ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи»
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Одна из главных задач, стоящих перед педагогами ДОУ - сохранение и укрепление здоровья детей. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, требует особого подхода и внимания. В данном опыте представлены формы, методы и приемы организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_iz_opyta_raboty.doc225.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС комбинированного вида № 15 «Аленка

г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

ДОКЛАД ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ

«Особенности организации физкультурных

занятий с детьми старшего дошкольного возраста,

имеющими общее недоразвитие речи»

Воспитатель: Е.Г.Роголева


Содержание

Введение   ………………………………………………………………………

3

  1. Теоретическое обоснование проблемы   ……………………………

4

  1. Формы, методы и приемы для организации физкультурных
  2. занятий для детей с ОНР   ……………………………………………

4

- дыхательные и фонетические упражнения

- артикуляционная гимнастика

- развитие общей и мелкой моторики

- логоритмические упражнения

- речевые подвижные и хороводные игры

- релаксация

- интегрированные физкультурно-речевые занятия

  1. Работа с родителями   …………………………………………………

8

  1. Диагностика  ……………………………………………………………

8

Заключение   ……………………………………………………………………

9

Литература   ……………………………………………………………………

9

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия на человека важное место занимает физическое воспитание.

За время своей педагогической работы в должности воспитателя и инструктора по физкультуре в ДОУ общеразвивающего вида я уделяла большое внимание вопросам физвоспитания по различным направлениям:

-   Физическое развитие детей на занятиях по обучению плаванию.

-  Развитие  творческой   направленности   у  детей   старшего  дошкольного возраста в двигательной деятельности.

- Влияние физического воспитания на психологическое и эмоциональное состояние дошкольников.

Положительные результаты работы в этой области еще раз убеждают, что значение физического воспитания велико.

К сожалению, в последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Таким детям следует уделять больше внимания, создавать необходимые условия, в том числе и в физическом воспитании. В этом заключается актуальность выбранной темы: как организовать работу по физвоспитанию с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Т.к. основной формой учебной работы по физическому воспитанию дошкольников являются занятия, мною поставлена цель: показать особенности организации физкультурных занятий для детей, имеющих ОНР.

Опираясь на цель, мною были поставлены следующие задачи:

1.Изучение и анализ литературы по данной проблеме.

2.Использование эффективных форм, методов и приемов при организации занятий по физической культуре для детей с ОНР.

3. Диагностирование физического развития детей с ОНР.

Коррекционно-педагогическая работа в группах компенсирующего вида, направленная на своевременное исправление дефектов речи у детей, выстроена на основе Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи, под редакцией Н.В.Нищевой. Согласно этой программе коррекционные логопедические задачи специализированного ДОУ должны решаться в любом виде детской деятельности, в том числе и физическом воспитании.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Исследованиями ученых в области логопедии выявлено, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер. Характерными особенностями детей с ОНР является недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Дети с нарушениями речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность действий, опускают его составные части. В дошкольном периоде часто такие дети обращают на себя внимание общей физической ослабленностью, слабостью мышц, суставов, костной системы. Наряду с этим наблюдается повышенная отвлекаемость, двигательная расторможенность, недостаточная координация общей и мелкой моторики.

Проблема взаимозависимости движения и речи интересовала ученых уже давно. Еще в 19 веке французским врачом Полем Броком, позднее Вернике была доказана связь речевых расстройств с морфологическими изменениями определенных отделов коры головного мозга. Интенсивная двигательная активность содействует всестороннему развитию всех органов и систем, повышает возбудимость мышц, тренирует сердце, укрепляет нервную систему, а также улучшает соотношение процесса возбуждения и торможения двигательной зоны в коре головного мозга, опосредованно усиливая  тонус  речевой  зоны,   которые   находятся     в   непосредственной близости. О значении двигательной активности ребенка говорится в трудах выдающихся педагогов: Я.А.Каменского, Е.А.Покровского, П.Ф.Лесгафта, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко.

Т.о., чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

На основе выявленных взаимосвязей при организации физкультурных занятий для дошкольников с ОНР необходимо обратить особое внимание на:

  • развитие дыхания,
  • укрепление осанки,
  • развитие общей и мелкой моторики,
  • развитие чувства ритма,
  • формирование пространственной ориентировки,
  • согласованность движений с речью.

2. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ

ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

В условиях реализации ФГОС ДО расширился круг программ, уделяющих большое внимание физическому воспитанию, укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

С целью выбора эффективных методик по организации физкультурных занятий для детей с ОНР мною изучен ряд современных парциальных программ:

  1. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», автор Ефименко Н.Н.
  2. «Старт», автор Яковлева Л.В.
  3. «Здравствуй», автор Лазарев М.Л.

