ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Померанцева Елена Леонидовна

Основные средства профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomerantseva_poluboyarinova.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Померанцева, старший воспитатель, Надежда Полубояринова, воспитатель

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников стоит в настоящее время особенно остро.

Это связано с тем, что для сегодняшних первоклассников, как бы ни была упрощена учебная программа, они все же оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. Причины: физическая неподготовленность к предлагаемым учебным нагрузкам, завышенные ожидания со стороны родителей, отрицательная оценка учителя, которая может быть невольно выражена им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде.

Состояние психологического дискомфорта могут вызвать действия воспитателя, недостаточно подготовленного к работе с шестилетними детьми, который использует методы и приемы обучения, приемлемые для более старшего возраста.

Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредельны, занимаются с ним по учебной программе еще и дома и этим создают ему дополнительные психологические проблемы.

Нерациональное питание, нарушения в организации сна, ограничение свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального напряжения.

Мы полагаем, что утверждение "В здоровом теле - здоровый дух'", служившее людям в течение веков, не потеряло своего значения.  Считаем необходимым  поделиться опытом работы  по профилактике психоэмоционального напряжения у детей  дошкольного возраста.

Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого и родители, и практический психолог, и воспитатель детского сада, и учитель начальных классов в школе должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.

По мнению многих исследователей, основной причиной возникновения напряжения является неудовлетворенная потребность. Основные признаки психоэмоционального напряжения у детей.

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
     2.    Усталость ребенка после нагрузки.

3.  Беспричинная обидчивость, частые слезы по ничтожному поводу или, наоборот,  агрессия.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

5. Кривляние и упрямство. Трудности в соблюдении дисциплины.
     6. Потеря аппетита.

7. Дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Потеря веса или, наоборот, увеличение массы тела.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

Что обычно чувствуют в этой ситуации дети? Чаще всего они чувствуют боль, тревогу, неуверенность, злобу и почти всегда - страх. Существует множество рекомендации по снятию психоэмоционального напряжения. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом. Физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Не менее важными компонентами здорового образа жизни являются сон, питание, закаливание и пренебрегать ими нельзя. Еще И. П. Павловым было доказано, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме.

В профилактике психоэмоционального напряжения детей не следует сбрасывать со счета питание. Необходимо уяснить для себя, что важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу с использованием классических музыкальных произведений. Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры.  В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ. Использование упражнений по психосаморегуляции состояния дает возможность наполнить традиционную систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении новым смыслом и содержанием и создать технологию, которую мы можем смело назвать не только здоровьесберегающей, но и формирующей у детей позиции созидателя и разумного поведении в отношении своего физического и психического здоровья. Все вышеперечисленные основные средства профилактики психического напряжения детей являются структурными компонентами среды жизнедеятельности ребенка, а также системы физического воспитания детей в детском учреждении.            

Поэтому мы полагаем разумным изложение конкретных практических рекомендации начать именно с них.

Организация детского сна. Полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства. Ритуал укладывания   ребенка в постель и дома, и в детском саду не должен                                                          превращаться в тягостную для ребенка процедуру. Основные условия полноценного детского сна в образовательном   учреждении и их обоснование:

1.Спальная комната в любое  время  года перед сном детей хорошо проветривается. В момент укладывания детей фрамуги лучше закрыть.  Но, когда все дети улягутся, и воспитатель убедится, что они хорошо укрыты одеялами и заснули, фрамуга открывается снова. Состав воздуха в спальной от дыхания детей, испарений их тел меняется быстро, поэтому необходима "подпитка" кислородом, тогда дети спят крепче. Не бойтесь простудить детей, открывая фрамугу или окно. Аэрация в спальной, когда там дети, необходима. Просто нужно ориентироваться на температуру воздуха на улице и в помещении и, оценив разницу, отрегулировать длительность проветривания. Мы  в своей группе  пришли к оригинальному и правильному решению этой проблемы. В уличную створку фрамуги вставили оргстекло с микроотверстиями. Воздух, тончайшими струйками проходя через стекло, быстро согревается, и опасность простудить детей полностью исключается.

2. Раздеваться детям лучше всего в другом помещении. Например, в групповой. Тогда дети встают с постели по мере пробуждения. Одеваясь, они не мешают спать другим детям. Спят дети без маечек, в одних трусиках, так как детскому тельцу без лишней одежды комфортнее. К тому же под одеялом температура воздуха +39-40°С, а в помещении спальной всего +18-20 °С. Пока ребенок застилает постель, в которой спал, и выходит в групповую, чтобы одеться, он получает прекрасную контрастную воздушную ванну с разницей в 20 градусов.

