Физкультурно-оздоровительная деятельность в старшей группе.
статья (старшая группа)

Шорноева Долгор Чимитовна

Физкультурно-оздоровительная деятельность в старшей группе

МАДОУ Детский сад «Солнышко»

Воспитатель Шорноева Д.Ч.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Важнейшая задача педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающий ценностные отношения к здоровью.

Перед педагогами стоит важная задача – дать ребенку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь. В дошкольном возрасте дети послушны восприимчивы, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Должны понимать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья, большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности.

К актуальным проблемам детского сада здоровья относятся:

- гиподинамия – нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности;

- стрессы;

- тревожность;

- агрессия и др.

           Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Не секрет, что в детском саду, и дома большую часть времени дети проходят в статичном положении (за столом, у компьютера. Телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие и т.д. стрессы, тревожность возникают из-за неблагополучной обстановки в семье и «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса. Они нарушают нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведут к ухудшению здоровья.

      Одной из основных задач работы нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья дошкольников; совершенствование физического и эмоционального благополучия детей.           

Основные направления работы нашего детского сада

  1. Комплексная диагностика:

- осмотр детей специалистами местной поликлиники;

- регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ, определение группы здоровья;

- выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями, воспитателями;

- создание условий;

- изучение литературы и написание перспективных планов с использованием оздоравливающих мероприятий.

2. формы физкультурно-оздоровительной работы;

- занятия по физкультуре (традиционные, занятия – соревнования; интегрированные, праздники и развлечения);

- комплекс психогигиенических мероприятий (элементы аутотренинга и релаксации; элементы музыкотерапии; элементы сказко- и смехотерапии; обеспечение благоприятного психологического климата в саду).

- система эффективных закаливающих процедур (воздушное закаливание; хождение по массажной дорожке; хождение босиком; максимальное пребывание на свежем воздухе; создание необходимой развивающей среды; соблюдение режима дня и двигательного режима; проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности).

- использование оздоравливающих технологий на занятиях и вне их (артикуляционная и пальчиковая гимнастика; дыхательная и звуковая гимнастика; контроль дыхания на занятиях физкультурой; витаминотерапия; кварцевание; сбалансированное питание; вакцинация против гриппа; закаливание; употребление чеснока и лука).

- консультативно-информационная работа (оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса; открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих мероприятий; оформление папок, ширм, стендов).

        Сейчас я работаю в старшей группе. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно-практической форме я обогащаю представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма.

     Чтобы сформировать у детей чувство ответственности за свое здоровье, научить их самим заботиться о нем, изменять свое поведение, в своей работе подбираю эффективные формы и методы обучения. Воспитанием и обучение проводится преимущественно в игре. В игровой форме познакомила детей с тем, что такое здоровье, как устроено тело человека, узнали, чем отличаются люди друг от друга и что общего у разных на вид людей.

   Изучая органы чувств, или с помощью чего человек познает окружающий мир, поставила цель; сформировать у детей первоначальное представления об органах чувств; сообщить элементарные сведения; развивать зрительную, слуховую и моторную память, внимание, наблюдательность.

    Дети с удовольствием разучивают пословицы и поговорки о здоровье. Детям очень нравятся уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми. У нас в детском саду проводятся «Дни здоровья», «Неделя здоровья», спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья»; дети старшей группы участвуют в различных соревнованиях, организуемых детским садом совместно с школой.

    Беседуя с детьми, обращаю внимание на то, что следует заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих, учу детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Это способствуют воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания.

   В рамках приобщения детей к ЗОЖ, провела различные беседы на тему: «Лекарственные растения», «Зачем нужны комнатные растения?» и др. объяснила детям, что лекарственные растения растут не только в лесу, на лугу, но есть комнатные растения – алое, каланхоэ.

   Одним из основных форм развития двигательной активности детей являются физкультурные занятия. Цель занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту.

    Занятия по физической культуре должны доставлять радость ребенку, пробуждать интерес и способность к творческой активности, удовлетворять естественную биологическую потребность в движении.

    Важное значение для эмоционального благополучия детей имеет соблюдение режима дня. Режим – точно установленный распорядок жизни: труда, отдыха, сна, питания; условия деятельности, работы. Режим – это не только выполнение определенных действий в определенное время, это формирование дисциплины и самоконтроля. Нарушения режима или отсутствие такового, отсутствие опорных моментов дня дезориентируют ребенка; все его занятия, прогулки, отдых приобретают спонтанный и хаотичный характер.