Изучив и проанализировав исследования известных педагогов в области физического воспитания, а также коррекционной логопедической работы, мною выбраны наиболее эффективные методы и приемы, влияющие как на физическое, так и на речевое развитие детей.

Учитывая то, что важным этапом коррекционного воздействия на всех детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта, является развитие дыхания, я пришла к выводу о необходимости применения на занятиях по физкультуре дыхательных и фонетических упражнений.

Цель дыхательных упражнений - формирование правильного диафрагмального дыхания, выработка продолжительного выдоха, во время которого происходит речевое высказывание.

Учитывая принцип постепенности, процесс обучения строю поэтапно. На начальном этапе во время двигательных упражнений работаю над формированием у детей физиологического, диафрагмального дыхания (без речи), а затем с речью (формирование речевого дыхания). Сначала дыхательные упражнения выполняются детьми в положении лежа (так легче правильно дышать, держать паузу), а затем в положении сидя и стоя. В качестве речевого материала на занятиях использую сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы.

Дыхательные упражнения провожу в начале физкультурного занятия как организационный, подготовительный момент или в заключительной части с целью восстановления дыхания и расслабления (например, упражнение «Надуваем мячик»).

При систематической и последовательной работе по развитию дыхания у детей повышается жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям дыхательной системы, развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки, улучшается лимфо- и кровообращение в легких.

Интерес представляют упражнения, которые наряду с развитием дыхания укрепляют и развивают артикуляционный аппарат (мышцы языка, глотки, губ, гортани). С этой целью во время общеразвивающих упражнений использую элементы артикуляционной гимнастики.

Так, например, в упражнении «Трактор» дети, энергично работая руками и произнося звуки «т-д-т-д», укрепляют мышцы плечевого пояса, а также мышцы языка. Упражнение «Соня» заставляет детей потянуться, выпрямить позвоночник, зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снижает стрессовые состояния. Закрепление звука «Й» в упражнении «Упрямый ослик» укрепляет связки гортани. (Кстати, это упражнение эффективно воздействует на взрослых людей, страдающих храпом).

Воспитание у детей навыков правильного дыхания возможно только при хорошей осанке. Известно, что осанка зависит от тонуса мышц спины и живота, укреплению которых я уделяю особое внимание. Как общеразвивающие предлагаю детям следующие упражнения:

  • самовытяжение (потягивания в положении лежа на спине);
  • перекаты на спине в группировке;
  • упражнения для плечевого пояса;
  • упражнения для пресса и др.

В основную часть занятия включаю незаслуженно забытые упражнения у гимнастической стенки, а также на турнике (различные висы, подтягивания). Эти упражнения развивают гибкость, пластичность, укрепляют мышечный корсет, выравнивают осанку.

Контроль за правильностью положения корпуса ребенка и его дыханием провожу в течение всего физкультурного занятия.

Для развития общей и мелкой моторики широко использую разнообразные упражнения с предметами. Очень благотворно воздействуют на организм ребенка упражнения с большими ортопедическими мячами. Огромную радость доставляет детям попрыгать на таких мячах. Но мы не ограничиваемся только прыжками. Предлагаю детям выполнять упражнения, сидя на мяче, лежа на животе, на спине. Благодаря этим упражнениям у детей задействованы все группы мышц, развивается координация, равновесие, вестибулярный аппарат.

Учитывая то, что развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики рук, в основную часть занятия регулярно включаю задания с разнообразными предметами (мячами разных размеров, мешочками с песком и камушками, шариками, веревками, обручами, ручными массажерами).

Во время упражнений с предметами   использую речевое оформление. Так,     например,    при    отбивании    мяча    дети     вспоминают    знакомое стихотворение   «Мой   веселый,   звонкий   мяч...».   Перекатывая   в  ладонях массажный мячик проговаривают четверостишие:

«Гладь мои ладошки, еж.

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить»

Во время вращения обруча на полу, дети повторяют:

«Кручу,

верчу,

удержать хочу!»

С удовольствием выполняя задания, дети старшего дошкольного возраста проявляют творчество, придумывают свои интересные действия:

  • перекатывание с ладони на тыльную сторону кисти,
  • удержание на тыльной стороне под счет,
  • вращение мяча или кольца на пальчике.

Смена видов движений, введение разнообразных предметов помогают мне привлечь внимание детей, повысить интерес к занятию, т.к. дети с речевыми нарушениями не могут долго сосредоточиться на одном виде деятельности, им особенно необходима частая смена движений, их чередование.

