Дополнительная программа дошкольного образования кружка "Смешарики" для воспитенников 4-7лет по фитнесу
рабочая программа (старшая группа)

Данная программа является необходимым  элементом документации инструктора по физической культуре в ДОУ, который ведет кружок по фитнесу. Перспективное планирование к программе прилогается отдельным документом по каждому возрасту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Детский сад № 29»

Принято                                                                                                            «Утверждено»                    

 на педагогическом совете МБДОУ                                                               Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 29»  г. Рязани,                                                                  «Детский сад № 29»  

 протокол №1 от 30.08.2022 г.                                                                       _____________ В.В. Мелехова

Дополнительная программа

дошкольного образования

 кружка «Смешарики»

для воспитанников 4 -7 лет

 по фитнесу

Составил:

 инструктор первой квалификационной

                                                                 категории по физической культуре

                                                                 Комарова Светлана Вячеславовна

                                                                         

Рязань 2022 год

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………….3

1.1.Актуальность………………………………………………………………4

1.2.Новизна и преемственность со школой.……………………………......5

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 – 7 лет…………..6

1.4.Цель и задачи программы………………………………………………..7

1.5.Возраст детей и срок реализации программы………………………….8

1.6. Принципы и подходы по формированию программы………………...8

     2. Содержание  реализации программы…………………………………10

2.1. Содержание образовательной области для воспитанников от 4 до 5лет.

2.2. Содержание образовательной области для воспитанников от 5 до 6лет.

      2.3. Содержание образовательной области для воспитанников от 6 до 7лет.

2.4.Формы организации образовательной области

 «Физическая культура»…………………………………………………….15

2.5.Материально – технические условия…………………………………...16

      2.6.Структура  занятия………………………………………………………18

3. Особенности методики проведения занятий

 оздоровительной  аэробикой………………………………………….. . . . 18

4.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов     освоения программы……………………………...……………. . . . . . .. 19

Список литературы…………………………………………………………...20

1.Пояснительная записка.

Задача сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной в работе учреждений дошкольного образования. Ее успешное решение во многом зависит от внедрения современных средств и форм оздоровления в систему физического воспитания детей дошкольного возраста. Именно поэтому как ученые, так и практикующие специалисты активно ищут эффективные пути обновления и совершенствования процесса физического воспитания с учетом интересов и склонностей дошкольников, образовательных запросов их родителей.

По мнению многих ученых, инновационными направлениями в физическом воспитании детей дошкольного возраста являются современные физкультурно-оздоровительные практики, которые можно отнести к детскому фитнесу. В широком смысле понятие «детский фитнес» определяется как система мероприятий (услуг), направленных на поддержание и укрепление здоровья ребенка (оздоровление), нормальное (соответствующее возрасту) физическое и психическое развитие ребенка, его социальную интеграцию.

В узком смысле применительно к системе физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольных учреждений понятие «детский фитнес» означает форму организации занятий с детьми, представленную современными фитнес-технологиями на основе использования разнообразных традиционных и инновационных средств физического воспитания.

Данная программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности инструктора по фитнесу.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста инструктор создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:

  • содержательные условия;
  • организационные условия;
  • технологические условия (принципы, методы, приемы);
  • материально-технические условия (развивающая среда);
  • социо-культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);
  • контрольно-диагностические условия.

      Рабочая программа разработана с учетом методических рекомендаций по физическому воспитанию дошкольников программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н. А. Ноткина. СПб.: Детство - Пресс, 2005

А также опирается на материалы:

1. Сайкиной У.Г., Кузьминой С.В. «Фитбол-аэробика для дошкольников «Танцы на мячах». Парциальная программа. –СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2016год. – 160с.

2.Фитнес – данс» Фирилева Ж.Е. СПб.: Детство - Пресс, 2007,

3.Власенко, Н.Э. Фитнес для дошкольников / Н.Э. Власенко. – Мозырь: Содействие, 2008. – 120 с.

      Дополнительная образовательная программа «Смешарики» МБДОУ «Детский сад № 29» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273  «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральным законом от 24.07.1998 N 124 (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам  дошкольного образования. (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года No1014 г. Москва);

- Санитарными правилами СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».  СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Уставом МБДОУ «Детский сад №29» от 14 июля 2014 г. №2999

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Образовательная деятельность осуществляется на русском языке.

  1. Актуальность.

