Опыт работы "Использование игрового стретчинга в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Софронова Елена Александровна

В данном опыте работы я опиралась на методику игрового стретчинга А.Г. Назаровой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 28 «Искорка»

муниципальное образование Абинский район

Тема: «Использование игрового стретчинга  в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Текст

Номер слайда

 Добрый день, уважаемые коллеги!

Представляю вам свой опыт работы по использованию игрового стретчинга в физкультурно-оздоровительной работе.

         Не секрет, число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они "молодеют", уже среди воспитанников детских садов большинство детей страдает хроническим заболеванием, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственную и эмоциональную заторможенность. А методика игрового стретчинга, которую я считаю уникальной, направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, гармоничного развития и оздоровления детей. 

1

Так что же такое игровой стретчинг?  Стретчинг – в переводе с английского -  растяжка.  Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

         Сретчинг возник в 50-е. годы в Швеции, но только спустя 20 лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии.     

2

Игровой стретчинг включает в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы.  

        Е.И. Зуев в своей книге «Волшебная сила растяжки» писал,  «Растяжка сопутствует нам всю жизнь. Рождение - это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела - растяжка. Растяжка- это гибкость, гибкость - это молодость, молодость – это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощённость, уверенность в себе".

3

Цель моей работы  – гармоничное  и  всестороннее развитие детей посредством игрового стретчинга. Используя данную технологию,   в работу вовлекается весь организм, включая психику, происходит  расслабление и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т.к. воздействуя на все органы,  вырабатывается естественная сопротивляемость организма.

Занятия стретчингом  не должны проводиться в ущерб образовательной программе дошкольного образования. Поэтому мною были найдены пути интеграции элементов стретчинга в режимных моментах: в физкультминутках, в комплексах бодрящей гимнастики. Так же упражнения игрового стретчинга я использую во время прогулки, в спортивных развлечениях, в совместной и самостоятельной двигательной деятельности детей, на утренней гимнастике, включаю  в ОРУ на занятиях  по  физической культуре.

4

Методику игрового стретчинга я начинаю применять с младшей группы,  обязательно учитываю возрастные особенности детей. Стретчинг проводится в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на индивидуальных ковриках, одеты удобно и легко, без обуви,  босиком или в носках. При работе с детьми я стараюсь использовать различную мотивацию.  Это может быть письмо с просьбой, полученное от сказочного персонажа или  загадка, наводящая на конкретную сказку.

        Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение, улыбка, радость, делают наши упражнения особенно эффективными.

5

При использовании методики игрового стретчинга я выработала для себя  несколько золотых правил:

  1. Стараюсь удерживать внимание детей на определенных мысленных образах, делать представления яркими, живыми.
  2. Акцентировать  внимание детей начинаю с концентрации на реальных ощущениях, восприятиях (мышечных, зрительных, слуховых).
  3. Именно в состоянии мышечной расслабленности происходит воздействие мысленных образов, регулирующей и программирующей силы слова.
  4. В каждом упражнении обязательно сочетаю  динамичные и статичные формы работы мышц. Всякое движение  компенсирую  контр движением. Мышцы, находящиеся под напряжением,  укрепляю путем растягивания и расслабления.
  5. Не выполняю несколько упражнений подряд на сходные группы мышц.

При использовании игрового стретчинга позвоночник растягивается в различных направлениях.  Растягивание происходит без лишнего усилия, не приносящего  беспокойства и неприятных ощущений. Движения мягкие, медленные, контролируемые телом. Работа с одними мышцами влияет на тонус других, происходит  биосвязь с мозгом. В одном занятии я использую  упражнения на все группы мышц. Все упражнения выполняю под отрывки музыкальных произведений из классической и народной музыки.

6

В конце декабря я прошла курсы Анны Григорьевны Назаровой по  игровому  стретчингу дистанционно. Мне были присланы видеоролики ее лекций. Большое внимание Анна Григорьевна уделяет разминке, различным игровым приемам, таким как  «Петруша», «Вправо – влево»,  «Волшебная палочка», а так же играм, которые помогают нам сконцентрировать  внимание детей: «Телевизор», «Зеркало», «Домики».  После ознакомления со всем предоставленным материалом, я отправляла  видеоролики моего выполнения заданий.

7

Структура занятия, согласно автору методики Анны Григорьевны Назаровой,  состоит из 3 частей, содержащих  11 игровых приемов.  Она разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма.

8

В первой (вводной) части  ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений, используя упражнение «Зернышко».   Дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков.  В содержание вводной части вводятся упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.

9

Во второй (основной) части происходит обучение детей  новым упражнениям, закрепляя старые.  Основную часть лучше всего начинать с упражнений на растяжку позвоночника. Все упражнения выполняются под соответствующую классическую или народную музыку. Для поддержания интереса, разнообразия упражнений можно использовать стихи, загадки, речевки.

После растяжки дети садятся на коврики, сохраняя правильную осанку при сидении.  

Наиболее эффективные позы отдыха:

  1. Поза «Индейца»  И.П. Сесть на пятки, спина прямая, взгляд направлен вперед, руки положить на середину бедра ладонями вниз. Пальцы вместе. Локти направлены назад.
  2. Поза «Сфинкса»  И.П. Лечь на живот, руки согнутые в локтях, положить на предплечье ладонями вниз. Пальцы рук вместе и направлены вперед.

10

После того, как дети приняли позу отдыха, Анна Георгиевна предлагает  начать рассказ  сказки, либо провести сюжетно-ролевую игру. Если это игра, то проводить  ее лучше всего в виде сказочных путешествий (в зоопарк, на морское дно, в лес, в джунгли и т.д.), в виде фантазий, когда дети сами придумывают встречи с различными животными, и по заранее подготовленному на основе сказки сценарию, по ходу которого дети изображают и превращаются в сказочных персонажей, помогают героям сказки и т.д.

