Кинезиологические упражнения для развития кинетического компонента мелкой моторики
статья

Одинцова Наталья Михайловна

В статье говоится о формировании сложных движений мелкой моторики пальцев ,путем выполнения совместных упражнений для обеих рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения для развития кинетического компонента мелкой моторики.

Диагностика показала, что наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, правильной пространственно-временной организации движений («Кулак-ребро-ладонь»). «Кольцо-цепь-щепоть», «Дом-ёжик-замок», «Флажок-рыбка-лодочка» и др. Ребенок выполняет движения вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”, произносимыми вслух или про себя. По мере выполнения ребёнку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия).

“Кольцо-цепь-щепоть”.

Большой и указательный палец ты сложи     Кольцо из них нам покажи,

Вот так немного подержи. Попробуй цепь из них же сделать, На ней собака может бегать.

Сейчас щепоть- все пальцы вместе, сильно, Как будто солим суп обильно.

А теперь на раз, два, три, Всё сначала повтори.

«Зайчик – колечко - цепочка». Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения пальцев на обеих руках. «Зайчик». Указательный и средний палец вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Скачет зайчик по стене И подмигивает мне.

«Кольцо». Соединить в кольцо большой и указательный палец, средний, безымянный, мизинец вытянуты вперёд.

Большой и указательный палец ты сложи Кольцо из них нам покажи,

Вот так немного подержи. Попробуй цепь из них же сделать, На ней собака может бегать.

«Цепь». Поочерёдно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно пропускаем колечки из пальчиков другой руки.

Зайчик – колечко- цепочка «Дом – ёжик – замок». Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения пальцев. «Дом». Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.

 Я себе построю дом, Много места будет в нём! Будет в доме стол и печка. Я пущу в свой дом овечку

«Ёжик». Поставить пальцы под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Хитрый ёжик – чудачок   Сшил колючий пиджачок:  Сто булавок на груди,  Сто иголок позади.

 «Замок» Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?

Кинезиологические упражнения для развития реципрокной формы движений мелкой моторики. Результаты диагностики показали, что особенно заметна моторная неловкость рук при выполнении проб на сложные (реципрокные Содружество) формы координации движений пальцев. Упражнения целесообразно делать в следующей последовательности: симметрично, поочередно, реципрокно. Причём предлагается такой алгоритм работы: движения выполняются по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения упражнения движения ускорять. Затем предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык. Педагог обращает внимание на темп, чёткость, согласованность движений.

«Следы». Правая рука лежит на колене ладонью вниз. Левая на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.

Раз, два – мы петляем стёжками, Раз, два – тропинками, дорожками.

Раз, два – по крутым бережкам, Раз, два - по заснеженным местам.

«Фонарики». Пальцы правой руки сжаты, пальцы другой выпрямлены и разведены. Одновременная смена: теперь пальцы правой – разведены, а левая сжата в кулак. По мере усвоения - движения ускорять

.Мне не скучно без огня —Есть фонарик у меня.

На него посмотришь днем —Ничего не видно в нем,

А посмотришь вечерком —Он с зеленым огоньком.

«Кулак — ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные. Вот ладошка, вот кулак. Всё быстрей делай так.

«Стул». Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять. Ножки, спинка и сиденье -Вот вам стул на удивленье.

«Стол». Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять. У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. «Кулак-кольцо». Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой образуют кольцо. Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.

Вот колечко, вот кулак. Попробуй ты сделай так.  А теперь ты не зевай  Руки быстро поменяй.

Все кинезиологические упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постоянно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:• ускорение темпа выполнения;• выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);• подключение движений глаз и языка к движениям рук; подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Оптимальный вариант – это включение разнообразных кинезиологических упражнений во фронтальную непосредственную деятельность детей в виде динамических пауз, пальчиковых гимнастик, физкультминуток.

Использование приёмов кинезиологической методики позволяет проводить занятие легко, непринуждённо в игровой форме.

Кинезиологические упражнения можно использовать на всех занятиях, что приведёт к улучшению внимания, мыслительной деятельности, повышению стрессоустойчивости

Упражнения кинезиологической методики могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития общедвигательной сферы.

(По  материалам  интернет-сайтов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеих рук под контролем зрения.

Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой    моторики кистей рук,     координированных движений обеи...

Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.  Ч...

Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики

Памятки по развитию артикуляционной и мелкой моторики детей в помощь родителям....

Памятка для родителей "Игры и упражнения для развития артикуляционной и мелкой моторики"

Игры и упражнения, направленные на  развитие артиуляционной и мелкой моторики у дошкольников....

Здоровьесберегающие технологии. Кинезиологические упражнения для развития кинетического компонента и реципрокной формы движений мелкой моторики

Поборка кинезиологических упражнений для развития кинетического компонента и реципрокной формы движений мелкой моторики, адаптированных для детей старшего дошкольного возраста...