Опытно - экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (младшая группа)

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Контроль над правильностью выполнения движений должен осуществляться поэтапно. Важно применение различных средств поощрения и наглядных средств для повышения заинтересованности детей. Хорошие результаты дает применение системы М. Монтессори – упражнения в практической жизни. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», – говорила М. Монтессори. Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней: стирает, гладит. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.
В соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место; пользоваться расческой и носовым платком; освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
 К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане рациональной организации обстановки в ДОУ переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков, подтвердилась.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno_eksperimentalnaya_rabota.docx103.97 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой. [32]

Контроль над правильностью выполнения движений должен осуществляться поэтапно. Важно применение различных средств поощрения и наглядных средств для повышения заинтересованности детей. Хорошие результаты дает применение системы М. Монтессори – упражнения в практической жизни. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», – говорила М. Монтессори. [19] Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней: стирает, гладит. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

В соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место; пользоваться расческой и носовым платком; освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. [37]

Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:

  1. Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.
  2. Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.
  3. Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста
  4. Определить эффективность разработанных мероприятий.

Эксперимент состоял из 3-х этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

База исследования: воспитанники второй младшей группы МБДОУ детский сад № 1 комбинированного вида г. Орла.

1.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Для участия в дальнейшем исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 4 человека в каждой. Одну группу мы определили как экспериментальную, а другую как контрольную.

№п\п

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1

Леша М.

Миша О.

2

Маша К.

Даша П.

3

Ваня К.

Дима П.

4

Настя Р.

Лиза М.

Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Для этого необходимо:

а) установить объем культурно-гигиенических навыков, предусмотренный для детей данной возрастной группы: навыки умывания, приема пищи, одевания, пользования носовым платком, поддержания порядка в костюме и прическе;

б) выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей.

в) выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков;

г) выявить формы организации, приемы обучения и приучения, их специфику и эффективность;

д) выяснить отношение детей к требованиям и указаниям взрослого, их самостоятельность, активность, взаимопомощь.

Мы вели наблюдение за работой воспитателя и восьмью детьми экспериментальной и контрольной групп исследования в течение 3-х дней. Наблюдение проводилось по схеме, которую мы предварительно разработали на основании требований «Программы воспитания и обучения в детском саду». [37]

Подготовка исследования.

Подобрать картинки, изображающие ситуации, когда дети нарушают правила поведения в бытовой деятельности, например: ребенок брызгается водой в умывальной комнате; размахивает руками во время обеда; разбрасывает одежду по полу во время одевания на прогулку, пытается есть компот рукой; ложится спать одетый.

Вопросы для беседы с дошкольником:

Как надо себя вести во время обеда? Почему?

Как надо себя вести во время умывания? Почему?

Как надо себя вести во время сбора на прогулку? Почему?

Проведение исследования. 

С детьми 3—4 лет проводят 2 серии эксперимента.

Первая серия.

Ребенку показывают картинки, просят описать их, сказать, правильно или неправильно поступают дети, и мотивировать ответ.

Вторая серия.

Ребенку предлагают ответить на вопросы. При этом учитываются мотивировки, объясняющие необходимость соблюдать правила поведения при выполнении культурно-гигиенических навыков: какую из них использует ребенок.

Например:

— не может мотивировать, хотя и называет правило;

— ссылается на требования взрослых («Нам воспитательница говорит, что нельзя брызгать»);

— опирается на оценку взрослых («Нельзя брызгать воду, надо аккуратно мыть руки, тогда воспитательница похвалит»);

— исходит из негативных изменений в ситуации («Нельзя брызгать воду, а то пол будет мокрый», «Нельзя разбрасывать одежду, а то она запачкается»);

— рассматривает правила как регулятор взаимоотношений между людьми и учитывает интересы других людей («Надо не бросать одежду, а то она будет грязная, маме стирать ее придется»).

Обработка данных.

