«Методы и приемы воспитания культуры здорового питания»
презентация

Кондратьева Татьяна Владимировна

Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития. Правильно организованное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания. И чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приемы воспитания культуры здорового питания

Слайд 2

«Хочешь быть здоровым и счастливым, ЕШЬ правильно!»

Слайд 3

Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития. Правильно организованное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания. И чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте

Слайд 4

Основные направления по формированию культуры питания: - развитие представлений о значении правильного питания для работы организма человека и полезности различных продуктов и блюд - соблюдение гигиенических требований - воспитание культуры поведения за столом

Слайд 5

Задачи : Приучение к здоровому питанию Поддержка потребности и инициативы: - не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; - правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой). Выполнение элементарных поручений: после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол.

Слайд 6

Задачи Первичные представления о полезности пищи. Умения: - спокойно садиться за стол и выходить из-за него; - правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой; - есть аккуратно; - не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; - пользоваться салфеткой, благодарить после еды.

Слайд 7

Задачи Представления о: - профилактике заболеваний желудочнокишечного тракта; - полезности продуктов питания; - сервировке стола; - принятии пищи только в установленных местах: о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице. Умения: - выполнять обязанности дежурного по столовой: раздавать второе, третье блюдо, убирать посуду после еды;

Слайд 8

Задачи Представления о: значении рационального питания для здоровья человека; - правилах: сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку); - необходимости уважительно относиться к: труду повара, мамы, других взрослых по приготовлению пищи, благодарить за приготовленные блюда; хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Умения: - пользоваться столовыми приборами; - совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них; - связанные непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.

Слайд 9

Задачи Представления о: - влиянии продуктов на здоровье человека, витаминах, других веществах (белках, жирах, углеводах, минералах), их роли для сохранения здоровья и поддержания активной жизнедеятельности людей, полезных и вредных продуктах; - о том, какое должно быть меню для завтрака, обеда, полдника, ужина; - правилах сервировки стола для приема гостей; - правилах столового и гостевого этикета. Умения: - при подготовке к приему пищи накрывать на столы, пользоваться всеми столовыми приборами, аккуратно есть, принимать правильную позу за столом; - выбирать полезные для здоровья продукты; - совместно со взрослым составлять меню для завтрака, обеда, полдника и ужина; - помогать взрослым в приготовлении блюд, в сервировке стола для приема гостей; - придерживаться норм и правил столового и гостевого этикета.

Слайд 10

- Наглядные -Словесные - Практические

Слайд 11

- создание спокойной обстановки во время приёма пищи - привлечение внимания к оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола, что вызывает у детей желание сесть за стол - сопровождение подачи каждого блюда сообщением о том, как надо правильно его есть, в чём его польза, выражение уверенности, что все дети с ним хорошо справятся, оценка результата

Слайд 12

Интегрированные занятия Наблюдения Целевые экскурсии Чтение худ. литературы Игры Трудовая и продуктивная деятельность Инсценирование сказок – кукольный театр Викторины Досуги Развлечения Исследовательские работы детей

Слайд 13

Средняя группа Умения: выполнять обязанности по столовой ( раскладывать ложки, вилки, ножи, мелкие тарелки, ставить хлебницы, салфетницы, после еды убирать всё на место)

Слайд 14

Старшая группа Умения: выполнять обязанности дежурного по столовой ( сервировать стол, затем убирать со стола)

Слайд 15

Столовые приборы располагаются так: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку. Десертную ложку кладут перед тарелкой. Обязательным является наличие индивидуальных салфеток – льняных или бумажных

Слайд 16

В гости к детям приходят герои литературных произведений - Хрюша, Степашка, кот Матроскин, Айболит, Айболит, Незнайка, Неболейка. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают, не умеют. Игровые упражнения связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания.

Слайд 17

- “Приготовь овощной или фруктовый салат” - “Готовим суп” -“Завариваем чай” и др.