3. Большое значение для полноценного сна детей имеет расстояние между кроватками (по санитарным нормам оно должно быть не менее полуметра), а также и то, кто спит по соседству. Подходы к распределению кроваток, конечно, могут быть самые разные. Мы  предоставляем решать это детям, помня о том, что одним из гуманистических принципов педагогики является принцип предоставления детям свободы выбора. К тому же приязненные отношения детей усиливают чувство психологического комфорта. Дети принесли из дома любимые мягкие игрушки, с которыми привыкли засыпать дома. Родители сделали им оригинальные мягкие коврики, непохожие один на другой, на стенке разместили фотографии близких.

4. У детей должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывания дети засыпают уже через пять-семь минут. В момент укладывания должна звучать фоновая музыка. Когда все дети лягут, нужно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки дети должны слышать изо дня в день. Обязательно пение колыбельных песен или чтение перед сном тихим ровным голосом. Закончив пение колыбельной или чтения, воспитатель подходит к каждому ребенку и тихо шепчет только для него предназначенное ласковое слово. Например, "Засыпай, Танюша. Спи, мое солнышко" и т. п. Быстрый эффект дает нежное поглаживание едва касаясь волос, бровей, головы ребенка, его лба, рук, плеч. При умелых действиях воспитателя ребенок тотчас расслабляется и засыпает.

5.Следует обращать внимание на характер сна детей, их позы. Причудливые и странные позы, как отмечают специалисты, не такое уж редкое явление. С. Ю. Мартынов указывает, что рисунок необычной позы во сне возникает чаще всего в преддверии какого-либо заболевания, либо сопровождает развившиеся у ребенка болезненные нарушения. Если при этом попытаться изменить позу ребенка, то немедленно последует возврат в исходное положение. Тому есть вполне конкретные причины. Например, поза вниз головой чаще всего наблюдается у детей, перенесших ушиб головы. Такое положение, отмечают специалисты, является своеобразной компенсаторной реакцией организма в ответ на травму. Для детей, страдающих астматическим бронхитом, характерна поза с резко запрокинутой назад головой и развернутой грудной клеткой. Это тоже своеобразная защитная реакция организма, в таком положении лучше вентилируются легкие. Для детей, страдающих ночным недержанием мочи, характерной является "мертвая поза". Это поза полного расслабления мышц в положении лежа на спине. Встречаются и другие необычные позы. Специалисты не советуют менять позу ребенка, поскольку за этим неминуемо следует пробуждение. Мало того, это может привести к нежелательным последствиям. На необычную позу ребенка следует обратить внимание родителей и врача образовательного учреждения.

6. После пробуждения мы не держим их в постели, чтобы они не нервничали, не шалили. Чтобы детям было чем заняться после пробуждения, разучиваем с ними несколько несложных упражнении на спорткомплексе, тренажерах, которые установлены в групповой, учим их несложным приемам самомассажа, элементарным приемам закаливания. На выполнение этих действий уходит минут пятнадцать-двадцать. В этом случае дети, занятые делом, не мешают спать другим.

 Психологические аспекты организации питания детей. Психологический комфорт детей во время их пребывания в детском саду во многом зависит от того, как в нем организовано питание. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи. Питание детей должно проходить как дома. В качестве средства профилактики                        психоэмоционального напряжения во время приема пищи звучит спокойная музыка.                                                                          Чтобы дети получили удовольствие не только от еды,  но и от общения со сверстниками и взрослыми, мы используем технологию семейного стола. Она заключается                                                    в следующем: взрослые должны есть вместе с детьми, за столом дети должны общаться, за столом должен быть глава, хозяин, хозяйка, манеры детей за столом                                                          обсуждению взрослых не подлежат. Воспитатель, сидя за столом с детьми создает дружескую атмосферу, учить детей расслабляться, отдыхать. А еще своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, приходит на помощь в трудной для ребенка ситуации. Например, Никита никак не мог справиться с блинчиком с помощью вилки и ножа. Взрослый объясняет: "У нас дома блинчики любят есть руками. Я тоже. Вот так берем блинчик..." В ответ, как правило, благодарный взгляд ребенка. Особо тщательной психологической подготовки требует общение с детьми во время еды. Хорошо известно, что вести беседу за едой - это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное - беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Разговор следует вести на нейтральные темы. Можно поговорить, например, о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды детям больше всего нравится, поделиться впечатлениями о прошедшем отрезке дня и т. д. Роль воспитателя заключается в контроле за соблюдением этих условий, а также в том, чтобы помочь ребенку довести его мысль до конца. Не следует принуждать ребенка есть. В нашей группе правила уже со средней группы устанавливаются с учетом мнения детей. Они осознаны детьми, их  немного, чтобы дети могли держать их в памяти. Мы хотим отметить, что имеем в виду правила культуры общения, а не манеру есть. Как и любые инструкции, правила должны иметь четкие формулировки. Например, «Мы вежливы за столом», «Мы аккуратны».

Организация режима жизнедеятельности детей. Психоэмоциональное состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни, который в детском саду задается режимом дня. Традиционно в нем указываются время и длительность сна, приема пищи, прогулок, занятий. С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние детей не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться не продуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня. Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и является психоэмоциональным напряжением.

В нашем детском саду режим дня детей гибкий, то есть учитывающий возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости.

Оздоровительная утренняя гимнастика. Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики включены только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения. Интерес к гимнастике поддерживаем разнообразием упражнений и игр. Например, сегодня утренняя гимнастика может состоять из серии подвижных игр, завтра дети могут поработать на полосе препятствии, в следующий день это будет интересная пешая прогулка с небольшим марш-броском и т. п. Во время гимнастики детям предоставляется возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Например, поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скакалку. На самостоятельную двигательную деятельность отводится от 6 до 10 минут. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. Организация психотерапевтических прогулок. Психотерапевтическая прогулка - это пешая прогулка, основную часть которой составляет спортивная ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых. Естественно, что психотерапевтическая прогулка проводится психологом учреждения. Первое требование, которое должны выполнять дети, - идти спортивным шагом, второе - помнить маршрут и останавливаться в определенных его точках, третье - фиксировать свое физическое и психическое состояние в определенных точках маршрута, четвертое - отметить свое состояние в дневнике маршрута или рассказать о нем. В месячной программе физкультурной терапии таких прогулок не менее четырех-шести. Чтобы детям было интересно, составляется специфическая экскурсионная программа. На специально изготовленной карте, где центром "маленькой вселенной" является детский сад, отмечаются маршруты путешествий. Протяженность маршрута зависит от возраста детей и сезона. Во время прогулки дети идут, стараясь сохранить спортивный шаг и запомнить свои физические ощущения: биение сердца, характер дыхания и т. п. Остановку дети должны делать самостоятельно. На остановках психолог проводит с детьми мини-тренинги. Это могут быть упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.  Иногда на остановках дети заходят в хозяйственный или продуктовый магазин, аптеку, чтобы сделать покупки. В этом случае психолог договаривается с родителями и те дают своим детям деньги и поручения купить пачку соли, например. Другими словами, прогулка используется для создания реальной жизненной ситуации общения с незнакомыми людьми. Преодолевая застенчивость, осваивая речевые формулы общения, дети становятся увереннее. Психотерапевтические прогулки очень любят дети. Мы заметили, что им нравится выходить за пределы образовательного учреждения маленькой компанией.

Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Музыкально-ритмическая гимнастика считается одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. Значение музыкальных ритмов для снятия психоэмоционального напряжения велико. То, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиения, доказано еще в прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым. Такое же действие оказывает и воспоминание об этой музыке. В. М. Бехтерев установил, что при спокойной музыке дыхание человека становится глубоким и равномерным, а гармоничные созвучия замедляют пульсацию крови. Способны вызвать замедление пульса и удары метронома. Звуковые ритмы воздействуют на ребенка, когда он находится еще в утробе матери. Не случайно, когда мать прижимает ребенка к груди и покачивает его, он быстро засыпает. Ритмы сердца матери, которые слышит ребенок, успокаивают его. Способность человека к саморегуляции состояния, психической перестройке обеспечивает и его эффективную адаптацию в окружающем мире, и результативность любой деятельности. Обучать управлять своим психофизическим состоянием надо начинать с детских лет. Большинство упражнений по психической саморегуляции предлагается детям в игровой форме. Занимательный аутотренинг. Игры и упражнения занимательного аутотренинга очень веселые. Использование их рекомендовано после того, как дети освоят основные приемы аутогенной тренировки, о которой рассказано выше. Приемы занимательного аутотренинга можно использовать во время образовательных занятий и уроков или как специальное коррекционное средство. В первом случае тренинг может проводиться с большой группой детей, во втором - индивидуально или в парах. Групповой игровой треннинг с элементами соревнования вносит в обучающие занятия оживление, которое, как указывают специалисты, позволяет детям быстрее включиться в учебный процесс. Для проведения занимательного аутотренинга особых условий не требуется. Однако неплохо, если в помещении, где он проводится, будет сенсорное освещение, удобные кресла или небольшие маты (подушечки) на каждого ребенка, аудио- и видеотехника. Упражнения тренинга по возможности должны иметь элементы обратной связи. Это означает, что дети должны рассказать психологу о том, что чувствовали, и хотя бы элементарно оценить свое состояние. Ниже приводится адаптированный к специфике детского возраста вариант занимательного аутотренинга из сборника сценариев "Игры - обучение, тренинг, досуг" под редакцией В. В. Петрусинского.      