В коррекционной работе по исправлению нарушений речи очень важно развивать у детей чувство ритма, т.к. ритм оказывает организующее влияние   на   становление   движений,   совершенствует   пространственно-временную организацию двигательных актов,  в т.ч.  и  артикуляционных (речедвигательных). Поэтому на физкультурных занятиях по рекомендации учителя-логопеда включаю элементы логоритмической гимнастики. На начальном этапе работаем над выполнением двигательных заданий: -танцевальные шаги (хороводный шаг, притопы);

  • подскоки;
  • прямой и боковой галоп;
  • хлопки по заданному ритму, по счету;
    -хлопки в парах;
  • плавные движения руками под музыку.

Затем задания усложняем, включая речевое сопровождение.

Использование элементов логоритмической гимнастики, в которой различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала, помогло в развитии у детей темпа и ритма речевого дыхания, в формировании фонематической системы, развитии темпо-ритмической характеристики речи, умения сочетать движения и речь, т.е. подчинять их единому ритму. Я отметила, что старшие дошкольники стараются передать в движениях не только ритмический рисунок, но и плавность, красоту движений.

(показ логоритмики «Хомка»)

Важное место в организации физкультурных занятий уделяю подвижным и хороводным играм, т.к. наличие в них большого количества разнообразных движений активизирует дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме ребенка, что способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов.

На своих занятиях я организую речевые подвижные и хороводные игры, которые сопровождаются стихами, считалками, игровыми зачинами. Это способствует пополнению словарного запаса, выразительности речи, преодолению застенчивости.

Работая в тесном контакте с музыкальным руководителем, сопровождаем игры, разученные на физкультурном занятии, музыкой. Или закрепляем хороводные и подвижные игры после музыкальных занятий.

Очень нравятся детям такие игры как:

  • «Карусели»
  • «У Маланьи, у старушки...»
  • «В темном лесе»
  • «В садик мы ходили»
  • «Ровным кругом»
  • «Если нравится тебе»
  • «Ножки вместе, ножки врозь»

Хороводные и подвижные игры с речетативом и с пением способствовали раскрепощенности, самовыражению особенно заикающихся детей. Дети используют упражнения и игры, разученные на физкультурных занятиях, в повседневной жизни.

(показ игры «Ножки вместе, ножки врозь»)

Для успокоения двигательной и голосовой активности, в заключительной части физкультурного занятия я использую упражнения на релаксацию. Умение расслабляться помогает детям снять мышечную усталость, эмоциональное напряжение, возбуждение.

Но прежде чем научить детей расслаблению, учу их напряжению мышц. На этом основана система релаксации, предложенная американским профессором Джекобсоном.

Например, чтобы почувствовать расслабление мышц рук, предлагаю с силой сжимать кулачки и представить, что у нас в руках тяжелые гантели или штанга. Затем прошу разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние.

Дети с удовольствием выполняют такие упражнения:

  • «Иголочка и ниточка»
  • «Оловянные солдатики и тряпичные куклы»
  • «Холодно - жарко»

По моей команде дети вытягиваются и замирают, а затем медленно расслабляются. При этом учитываю, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - более длительным. Обращаю внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.

Вырабатывая навыки релаксации в двигательной сфере, дети легче осваивают упражнения мышечного расслабления и напряжения при формировании речевого дыхания, при коррекции, автоматизации и дифференциации звуков.

В заключительной части занятия использую игры и упражнения:

  • «Спокойный сон»
  • «Мы лежим на мягкой травке»
  • «На морском пляже»
  • «Слушаем тишину» и др.

Упражнения на релаксацию сопровождаю тихой спокойной речью. Часто использую соответствующее музыкальное оформление (классическую музыку, звуки космоса, птичье пение, шум моря). Это помогает детям лучше вжиться в образ, представить окружающую обстановку.

Все приведенные выше методы и приемы, направленные на развитие двигательных качеств, а также на решение коррекционных логопедических задач применимы при организации любых физкультурных занятий.

Однако практика показала, что наиболее эффективно эти задачи решаются на занятиях, основанных на едином сюжете или игровом моменте {сюжетные), а также на интегрированных физкультурно-речевых занятиях, проводимых на основе лексических тем:

  • «Прогулка в осенний лес»
  • «Зимние забавы»

- «Юные космонавты» и др.

Использование на практике таких форм занятий помогает детям в закреплении, обобщении, систематизации знаний, полученных на речевых занятиях.