  Главной ценностью для человека является его здоровье. Причём эта ценность выступает на двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст  в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.                                                                                                        

          Забота о здоровье ребёнка  стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.

      Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.  Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на занятии по физической культуре может дать волю, энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой и степ -  аэробикой. Очень важно, чтоб у детей сложилась  привычка вести здоровый и подвижный образ жизни. В этой связи уже с раннего детства важно показать детям, какой разнообразной и интересной может быть физкультура. С этой целью в ДОУ детей вовлекают в занятия  фитнесом.

Фитнес (от англ. «to be fit») – «быть в форме», значит, хорошо себя чувствовать, быть здоровым, хорошо выглядеть. Фитнес включает в себя множество программ по физической культуре различных направлений. Детский фитнес в нашем детском саду, включает в себя аэробику, фитбол - гимнастику, элементы йоги, степ – аэробику, элементы стретчинга, корригирующие упражнения и танцевальную аэробику. Таким образом, двигательная активность представлена интересными  игровыми и танцевальными упражнениями, которые оказывают благотворное влияние на укрепление здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие. Множество современных направлений фитнеса, адаптированных для детей, позволяет проводить очень интересные насыщенные занятия с детьми, которые позволяют добиться значительного тренировочного эффекта.  При этом за основу берется аэробика, как одно из направлений фитнес – программ, построенных на основе различных гимнастических упражнений, выполняемых под музыку.

На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.

  1.  Новизна и преемственность со школой.

       «Поскольку фитнес-аэробика является одним из наиболее доступных видов спорта, она выступает важным инструментом популяризации здорового образа жизни и развития массового спорта. Между Министерством спорта, Министерством просвещения и Федерацией фитнес-аэробики России заключено трехстороннее соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в рамках которого проводятся спортивные мероприятия и фитнес-аэробика развивается в школах.
Сейчас ведется активная работа по внедрению фитнес - аэробики в программу школьных уроков физкультуры. Ранее фитнес-аэробика была дополнительным модулем для занятий в школах, сейчас она будет включена в основную программу предмета «физическая культура» для начального, основного и среднего общего образования» - отметила в своей статье для «РБК – Спорт» президент Федерации фитнес – аэробики России Татьяна Полухина. (https://sportrbc.ru/news/632497039a794776707be4d3#p2)

  Поэтому, поддерживая преемственность со школой, следуя последним тенденциям развития массового спорта в России, считаю необходимостью проводить занятия фитнесом  в детском саду.

Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике.  Оптимальное сочетание, которых в ходе занятий позволит решать не только задачи по физическому воспитанию, но и  развивать координацию движений.

У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым).

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 – 7 лет

Возраст 5—7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см.

Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.

Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей.

Позвоночный столб ребенка пяти—семи лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.

В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них — это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой

 Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 — 95 ударов в минуту.

Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем — 1100—1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту — в среднем 25.

У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности»

1.4. Цель программы.

Цель программы: укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие, расширение и накопление двигательного опыта.

Задачи программы:

1.Формировать основы здорового образа жизни, совершенствовать функциональные возможности организма, укреплять опорно-двигательный аппарат, удовлетворять биологическую потребность в движении.

2.Обучать способам согласования движений в комплексах аэробики, в спортивно-танцевальных композициях под музыкальное сопровождение с использованием спортивного оборудования; развивать координационные способности и гибкость  средствами фитбол-гимнастики, танцевальных, гимнастических и акробатических упражнений; совершенствовать силовые и скоростно-силовые способности в общей физической подготовке с использованием специальных тренажеров и тренировочных устройств.

3.Воспитывать эстетические чувства, творческие способности, желание систематически демонстрировать результаты спортивно-танцевальной деятельности с взрослыми, сверстниками и самостоятельно. Воспитывать чувство уверенности в себе.

Программа охватывает следующие направления образовательной области «Ребенок дошкольного возраста и физическая культура»: фитбол-гимнастика, аэробика, степ-аэробика, танцевальные, гимнастические упражнения и общая физическая подготовка (ОФП).

Освоение программы предусматривает 64 часа, занятия приводятся с октября по апрель включительно во вторую половину дня в спортивном зале учреждения дошкольного образования.

Все воспитанники от 4 до 7 лет дифференцируются на подгруппы не более 12 человек в соответствии с возрастом детей и степенью  физической подготовленности.

Формы реализации программы: кружок по фитнесу «Смешарики».

