Гимнастика для правильного произношения
консультация

Дабаева Майя Владимировна

Артикуляционная гимнастика и речевое дыхание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_dlya_pravilnogo_proiznosheniya.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика для правильного произношения

Учитель-логопед

Дабаева М.В.

Гимнастика для правильного произношения

Тренировка произносительных органов, или артикуляционная гимнастика, проводится для того, чтобы подготовить речевой аппарат  к правильному произношению различных звуков речи. Звук произносится хорошо только тогда, когда губы, язык, мягкое нёбо достаточно подвижны, работают слаженно, скоординированы друг с другом. Артикуляционные движения должны быть достаточно чёткими, ненапряжёнными, дифференцированными.

Именно артикуляционные упражнения способствуют выработке правильных движений артикуляторов, а в результате этих движений и произносятся правильные звуки.

К числу подвижных артикуляторов, как мы уже говорили, относятся губы, нижняя челюсть, язык, мягкое нёбо.

Когда ребёнок произносит звук [у], губы вытягиваются в трубочку, когда [о] – округляются. При произношении [и], [л], [с], [з], [ц] губы раздвигаются, открывая зубы, что меняет объём ротовой полости, в которой образуются звуки речи. Для произношении звуков [п], [б], [м] необходимо смыкание губ, особенно активную роль в этом играет нижняя губа, она же поднимается вверх, к верхним центральным зубам при произношении звуков [в],и [ф]. определённое движение – выдвижение губ вперёд требуется для правильного произношения звуков [ч], [ш], [ж]. если губы не будут двигаться, объём ротовой полости уменьшится, речь будет невнятной.

Самый важный артикуляционный орган – язык, причём в образовании разных звуков участвуют разные части языка, в то же время для произношения важно функционирование всего языка. Язык поднимается и опускается, распластывается и суживается в зависимости от того, какие звуки нужно произнести.

Наиболее активно участвует в артикуляции лезвие языка – его передний край и кончик (в языке различают ещё корень, спинку и боковые края).

Движения нижней челюсти важны для объёма ротового резонатора (полости рта), так как нижняя челюсть, опускаясь и поднимаясь, обеспечивает достаточное открывание рта и его адекватное закрывание.

И, наконец, большую роль в правильном звукообразовании играет мягкое нёбо. Оно тоже поднимается и опускается. При подъёме мягкое нёбо приближается к задней стенке глотки, смыкается с ней и перекрывает воздух доступ в носовую полость. Струя воздуха направляется в рот, при этом образуются все звуки (ротовые), кроме носовых [м], [м’], [н], [н’]. Носовые же образуются на носовом выдохе, когда мягкое нёбо опущено и не перекрывает путь воздуха в носовую полость.

Для правильного произношения каждого звука нужны определённые движения, каждый артикулятор при этом находится в определённой позиции. Кроме этого, артикуляционные движения должны чётко сменять друг друга, при этом мы произносим звуки достаточно быстро. Вот почему для выработки навыков правильного произношения необходимы тренировочные упражнения.

При проведении занятия обратите внимание,  симметричны ли произносительные органы по отношению к сторонам лица. Резко выраженная ассиметрия – тревожный симптом, впрочем, как и выраженные затруднения и полная невозможность выполнить упражнение. В таких случаях нужно незамедлительно обратиться к невропатологу и логопеду.

Выполняя с ребёнком артикуляционные упражнения, не забывайте простые правила:

  1. Артикуляционную гимнастику надо проводить в форме игры.
  2. На одном занятии ребёнку можно предложить для выполнения не более трёх-четырёх упражнений.
  3. Упражнений нового типа может быть не более двух.
  4. К выполнению новых упражнений можно переходить только после того, как усвоены предыдущие.

 Проводить занятия надо в удобной рабочей позе – за столом (некоторые артикуляционные упражнения выполнятся лёжа, например, для мягкого нёба). Старайтесь избегать негативных оценок, лучше отметить успехи ребёнка.

Взрослые должны уметь показать ребёнку, как выполняется то или иное упражнение. На первых занятиях малыш может чувствовать себя неуверенно, скованно, а потому вам нужно проявить максимум терпения и доброжелательности.

  • Упражнения для губ

  • Поочерёдно складывать губы в трубочку и растягивать в улыбку.
  • «Причёсывать» верхними зубами нижнюю губу.
  • «Причёсывать» нижними зубами верхнюю губу.
  • Втягивать обе губы в рот.
  • Втягивать углы рта поочерёдно.
  • Вытягивать губы вперёд «хоботом».
  • Вытягивать губы вперёд «хоботом» и выполнять круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • Подуть сквозь сомкнутые губы.
  • Поочерёдно покусывать верхними зубами нижнюю губу и нижними – верхнюю.
  • С присвистом втягивать губы, имитируя поцелуй.
  • Чмокать губами.
  • Беззвучно произносить звуки: [а-о-и-у-ы-у-и-о-а].
  • Быстро, коротко и чётко повторять звуки [п]: [п-п-п-п-п-];[м]: [м-м-м-м]; [б]: [б-б-б-б-б].
  • Мычать при плотно сжатых губах.
  • Положить на губы бумажку и сплёвывать её.
  • Удерживать губами резиновое или пластмассовое кольцо.
  • Удерживать губами узкую соломинку, трубочку пошире, затем трубочку более широкого диаметра.
  • Сосать жидкость через трубочку.

