Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
методическая разработка по теме

Ложкина Виктория Сергеевна

Игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_treninga.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 87

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

« ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ».

                                                                                                               Составила:

                                                                                                   педагог-психолог

                                                                                                          Ложкина В.С.

г. Калининград

2016г.

План проведения занятия-тренинга для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».

Цели:

- создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания;

- передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

- развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

- снятие эмоционального напряжения;

- формирование навыков самопознания и саморазвития личности педагога.

Оборудование:

листы бумаги формата А-4, фломастеры, ручка, мячи по количеству участников, видеозапись, памятка.

ХОД ЗАНЯТИЯ-ТРЕНИНГА:

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате накапливания отрицательных эмоции без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Определение синдрома эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. Ключевую роль в его развитии играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек – человек».

Для синдрома характерны эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений. При истощении снижается эмоциональный фон и развивается равнодушие. При деперсонализации нарушаются отношения с другими людьми, повышаются негативизм, скепсис.

Термин «редукция личных достижений» объединяет такие психологические проявления, как сниженный уровень самооценки, негативное отношение к своей профессии, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвитии.

Причины развития синдрома эмоционального выгорания

В процессе исследования было установлено, что факторами, влияющими на развитие эмоционального выгорания педагогов, являются:

1.Стаж педагогической деятельности.

Чаще всего синдром эмоционального выгорания возникает у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и продолжается от 3 до 7 лет (у 69% педагогов). У молодых специалистов, а также специалистов с 10-летним стажем педагогической деятельности он бывает нечасто (7-10%). Молодые специалисты, скорее всего, занимаются совершенствованием воспитательной работы и оттачиванием педагогического мастерства, а результаты этой деятельности пока не оказывают существенного влияния на психоэмоциональное состояние. У профессионалов с 10-летним стажем, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им спокойнее реагировать на различные педагогические ситуации. Однако после 10 лет работы (особенно в период с 15 до 20 лет) частота проявлений эмоционального выгорания вновь повышается до 21%.

2. Общение с субъектами образовательного процесса (особенно с администрацией детского сада и родителями воспитанников).

Причинами развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов являются:

- высокая эмоциональная вовлеченность в деятельность, эмоциональная перегрузка (30%);

- отсутствие четкой связи между процессом воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным усилиям (25%);

- ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей (61%);

- неумение регулировать собственное эмоциональное состояние (31%);

- организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование (42%);

- ответственность перед администрацией, родителями воспитанников, обществом за результат своего труда (37%);

- отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями, администрацией (15%).

Состояние эмоционального выгорания чаще всего испытывают:

- 56 % педагогов  1-2 раза в год,

-21 % педагогов  3-4 раза в год,

- 15 % педагогов  более 5 раз в год,

- 8 % педагогов  не испытывают вообще.

По мнению большинства педагогов, развитию синдрома эмоциональноговыгорания способствуют:

- начало педагогической деятельности после отпуска, каникул, курсов;

- проведение открытых занятий и мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения,

- окончание учебного года.

Упражнение 1: «Сто мячей».

Инструкция: Участникам предлагается встать в круг. Ведущий держит в руках 1 мяч. Ведущий объясняет, что необходимо найти партнера для передачи мяча так, чтобы не использовать вербальные средства (например: контакт глазами, кивок головой и т.д.). И когда контакт установлен, мяч передается или кидается. Затем вводится еще один мяч, первый мяч уже задействован. Затем третий, четвертый и до тех пор пока это становится невозможным. Чем больше мячей участвует, тем интересней.

Упражнение 2: «Поменяйтесь местами».

Инструкция: Участники сидят в кругу на стульях, на один стул меньше чем количества участников. Ведущий предлагает поменяться местами те, кто:

- одет в брюки;

- одет в юбку;

- на ком платья;

- у кого дома есть животные;

- у кого голубые глаза;

- у кого есть сережки;

- кто любит лето и т.д.

Упражнение 3: «В каждой шутке есть доля шутки».

Инструкция: «Жила – была женщина на берегу реки. (Рисуем реку, ставим букву Ж). Рядом с ней на этом берегу реки жил Мужчина, который любил Женщину, а она была к нему холодна (М 1). Рядом с ними (на этом берегу) жил еще один Мужчина, которого любила Женщина, а он ее нет (М 2). По реке передвигался Лодочник (Л), который перевозил людей за очень большие деньги (ставим букву Л). На другом берегу жил Мудрец (М), который все знал.

Задание: проранжировать по порядку 1,2,3,4,5 кто вам наиболее симпатичен, приятен в данном рассказе.

Интерпретация:  Мудрец - ум,

                            Женщина – дом, уют, быт,

                            Лодочник – деньги,

                            Мужчина 1 – интимные отношения,

                            Мужчина 2 – любовь.

Упражнение 4: «Ассоциации».

Инструкция:  На листе бумаги написать 16 слов односложных существительных, которые приходят на ум. Затем разбить их по парам и каждую из 8 пар объединить одним новым существительным – ассоциация (пример: солнце и трава – ассоциация лето). Затем далее разбить их по парам и каждую из 4 пар объединить новым существительным – ассоциацией. Далее разбить их по парам и 2 пары объединить существительным – ассоциацией. И так до тех пор, пока не останется 1 слово – ассоциация.

Что означают слова?

16 слов – детство;

8 слов – юность:

4 слова – взрослость;

2 слова – будущее;

1 слово – настоящее.

Проективный тест – отражает здесь и сейчас.

Упражнение 5: «Щепки на реке».

Инструкция:  Ведущий просит участников встать в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут щепки. Один из участников должен проплыть по реке. Он решает как будет двигаться. Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, направляя ее… «Щепка» крутится, останавливается и поворачивается назад. Когда «щепка» проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая «щепка» начинает свой путь… Упражнение проводится с закрытыми глазами.

Участники делятся своими ощущениями, возникающими у них во время «плавания» описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

6. Просмотр видеоролика.

7. Рефлексия.

Сегодняшней целью нашей встречи было изучение синдрома эмоционального выгорания, причин его возникновения и способов защиты от него (ресурсы).

Давайте по кругу выскажем свое мнение о прошедшей встрече и ее значимости для вас. (Каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).

8.Выдача раздаточных материалов.

После окончания тренинга все участники получают памятки с упражнениями для саморегуляции психического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...

Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания педагогов.В связи с актуальностью темы сохранения психологического...

Психологический тренинг «Креативность педагогов как профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Творчество, гибкость нестандартность мышления  являются одним из способов преодоления СЭВ. Данный  тренинг для педагогов поможет повысить стрессоустойчивость....

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя»

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя»...

Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО

Тренинг профилактики  синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДООЦель: Профилактика  и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с ...