Методы реализации программы: словесные, наглядные, специфические (игровой, соревновательный, методы строго регламентированного упражнения).

Воспитывать чувство уверенности в себе.

1.5. Возраст детей и срок реализации программы.

   Программа детского фитнеса «Смешарики» рассчитана на три года для детей среднего, старшего  и подготовительного дошкольного возраста, реализуется через кружковую деятельность в форме занятий (2 раза в неделю по 30-35 минут). Общий объём – 64 часа в год.

1.6. В соответствии с ФГОС программа  опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

  •  принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
  • Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности  развития ребенка.
  • Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.
  •  Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий   оптимизацию  двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
  • Принцип- развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающее - тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

2.Содержание реализации программы.

2.1. Содержание образовательной области для воспитанников от 4 до 5лет. 

  1. Теоретическая подготовка

1.1 Правила безопасного поведения на занятиях. Предупреждение травматизма в местах занятий. Правила безопасности при самостоятельных занятиях. Объяснение воспитанникам безопасной техники выполнения упражнений с фитболами, гимнастических упражнений со спортивным оборудованием и инвентарем, акробатических упражнений, упражнений на тренажерах и тренировочных устройствах. Обеспечение страховки и самостраховки при выполнении разных видов физических упражнений.

1.2. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.Объяснение воспитанникам в процессе занятий влиянияупражнений  на состояние  здоровья и укрепление основных мышечных групп (ноги, руки, туловище, спина, пресс).

1.3 Требования к месту занятий и инвентарю

Проведение занятий в специально оборудованном спортивном зале. Ежедневный уход за спортивным инвентарем и оборудованием, местами занятий. Обследование спортивного оборудования и инвентаря 2 раза в год, ежедневный визуальный контроль за его исправностью.  Воспитанники присутсвуют на занятиях в спортмвной форме (майка, футболка с коротким рукавом, носки) и в спортивной обуви (кеды, полукеды, кроссовки).

  1. Практическая подготовка

2.1.Фитбол-гимнастика. Игровые гимнастические и музыкально-ритмичные  упражнения с фитболами, подвижные игры с фитболами высокой и малой интенсивности, соревновательной направленности.

2.2. Аэробика.Комплексы физических упражнений с использованием спортивного оборудования (ленты, мячи, гимнастические палки и др.) и без него, выполняемые с использованием музыкального сопровождения. Темп и ритм музыкального сопровождения сочетаются с темпом и ритмом физических упражнений в комплексе. Комплексы состоят и простейших имитационных движений, которые воспитанники выполняют по показу педагога.

2.3 Степ-аэробика. Комплексы физических упражнений, выполняемые под музыкальное сопровождение и без него с использованием степ-платформы (высота 5 см). Упражнения на координацию, ловкость, силу и гибкость. Комплексы состоят и простейших имитационных движений, которые воспитанники выполняют по показу педагога.

2.3 Танцевальные упражнения. Танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков,которые воспитанники выполняют по показу педагога. Танцевальные игры, импровизации, музыкально-ритмические движения.  

2.4.Гимнастические упражнения. Упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании, упражнения в равновесии. Выполняются с как использованием спортивного оборудования и инвентаря (обручи, мячи, гимнастические палки, ленты и др.), так и без него.

2.5 Акробатические упражнения.Повороты, танцевальные виды ходьбы, бега прыжков, упражнения на гибкость (махи, наклоны, полушпагаты и др.), элементы акробатики («мостики», «корзинки», «колечки» и др.)

2.6 Общая физическая подготовка (ОФП) объединяет систему упражнений, направленных на развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, функции равновесия с использованием многофункциональных тренажеров простейшего устройства (диск «Здоровье», мини-батут, балансиры разных видов, набивные мячи (1 кг), эспандеры, скейтборды и др.);

2.7 Подвижные игры(высокой и малой  интенсивности, игры-соревнования) направлены на закрепление всех направлений образовательной области в доступной  и увлекательной для воспитанников игровой деятельности.  

Ожидаемые результаты. В результате освоения программы «Детский фитнес» по образовательной области «Ребенок дошкольного возраста и физическая культура» дети должны:

 - иметь представление о значении спорта, фитнеса, спортивно-танцевальной деятельности для собственного здоровья; сформировать умения и навыки для освоения новых видов деятельности посредством выполнения физических упражнений;

 - уметь выполнять различные виды спортивной и спортивно-танцевальной деятельности, используя разнообразный спортивный инвентарь и оборудование; активно принимать участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

 - выполнять разные действия в спортивно-танцевальных композициях под музыкальное сопровождение; уметь подчинять свои действия спортивным правилам, учитывать характер, темп, ритм спортивно-танцевальной композиции, согласовывать свои действия с партнерами;

 - применять сформированные знания и умения в новых условиях для самовыражения в достижении личного и командного успеха.