  • Упражнения для нижней челюсти

  • Поочерёдно то открывать, то закрывать рот.
  • Опускать нижнюю челюсть вниз и в этом положении удерживать её 5 сек.
  • Медленно открыть рот, подержать его в таком положении несколько секунд, затем медленно закрыть.
  • Имитировать зевание.
  • Рот приоткрыть, затем полуоткрыть, открыть как можно шире, затем также поэтапно закрыть.
  • Сидя за столом, положить локти на стол, голову опустить на руки, прижав подбородок к ладоням. Медленно открывать и закрывать рот.

  • Упражнения для языка

(выполняются при открытом рте)

  • Положить широкую часть языка на нижнюю губу, удерживать часть языка в таком положении несколько секунд.
  • Положить узкую часть языка на нижнюю губу, удерживать часть языка в таком положении несколько секунд.
  • Поочерёдно касаться кончиком языка углов рта.
  • Поднимать язык к верхней губе.
  • Поднять язык к верхней губе и опустить на нижнюю.
  • Касаться кончиком языка верхних зубов.
  • Касаться кончиком языка области за верхними передними зубами – альвеол.
  • Поочерёдно высовывать язык изо рта и убирать обратно.
  • Присасывать язык к нёбу и удерживать 5 сек.
  • Прищёлкивать языком.
  • Широкой частью языка облизывать верхнюю губу.
  • Широкой частью языка облизывать нижнюю губу.
  • Проводить кончиком языка по верхушкам зубов по кругу в обе стороны.
  • Почистить зубы с внутренней стороны языком.
  • «Колоть» поочерёдно языком правую и левую щёки с внутренней стороны.
  • Поочерёдно зажимать широкую часть языка губами и зубами.
  • Посасывать высунутый и зажатый губами язык.
  • Вылизывать столовую, десертную и чайную ложки.
  • Сворачивать язык трубочкой, а потом распластывать на нижней губе.

  • Упражнения для мягкого нёба
  • Широко открыть рот и произносить звук [а].
  • Проглатывать слюну при закрытом рте и сомкнутых губах.
  • Проглатывать несколько капель воды из пипетки.
  • Проглатывать поочерёдно несколько капель воды и слюну.
  • Зевать.
  • Глотать слюну при широко открытом рте.
  • Покашливать.

  • Жевательные упражнения

  • жевательные упражнения активизируют движения всех артикуляторов, развивают навыки перехода от одной артикуляционной позы к другой.
  • Жевать с широко открытым ртом.
  • Жевать и говорить одновременно.
  • Жевать и считать вслух одновременно.
  • Жевать и попевать гласные звуки: [а-о-у-ы-э].
  • Жевать, высовывая язык изо рта.
  • Жевать, активно двигая губами и языком.

Развиваем речевое дыхание

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные  органы; нужно ещё научить ребёнка правильно дышать. Речевое дыхание отличается от физиологического. Когда мы говорим, нам нужно произносить части фраз или целые фразы на одном выдохе – поэтому выдох при речи должен быть длиннее вдоха. Но паузы между отрезками речи, которые приходится делать при вдохе, не должны быть слишком продолжительными – ведь тогда речь будет несвязной, отрывистой. Поэтому вдох становится более коротким, чем при обычном дыхании. Когда мы говорим, то делаем в среднем 7-10 вдохов и выдохов в минуту, а при обычном дыхании – 14-20. Кроме того, вдох при речи должен быть не только более коротким, но и более быстрым и интенсивным, глубоким, а это удобно делать через рот. Вот почему, разговаривая, мы дышим ртом – носом неудобно вдыхать быстро и глубоко – носовые ходы узкие и достаточно протяжённые.

Понаблюдайте, как ваш ребёнок дышит при речи – нет ли быстрых коротких «задыхиваний» посередине фразы или слова, не слишком  ли частит у него дыхание, не прерывают ли речь частые вдохи.

Дыхательные упражнения очень полезны, к тому же выполняет их ребёнок с интересом, поскольку их можно обыграть. Каждое упражнение на дыхании выполняют не более 2-3 раз.

  • Дыхательные упражнения

  • Надуть щёки и удержать набранный воздух.
  • Втянуть щёки и расслабить их.
  • Надуть щёки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).
  • «полоскать» воздухом рот, перекатывая его надутыми щеками.
  • Выдувать воздух поочерёдно то из одного, то из другого угла рта.
  • Легко дуть на перо, лежащее на столе.
  • Дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности, чтобы ватка двигалась.
  • Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.
  • Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.
  • Дуть на конфетти, чтобы оно взлетало и опускалось на поверхность
  • На выдохе медленно произносить гласные.
  • Дуть на свечу, чтобы пламя мерцало.
  • Дуть на лёгкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на      воде.
  •  Дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха.
  • Пускать мыльные пузыри.
  • Дуть на свечку при высунутом языке и задуть её.
  • Сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.
  • Дуть на бутылочку с высунутым языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики...

Цифровой образовательный ресурс "Коррекционная гимнастика – основа правильного произношения"

1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что , в конечном ...

Консультация «Артикуляционная гимнастика -основа правильного произношения»

Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягког...

Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»

Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»...

Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Представлены упражнения для проведения артикуляционной гимнастики. Даны рекомендации для родителей....

Артикуляционная гимнастика-основа правильного произношения (мастер-класс)

Познакомить молодых педагогов как правильно проводить с детьми артикуляционную гимнастику...

Презентация к мастер - классу для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"

В презентации представлены основные артикуляционные упражнения, а так же даны рекомендации  по проведению артикуляционной гимнастики дома....