3.         РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Считаю, что важным фактором в физическом развитии и оздоровлении детей является работа с родителями. Проведенные родительские собрания, беседы, консультации по данным вопросам, а также совместные спортивные мероприятия,   дали    положительные    результаты. У детей повысился интерес к физкультуре, многие стали посещать спортивные кружки и секции (гимнастика, борьба). Родители с детьми стали чаще совершать пешие прогулки, кататься на лыжах, коньках, санках. Для домашних занятий физкультурой в семьях приобретены спортивные уголки, тренажеры. Такая преемственность позволила сохранить непрерывность воспитательно-образовательного процесса и положительно сказалась на физическом развитии детей.

  1. ДИАГНОСТИКА

Наглядными показателями плодотворной работы по физическому воспитанию можно считать результаты диагностики, проведенной в соответствии с Региональным стандартом физического развития и физической подготовленности детей, разработанным ХК ИППК ПК.

Уровень физической подготовленности детей старшей группы

Уровни

1 полугодие

2 полугодие

Высокий

2 (13%)

Средний

9 (60%)

10 (66%)

Низкий

6 (40%)

3 (20%)

Всего обследовано

15 детей

15 детей

По результатам диагностики на начало и конец учебного года в старшей дошкольной группе видно, что улучшились показатели физической подготовленности. Число детей с высоким уровнем физической подготовленности увеличилось на 13 %, с низким уровнем уменьшилось на 20%. Число детей, у которых уровень физической подготовленности соответствует норме, увеличилось на 6 %.

Особенно хорошая динамика наблюдается по таким критериям, как: силовая выносливость мышц, координация движений и ритмичность.

Проанализировав результаты диагностики, мною разработаны направления индивидуальной работы с детьми в детском саду, а также рекомендации для родителей по развитию двигательных качеств у детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы по физическому развитию детей с ОНР были выявлены положительные изменения как в двигательной, так и в речевой сфере. У детей повысился интерес к занятиям по физкультуре. Улучшились показатели мышечной силы, выносливости. Движения детей стали более четкими, ритмичными, выразительными, улучшилась координация движений, в т.ч. кистей, пальцев рук.

По сравнению с началом учебного года у детей улучшилось звукопроизношение. Развился артикуляционный аппарат, увеличился словарный запас. Заметно улучшилось согласование речи с движениями, четкость, ритмичность. Более выразительной стала мимика, ярче эмоции при выполнении двигательных заданий с речетативом.

Наблюдается взаимное положительное воздействие двигательных и речевых процессов.

С одной стороны - развитие двигательной сферы положительно сказалось на процессе речевого обучения детей, с другой стороны - голосовое и речевое озвучивание движений оказало положительное влияние на качество самих движений и результативность на занятиях по физической культуре.

Таким образом, полученные результаты доказывают эффективность выбранных методик, основанных на согласовании работы по физическому развитию и решению коррекционных задач с детьми, имеющими ОНР.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа   коррекционно-развивающей   работы   в   логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи, под редакцией Н.В.Нищевой.
  2. Ефименко   Н.Н.   Материалы   к  оригинальной   авторской   программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М., 1999.
  3. Яковлева Л.В.  Физическое  развитие и здоровье детей 3-7 лет : пособие для педагогов дошк. учреждений : в 3 ч. - М.,2004. Ч. 1. Программа «Старт». Методические рекомендации.
  4. Лазарев М.Л. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошк. образоват. учреждений. - М., 2004
  5. Кириллова   Ю.А.,  Лебедева   М.Е.,   Жидкова   Н.Ю.   Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005
  6. Микляева   Н.В.,   Полозова   О.А.,   Родионова   Ю.Н.,   Фонетическая   и логопедическая    ритмика    в   ДОУ:    Пособие   для    воспитателей    и логопедов. -М.:Айрис-пресс, 2005
  7. Филичева Т.Б.,  Чевелева Н.А. Логопедическая работа  в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
  8. Шатанкова  Л.Н.   Азбука   движений   детей   дошкольного   возраста (методические рекомендации). -Хабаровск, 2000.
  9. Картушина    М.Ю.    Логоритмические    занятия    в    детском    саду: Методическое пособие. - М., 2003.
  10. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И.Бересневой. - М., 2005.
  11. Горбатовская В.В.  Профилактика  и  коррекция  нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. Особенности методики   проведения   занятий   дыхательной   гимнастикой   с   часто болеющими детьми, - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.

laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи III – го уровня. (Индивидуально-подгрупповое занятие).

Вашему вниманию предоставляется материал индивидуально-подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков с и ш. ОД состоит из трёх частей (вводная, основная, рефлексия). В ходе данного за...