2.2. Содержание образовательной области для воспитанников от 5 до 6 лет.

  1. Теоретическая подготовка

1.1 Правила безопасного поведения на занятиях. Предупреждение травматизма в местах занятий. Правила безопасности при самостоятельных занятиях. Объяснение воспитанникам безопасной техники выполнения упражнений с фитболами, гимнастических упражнений со спортивным оборудованием и инвентарем, акробатических упражнений, упражнений на тренажерах и тренировочных устройствах. Обеспечение страховки и самостраховки при выполнении разных видов физических упражнений.

1.2. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Объяснение воспитанникам в процессе занятий влияния упражнений  на состояние  здоровья и укрепление основных мышечных групп (ноги, руки, туловище, спина, пресс).

1.3 Требования к месту занятий и инвентарю

Проведение занятий в специально оборудованном спортивном зале. Ежедневный уход за спортивным инвентарем и оборудованием, местами занятий. Обследование спортивного оборудования и инвентаря 2 раза в год, ежедневный визуальный контроль за его исправностью.  Воспитанники присутствуют на занятиях в спортивной форме (майка, футболка с коротким рукавом, носки) и в спортивной обуви (кеды, полукеды, кроссовки).

  1. Практическая подготовка

2.1.Фитбол-гимнастика.  Игровые гимнастические и музыкально-ритмичные  упражнения с фитболами, подвижные игры с фитболами высокой и малой интенсивности, соревновательной направленности.

2.2. Аэробика.Комплексы физических упражнений с использованием спортивного оборудования (ленты, мячи, гимнастические палки, гантели и др.) и без него, выполняемые с использованием музыкального сопровождения. Темп и ритм музыкального сопровождения сочетаются с темпом и ритмом физических упражнений в комплексе. Комплексы состоят и простейших имитационных движений, которые воспитанники выполняют по показу педагога.

2.3 Степ-аэробика. Комплексы физических упражнений, выполняемые под музыкальное сопровождение и без него с использованием степ-платформы (высота 5 см). Упражнения на координацию, ловкость, силу и гибкость. Комплексы состоят и простейших имитационных движений, которые воспитанники выполняют по показу педагога.

2.3 Танцевальные упражнения. Танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков,которые воспитанники выполняют по показу педагога. Танцевальные игры, импровизации, музыкально-ритмические движения.  

2.4.Гимнастические упражнения. Упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании, упражнения в равновесии. Выполняются с как использованием спортивного оборудования и инвентаря (обручи, мячи, гимнастические палки, ленты и др.), так и без него.

2.5 Акробатические упражнения.Повороты, танцевальные виды ходьбы, бега прыжков, упражнения на гибкость (махи, наклоны, полушпагаты и др.), элементы акробатики («мостики», «корзинки», «колечки» и др.)

Общая физическая подготовка (ОФП) объединяет систему упражнений, направленных на развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, функции равновесия с использованием многофункциональных тренажеров простейшего устройства (диск «Здоровье», мини-батут, балансиры разных видов, набивные мячи (1 кг), эспандеры, скейтборды и др.);

Подвижные игры(высокой и малой  интенсивности, игры-соревнования) направлены на закрепление всех направлений образовательной области в доступной  и увлекательной для воспитанников игровой деятельности.  

Ожидаемые результаты. В результате освоения программы «Детский фитнес» по образовательной области «Ребенок дошкольного возраста и физическая культура» дети должны:

 - иметь представление о значении спорта, фитнеса, спортивно-танцевальной деятельности для собственного здоровья; сформировать умения и навыки для освоения новых видов деятельности посредством выполнения физических упражнений;

 - уметь выполнять различные виды спортивной и спортивно-танцевальной деятельности, используя разнообразный спортивный инвентарь и оборудование; активно принимать участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

 - выполнять разные действия в спортивно-танцевальных композициях под музыкальное сопровождение; уметь подчинять свои действия спортивным правилам, учитывать характер, темп, ритм спортивно-танцевальной композиции, согласовывать свои действия с партнерами;

 - применять сформированные знания и умения в новых условиях для самовыражения в достижении личного и командного успеха.

