Использование нестандартных средств и форм на логопедических занятиях.
статья на тему

Ежова Татьяна Геннадьевна

Применение нестандартных средств и методов  в сочетании с логопедическими задачами -  оказалось действенным и полезным в обучении.    Техника использования Шаров здоровья, Су-джок терапии, аромотерапии. Нестандартеые формы проведения логопедических занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нестандартных средств и форм на логопедических занятиях.

Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь (восточная мудрость).

Для интеграции в общество ребёнку с ограниченными возможностями развития, нужна специальная коррекционная, медико-педагогическая помощь. В детском возрасте все психологические  процессы пластичны, и важно, чтобы окружающие ребенка люди: педагоги, врачи и родители создали  благоприятные условия для гармоничного развития, тогда результат превзойдет ожидания. Для достижения положительных результатов, в своей логопедической работе, стараюсь построить занятие так, чтобы ребенку  было интересно, чтобы он  - не чувствовал утомления, видел в занятии - игру и с удовольствием «играл».  Применение нестандартных средств и методов  в сочетании с логопедическими задачами -  оказалось действенным и полезным в обучении.         

1.Шарики здоровья. В своей работе я успешно апробировала шарики здоровья.   Вращая в ладони китайские шарики, стимулируются многие акупунктурные точки. Медициной доказано, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствует  подготовке кисти руки к письму и является мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга.  Звук, производимый шариками во время занятий, оказывает успокаивающее и в то же время стимулирующее воздействие.

       

Шарики можно использовать:

 -  в играх на развитие слухоречевой памяти и слухового внимания: «Где позвонили?», «Тихо - громко», «Повтори заданную мелодию».                                - вращение шариков между ладонями по часовой стрелке и против часовой стрелки. Например, обыгрываем шар здоровья, как яйцо птички по стихотворению О.И.Крупенчук -  «Мне дала синичка хрупкое яичко»:
Птичка веток набрала,

Крепко гнёздышко свила, —   (ребёнок сводит ладони в форме гнезда )
И снесла яичко Умница-синичка, —
взрослый кладёт шар здоровья («яйцо») в
Ты яичко покатай, Но из рук не выпускай:
«гнездо».
Очень хрупкое оно —  Так у птиц заведено.
(С этими словами ребёнок катает шар здоровья между ладоней — одна сверху, другая снизу).                                2.Су-Джок терапия.  Су –Джок терапия, также успешно дополняет мои логопедические занятия. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.  Пальчиковая гимнастика с использованием  шариков су-джок проводится следующим образом: шарики катают между ладонями, затем раскрывают шарики и достают кольца. Кольцо надевают по очереди на каждый палец. Действия сопровождаются речью. Для автоматизации звуков в речи с использованием колечек су-джок  использую считалки Т.А.Куликовской. На основе ее книги «Логопедические скороговорки и считалки» - у меня создана                 картотека   для су -джок.                                                                                                                       Например:                                                                                                                         Раз — шуршит в шкафу мышонок (надеваем кольцо на мизинец правой руки). Два — в кадушке лягушонок (надеваем на безымянный палец правой руки).
Три —
шакал пошел в камыш (надеваем кольцо на средний палец правой руки).
А
четыре — в шляпе мышь (надеваем  на указательный палец правой руки).
Пять — напи
шем в школе «шишка» (надеваем  на большой палец правой руки). Шесть — шалит, шумит мартышка (надеваем кольцо на мизинец левой руки). Семь — на крыше наша кошка (надеваем  на безымянный палец левой руки). Восемь — шмель влетел в окошко(надеваем кольцо на средний  палец левой руки). Девять — шапку шьёт швея (надеваем на средний  палец левой руки). Десять — шёл по шпалам я (надеваем кольцо на большой  палец левой руки).                3. Ароматерапия. Ароматерапия  тоже присутствует  на моих занятиях.  Предполагается, что ароматерапия помогает людям бороться с плохим настроением, стрессами, активизирует мыслительные процессы, повышает работоспособность.  Пламя огня будто завораживает детей, создается ситуация таинственности, сказочности. Дети затихают, слушают с интересом каждое слово. Лучше справляются со сложными заданиями. Масло азалии  оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Масло гвоздики - способствует восстановлению сил после нервного и физического переутомления, увеличивает объем и активность памяти. Масло розы - вызывает чувство бодрости, выравнивает поведенческие реакции, устраняет неврозы, повышает работоспособность.C:\Users\Таня\Desktop\Новая папка\1ad69363714dt.jpg

        Для повышения активности детей, я иногда провожу занятия в нестандартных условиях, например в спортивном зале. Предлагаю конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, проведенного вместе с физкультурным инструктором.