Полученные протоколы анализируют по схеме:

1. Сформированность культурно-гигиенических навыков (действия автоматизированы или ребенок контролирует каждое отдельное звено деятельности, последовательность действий (правильная или нарушается, действия выполняются быстро и четко или медленно, с отвлечениями; действия целесообразны или много лишних движений).

2. Качество выполнения действий, обеспечивающих успешность бытовой деятельности и эффективность ее результата (часто ли моет руки, правильно ли застегивает пуговицы и пр.).

3. Проявления волевых и нравственных качеств при выполнении культурно-гигиенических навыков (наблюдается ли аккуратность, дисциплинированность, организованность — указать проявления, по которым можно судить о наличии данного качества у дошкольника).

4. Самостоятельность в бытовой деятельности (выполняет бытовые процессы по своей инициативе, осуществляет культурно-гигиенические навыки без напоминания взрослых и пр.).

5. Следование правилам поведения в бытовой деятельности (не мешает сверстнику, благодарит взрослых и пр.).

6. Эмоциональное отношение к бытовым процессам (безразличен; относится отрицательно; выполняет неохотно или с удовольствием; интересует сам бытовой процесс, предметы, сверстники и пр.).

7. Характер взаимоотношений со сверстниками в бытовой деятельности (общается на посторонние темы или по поводу выполняемого действия, дает указания или пытается научить, задает вопросы или объясняет, оценивает или сам оценивается ровесником).

8. Характер взаимоотношений со взрослым в бытовой деятельности (взрослый побуждает к ее выполнению, контролирует ребенка, передает знания, оценивает его деятельность; дошкольник обращается ко взрослому или не замечает; приобщает взрослого к результату или процессу деятельности и пр.).

9. Реакции ребенка на воздействие со стороны взрослых или сверстника (не замечает, соглашается, учит, оценивает, спорит и пр.).

Обработка данных. Полученные данные соотносят с таблицей. Делают вывод о том, насколько соответствует содержание культурно-гигиенических навыков и способы их выполнения возрасту детей.

Примечание.

Навыки опрятной еды включают умение:

  1. правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  2. не крошить хлеб;
  3. пережевывать пищу с закрытым ртом;
  4. не разговаривать с полным ртом;
  5. тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  6. благодарить;
  7. пользоваться только своим прибором.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

  1. мыть лицо, уши, руки;
  2. закатать рукава;
  3. смочить руки;
  4. взять мыло, намыливать до появления пены;
  5. смыть мыло;
  6. сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  7. пользоваться расческой.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

  1. расстегнуть пуговицы;
  2. снять платье (брюки);
  3. аккуратно повесить;
  4. снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
  5. снять обувь;
  6. снять колготки, повесить на рубашку (платье);
  7. надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:

- правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла;

- действие, выполненное с небольшими неточностями -2 балла;

- неумение выполнять действие – 1 балл.

Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:

- высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;

- средний уровень (62- 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;

- ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.

Анализ результатов показал следующее (Таблица 1), что у большинства детей (75%) экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка (25%) навыки не сформированы (Приложение А).

Так, К. Маша, К. Ваня, Р. Настя умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой. Во время принятия пищи за столом не разговаривают, пользуются столовыми приборами; одежду снимают в определенной последовательности, но во время надевания эта последовательность у этих детей нарушается. Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета. Все дети с желанием убирают игрушки, книжки и строительный материал, но не в места их определения.

У М. Алексея ни один из навыков не сформирован. Для ребенка характерны отказные операции. Мальчик очень замкнутый, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данному мальчику необходимо соблюдать индивидуальный подход.

По результатам проведенного исследования (Таблица 2) у большинства детей (75%) контрольной группы навыки не сформированы (Приложение А).  Так, П. Дима во время принятия пищи суп ел чайной ложечкой, на вопрос воспитателя, почему он ест маленькой ложечкой, мальчик ответил, что дома ему дают такую ложку. Вилкой большинство детей не умеют пользоваться. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 2 человека (П. Даша, О. Миша). Дети контрольной группы во время принятия пищи разговаривают за столом. Дима, после того, как съел свое печенье, стал отнимать у Даши её.

