Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Камнева Мария Сергеевна

Дыхание - физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе.  Жизнедеятельность живого организма связана с поглощением им кислорода и выделением углекислого газа. Кроме того, органы дыхания участвуют в звукообразовании, определении запаха,  в поддержании иммунитета организма. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Кроме того, проведение дыхательных упражнений способствует профилактике простудных заболеваний. Поступление кислорода в организм активно насыщает кровь и  улучшает мозговую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Камнева Мария Сергеевна,

Ермолова Елена Евгеньевна,

воспитатели,

МОУ Детский сад № 343

Красноармейского района г. Волгограда.

Дыхание - физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе.  Жизнедеятельность живого организма связана с поглощением им кислорода и выделением углекислого газа. Кроме того, органы дыхания участвуют в звукообразовании, определении запаха, выработке некоторых гормоноподобных веществ, в липидном и водно-солевом обмене, в поддержании иммунитета организма.

Поэтому одним из немало важных направлений  нашей деятельности, является развитие у детей дошкольного возраста физиологического и речевого  дыхания и подготовка артикуляционного аппарата к овладению сложными звуками русского языка, для произношения которых необходима направленная воздушная струя. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

В настоящее время одной из актуальных задач педагогики является повышение эффективности процесса речевого развития у детей  дошкольного возраста.

По результатам диагностики детей по развитию речи и обследовании логопеда, были выявлены детей с нарушением речевого дыхания. Сравнив результаты диагностик с прошлыми годами, можно сделать вывод, что число детей с этими нарушениями с каждым годом увеличивается. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Поэтому в нашей работе с детьми  мы используем упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, упражнения проводим в игровой форме, в хорошо проветренном помещении.

Кроме того, проведение дыхательных упражнений способствует профилактике простудных заболеваний. Поступление кислорода в организм активно насыщает кровь и  улучшает мозговую деятельность.

А также, одна из важных задач - приобщение родителей к совместной деятельности, побуждая их серьезно отнестись к проблеме и заниматься с детьми дыхательной гимнастикой дома.

Приступая к развитию физиологического дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо учить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время игры необходимо постоянно контролировать правильность выполнения упражнения.                                                                     Как правильно выполнять упражнение:

1. при вдохе плечи не должны подниматься;

2. выходу предшествует сильный вдох через нос «набираем полную грудь воздуха»

3. вдох производим плавно, а не толчками;

4. во время выдоха воздуха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками;

5. во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

6.выдох должен быть плавным и длительным, выдыхать следует пока не закончится воздух.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения утомляют ребенка, могут вызвать головокружение,  упражнение можно проводить только 3-5 раз подряд.

Дыхательные упражнения используем в совместной деятельности с детьми, как элементом  НОД,  во время  утренней зарядке, после сна во время оздоровительной гимнастики, а также проводим как индивидуальную работу.

Для того чтобы заинтересовать детей в выполнении дыхательных упражнений нами были созданы пособия «Дуйбол», «Воздушная рыбалка», «Загони мышку в норку», «Снегопад» и др. А также используем духовые музыкальные инструменты, воздушные шары, мыльные пузыри, запускаем бумажные кораблики.

Чтобы ребенок не потерял интерес к упражнениям, в продуктивной деятельности с детьми создаем повседневные игрушки, движущиеся от перемещения воздуха. Техника изготовления проста, а результат эффективен. Игрушки можно применять как элементы дыхательной гимнастики. Они украшают группу и вызывают хорошее настроение.

Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания.

Таким образом, наша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Все это говорит о важности и значимости работы по формированию у дошкольников  правильного физиологического и речевого дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом....

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Календарный план работы по теме самообразования «Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»

В календарном плане представлено содержание работы, проведение мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, педагогами, родителями, а также изготовление пос...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией

Развитие физиологического и речевого дыхания - залог четкого произношения звуков и ясной дикции....