2.3. Содержание образовательной области для воспитанников от 6 до 7лет.

  1. Теоретическая подготовка

1.1 Правила безопасного поведения на занятиях. Предупреждение травматизма в местах занятий. Правила безопасности при самостоятельных занятиях. Объяснение воспитанникам безопасной техники выполнения упражнений с фитболами, гимнастических упражнений со спортивным оборудованием и инвентарем, акробатических упражнений, упражнений на тренажерах и тренировочных устройствах. Обеспечение страховки и самостраховки при выполнении разных видов физических упражнений.

1.2. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Объяснение воспитанникам в процессе занятий влияния упражнений  на состояние  здоровья и укрепление основных мышечных групп (ноги, руки, туловище, спина, пресс).

1.3 Требования к месту занятий и инвентарю

Проведение занятий в специально оборудованном спортивном зале. Ежедневный уход за спортивным инвентарем и оборудованием, местами занятий. Обследование спортивного оборудования и инвентаря 2 раза в год, ежедневный визуальный контроль за его исправностью.  Воспитанники присутствуют на занятиях в спортивной форме (майка, футболка с коротким рукавом, носки) и в спортивной обуви (кеды, полукеды, кроссовки).

  1. Практическая подготовка

2.1.Фитбол-гимнастика.  Игровые гимнастические и музыкально-ритмичные  упражнения с фитболами, подвижные игры с фитболами высокой и малой интенсивности, соревновательной направленности.

2.2. Аэробика.Комплексы физических упражнений с использованием спортивного оборудования (ленты, мячи, гимнастические палки, гантели и др.) и без него, выполняемые с использованием музыкального сопровождения. Темп и ритм музыкального сопровождения сочетаются с темпом и ритмом физических упражнений в комплексе. Комплексы состоят и простейших имитационных движений, которые воспитанники выполняют по показу педагога.

2.3 Степ-аэробика. Комплексы физических упражнений, выполняемые под музыкальное сопровождение и без него с использованием степ-платформы (высота 5 см). Упражнения на координацию, ловкость, силу и гибкость. Комплексы состоят и простейших имитационных движений, которые воспитанники выполняют по показу педагога.

2.3 Танцевальные упражнения. Танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков,которые воспитанники выполняют по показу педагога. Танцевальные игры, импровизации, музыкально-ритмические движения.  

2.4.Гимнастические упражнения. Упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании, упражнения в равновесии. Выполняются с как использованием спортивного оборудования и инвентаря (обручи, мячи, гимнастические палки, ленты и др.), так и без него.

2.5 Акробатические упражнения.Повороты, танцевальные виды ходьбы, бега прыжков, упражнения на гибкость (махи, наклоны, полушпагаты и др.), элементы акробатики («мостики», «корзинки», «колечки» и др.)

Общая физическая подготовка (ОФП) объединяет систему упражнений, направленных на развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, функции равновесия с использованием многофункциональных тренажеров простейшего устройства (диск «Здоровье», мини-батут, балансиры разных видов, набивные мячи (1 кг), эспандеры, скейтборды и др.);

Подвижные игры(высокой и малой  интенсивности, игры-соревнования) направлены на закрепление всех направлений образовательной области в доступной  и увлекательной для воспитанников игровой деятельности.  

Ожидаемые результаты. В результате освоения программы «Детский фитнес» по образовательной области «Ребенок дошкольного возраста и физическая культура» дети должны:

 - иметь представление о значении спорта, фитнеса, спортивно-танцевальной деятельности для собственного здоровья; сформировать умения и навыки для освоения новых видов деятельности посредством выполнения физических упражнений;

 - уметь выполнять различные виды спортивной и спортивно-танцевальной деятельности, используя разнообразный спортивный инвентарь и оборудование; активно принимать участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

 - выполнять разные действия в спортивно-танцевальных композициях под музыкальное сопровождение; уметь подчинять свои действия спортивным правилам, учитывать характер, темп, ритм спортивно-танцевальной композиции, согласовывать свои действия с партнерами;

 - применять сформированные знания и умения в новых условиях для самовыражения в достижении личного и командного успеха.

