Мастер-класс «Нетрадиционная форма оздоровления дошкольников: хатха - йога» /младший возраст/
методическая разработка по теме

Курбатова Ольга Алексеевна

Цель:

Ø Познакомить педагогов с нетрадиционными способами оздоровления дошкольников.

Ø Повышение профессионального мастерства и обмена опытом.

План:

1.     Теоретическая часть.

2.     Практическая часть.

Литература:

1.     Латохина Л.И. «Хатха-йога для детей», М.Просвещение.

2.     В.Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду»

ж/Обруч №3 1997г.

3.     С.Сергеева «Йога для детей»

 

Арабская пословица утверждает:   «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все».

Уважаемые коллеги!

В  целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики (не буду останавливаться), познакомлю Вас с одной из нетрадиционных – йога. Эту форму оздоровления использую первый год.

Существует множество различных видов йоги, одна из них – хатха - йога.; нижняя, но самая важная, базовая для других ступень, включающая в себя статические упражнения с дыхательными практиками.

Буквальный перевод слова ХАТХА – мощь, усилие. Также символизирует: ха-солнце, тха-луна.

Упражнения хатхи-йоги :

ü Развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, исправляет сутулость;

ü Укрепляет мышечный корсет, что является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, развивает крупную и малую моторику;

ü Улучшается координация движений, тренируется вестибюлярный аппарат;

ü Активизируют  работу внутренних органов, укрепляют  нервную систему, способствуют концентрации внимания, развивают воображение, сенсорный аппарат.

Упражнения хатха-йоги выполняются без снарядов, что позволяет независимо то внешних условий задавать организму необходимый объём физической нагрузки.  

Что такое детская йога?
Детская йога соединяет в себе элементы древней практики йоги и традиционные физические упражнения.
Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста и развития детей.
Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело, превращаясь в животных, растения  или предметы.
Даже самая большая человеческая мудрость начинается с детской игры.
В веселой, игровой форме, «детская йога» показывает, как дети могут направить свою естественную неуёмную энергию на укрепление здоровья – статические позы животных, отображение природных явлений, комплексы упражнений с интересными историями, динамические позы - направлены на концентрацию, гибкость и растяжку, осознание возможностей своего тела. 
Для ребенка познание мира — всего лишь игра.
В своей работе с детьми я руководствовалась практической методикой 
С. Сергеева «Йога для детей».

Так как работаю на младшей возрастной группе , то использую элементы Хатха-йоги.  Для облегчения вхождения в образ придумываю игровые ситуации, мини-рассказы , упражнения, имитирующие движения поведения героев сказок, животных (как уже говорила ранее).

Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны (позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память.   "Бабочка", "Улитка", "Змея»,"Черепаха", "Лягушка","Дерево".
Кроме статических поз-асан, обязательно практикую корригирующие упражнения на ОДА – профилактика плоскостопия, укрепление осанки и костной системы ребенка.  Использую  нестандартное оборудование , которые очень нравятся детям.
Позы йоги очень легко включить в традиционные детские игры. Для этого требуются минимум воображения и небольшая модификация поз.
Игра «Делай, как я» реализует страсть детей к подражанию, «Море волнуется раз..»

Использую игровую психогимнастику (Улыбочка-дудочка).Применяю специальные асаны (упражнения)  на релаксацию. Поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полезных. 
Наверное, не существует людей, не любящих массаж. 
«Волшебные точки Здоровья» - так мы их называем.
Под действием  пальчикового массажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Думаю, нет необходимости говорить о его методике и пользе.
Чтобы ребенок меньше уставал и не болел, получал хорошие оценки в школе, ему необходимо научиться правильно дышать. Оказывается, лишь немногие люди умеют это делать так, как нужно.
О дыхательных гимнастиках наслышаны все. Существует множество методик, дыхание йогов хорошо сочетается с парадоксальной системой Стрельниковой, которая действительно уникальна.
ИГРА « ШАРИК» лежа - эта игра помогает привыкнуть дышать диафрагмой, а не только грудью. 
УПРАЖНЕНИЕ «ВОДОЛАЗЫ» - научит задерживать дыхание.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗМЕЙКА» - научит попеременному дыханию. Сядьте прямо в удобную для вас позу. Правой рукой зажмите левую ноздрю и вдохните через правую. Затем зажмите правую ноздрю и выдохните через левую.
Через дыхание дети имитируют – ураган, вьюгу, лёгкий ветерок, надувание шариков, задувание свечи и др.; причём выполняют из разных исходных положений тела.
 Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить.

Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы.
Практическая часть:
Приветствие – «Круг дружбы».

Тропа Здоровья – ходьба, ползание по корригирующим, массажным, сенсорным дорожкам. (Музыка)

Психогимнастика «Улыбочка-дудочка».

Дыхательное упражнение «ВЕТЕР».

Статические позы: дерево, кустик, елочка, веточка, дуб.
 Асаны  хатха-йоги: 
-- кошка, черепаха, змея, лягушка
-- поза ребенка,  покачай малышку, бабочка, 
Д.- звук. /упр. «Муха», «Жук» -- «Лечебные звуки».
Массаж головы «ЕЖИК».

Поза покоя. (Музыка)
 Слова Здоровья.
 Сюрпризный момент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_khatkha-yoga.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс      «Нетрадиционная форма  оздоровления                    дошкольников:  хатха - йога»  /младший возраст/

Цель:

  • Познакомить педагогов с нетрадиционными способами оздоровления дошкольников.
  • Повышение профессионального мастерства и обмена опытом.

План:

  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть.

Литература:

  1. Латохина Л.И. «Хатха-йога для детей», М.Просвещение.
  2. В.Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду»

ж/Обруч №3 1997г.