В обеих группах было замечено, что дети не говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей как экспериментальной, так и контрольной групп замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.

Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, следует отметить следующее. Все требования СанПиНа соблюдены, т. е мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается температурный режим, степень освещенности соответствует требованиям, но в группе достаточно мало дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков, воспитатели в своей работе редко используют художественное слово.

Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги данной группы применяют показ, пример, объяснение. Редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Формирование культурно-гигиенических навыков должно осуществляться детским садом в тесном контакте с семьей. В данной группе отсутствует единая линия в требованиях, в создании условий, которые совершенно необходимы для выработки и закреплении у детей культурно-гигиенических навыков.

По результатам констатирующего эксперимента мы составили диаграмму (Рис.1 и 2), из которой видно формирование каких навыков вызывает наибольшее затруднение.

Рисунок 1 - Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе (в баллах)

Рисунок 2 - Показатели сформированности навыков у детей контрольной группы на констатирующем этапе (в баллах)

Пояснение к диаграммам.

Для показателей сформированности навыков мытья рук, опрятной еды, снимания и надевания одежды в определенном порядке:

7-10 баллов -  формирование навыка вызывает сильные затруднения;

11-17 баллов - формирование навыка вызывает незначительные затруднения;

18-21 балл - формирование навыка не вызывает затруднения.

Для показателя навыка сформированности пользования носовым платком:

1 - формирование навыка вызывает сильные затруднения;

2 - формирование навыка вызывает незначительные затруднения;

3 - формирование навыка не вызывает затруднения

Таким образом, исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, мы наметили дальнейшую работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы исследования.

1.2 Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

- организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

- разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

- многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы - разными;

- индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

- организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

- безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы культурно-гигиенических навыков. В ходе реализации данных мероприятий мы использовали такие методы и средства как:

- личный пример работников детского сада, родителей;

- использование художественной литературы, фольклора;

- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;

- обеспечение чистоты среды;

- соблюдение правил этикета;

- психологическая культура взаимоотношений.

В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.

Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание.

В своей работе мы широко использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять. Мы старались делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.

В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но делали это в косвенной форме, не называя имен детей.

Одним из ведущих приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры.

Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой. Нами были спланированы и проведены следующие игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы» (Приложение Б).

Была проведена беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, работающими на данной группе о необходимости иметь аккуратный внешний вид, подавать пример по соблюдению культурно-гигиенических правил. В противном случае дети никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.

Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками мы вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим - это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинирует воспитанников, помогает им быть активными, самостоятельными.

При рациональной организации обстановки обязательным условием явился индивидуально-дифференцированный подход к детям. Нами было учтено, что у воспитанников имеются индивидуальные различия: то, что легко дается Насте и Маше, не под силу выполнить Леше и Ване. Таким образом, индивидуально-дифференцированный подход осуществлялся по отношению к каждому ребенку. Приемы и методы использовались в зависимости от особенностей состояния здоровья и развития ребенка.

Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволило нам использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.

Широко использовали мы в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков (Приложение В).

Так как культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

На этом формирующий этап эксперимента был закончен.

1.3 Проверка эффективности проделанной работы

Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.

Данные представлены в таблицах 3 и 4 (Приложение А).

Как мы можем увидеть из таблицы 4, у одного ребенка повысился уровень до высокого (К. Маша), у М. Алексея уровень повысился до среднего, но мальчик по-прежнему испытывает трудности в применении навыка опрятной еды. Мальчик не умеет пользоваться вилкой, ест хлеб, предварительно раскрошив его, набивает полный рот пищей и при этом разговаривает. У Р. Насти уровень остался прежним, но девочка хорошо овладела навыком мытья рук. Приводим запись наблюдения за Настей.

Настя подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ване: Дали уже воду, да, Ваня?

Ваня: Где мое полотенце?

Настя: Там вот висит.

Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Маша.

Настя берет мыло, намыливает руки и смывает пену с рук, обращаясь к Маше: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).