На каждом занятии целесообразно  использовать новый сказочный   сюжет. Так же рекомендуется разнообразить сказочные  сюжеты. Сказки необходимо   подобрать интересные для детей, рассказывать их эмоционально,  и в то же время рассчитывать  время для  чередования выполнений  упражнений и слушания сказки. В игровом стретчинге  дети учатся быстро переключать внимание, сделав упражнение, принимают соответствующую позу для отдыха и слушания сказки.

11

За одно занятие автор методики предлагает сделать :

2-3 упражнения для мышц живота и спины

12

1 упражнения для укрепления позвоночника

13

1-2 упражнения для укрепления мышц ног и  стоп

14

1 упражнения для развития плечевого пояса или на равновесие.

Все упражнения   выполняются  под соответствующую  музыку. Сюжеты для ролевых игр должны соответствовать  возрасту и  быть доступны пониманию детей, расширять кругозор, воспитывать их эстетически и этически. В основном используются сюжеты народных сказок, сказок русских и зарубежных писателей, а также авторские сказки. У А.Г. Назаровой в сборнике больше 30 сказок для каждого возраста.

15

В третьей (заключительной) части занятия происходит  постепенный переход организма ребенка к другим видам деятельности.  Для более  плавного перехода можно использовать   релаксацию, что способствует снятию усталости и созданию дополнительного положительного фона и настроя детей. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Поэтому важно  научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию полезно включать в каждое занятие. Необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки и  расслабляться. Рекомендуется  использовать музыкальные произведения, отражающие характер выполняемых действий.

16

Разучив упражнения, дети самостоятельно придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности. Хочу поделиться своим опытом. Все упражнения у меня отражены  на карточках,  где рядом с рисунком человека, выполняющего конкретное движение, изображено животное или предмет, напоминающий это движение.  

17

Ребята изготовили карточки  сами.  Они раскрасили картинки,  вырезали и наклеили на картон.

18

А еще детям очень нравится   бросать  большой кубик и выбирать  карточки с упражнениями  в зависимости от того, какой номер выпал на кубике. Затем они выкладывают карточки по порядку, и   придумывают сказку. Иногда ребята сами выбирают карточки с движениями, не видя картинки,  а потом показывают эти движения  остальным детям. Можно так же выложить все карточки на  магнитной доске, для рассказа своей сказки. Эти небольшие игровые приемы можно использовать с детьми после сна, для профилактики плоскостопия и осанки.

19

Упражнения игрового стретчинга  я включаю  во все физкультурно – оздоровительные формы работы, что приводит к общему укреплению и развитию организма детей.

         Утренняя гимнастика  с элементами игрового стретчинга создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у ребят. 
Утреннюю гимнастику мы  начинаем с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него незначительна. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включаю ходьбу разными способами.
 Длится она столько, сколько обычная классическая гимнастика. Согласно возрасту от 5 до 10 мин.  Зарядку я провожу согласно конспектам Людмилы Ивановны   Пензулаевой, но для того, чтобы она стала более интересной для ребят,  в заключительную часть (после ОРУ) я включаю упражнения из игрового стретчинга на  растяжку мышц и восстановление дыхания. После зарядки  с использованием игрового стретчинга  у детей улучшается настроение, взаимопонимание.

20

          Физкультминутку чаще всего     проводят воспитатели   в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения. С помощью включения в физминутку движений по методике игрового стретчинга у ребят снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное состояние.

21

           Самостоятельная  деятельность детей. В отличие от ООД, игровой стретчинг не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не имеет строгого ограничения во времени. Воспитатели организуют его  в утренние и вечерние часы и проводят в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг можно использовать в виде кружковой работы.

22

          Работа с педагогами. Для того, чтобы педагоги дошкольного учреждения могли включать стретчинговые упражнения в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную деятельность с детьми, в двигательную деятельность на прогулке, могли корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений, я провожу  индивидуальные и групповые консультации с педагогами, открытые занятия, практикумы.

        Работа с родителями. Для повышения качества выполняемых упражнений    необходимо  донести данную информацию  родителям. Для этого я выкладываю небольшие консультации, фото и видео  ребят в группах WhatsApp, на странице детского сада в  Instagram,  в информационных уголках,  в форме индивидуальных бесед. Особенно ценны задания на дом, где прописаны упражнения игрового стретчинга отдельно и в сюжетной связи, доступные для выполнения их с детьми в домашних условиях.

23

       Игровой стретчинг- это уникальная во всех отношениях методика! Она включает в себя интеллектуальное развитие, развитие коммуникативных навыков, приобщение детей к самосовершенствованию своего тела, развитие творческой личности, совершенствование психологических процессов таких как внимание, память, воображение, формирование привычки здорового образа жизни и многое др.

 

24

      Это позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, избавляет от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы!

25

         Таким образом, применяя игровой стретчинг,  мы  воспитываем у дошкольников  понимание здоровьесбережения - важного условия физического развития  и формирования их умений самостоятельного овладения физическими упражнениями, отношения к здоровому образу жизни, потребности в двигательной активности.

26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

Инновационный опыт работы "Физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста"

Практическая значимость опыта заключается в возможности применения в повседневной практике любого образовательного учреждения...

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым....

Мастер класс «Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Повысить компетентность педагогов в вопросах применения  игрового стретчинга как одного из видов здоровьесберегающих технологий....

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Методическая разработка "Использование игрового стретчинга в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"

Методичческая разработка,  представленная на методичееском обьединении инструкторов по физической ккультуре...