Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста.
проект на тему

Воспитание здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста

Я не боюсь еще и еще раз сказать:

забота о здоровье - важнейшая работа

воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы». В. Сухомлинский

Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников - проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.

Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни - одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения.

Здоровье - показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания.

Цель: систематизация и обобщение накопленного опыта по созданию целостной системы работы воспитателя в группе, направленной на достижение положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, формировании у них валеологической культуры.

Задачи

:- формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни;

-формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;

-формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;

-воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;

- воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые теоретические знания и элементы практических привычек.

Валеологическое образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества.

Новизна и оригинальность представленной системы работы заключается в поэтапном, в соответствии с возрастными возможностями и способностями дошкольников, распределении валеологического образования и воспитания дошкольников младшего, среднего и старшего возраста, в интеграции валеологических знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании инновационной здоровьесберегающей среды.

Объектом обобщения опыта является система работы по формированию валеологической культуры дошкольников. Предметом обобщения опыта является использование современных оздоровительных технологий, нетрадиционных подходов к организации различных форм работы с детьми.

Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения. Предлагаемый материал подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить ценить свое здоровье, ответственно относиться к нему.

Представленная диагностика валеологической культуры дошкольников позволит воспитателям, специалистам и родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный здоровьесберегающий педагогический процесс не только в группе, но и в целом, в образовательном учреждении, где будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку быть здоровым, любить движение, спорт, максимально самопроявиться, раскрыться, развиться в разных видах детской деятельности и общении.

Сущность: система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования валеологической культуры дошкольников. Главное - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, ценил своё здоровье и здоровье окружающих, приобщился к занятиям любимым видом спорта.

Принципы работы:

Принцип « Не навреди!» определяет , что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые:

-просты, то есть , легки в освоении не требуют значительных материальных затрат, для усвоения этих технологий достаточно иметь желание быть здоровым;

-доступны, то есть, могут быть освоены самостоятельно и осознанно детьми разного возраста;

-безопасны, то есть все оздоровительные педагогические технологии не могут причинить вреда детям.

-эффективны, то есть быстро дают положительный результат. При этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой шаг и контролировать своё состояние.

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип региональной специфики - предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий Принцип вариативности - предполагает использование различных оздоровительных технологий в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды группы

Принцип развивающего характера образования - направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития.

Принцип индивидуализации - предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к дошкольнику и индивидуальная форма его обучения играют в образовательном процессе главную роль.

Принцип доступности - предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методик, используемых в работе.

Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ВИДЫ

ПРИЁМЫ

Наблюдение - формирование основного содержания знаний дошкольников об органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно- действенной форм мышления, речи.

Рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем.

Задачи: уточнение, обогащение представление детей об организме, обогащение словаря детей; формирование наглядных образов тех органов, восприятие которых в жизни невозможно; обогащение, систематизация знаний детей; активизация словаря, развитие связной речи.

-вопросы -образец рассказа -задание творческого характера

Слайды

Задачи: расширение знаний детей; развитие речи; формирование конкретных представлений о явлениях, восприятие которых в жизни затруднено , невозможно; невозможность познакомить с явлениями, протекающими длительное время.

-вопросы обсуждение -повторный показ -рассказ

-художественное слово -рисование на темы, близкие к их содержанию.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ВИДЫ

ПРИЁМЫ

Игровой метод - использование

разнообразных компонентов игровой

деятельности в сочетании с другими

приёмами;

Моделирование- создание моделей, их

использование, формирования знаний о

свойствах, структуре, отношениях, связях,

объектов.

Экспериментирование- самостоятельная

поисковая деятельность детей с целью

решения поставленной задачи.

Упражнения- многократное повторение

умственных и практических действий

ЗАДАЧИ:

-овладение разными способами умственной

деятельности;

- формирование валеологических и

практических навыков, умений;

- совершенствование и укрепление

познавательных сил детей.

- вопросы

- указания

- объяснения

- показ

- воображаемая игровая

ситуация

Элементарные физиологические опыты-

преобразование жизненной ситуации с целью

выявления скрытых свойств органов,

установления связи между ними, причин

изменения.

ЭТАПЫ:

Выдвигается познавательная задача—►

Анализ задачи, выявление известного и

неизвестного обсуждение организации

опыта опыт

-вопросы поискового

характера

- указания

- сравнения

- рисунки, графики

- анализ результатов

- формирование сложной

аналитико-синтетической

деятельности мышления

- формирование способности

сравнивать, делать выводы

Словесные методы обучения

Виды

Приёмы

Рассказ педагога

(Создавать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены и т.д.)

  • риторические вопросы
  • обмен мнениями
  • беседа до и после рассказа
  • рассматривание наглядностей

Рассказы детей (совершенствовать знания, умения отражать сложившиеся представления, повышать степень обобщенности знаний)

  • вопросы
  • напоминания
  • соучастие воспитателя
  • анализ
  • оценка

Беседа {уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы)

Чтение художественного произведения: расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.

Формы организации детей

  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • чтение специальной литературы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • простейшие физиологические опыты;
  • моделирование;
  • самостоятельное наблюдение;
  • индивидуальная работа в уголках здоровья;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Валеологическое воспитание дошкольников выходит на первые позиции по степени значимости; сохранение физического здоровья и психологического благополучия  детей  является одним из основных на...

Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...

Презентация: "Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста"

Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста....

презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп

laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...