Слайд 19

- наличие нормативных правовых и инструктивно - методических документов по организации питания детей в учреждении дошкольного образования - консультирование педагогов о формировании культуры питания детей - оформление картотек игр по формированию культуры питания - организация коллективных просмотров по формированию культуры здорового питания воспитанников - проведение семинара-практикума «Культура питания детей дошкольного возраста» - организация деловой игры «Азбука питания» - проведение круглого стола «О соблюдении единого подхода в формировании культуры питания детей в условиях учреждения дошкольного образования и школы»



Предварительный просмотр:

Доклад к семинару по теме:

«Методы и приемы воспитания культуры здорового питания»

Подготовила:

Кондратьева

Татьяна Владимировна

Нижневартовск 2023

2 слайд

Народная мудрость гласит: «Хочешь быть здоровым и счастливым, ЕШЬ правильно!»

Человеку нужно есть,

чтобы встать и чтобы сесть,

чтобы прыгать, кувыркаться,

песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться,

и при этом не болеть,

нужно правильно питаться

с самых юных лет уметь.

ЕСЛИ ребенок ПИТАЕТСЯ НЕПРАВИЛЬНО, то это грозит тем, что:

Для организма -недостаточностью питательных веществ;

Потерей внимания

Слабость и переутомляемость

Ухудшение памяти и работы мозга

Легкий доступ к вирусным и инфекционным заболеваниям

3 слайд

Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на самокате, плавать, играть с ребятами, не мучиться головными болями и бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, в общем развитии детского организма. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не навредить своему организму.

Задача детского сада и семьи — сохранение и укрепление здоровья ребенка, важная составляющая которого — правильное питание.

Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития. Правильно организованное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания. И чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте 

4 слайд

Основные направления

по формированию культуры питания:

- развитие представлений о значении правильного питания для работы организма человека и полезности различных продуктов и блюд - соблюдение гигиенических требований - воспитание культуры поведения за столом

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета. В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

5 слайд

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Задачи :

  • Приучение к здоровому питанию
  •  Поддержка потребности и инициативы:

- не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее;

 - правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой).

  •  Выполнение элементарных поручений: после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол.

6 слайд

Вторая младшая группа ( от 3 до 4 лет)

Задачи

Первичные представления о полезности пищи.

Умения:

  • - спокойно садиться за стол и выходить из-за него;
  • - правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой;
  • - есть аккуратно;
  • - не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу;
  • - пользоваться салфеткой, благодарить после еды.

7 слайд

Средняя группа ( от 4 до 5 лет)

Задачи

 Представления о:

  • - профилактике заболеваний желудочнокишечного тракта;
  •  - полезности продуктов питания;
  • - сервировке стола;
  • - принятии пищи только в установленных местах: о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице.

Умения:

  • - выполнять обязанности дежурного по столовой: раздавать второе, третье блюдо, убирать посуду после еды;

8 слайд

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Задачи

 Представления о:

  • значении рационального питания для здоровья человека;
  •  - правилах: сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку);
  • - необходимости уважительно относиться к: труду повара, мамы, других взрослых по приготовлению пищи, благодарить за приготовленные блюда; хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей.

Умения:

  • - пользоваться столовыми приборами; - совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них;
  • - связанные непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.

9 слайд

Старшая группа(от 6 до 7 лет)

Задачи

 Представления о:

  • - влиянии продуктов на здоровье человека, витаминах, других веществах (белках, жирах, углеводах, минералах), их роли для сохранения здоровья и поддержания активной жизнедеятельности людей, полезных и вредных продуктах;
  • - о том, какое должно быть меню для завтрака, обеда, полдника, ужина;
  • - правилах сервировки стола для приема гостей;
  • - правилах столового и гостевого этикета.

Умения:

  • - при подготовке к приему пищи накрывать на столы, пользоваться всеми столовыми приборами, аккуратно есть, принимать правильную позу за столом;
  •  - выбирать полезные для здоровья продукты;
  •  - совместно со взрослым составлять меню для завтрака, обеда, полдника и ужина; - помогать взрослым в приготовлении блюд, в сервировке стола для приема гостей;
  • - придерживаться норм и правил столового и гостевого этикета.

10 слайд

Обычно образовательную деятельность  надо  стараться превратить в увлекательное путешествие или в чудесную мастерскую. Дети становятся исследователями, следопытами, поварами, технологами.