1. Отвечаем на вопросы.   Дети, мы знаем с вами, что сахар - сладкий, перец - горький, трава - зеленая, пчела - жужжит, рыба - плавает. А вот интересно, знаете ли вы себя? Давайте попробуем узнать, что мы о себе знаем. Я буду задавать вам вопросы, а отвечать вы будете с помощью фишек.
Красная фишка означает "да", синяя - "нет". Фишки лежат в корзиночке. Если вы хотите сказать "да", то берете из корзиночки красную фишку и кладете ее перед собой. Если "нет", то берете синюю фишку и кладете ее перед собой.
Вопросы:
Вы знаете, где у вас сердце?
Вы часто слушаете, как оно бьется'?
Вам бывает иногда трудно дышать?
Вы знаете, почему вам трудно дышать?
Вы можете долго, долго сидеть и смотреть книгу?
Вы придумываете сами себе сказки, когда укладываетесь спать?
Вам снятся сны?
Вы запоминаете сон, сможете его рассказать?
Вы любите слушать музыку?
             Спасибо! А теперь подсчитаем:
Сколько всего было задано вопросов?
Как вы это узнали?
Сколько раз вы ответили "да"?
Сколько раз вы ответили "нет"?
Каких ответов у вас было больше: "да" или "нет"?
Что это означает, по-вашему?

Реквизит: фишки двух цветов.

При планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей мы руководствуемся следующими основными принципами: оздоровительно-развивающей работы; ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребенка; учетом направленности его интересов; обеспечением свободы выбора и волеизъявления; безоценочным подходом к детям. Ориентация на «зону ближайшего развития» исключает усредненный подход к ребенку и способствует устранению эмоционально-интеллектуальной напряженности, возникающей у него, если превышены пределы доступности воспринимаемого им материала. Гуманистический принцип безоценочного подхода служит одним из важнейших условий обеспечения позитивного состояния нервной системы малышей. Большое значение в профилактике психоэмоционального напряжения у дошкольников имеет работа педагогического коллектива с семьей. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, психологических, педагогических, юридических, экономических. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь ребенка. Необходима преемственность работы детского сада и воспитания в семье.

8. Литература:

  1. В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста", М. 2010
  2. Н.П. Вердиго, Игры, которые лечат. Психотерапевтические игры. Дыхательные упражнения. Упражнение на снятие нервного напряжения у детей. Упражнения на развитие эмоциональной сферы. Ароматерапия для детей, Архангельск, 2004
  3. Миролюбова Н.В. ст. "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста", http://nsportal.ru/detskii-sad/
  4. В. Петрусинский."Игры - обучение, тренинг , досуг", С-П, 2000

                  nsportal.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Профилактика психического состояния ребенка является одной из проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармо...

профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

проблема адаптации детей к условиям детского сада была и остается важной проблемой как для детей и их родителей, так и для педагогов. опыт Гусевой Г.М. рассказывает об эффективных приемах использовани...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Данная статья адресована как родителям, так и воспитателям дошкольных организаций. В ней рассматриваются проблема и причины возникновения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста и ...

Фелт-терапия – средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

Снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования  терапии живым теплом....

«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

В специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растет интерес к изучению эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Дети с ограниченными возмож...

Консультация для педагогов «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».

laquo;Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»....

Презентация "Игра - как средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Одним из важных показателей психического здоровья ребенка является его психо-эмоциональное состояние. Проявление у детей несобранности, излишней активности, или замкнутости, робости, а часто агрессивн...