Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков
консультация (младшая группа)

Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать собственным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребёнка, вызвать желание  быть самостоятельным, одобрять даже небольшие успехи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_u_detey_kgn.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков

     Опрятность и аккуратность не врождённые качества. В основе их – гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культуры еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

     Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причесывания волос, и не только людей, но и животных, птиц. Чтобы ребёнок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений, например закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста теплой и холодной водой.

     При этом гигиенические процедуры сопровождаются чтением любимых потешек при умывании, купании, кормлении, расчесывании, укладывании спать.

          Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать собственным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребёнка, вызвать желание  быть самостоятельным, одобрять даже небольшие успехи.

  Приобретённые навыки гигиенической культуры можно закрепить в процессе чтения художественной литературы:  К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха»; Е. Благинина «Алёнушка», «Научу обувать я братца…»; З. Александрова «Утром», «Купание»;  А. Барто «Девочка – чумазая», «Девочка – ревуша»;  М. Яснов «Я мою руки»; А. Усачёв «Хочеш, Феденька, кефир»; О. Дриз «Про весёлый пирожок»; «Про неумейку»; В. Зайцев «Я одеться сам могу»; Э. Мошковская «Уши»; С. Капутикян «Хлоп-хлоп»; Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»; А. Воронкова «Маша-растеряша»; Н. Сынгаевский «Помошница» и др. произведения.

Полезные советы для родителей «Руки – это лицо человека»

  1. Подстригать ногти на руках следует не реже 1 раза в 7 – 10 дней
  2. Перед каждым приёмом пищи, после прогулки следует мыть руки с мылом
  3. Нужно осторожно открывать кран с горячей водой.
  4. В ветреную и холодную погоду нужно обязательно ходить в варежках или перчатках.
  5. Следует ежедневно пользоваться кремом для рук

«Расти, коса, до пояса»

  1. Обязательно нужно иметь собственную расческу и следить за её чистотой
  2. Мыть голову необходимо один – два раза в неделю, пользуясь детским шампунем.

  1. Промыв волосы, нужно вытереть их мягким полотенцем и расчесать.
  2. Нельзя заплетать мокрые волосы.
  3. Нельзя ложиться спать с мокрой головой.
  4. Длинные волосы нужно расчесывать с концов и постепенно переходить к корням.

«Дороже алмаза свои два глаза»

  1. Берегите глаза, когда стираете бельё или выводите пятна.
  2. Нельзя тереть глаза грязным носовым платком, варежкой, концом шарфа.
  3. Нельзя читать лежа на диване или кровати.
  4. Нельзя читать в движущемся транспорте (в вагоне, в автобусе и т.д.)
  5. Читать нужно, сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны.
  6. Нельзя носить чужие очки.
  7. Нужно смотреть телевизор сидя и не более 15–30 мин. подряд (зависит от возраста ребёнка)
  8. Необходимо делать гимнастику для глаз.
  9. Необходимо надевать защитные очки при малейшей вероятности нанесения вреда глазам (работа в огороде, во время строительства, при домашней уборке, при опасности попадания пыли и др.)
  10. Сидеть за столом нужно прямо.
  11. Необходимо быть осторожным и внимательным во время работы с острыми предметами.

«Здоровые зубы – здоровью любы»

  1. Необходимо правильно питаться: ежедневно ребёнок должен получать молоко или кисломолочные продукты, мясо, рыбу, чёрный хлеб, разнообразные овощи и фрукты круглый год. Нужно приучать детей к твёрдой пище: это укрепляет дёсны и зубы.
  2. С 2-3 лет необходимо прививать детям привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером.
  3. Не реже двух раз в год нужно посещать с ребёнком стоматолога

«Ухо – это орган слуха»

  1. Уши надо беречь: от слишком громких звуков устаёшь. Нельзя слушать громко музыку. Громкие звуки мешают думать, мешают другим людям.
  2. Нельзя ковырять в ушах.
  3. Нужно защищать уши от сильного ветра.
  4. Нельзя очень сильно сморкаться.
  5. Нельзя допускать попадания в уши воды.

«Если сладко спится, сон хороший снится»

  1. Соблюдайте режим: больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, закаливанием.
  2. Нельзя наедаться перед сном.

  1. Нельзя смотреть долго телевизор.
  2. Нельзя ложиться поздно.
  3. Нельзя играть в шумные игры перед сном.
  4. Перед сном необходимо проветрить комнату, задёрнуть занавески, умыться, сложить аккуратно одежду.
  5. Нельзя откладывать отход ко сну, если ребёнок начинает дремать. Дремота – естественный сигнал идти спать. Не отмахивайтесь от него. Откладывая отход ко сну, вы вносите разлад в организм.

Домашнее задание для родителей

Задание: понаблюдайте и оцените, как сформированы культурно-гигиенические навыки у вашего ребёнка.                                                                                                                      

 Мытье рук

  1. Охотно идёт в ванную и сразу приступает к действию.
  2. Закатывает рукава.
  3. Правильно открывает кран – так, чтобы струя воды была небольшой, смачивает руки водой, намыливает ладони и тыльную сторону кисти.
  4. Смывает мыло и стряхивает воду в раковину.
  5. Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место.
  6. Вытирает тщательно руки.

Умывание

  1. Как ребёнок  пользуется водой, мылом? Не пропускает ли отдельные действия?
  2. Осознаёт ли ребёнок необходимость умывания. Чем мотивировано выполнение этого действия (ребёнок действует по собственной инициативе или по указанию взрослого)?

 Приём пищи

  1. Как ребёнок пользуется  столовыми приборами (как и в какой руке, держит ложку)?
  2. Аккуратно ли ест (не крошит хлеб, не проливает пищу)?
  3. Сохраняет ли за столом правильную осанку?
  4. Как заканчивает прим пищи (пользуется салфеткой, благодарит ли взрослых)

Одевание и раздевание

  1.     Соблюдает ли правильную последовательность действий?
  2.     Необходима ли помощь взрослого? Когда ребёнок обращается за ней?
  3.     Аккуратно ли раздевается? Замечает ли непорядок в своей одежде, и в одежде других?
  4.     Как складывает одежду (аккуратно, небрежно и т. д.)
  5.     Сформировано ли бережное отношение к предметам одежды? В чём оно проявляется?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков"

Для закрепления навыков чистоплотности необходимо, чтобы был личный пример взрослых. Приобретенные КГН с детства - становятся потребностью к чистоте....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

Цель: Приучать детей следить за своим внешним видом. Правильно пользоваться мылом, водой и полотенцем, упражнять в выделении и обозначении словом цвета, формы, аромата мыла, формировать умение сосредо...

Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»...

ЗАНЯТИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Реализация проекта: «УРОКИ МОЙДОДЫРА» для воспитателей детского сада( вторая младшая группа)...

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.

   С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые в последствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связ...