Конспект занятия                                                                                       Программное содержание:  Закреплять правильное произношение звука «Р» в словах, в предложениях, в стихах;  Развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, подвижность артикуляционного аппарата, мимику, дыхание; Развивать ориентировку в пространстве, координацию движений, ловкость, быстроту реакции, зрительное восприятие; Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,  умение выполнять упражнения коллективно;  Содействовать возникновению у детей чувства радости, удовольствия от выполнения упражнений, игр.                                                               I часть.  Организационный момент:                                                                  Логопед: Ребята, отгадайте загадку:                                                           Сам металлический,  Мозг электрический. (Робот)                                 Логопед: Правильно, робот. К нам  на занятие пришел робот. Он просит нас о помощи. Его заколдовала злая колдунья и сейчас он не может двигаться. Чтобы восстановить его движения, необходимо разыскать пульт управления.               Пульт управления, спрятан в стране роботов, которая называется  Роботстрой. Поможем роботу?  Дорога нам предстоит не легкая.  Как вы думайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы преодолеть все препятствия?        Дети: Силой, выносливостью, умом…                                          Логопед: Вы все обладаете этими качествами, но что бы попасть в Роботсрой, нужно еще уметь правильно произносить это слово. Кто попробует? А какой первый звук в  этом слове?  Давайте все вместе порычим: Р-Р-Р-Р. (Дать характеристику звуку Р.)Чтобы, злая колдунья нас не узнала, давайте наведем боевой раскрас как у индейцев.

II часть.  Самомассаж:                                                                            

 Как индейцы краснокожие,                                                                       Яркой краской красим кожу мы. (разглаживание мышц лица).                          Лоб украсят два кружка, (указательными, средними и безымянными пальцами                   рук рисовать круги на лбу)                                                                                  Три полоски на щеках, (теми же пальцами рисовать полоски на щеках)               Много точек вокруг рта - вот какая красота! (указательными пальцами обеих рук выполнять точечный массаж вокруг рта)                                                     

 Видим впереди мы лес непроходимый. (круговыми движениями «наводим»    резкость бинокля»)                                                                                   Всё равно пойдём вперёд - пусть листва нам лица бьёт, (похлопывание    подушечками пальцев)                                                                               Ветки хлещут по щекам, (похлопывание ладонями)                                      Жалят пчёлы лица нам, (надавливание ноготками)                                  Паутинки прилипают (продольные и поперечные растирания пальцев)                      И пиявки нас кусают, (пощипывание)                                                            Не беда, что мы устали. Джунгли к нам добрее стали.                                        Листья гладят наши лица, (разглаживание мышц лица)                                             По щекам роса струится, (волнообразные движения вниз по щекам)                  Лепесток прильнул к губам, (лёгкие круговые движения возле губ)                              И не страшно в джунглях нам.                                                          Логопед: Сейчас нам действительно, ничего не страшно. Давайте построимся и отправимся в путь.

2. Шеренга: «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо!»                                                 3. Ходьба: - «Мы роботы»: Ходьба на прямых ногах, руки вниз - в стороны, пальцы сжаты «скобкой».                                                                                              - Ходьба на пятках, руки вниз – в стороны, пальцы сжаты «скобкой».                    4. Бег:   - Обычный, на носках, руки согнуты                                                                           - Обычный, на носках, с остановкой и поворотом на 180 градусов.                 Услышав слово со звуком «Р» - остановка, повернуться на 180 градусов, продолжить бег.                                                                                          5.Перестроение: Лицом к зеркалу, на любой цветной указатель (ориентир) на ковре.                                                                                                       III часть:

 1.  Чтобы отыскать пульт, нам нужно привести все мышцы в порядок, разминку проведем.  Артикуляционная гимнастика + общеразвивающие движения (под музыку «Русский сарафан»):                                                              1.«Удивление - улыбка» +  «руки в стороны - вверх»                                             2. «Трубочка-улыбка» + «руки вперед - вверх»                                               3.«Качели» - «руки вверх - вниз»                                                                4.«Кусаем кончик языка» - «Руки вытянуты вперед,  быстрые движения пальцами»                                                                                       5.«Грибок» - «Присесть, руки в стороны»                                      6.«Лошадка» - «пружинистые приседания»

  1. Физкультурный инструктор: Садимся в самолеты, вы пилоты, летим в город Роботстрой. Подвижная игра: «Самолеты»

«Заведи мотор» - Круговые движения руками, произносить звук «Р», «Полетели» - бег врассыпную, руки в стороны, произносить звук «Ж», «Посадка на аэродром» Встать на одно колено, сесть по-турецки.                        Нас встречает робот  Рой, он обещает нам помочь, если мы ему поможем собрать конструкцию из болтов.                                                                 3.Эстафета "Придумай слово". Две команды. На полу картинки и сзображением болтиков. Дети прыгают на одной ноге, наступив на болт, нужно придумать слово со звуком «Р».                                                                                4. Гимнастика для глаз   Следить глазами за направлением лазера (схема на стене). Выполнять 18-20 сек., темп медленный. Быстро поморгать глазками.           5. Эстафета «Где живет звук «Р» ?» : Определение позиции звука в слове. (На стене прикреплены три картинки с роботами, внизу схемы: у первого звук Р – вначале, у второго звук Р – в середине, у третьего звук Р – в конце.)      6.Летим на другую планету. Подвижная игра «Космонавты».                       «Ждут нас быстрые ракеты,  для прогулок на планеты, но в игре один секрет,  опоздавшим места нет».                                                                                                                    7. Логопед: Необходимо отдохнуть, восстановить силы.                           Релаксация: дети лежат на полу, музыка Бетховен «Лунная соната». “Закроем дети глазки. Представим, что мы в сказке. Мы, словно цветы, на поляне лесной, Согретые солнцем, умыты весной. Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая, И ласковый ветер нас тихо качает, И нежные песни нам птицы поют, И соки земные нам силы дают”.    - Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, медленно садимся и аккуратно встаем.                                                                                     8.Физкультурный инструктор: Ищем пульт по схеме действий                             9. Речь с движением.  Произнесем волшебное заклинание – «Этот робот не простой, Этот робот заводной,  Робот крутит головой,                                             Робот двигает рукой,  Робот топает ногой –  Он тогда такой смешной!»             IV.  Итог занятия:  Пультом управления приводим робота в движение.                                  Логопед: Ребята, мы сделали доброе дело. Помогли роботу. Какое задание вам показалось наиболее сложным? Наиболее интересным? Вы были сегодня, особенно ловкие, быстрые, умненькие и очень организованными. Молодцы!  (Робот провожает детей до выхода из зала.)      

Использование нестандартных средств и форм,  при проведении коррекционно-логопедической работы способствует решению задач гармоничного развития детей с ограниченными возможностями развития и помогает более результативно и в короткие сроки  активизировать развитие  психических процессов  и формировать  личность ребёнка в целом.  

Список использованной и рекомендуемой литературы:                                                      О. И. Крупенчук, Стихи для развития речи, Литера, С-Пб,2003                        Т.А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки»  / Речевой материал для автоматизации звуков/ М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических ...

Использование малых фольклорных форм на логопедических занятиях.

Оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ГБ...

Консультация для родителей «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста (палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша)

Из консультации родители узнают, как интересно, в игровой форме можно развивать математические способности у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...

Обобщение опыта работы"Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии"

Обобщение опыта работы "Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии"...

Консультация для педагогов «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Использование нестандартных средствматематического развитиядетей дошкольного возраста»...

Использование комплекса упражнений для глаз на логопедических занятиях, как средство предупреждения и профилактики зрительных расстройств у дошкольников

Данная статья содержит материал полезный для начинающих специалистов в области - Логопедия. Содержащаяся в статье информация познакомит с основными правилами и приемами импользования зрительных упражн...