Физическое воспитание дошкольников. Сотрудничество родителей и педагогов с целью повышения эффективности физического воспитания дошкольников.
статья

Орлова Вера Игоревна

С раннего детства ребенок познает мир и осваивает пространство при помощи движений. Двигательное развитие — одно из важнейших направлений развития дошкольника.

В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.

К основным направлениям оздоровительной деятельности ДОУ следует отнести организацию санитарно-эпидемического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей, обеспечение психологической безопасности их во время пребывания в ДОУ, организацию сбалансированного питания, лечебно-профилактическую работу с детьми и сотрудниками, физическое воспитание дошкольников. 

Основной задачей семьи и дошкольного учреждения (ДОУ) является охрана и укрепление здоровья дошкольника, закаливание, достижение полноценного физического развития, формирование необходимых санитарно-гигиенических навыков. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическое воспитание дошкольников. Сотрудничество родителей и педагогов с целью повышения эффективности физического воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст является оптимальным для физического и интеллектуального, сенсорного развития (ощущения, восприятие, наглядное представление), а также в этот период формируется произвольность поведения, мотивы, происходит освоение пространственно-временных связей предметов и явлений, развивается речь. В старшем дошкольном возрасте у детей появляется возможность проводить элементарный анализ выполнения движения, они начинают понимать пользу физических упражнений, стремятся к их самостоятельному выполнению. Улучшается координация движений, походка становится равномерной, движения рук и ног согласованными, появляется точность движений. Также детям становится легче удержать различные исходные положения, а также сохранить темп и амплитуду движений.

Организм дошкольника имеет низкую сопротивляемость неблагоприятным воздействиям окружающей среды, но вместе с тем, он быстро увеличивает адаптационные и функциональные возможности. Дети отличаются повышенной двигательной активностью. В дошкольный период развиваются основные движения, что требует заботы о детском здоровье как со стороны родителей, так и работников ДОУ.

Двигательная активность — необходимый элемент укрепления здоровья и совершенствования физических способностей. С раннего детства ребенок познает мир и осваивает пространство при помощи движений. Двигательное развитие — одно из важнейших направлений развития дошкольника, что научно обосновано в трудах А.В. Запорожца, который отнес исследование движений к фундаментальным проблемам педагогики и психологии.

 Двигательная деятельность, как и любая другая, имеет мотивы, побуждающие к ней: цели (результат), на достижение которых она направлена, условия, необходимые для достижения результата, средства, с помощью которых она осуществляется. Основные виды движений определяются как жизненно необходимые человеку.

Выделяют следующие основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, катание, ловля предметов, ползание, лазанье, плавание. Они отрабатываются при помощи общеразвивающих упражнений. Их также используют для подвижных игр. Упражнения в основных видах движений, по сути, служат базой физического воспитания.

В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.

Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающих ежедневное проведение утренней гимнастики, плановых физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе под непосредственным руководством воспитателя.

Процесс физического воспитания требует четкого соблюдения основных педагогических принципов доступности и посильности.

Педагогам необходимо знать особенности развития дошкольников разных возрастных групп. Согласно принципу интегративности, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе физических занятий и спортивных игр, но и при организации всех видов детской деятельности посредством физкультминуток и включения элементов движений в занятия по развитию речи, конструированию и т.д.

К основным направлениям оздоровительной деятельности ДОУ следует отнести организацию санитарно-эпидемического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей, обеспечение психологической безопасности их во время пребывания в ДОУ, организацию сбалансированного питания, лечебно-профилактическую работу с детьми и сотрудниками, физическое воспитание дошкольников.

В основе лечебно-профилактической работы, которая должна быть неотъемлемой частью работы ДОУ, лежит контроль за состоянием здоровья дошкольников: за приемом вновь поступивших детей, совместной работой педагогов и медицинских сотрудников по оценке периода адаптации ребенка в ДОУ, физическим развитием, проведением плановых осмотров, организацией физического воспитания и закаливания, а также питанием и соблюдением режима дня дошкольника.

Как было отмечено выше, подвижные игры состоят из основных видов движений, выполняемых в различных условиях. Подобранные с учетом возрастных особенностей, степени физической подготовленности детей, особенно игры на свежем воздухе, они способствуют удовлетворению естественных потребностей детей в движении, успешному овладению двигательными умениями и навыками и укреплению организма дошкольника в целом. Нравственные основы поведения также формируются в игре.

Командные игры позволяют развивать такие качества, как ответственность за себя и других, стремление к взаимовыручке и поддержке товарищей по команде.

Организация предметно-развивающей среды включает в себя ряд мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, таких как создание условий для самостоятельной двигательной активности (оборудование спортивных уголков в группе, оснащение детских площадок спортивными снарядами с учетом возрастных особенностей каждой группы), санитарно-просветительская работа с родителями, членами семьи (беседы, консультации, оформление информационных стендов).

Перечисленные выше мероприятия позволяют расширить знания родителей о физическом воспитании и здоровьесберегающих технологиях, оснащении группы оборудованием, качество и расположение которого соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требованиям охраны жизни и здоровья детей.

Проведение тематических недель способствует формированию у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитанию полезных привычек, в том числе к здоровому питанию и потребности в физической активности.