  Режим ДОУ зависит от содержания образовательных программ, дополнительных занятий. Основные опорные моменты дня – завтрак, обед, «тихий» час, прогулка, полдник.

 Дети, соблюдающие режим дня:

- более спокойны, уравновешенны;

- более самостоятельны;

- более организованы, способны следовать полученным инструкциям;

- лучше спят;

- способны концентрировать внимание на определенном задании в отведенное время;

- реже приобретают заболевания желудочно-кишечного тракта;

- более выносливы, энергичны;

- у них легче формируется учебная деятельность;

- быстрее привыкают правильно распоряжаться временем, оптимально распределяя нагрузки;

- менее подвержены простудным заболеваниям.

    Общие правила для приучения детей к режиму:

- утром необходимо сообщить детям, чем они будут заниматься в течение дня;

- переход от одного режимного момента, от одного вида деятельности к другому может сопровождаться музыкой;

- о перемене деятельности следует сообщать детям заблаговременно. За 5-7 минут;

- после сообщения о том или ином режимном моменте, смене деятельности, следует дать возможность детям к этому подготовиться. Подготовка может заключаться в дыхательных упражнениях или декламации стихов.

   В группе создано специальное пространство для удовлетворения двигательно-познавательных, игровых потребностей детей. Двигательно-игровое пространство становится самым оживленным и любимым местом. Кому-то хочется попробовать свои силы, кому-то продемонстрировать свою умелость сверстникам, кому-то просто получить удовольствие, двигаясь в этом пространстве. Если взрослые ограничивают движения детей, не считаются с их двигательно-познавательными потребностями, это может привести либо к блокировке самостоятельных исследовательских и творческих действий, либо к агрессивному поведению как следствию накопившегося внутреннего напряжения. При этом затормаживается развитие всех функциональных систем организма и в целом психофизическое и интеллектуальное развитие ребенка.

   Несмотря на активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети, нельзя сказать, что они могут обойтись без взрослых. Помощь педагога может быть чрезвычайно значима, поскольку некоторые упражнения дети не способны совершать сами. Однако необходимо, чтобы воспитатель умел отличить ситуации, не требующие его вмешательства, от тех, где он действительно нужен.

   Разным детям требуется различная помощь: кому-то важна эмоциональная поддержка, кому-то тактильная, кому-то следует показать способы действия, а кому-то необходимо помочь преодолеть свои страхи.

    Состояние здоровья ребенка зависит от типа поведения, который в основном формируется в семье, роль семьи при формировании ЗОЖ очень велика. Поэтому, в течении учебного года планирую с родителями консультации, беседы, родительские собрания: «Помогите ребенку укрепить здоровье», «Компьютер – за и против», «Игры перед сном»; «Как избежать невроза у детей». В приемной оформлены информационные стенды «Меню», «здоровье», «Режим». К концу года запланировано создание фотоальбома «В здоровом теле – здоровый дух». Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы сохраним молодое поколение здоровым.

    Таким образом – забота о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии – первостепенная задача и педагогов дошкольных учреждений, и родителей, создающих такую среду, которая обеспечивает безопасность его жизнедеятельности и способствует двигательной активности детей.

https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/f...

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно – оздоровительный праздник для детей старшей группы с участием родителей: «Сильными и смелыми будем вырастать», посвященный Дню Защитника Отечества. 2017г.

Формирование здорового образа жизни семьи, развитие спортивных и двигательных навыков у детей и взрослых, профилактика и предупреждение заболеваний  детей, способствовать психологическому сближен...

Конспект совместной деятельности физкультурно - оздоровительного досуга для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжёлыми нарушениями речи) "Юные олимпийцы"

Совместная деятельность физкультурно - оздоровительный досуг для детей старшей группы "Юные олимпийцы" с использованием здоровьесберегающих технологий.Образовательные области: "Физическ...

План физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшей группы «Ромашка»

В плане представлена работа педагога по организации двигательного режима детей, профилактика заболеваемости, закаливающие мероприятия, совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и се...

Физкультурно – оздоровительная деятельность в старшей группе. Из опыта работы.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистиче...

Физкультурно – оздоровительный праздник «Навстречу лету!» (старшая группа)

Физкультурно – оздоровительный праздник«Навстречу лету!»(старшая группа)...