«Релаксация как основное средство профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей»
консультация ( группа) по теме

Бадаева Лариса Олеговна

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться (релаксация) позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизических техник и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relaksatsiya_u_detey.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

         МДОУ «Детский сад комбинированного вида №16»

Сергиево-Посадский район пос. Реммаш

           

Выступление на тему: «Релаксация как основное средство профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей»

на педсовете  «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

                                       

 инструктор по физкультуре   БАДАЕВА  Л.О.                                              

                                                 

РЕЛАКСАЦИЯ КАК   ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ  ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния  радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление всеми функциями организма, т.е. психоэмоциональное состояние напрямую связано с физическим здоровьем ребенка. Поэтому, при психоэмоциональном напряжении дети становятся не просто раздражительными, обидчивыми, неуправляемыми, но могут и жаловаться на головную боль, у них может быть нарушения ритма сердечной деятельности, повышение артериального давления.

Во время пребывания в ДОУ у детей может нарушаться позитивное психическое состояние из-за:

  • Нерационального режима жизнедеятельности детей в связи с неудовлетворительной работой персонала;
  • Дефицита свободы движений;
  • Недостаточного пребывания детей на свежем воздухе;
  • Скудного питания и слабой организации приема пищи;
  • Непрофессиональной организации режимных моментов( напр., укладывания на дневной сон);
  • Преобладания авторитарного стиля общения с воспитанниками при отсутствии к ним внимания и заботы;
  • Интеллектуальных, эмоциональных и физических перегрузок;
  • Проблем с организацией межличностного общения детей;
  • Проблем семейного воспитания.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться (релаксация) позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизических техник и упражнений.

В работе с детьми можно применять  упражнения по следующим направлениям:

  • Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

- «Задуй свечу». Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

-«Ленивая кошечка». Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться как кошечка. Почувствовать, как тянется тело, затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

  • Упражнение на расслабление мышц лица:

-«Рот на замочке». Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: « У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы)

          Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4-5с)

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.»

             -«Злюка успокоилась». Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая  зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько  глубоких вдохов,  потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

                 «А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь,

                   Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

                   Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,  

                   Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

                   Может, даже  и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть) .

  • Упражнения на расслабление мышц шеи:

-«Любопытная Варвара». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, потом вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы:

       «Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

         А потом опять вперед- тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, посмотреть на потолок как можно дольше, Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы:

             А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

              Возвращается обратно - расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы:

        А  теперь  посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись!

        Возвращаемся обратно - расслабление приятно!

  • Упражнения на расслабление всего организма:

-«Снежная баба».Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утор, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом  одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся  по земле.

-«Замедленное движение». Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

             « Все умеют танцевать, прыгать, бегать рисовать,

                Но не все пока умеют  расслабляться, отдыхать.

                           Есть  у нас игра такая - очень легкая, простая,

                           Замедляется движенье, исчезает напряженье.

                           И становится понятно- расслабление приятно!

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. В процессе расслабления  организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

    Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми.  Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

    Такая системная  работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое и физическое здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фелт-терапия – средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования  терапии живым теплом....

Доклад "Основные средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей"

Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики...

Сказкотерапия - как средство профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные иссл...

Презентация "Игра - как средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Одним из важных показателей психического здоровья ребенка является его психо-эмоциональное состояние. Проявление у детей несобранности, излишней активности, или замкнутости, робости, а часто агрессивн...

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей...