным образовательным программам.

1. Модернизация организационной структуры управления ДОУ,

реформирование системы методического сопровождения инновационной деятельности, создание в ее структуре новых подразделений – лабораторий по разработке нового содержания образования.

2. Проведение работы по сплочению педагогического коллектива,

формирование умений вырабатывать групповую стратегию деятельности в режиме тренингов.

3. Проведение семинаров, педагогических часов по подготовке

педагогов для реализации программных направлений.

4. Привлечение специалистов научно-методических учреждений и организаций для организации повышения квалификации педагогов в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО.

1 полугодие

2012 года

Постоянно

По плану

По

необходимости

Заведующая

Методист

Формирование и

апробирование

инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое

содержание и качество дошкольного образования при оптимальном режиме образовательной деятельности.

1. Формирование учебного плана в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО.

2. Разработка примерного календарно-тематического планирования по возрастным группам.

3. Апробирование и корректировка материалов, разработанных творческими группами.

4. Проведение методических недель по представлению позитивного опыта.

5. Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей

доступность и новое качество образования.

Август 2012 года

Август 2012 года

Постоянно

По плану

1 полугодие

2012 года

Заведующая

Методист

Разработка образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре ООП ДО.

1. Организация работы творческой группы по разработке образовательной программы ДОУ.

2. Сопровождение процесса разработки специалистами научно-

методических учреждений, консультирование.

3. Разработка вариативной части образовательной программы ДОУ в соответствии с региональным компонентом, социальнымзаказом и приоритетными направлениями деятельности ДОУ.

4. Формирование модели режима дня, недели, года с учетом

обновленной модели образовательного пространства.

По плану

По необходимости

1 полугодие

2013 года

Август 2012 года

Постоянно

Заведующая

Методист

Обновление предметно - развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов.

1.Анализ проекта ФГТ к созданию предметно-развивающей

среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Подбор материалов и оборудования для реализации образовательных областей в соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников.

3. Проведение работ и приобретение нового оборудования в соответствии с бюджетом Программы развития по направлению «Формирование учебно-материальной базы в соответствии с требованиями ФГТ»

Постоянно

По мере

финансирования

Заведующая

Методист

План действия по реализации Программы развития на третьем этапе (2015г.)

Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели

образовательного

пространства, обеспечивающей

доступность и новое качество образования.

1. Оценка эффективности инновационной модели

образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, с использованием разработанных

механизмов.

2. Анализ основных результатов и эффектов реализации Программы развития и первых результатов внедрения образовательной программы ДОУ, соответствующей ФГТ к структуре ООП ДО.

3. Публикация промежуточных результатов и итогового заключения о реализации Программы развития (открытый информационно-аналитический доклад, сайт ДОУ, отдельное издание).

Постоянно

Постоянно

2012-2015г.г.

Заведующая

Методист

Внедрение,

совершенствования и распространение перспективного опыта.

1. Утверждение программ, учебно-методических комплексов,

перспективных планов.

2. Обобщение перспективного педагогического опыта интеграции

образовательных областей, организации самостоятельной и

совместной образовательной деятельности детей и педагогов.

3. Проведение муниципальных семинаров, мастер-классов по основным направлениям образовательной

программы и программы развития ДОУ.

По мере

готовности

2012-2015г.г.

Заведующая

Методист

Определение новых направлений развития ДОУ

1. Проведение проблемно- ориентированного анализа деятельности ДОУ по реализации Прог раммы развития.

2. Проведение педагогического совета по итогам реализации Программы развития и согласованию новых направлений развития

2015г.

Заведующая

Методист

План действий по реализации Программы развития на разных этапах предполагает дальнейшую конкретизацию и распределение обозначенных мероприятий (действий) в годовом плане работы ДОУ.

Раздел  5

Система управления в  режиме развития ДОУ

Таблица 5

Режим функционирования

Режим развития

Совет педагогов

Проектный совет

Контроль

1 уровень – самоанализ, самоконтроль

2 уровень – проектный

3 уровень – административный (фронтальный, тематический, ежедневный, предупредительный)

Методическая работа

Консультации

Семинары

Практикумы

Тренинги

Конференции

Наставничество

Дискуссии

«Круглые столы»

Взаимопосещения

Семинары-практикумы

Тестирования

Открытые просмотры

Клуб «Педагогов»

Беседы с педагогами

Деловые игры

Конкурсы

Выставки

Педагогический ринг

Формы обеспечения государственно-общественного характера

 управления

Схема 3

        

                

Раздел  6

Мониторинг реализации Программы развития

Схема 4

Целевые виды контроля в системе мониторинга

Оперативный

Тематический

Предупредительный

Срезовый

Итоговый

Взаимоконтроль

 

Сопутствующие виды контроля в системе  мониторинга