Девочка подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, достает полотенце из своей ячейки, тщательно вытирает руки, складывает полотенце и вешает его в свою ячейку, выбегает из туалетной комнаты.

Кроме того, после сна девочка самостоятельно подходила к своей ячейке, брала оттуда расческу и подходила к воспитателю с просьбой причесать её.

Двое детей остались на среднем уровне, но у них совершенствовались действия по выполнению отдельных навыков.

Есть и положительные моменты. Все дети экспериментальной группы освоили навык пользования носовым платком.

На рис. 3 можно проследить динамику сформированности культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы отдельно по каждому навыку.

Навык мытья рук

Навык опрятной еды

Навык снимания и надевания одежды

Навык пользования носовым платком

Рисунок 3 - Динамика сформированности культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы

В контрольной группе изменения произошли незначительные. Один ребенок повысил свой уровень до среднего, один остался на том же уровне, что и на констатирующем этапе эксперимента. Двое детей немного улучшили свои результаты при выполнении отдельных навыков.

Приведем пример наблюдения за Дашей.

Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.

Даша (вместе со всеми): - Спасибо! (берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко) Кашка, кашка! Обращается к соседке по столу Насте. - А мне мама вчера сварила кашку! Поворачивается в сторону соседнего стола, к Паше. - За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Отодвигает чашку и тарелку к середине стола. - Спасибо! Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.

Наметилась положительная динамика и у детей, которые не принимали участие в нашей исследовательской работе, так как воспитатели стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению культурно-гигиенических навыков.

Мы составили график (Рис.4), из которого можно увидеть результативность проделанной нами работы.

Рисунок 4 - Результативность проделанной работы на формирующем этапе эксперимента

Таким образом после проведенного нами эксперимента мы можем говорить о том, что рациональная организация обстановки в ДОУ, которая включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической базой, а и наличие правильно организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.

Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть, какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МБДОУ детский сад № 1 комбинированного вида. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированности детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Один ребенок достиг высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане рациональной организации обстановки в ДОУ переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков, подтвердилась.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесена учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО /Справочник старшего воспитателя - 2014. - №9.
  3. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации: офиц. текст. -  М.: Омега - Л, 2015. - 134 с.
  4. Алямовская, В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. [Текст] / [В. Г. Алямовская и др.] – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 154с.
  5. Андреенко, Т. Знакомим родителей с организацией питания дошкольников  [Текст] / Т. Андреенко  // Ребенок в детском саду. - 2012. - № 3. - С. 72-76
  6. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник 21 века. [Текст] / Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина -  М.: Аркти,  2003. – 75, [3]с.
  7. Бархатова, Л. Воспитание культуры поведения [Текст] / Л. Бархатова  // Дошкольное воспитание.- 1989- №11-17-21с.
  8. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: (Дошкольники и мл. школьники) [Текст]: Пособие для педагогов, воспитателей, методистов / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М.: Шк. пресса, 2003 (ГУП Чехов. полигр. комб.) - 142, [1] с.
  9. Белая, К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст]: Рук. дет. садов, методистам, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования / К. Ю. Белая. - М. ; Назрань : АСТ, 1997. - 392,[1] с.
  10. Белостоцкая,  Е. М. Гигиенические основы детей от трех до семи лет [Текст] / Е. М. Белостоцкая,  Т. Ф. Виноградова - М.:  Сфера,  1997. – 182с.
  11. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст] / Т. Л. Богина,  Н. Т. Терехова  - М.: Просвещение, 2007. - 95с.
  12. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова - М.: Просвещение, 2000. - 207с.
  13. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С.Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.
  14. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 157,[3] с.
  15. Буре, Р. С. Воспитатель и дети [Текст]: Учеб. пособие для воспитателей дошк. учреждений, студентов пед. колледжей и вузов, родителей дошкольников / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - [3. изд., перераб. и доп.]. - М.: ЮВЕНТА, 2001. - 174, [1] с.
  16. В детский сад пришла проверка: ваши действия [Текст] / Под редакцией  Н. Ю. Савельевой.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 672 с.
  17. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста [Текст]: Практическое пособие для воспитателей детских садов /В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова  – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2011.- 184 с. – Режим доступа: https://freedocs.xyz/pdf-437834644 - (Дата обращения: 23.03.2019).
  18. Генералова, Н. Русские народные потешки в жизни малышей [Текст] / Н. Генералова // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 11. - с. 21 - 24.
  19. Дошкольная педагогика [Текст] / под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой - М.: Просвещение, 1988-256с. – Режим доступа: https://sheba.spb.ru/shkola/doshkol-pedagog-1988.htm - (Дата обращения: 23.03.2019).
  20. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст]: [Сборник / Авт.-сост. З. И. Береснева, Г. Н. Казаковцева]; Под ред. З. И. Бересневой. - М.: Творч. центр<Сфера>, 2003. - 30,[1] с.
  21. Зебзеева, В. А. Организация и планирование режимных процессов в дошкольных образовательных организациях [Текст]. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015.
  22. Иванова, Г. Водичка, водичка, умой мое личико [Текст] / В.  Курашова //Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111 – 115.
  23. Игуменова, Н. Скатерть - самобранка и ложка - невидимка, или о роли предметов - заместителей в детской игре [Текст] / Н. Игуменова // Дошкольное образование – 2004 - № 1 – 51 - 52с.
  24. Ипатова, Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей [Текст] / Ю. Ипатова // Дошкольное образование -2008-№ 11-35-39с.
  25. Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы [Текст] / Т.Г. Карепова – Волгоград: Учитель, 2016. – 172с.
  26. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М.: Академия, 2013 - 467с.
  27. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. [Текст]: Игровой комплект / Е. Ю. Конина - Айрис-пресс, 2007 - 12с.
  28. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам [Текст]: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N 2110 "Педагогика и психология (дошкол.)" / В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и др.]; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Самор5. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
  29. Лурри, Ю. Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы: [Сборник] / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991. - 61,[2] с. 
  30. Маханёва, М. Д. Воспитание здорового ребёнка [Текст]: пособие для практических работников ДОУ.- М.:АРКТИ, 1999. – 214 с.
  31. Менджерицкая, Д. В. Воспитание детей в игре [Текст] / [Д.Б.[!В.] Менджерицкая, О.К. Зинченко, Л.П. Бочкарева и др.; Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик]; Под ред. Д.В. Менджерицкой. - Москва: Просвещение, 1979. - 175 с.
  32. Методика формирования навыков самообслуживания: Младший возраст [Текст] // сб. «Воспитание дошкольника в труде» / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1994. – с. 64 - 69.
  33. Названова, Л. Чтобы зубки блестели [Текст] / Л. Названова // Дошкольное образование. – 2004 - №14 – 13 - 17с.
  34. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования ФГОС [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -  М.: Мозаика - Синтез, 2019. – 352с.
  35. Павлова, Л. Фольклор для маленьких [Текст] / Л. Павлова// Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. - С. 42 - 46.
  36. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина - М.: Просвещение, 1986-96с.
  37. Смирнова, Т. Собираем куклу на прогулку [Текст] / Т. Смирнова // Дошкольное образование. – 2008 - №10 – 53 - 59с.
  38. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Э. Я. Степаненкова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009. - 95 с. – Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-emma-stepanenkova/74378-fizicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu-programma-i-metodicheskie-rekomendacii-dlya-zanyatiy-s-detmi-2-7-let-emma-stepanenkova/read/page-2.html - (Дата обращения: 13.04.2019).
  39. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. 2008 - №9 – 13 - 17с. 1982 - №9
  40. Урунтаева, Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст]: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. - 125,[2] с. 
  41. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] / А.П. Усова. М.: Просвещение, 2002. 168 с.
  42. Фролова, А. Н. Игры - занятия с малышами [Текст] / А.Н. Фролова - К.: Рад. шк, 1987 - 144с.
  43. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст]: Науч.-практ. сб. инновац. опыта / И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: ИЛЕКСА; Ставрополь: СЕРВИСШКОЛА, 2001. - 400 с.
  44. Швецов, А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] / А.Г. Швецов – М.: Эксмо, 2010. – 214 с.
  45. Шинкарь, Г. Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Шинкарь, И. Новикова // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. - С. 8 - 15.
  46. Яковенко, Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков [Текст] / З. Ходонецких, Т. Яковенко // Дошкольное воспитание. – 2009 - № 8 - С. 15 - 20.  