2.4. Формы организации образовательной области «Физическая культура»

Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса, и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:

  • Тематическая
  • Индивидуальная
  • Круговая тренировка
  • Подвижные игры
  • Интегрированная деятельность
  • Сюрпризные моменты

В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников: итоговые , открытые занятия, выступления на городских конкурсах.

  1.  Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры
  • Музыкально-физкультурный зал
  • Мячи малого размера
  • Гантели
  • Степ – платформы
  • Аудио материал
  • Фитболы
  • Гимнастические коврики
  • Гимнастические палки

Наглядный материал

Иллюстрации видов спорта и степ - шагов; игровые атрибуты.

  1.  Структура занятия

Части занятий

Длительность

Темп

Разминка - разновидности ходьбы

5 минут

Умеренный

Основная  (аэробная), либо степ- аэробика

15-20 минут

Выше - среднего, высокий

Стретчинг, упражнения на осанку, равновесие, динамические упражнения

5 минут

Умеренно- медленный

Заключительная (дыхательные упражнения, игра)

5 минут

Умеренно- медленный

В занятии выделяются 3 части: разминка, основная, заключительная.

Цель разминки - подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к предстоящей работе.

    Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме. Критерием эффективности разминки является появление первых капель пота. Соответственно, продолжительность разминки будет зависеть от температуры окружающей среды, и составлять от 3 - 5 минут.

Средством решения этой задачи является выполнение низкоамплитудных, изолированных движений, производимые в медленном темпе, по принципу "сверху вниз": наклоны головы " стороны, вперед, круговые движения в плечевом суставе, движения таза вперед-назад, подъемы пятки и т.д. Во время разминки должна происходить фиксация: правильного положения корпуса и постановки ног.

После разминки следует основная часть, которая состоит из базовых и простейших основных "шагов" степ – аэробики, либо общеразвивающих упражнений с фитболом, а также возможно применение танцевального комплекса с фитболами. Во время аэробного части происходит разучивание "шагов", связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение разученных движений - прогон. Движения выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику. При этом они могут соединяться в простейшие связки или следовать один за другим по принципу линейной прогрессии. Если аэробная часть разминки достаточно интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:

-повышается частота сердечных сокращений;

-повышается частота дыхания

-увеличивается систолический и минутный объём крови;

-перераспределяется кровоток: кровь отливает от внутренних органов и приливает к мышцам;

-усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т.е. повышается способность мышц потреблять кислород.

повышаются функциональные возможности организма;

-развиваются координационные способности;

-улучшается эмоциональное состояние занимающихся.

 Все это способствует увеличению возможности кардиореспираторной системы переносить кислород к мышцам, переходу в процессе разминки к аэробному механизму энергообеспечения организма. Продолжительность основной части 15 – 20 минут.

Следующей частью занятия  является stretch (стретч), который призван решить следующие задачи:

-восстановить длину мышц до исходного состояния;

-умеренно развить гибкость - возможность выполнять движения в суставах с наибольшей амплитудой (увеличить подвижность суставов и эластичность мышц сверх исходного состояния);

-создать эмоциональную разрядку после физической нагрузки

    Заключительный стретч включает в себя растягивающие упражнения для групп мышц, которые у большинства занимающихся растянуты слабо и могут спровоцировать травму при последующих занятиях.

   В отличие от всего занятия, заключительный stretch создается структурно-хореографическим методом и выполняется под выбранное тренером музыкальное произведение лирического характера.

   Stretch начинается из положения, лежа на спине, в котором выполняются статические растяжки для мышц ног. Каждое положение фиксируется и удерживается в течение 8-10 секунд, выполняются поочередные подтягивания ног руками к корпусу, как прямых, так и согнутых с фиксацией в конечном положении, разведение ног в стороны и т.д.

Отсюда следует продуманный переход в положение, стоя, в котором выполняются всевозможные статические растягивания в выпадах, наклонах, а также упражнения на равновесие с опорой на одну ногу

В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения, упражнения с массажным мячом и упражнения на релаксацию. По желанию детей можно провести игру. Это необходимо для создания у занимающихся ощущения законченности занятия. После этого следует поблагодарить детей за занятие. Разработанная методика поможет педагогу строить занятия на основе методов, приемов и принципов, специфических для оздоровительной аэробики в условиях образовательного учреждения, выбирать оптимальную нагрузку.

  1. Особенности методики проведения занятий оздоровительной аэробикой.

Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение. На первом занятии детям предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку, в медленном темпе, затем ускоряя его. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки.