  1. С.Сергеева «Йога для детей»

Арабская пословица утверждает:   «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все».

Уважаемые коллеги!

В  целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики (не буду останавливаться), познакомлю Вас с одной из нетрадиционных – йога. Эту форму оздоровления использую первый год.

Существует множество различных видов йоги, одна из них – хатха - йога.; нижняя, но самая важная, базовая для других ступень, включающая в себя статические упражнения с дыхательными практиками.

Буквальный перевод слова ХАТХА – мощь, усилие. Также символизирует: ха-солнце, тха-луна.

Упражнения хатхи-йоги :

  • Развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, исправляет сутулость;
  • Укрепляет мышечный корсет, что является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, развивает крупную и малую моторику;
  • Улучшается координация движений, тренируется вестибюлярный аппарат;
  • Активизируют  работу внутренних органов, укрепляют  нервную систему, способствуют концентрации внимания, развивают воображение, сенсорный аппарат.

Упражнения хатха-йоги выполняются без снарядов, что позволяет независимо то внешних условий задавать организму необходимый объём физической нагрузки.  

Что такое детская йога?
Детская йога соединяет в себе элементы древней практики йоги и традиционные физические упражнения.
Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста и развития детей.
Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело, превращаясь в животных, растения  или предметы.
Даже самая большая человеческая мудрость начинается с детской игры.
В веселой, игровой форме, «детская йога» показывает, как дети могут направить свою естественную неуёмную энергию на укрепление здоровья – статические позы животных, отображение природных явлений, комплексы упражнений с интересными историями, динамические позы - направлены на концентрацию, гибкость и растяжку, осознание возможностей своего тела. 
Для ребенка познание мира — всего лишь игра.
В своей работе с детьми я руководствовалась практической методикой 
С. Сергеева «Йога для детей». 

Так как работаю на младшей возрастной группе , то использую элементы Хатха-йоги.  Для облегчения вхождения в образ придумываю игровые ситуации, мини-рассказы , упражнения, имитирующие движения поведения героев сказок, животных (как уже говорила ранее).

Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны (позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память.   "Бабочка", "Улитка", "Змея»,"Черепаха", "Лягушка","Дерево".
Кроме статических поз-асан, обязательно практикую корригирующие упражнения на ОДА – профилактика плоскостопия, укрепление осанки и костной системы ребенка.  Использую  нестандартное оборудование , которые очень нравятся детям.
Позы йоги очень легко включить в традиционные детские игры. Для этого требуются минимум воображения и небольшая модификация поз.
Игра «Делай, как я» реализует страсть детей к подражанию, «Море волнуется раз..»

Использую игровую психогимнастику (Улыбочка-дудочка).Применяю специальные асаны (упражнения)  на релаксацию. Поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полезных. 
Наверное, не существует людей, не любящих массаж. 
«Волшебные точки Здоровья» - так мы их называем.
Под действием  пальчикового массажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Думаю, нет необходимости говорить о его методике и пользе.
Чтобы ребенок меньше уставал и не болел, получал хорошие оценки в школе, ему необходимо научиться правильно дышать. Оказывается, лишь немногие люди умеют это делать так, как нужно.
О дыхательных гимнастиках наслышаны все. Существует множество методик, дыхание йогов хорошо сочетается с парадоксальной системой Стрельниковой, которая действительно уникальна.
ИГРА « ШАРИК» лежа - эта игра помогает привыкнуть дышать диафрагмой, а не только грудью. 
УПРАЖНЕНИЕ «ВОДОЛАЗЫ» - научит задерживать дыхание.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗМЕЙКА» - научит попеременному дыханию. Сядьте прямо в удобную для вас позу. Правой рукой зажмите левую ноздрю и вдохните через правую. Затем зажмите правую ноздрю и выдохните через левую.
Через дыхание дети имитируют – ураган, вьюгу, лёгкий ветерок, надувание шариков, задувание свечи и др.; причём выполняют из разных исходных положений тела.
 Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить.

Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы.
Практическая часть:
Приветствие – «Круг дружбы».

Тропа Здоровья – ходьба, ползание по корригирующим, массажным, сенсорным дорожкам. (Музыка)

Психогимнастика «Улыбочка-дудочка».

Дыхательное упражнение «ВЕТЕР».

Статические позы: дерево, кустик, елочка, веточка, дуб.
 Асаны  хатха-йоги: 
-- кошка, черепаха, змея, лягушка
-- поза ребенка,  покачай малышку, бабочка, 
Д.- звук. /упр. «Муха», «Жук» -- «Лечебные звуки».
Массаж головы «ЕЖИК».

Поза покоя. (Музыка)
 Слова Здоровья.
 Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном р...

Мастер класс «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

Знакомство со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;Умение сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в...

План-конспект. Мастер-класс:" Нетрадиционные приемы рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

В данном плане-конспекте использованы несколько нетрадиционных приемов  рисования, используемых в одной работе....

МАСТЕР-КЛАСС НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В.А.Сухомлинский говорил: « Ум ребенка -  на кончике его пальцев».  Каждый  ребенок с упоение рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило , творческие способности лю...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер-класс Нетрадиционная техника рисования губкой для детей старшего дошкольного возраста «Осенний лес»

Мастер-классНетрадиционная техника рисования губкойдля детей старшего дошкольного возраста «Осенний лес»...

Конспект родительского собрания (мастер-класс) «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» для детей раннего возраста (2 года)

Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»  для детей раннего возраста (2 года)...


 

Комментарии

Мосная Наталья Геннадьевна

Спасибо, Ольга Алексеевна за такой интересный и, для меня не обычный, мастер - класс!Думаю, что это действительно здорово! Обязательно буду это использовать в своей работе!