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1 - Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук (в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность навыка опрятной еды (в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)

Кол-во баллов

Уровень сформирован-ности навыка пользования носовым платком (в баллах)

Общее кол-во баллов

Уровень сформированности

1 2 3 4 5 6 7

1 2 3 4 5 6 7

1 2 3 4 5 6 7

Леша М.

1 1 1 1 1 1 2

8

1 1 1 1 1 1 1

7

1 1 1 1 1 1 1

7

2

24

Н

Маша К.

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

2

44

С

Ваня К.

2 2 2 2 1 1 2

12

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

3

43

С

Настя Р.

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

3

45

С

Таблица 2 - Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей контрольной группы

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук (в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность навыка опрятной еды (в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)

Кол-во баллов

Уровень сформированности навыка пользования носовым платком (в баллах)

Общее кол-во баллов

Уровень сформированности

1 2 3 4 5 6 7

1 2 3 4 5 6 7

1 2 3 4 5 6 7

Миша О.

2 2 2 2 2 2 2

14

1 1 1 1 1 2 2

9

1 1 1 1 1 1 1

7

2

32

Н

Даша П.

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

3

45

С

Дима П.

1 1 1 1 1 1 1

7

1 1 1 1 1 1 1

7

2 2 2 2 2 2 2

14

2

30

Н

Лиза М.

1 1 1 1 1 1 1

7

1 1 1 1 1 1 1

7

1 1 1 1 1 1 1

7

1

22

Н

Таблица 3 - Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук (в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность навыка опрятной еды (в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)

Кол-во баллов

Уровень сформированности навыка пользования носовым платком

(в баллах)

Общее кол-во баллов

Уровень сформированности

1 2 3 4 5 6 7

1 2 3 4 5 6 7

1 2 3 4 5 6 7

Леша М.

2 2 2 2 2 2 2

14

1 1 1 1 1 2 2

9

2 2 1 1 1 1 1

9

3

35

С

Маша К.

3 3 3 3 3 3 3

21

3 3 2 2 2 2 2

16

3 3 3 3 3 3 3

21

3

62

В

Ваня К.

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

3

45

С

Настя Р.

3 3 3 3 3 3 3

21

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

3

52

С

Таблица 4 - Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей контрольной группы

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук (в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность навыка опрятной еды (в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)

Кол-во баллов

Уровень сформированности навыка пользования носовым платком

(в баллах)

Общее кол-во баллов

Уровень сформированности

1 2 3 4 5 6 7

1 2 3 4 5 6 7

1 2 3 4 5 6 7

Миша О.

2 2 2 2 2 2 2

14

1 1 1 1 2 2 2

10

1 1 1 1 1 1 1

7

2

33

Н

Даша П.

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

3

45

С

Дима П.

2 2 1 1 1 1 1

9

1 1 1 1 1 1 1

7

2 2 2 2 2 2 2

14

2

32

Н

Лиза М.

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 2 2 2 2

14

2 2 2 1 1 1 2

11

2

41

С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста».

Приобщение  детей  с  самого  раннего  возраста к  художественной  литературе  является  первоочередной  задачей  для  педагогов  общео...

Презентация выступления: «Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Занятие  представляло  собой  постановку  пьесы  в  одном действии,  трёх  картинах  по  мотивам  русской  народной  сказки  «Коло...

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...

Мастер-класс " Формирование конструктивно-модельных навыков у детей младшего дошкольного возраста. "Строим вместе""

Мастер-класс "Конструктивно-модельная деятельность из нетрадиционных материалов во 2 младшей группе"....

Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...