 Также целесообразно проводить физкультурные мероприятия, на которых ребенок сможет показать уровень своего физического развития, продемонстрировать достижения, что служит стимулом для достижения дальнейших результатов. Важно повышать мотивацию дошкольников к занятиям физкультурой.

Занятия по физическому развитию, входящие в непосредственно образовательную деятельность, должны проводиться в игровой форме, поскольку ведущей деятельностью дошкольников выступает игра.

Физическое развитие детей предполагает решение следующих задач:

— формировать навыки безопасного поведения в процессе подвижных и спортивных игр и при использовании спортивного инвентаря;

— развивать нравственные качества путем создания педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора;

 — активизировать мышление за счет предоставления возможности самостоятельного выбора игры, игрового оборудования и т.д., речевую активность побуждением к проговариванию и называнию упражнений и правил их выполнения, математических способностей благодаря использованию математических операций (порядковый счет при построении);

 — формировать слуховое внимание и чувство ритма путем организации игр с аудио-воспроизведением текстов стихотворений и потешек.

Необходимо также проводить подвижные игры и упражнения с использованием движений, имитирующих движения животных, труд людей разных профессий, что закрепляет знания дошкольников об окружающем мире.

Перед коллективами детских садов возникает необходимость решения комплекса педагогических задач, связанных с оздоровительной деятельностью, формированием представлений о физической культуре, здоровом образе жизни и безопасности жизнедеятельности.

Следует отметить важность сотрудничества родителей и педагогов с целью повышения эффективности физического воспитания дошкольников. 

Основной задачей семьи и дошкольного учреждения (ДОУ) является охрана и укрепление здоровья дошкольника, закаливание, достижение полноценного физического развития, формирование необходимых санитарно-гигиенических навыков. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Взаимодействие ДОУ и семьи способствует: обучению родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового психологического климата, статико-динамического режима; привлечению родителей к осуществлению воспитательного процесса; расширению спектра средств и способов работы с родителями.

Организационными формами физического воспитания в ДОУ являются: занятия, самостоятельная двигательная деятельность детей, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня ДОУ (утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения на прогулке, физкультминутки, индивидуальная работа). Важно отметить, что сюжетное занятие является организационной формой занятий по физической культуре, способствует воспитанию интереса дошкольников к процессу выполнения физических упражнений. Следует обратить внимание, что все средства физического воспитания, применяемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям детей дошкольного возраста, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Необходимо отметить, что подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями дошкольников.

Работа с педагогическим коллективом с целью повышения компетенции о физическом воспитании, педагогического мастерства, апробации методов и приемов формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников предполагает реализацию специальных мероприятий: изучение литературы, консультации, открытые занятия, семинары, педсоветы.

Работу с родителями по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей можно разделить на несколько частей. Первый этап – анализ потребностей, жизненных принципов, компетентности (беседа, анкетирование). Следующим важным этапом является привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также роли влияния положительного примера взрослых. Мы использовали следующие виды взаимодействия: просмотр родителями открытых занятий по физкультуре, консультации, тематические родительские собрания; наглядные уголки для родителей, привлечение родителей к изучению необходимой литературы (информационные стенды, памятки и т.д.). Одним из главных компонентов является активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности (участие в подвижных играх, «Веселые старты с участием родителей»; самостоятельный подбор тематической литературы).

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Важно отметить системность и последовательность работы, индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Таким образом, при планировании занятий с детьми дошкольного возраста важно учитывать их возрастные особенности, быструю утомляемость, неприспособленность к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. На занятиях необходимо соблюдать режим двигательной активности и отдыха, переключение движений, использовать большое количество разнообразных движений, что способствует дисциплинированности, эффективности обучения.

Педагоги должны целенаправленно организовывать воспитательно-образовательный процесс с учетом соблюдения оптимальной двигательной активности во всех видах деятельности детей для сохранения и укрепления их здоровья.

Необходимо систематически осуществлять разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, что позволит сформировать активную родительскую позицию, повысить компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья детей, а также способствовать их активно принимать участие в жизнедеятельности ДОУ.

Список литературы

  1. Осипова, А. А. Физическое воспитание дошкольников / А. А. Осипова // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2017. – № 5. – С. 56-59.
  2. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / В.Н. Шебеко. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 288 с.
  3. Кротова, В. Ю. Модель физического воспитания дошкольников / В. Ю. Кротова, А. В. Лотоненко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 2-4. – С. 113-116.
  4. Кротова, В. Ю. Сотрудничество родителей и педагогов с целью повышения эффективности физического воспитания дошкольников / В. Ю. Кротова, А. А. Лотоненко, Ю. С. Молодых // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-7. – С. 87-89.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста

В. Н. Сорока- Росинский: « Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное...

Цели и задачи физического воспитания дошкольников.

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укре...

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК ФОРМА РАБОТЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В стватье изложен материал об организации спортивных игр и упражнений на свежем воздухе,для полноценного физического развития детей дошкольного возраста....

«Использование нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с целью повышения эффективности физического воспитания и развития детей»

Мастер классУважаемые коллеги!Тема моего выступления: «Использование нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с целью повышения эффективности физического воспитания и развития детей...