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении. Не следует превращать прием пищи в поле битвы за хорошие манеры детей.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Профессиональная обязанность воспитателя ДОУ – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Основные методы по формированию культуры питания:

  • - Наглядные (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)
  • -Словесные (объяснение, убеждение, использование художественного слова, решение проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)
  • - Практические (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические и сюжетные игры)

11 слайд

Психологические аспекты организации питания детей:

  • создание спокойной обстановки во время приёма пищи
  • - привлечение внимания к оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола, что вызывает у детей желание сесть за стол
  • - сопровождение подачи каждого блюда сообщением о том, как надо правильно его есть, в чём его польза, выражение уверенности, что все дети с ним хорошо справятся, оценка результата

Условия воспитания положительного отношения к еде (в основе лежит индивидуальный подход и валеологическое просвещение):

  • удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;
  • благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;
  • разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;
  • исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание), нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита;
  • постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде (тем детям, которые привыкли есть дома только одно блюдо (первое или второе), надо обязательно давать неполную норму);
  • оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка самостоятельного приема пищи);
  • позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);
  • во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника ДОУ.

Преимущества совместного приема пищи педагога и детей:

- завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья;

- между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Порядок действий по организации приема пищи:

  1. Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)
  2. Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); самоконтроль детей; оценка деятельности.
  3. Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.
  4. Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.

12 слайд

Формы работы:

  • Интегрированные занятия
  •  Наблюдения
  •  Целевые экскурсии
  •  Чтение худ. литературы
  •  Игры
  •  Трудовая и продуктивная деятельность
  • Инсценирование сказок – кукольный театр
  • Викторины
  • Досуги
  • Развлечения
  • Исследовательские работы детей

13 слайд

Организация дежурства

Общие требования:

- дежурство носит характер поручений;

- единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;

- обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

- назначают по 1 дежурному для каждого стола;

- поощрение и благодарность за помощь;

младший возраст:

- к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

- раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

Средняя группа

Умения:

  •  выполнять обязанности по столовой ( раскладывать ложки, вилки, ножи, мелкие тарелки, ставить хлебницы, салфетницы, после еды убирать всё на место)

14 слайд

Старшая группа

Умения:

  • выполнять обязанности дежурного по столовой ( сервировать стол, затем убирать со стола)

15 слайд

Столовый этикет

  • Столовые приборы располагаются так: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку.
  •  Десертную ложку кладут перед тарелкой.
  • Обязательным является наличие индивидуальных салфеток – льняных или бумажных

16 слайд

Игровые приёмы:

Разнообразие форм образовательной деятельности, её вариантность способствует лучшему освоению дошкольниками представлений о полезной пище, культуре питания. При этом большое внимание необходимо уделить игровым приемам.

 В гости к детям приходят герои литературных произведений - Хрюша, Степашка,   кот Матроскин, Айболит, Айболит,  Незнайка, Неболейка. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают, не умеют. Игровые упражнения связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания.

17 -18 слайд

Кулинарные игры

- “Приготовь овощной или фруктовый салат”

- “Готовим суп”

-“Завариваем чай” и др.

19 слайд

Методическое сопровождение

  • - наличие нормативных правовых и инструктивно -

методических документов по организации питания детей

в учреждении дошкольного образования

  • - консультирование педагогов о формировании культуры

питания детей

  • - оформление картотек игр по формированию культуры

питания

  • - организация коллективных просмотров по формированию

культуры здорового питания воспитанников

  • - проведение семинара-практикума «Культура питания

детей дошкольного возраста»

  • - организация деловой игры «Азбука питания»
  • - проведение круглого стола «О соблюдении единого

подхода в формировании культуры питания детей в

условиях учреждения дошкольного образования и школы»

20 слайд

Выставка совместного творчества детей и родителей «Вкусный маршрут»

Выставка рисунков также может помочь ознакомить с правильным и здоровом питании, о пользе тех или иных продуктов, овощей и фруктов

21 слайд

«…от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игровые методы и приемы воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни"

Воспитание звуковой культуры речи является одним из важных направлений в работе по развитию речи. Основная цель - научить ребенка правильно произносить звуки родного языка и правильно пользоваться гол...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

Проект по формированию культуры здорового питания в средней группе "Правильное питание - залог здоровья"

Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Пр...

О воспитании культуры здорового питания в детском саду

Система методов, средств и форм работы с детьми по воспитанию культуры здорового питания в детском саду....

Проект по формированию культуры здорового питания "Правильное питание - залог здоровья"

Цель: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового питания....

Презентация к проекту по формированию культуры здорового питания «Правильное питание – залог здоровья»

Цель проекта: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового питания....