Отсутствие оздоравливающего эффекта при занятиях физическими упражнениями чаще всего связано с ошибками в методике этих занятий и наиболее распространенной из них является или недостаточная, или чрезмерная доза физической нагрузки. Нагрузка должна быть оптимальной. Это положение можно выделить в качестве основного принципа оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями.

      Отклонения от методических норм проведения занятий оздоровительной аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий. Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.

1. Метод сходства. При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений.

2. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

3. Метод повторений.

4. Метод музыкальной интерпретации. 1) Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т.п.) 2) Вариации движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. При повторении музыкальной темы повторяются ранее выполненные упражнения, в которые вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).

5. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.

6. «Калифорнийский стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях

Правила, которые необходимо выполнять, занимаясь, степ – аэробикой:

- подъем на платформу осуществлять за счет работы ног, а не спины;

- ступню ставить на платформу полностью;

- спину всегда держать прямо;

- не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или

рукой больше одной минуты;

- во время занятий ногу ставить на середину ступеньки, на всю ступню;

пятка не должна свисать;

- заниматься в спортивной обуви типа кроссовок, но без ранта, так как

можно зацепиться им за ступеньку, особенно если устали;

- выполнять упражнения под музыку в среднем темпе.

4 .Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае).  В проведении мониторинга участвуют педагоги, инструктор по ФК и  медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой

наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

      Цель мониторинга: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Физическая культура», развития их личностных качеств.

     Объект мониторинга: личностные характеристики и компетенции детей в результате освоения программы по степ аэробике.

Способы фиксации данных обследования:

Протоколы наблюдений.

Данные тестирования.

Способы обработки результатов:

Обобщение результатов в таблицы.

Качественный анализ данных обследования.

Показатели и индикаторы успешности развития детей.

ФИ ребёнка

Октябрь

Май

- Ребенок правильно выполняет все виды основных движений.

-  Выполняет упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.

- Сохраняет правильную осанку.

- Активно участвует в играх.

- Проявляет дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрирует красоту, грациозность.

Критерии оценки:

3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, систематичность, целенаправленность.

2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.

1 балл – проявляет слабый интерес, не обходиться  без помощи взрослого.

Список литературы:

1. Анисимова Т.Г. Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет.

Волгоград, Учитель 2009 г.

2. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Двигательные программы для детей 5-6 лет. СПб, ВЛАДОС, 2001г.

3. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия в детском саду. М., Скрипторий,

2004г.

4. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Росинка. Расту здоровым. М., Владос, 2004 г.

5. Каштанова Г.В. Мамаева Е.Г., Лечебная физкультура и массаж М.,Аркти,2007г.

6. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж.

ЧП Лакоценин СС 2007г.

7. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ.

Воронеж, учитель, 2005г.

8. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду// Инструктор по физкультуре. 2009 №4.

9. Тимофеева, Т.Н. Черлидинг для дошкольников / Т.Н. Тимофеева, О.О. Татаринова, М.В. Соколова // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 10. – С. 68-75.

10. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду 5-7 лет. М.Гном и Д.,2003г.

11. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнес - Данс», учебное пособие СПб, «Детство-пресс»2007г.

12. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г, «Са-Фи-Дансе», танцевально-игровая гимнастика для детей. СПб, «Детство-пресс»2001г.

13. http://secret-terpsihor.com.ua/2012-02-26-12-12-00.html.

14. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/fitnes-v-sisteme-doshkolnogo-i-shkolnogo-fizkulturnogo-obrazovaniya#ixzz2kVSTfLSW


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТРАНА РЕЧЕВЫХ ЧУДЕС» для детей с ограниченными возможностями здоровья с элементами драматизации.

Дополнительная  программа реализуется через  организацию работы кружка «Страна речевых чудес»  для детей 5-7 лет.   Развивающий кружок проводится один раз в неделю...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ХАТХА-ЙОГА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (нарушение опорно-двигательного аппарата)

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Научные исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефи...

Дополнительная программа дошкольного образования по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по конструированию и моделированию «Юный инженер»

Перспективно- тематическое планированиеНаправления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возрастДетское конструирование – это один из видов художественно-изо...

Дополнительная программа дошкольного образования художественной направленности "Юные волшебники"

     Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует ...

Организация образования по дополнительным программам дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда»

Организация образования по дополнительным программам дошкольного образования в  МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» на 2022-2023 учебный годОрганизация образования по дополнительн...