Глазодвигательный тренинг для детей с нарушением зрения.
презентация занятия для интерактивной доски (подготовительная группа) по теме

Павлова Ольга  Генеровна

 Глазодвигательный  тренинг для  детей  с  нарушением  зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_dlya_glaz.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить;  вернуть же его очень трудно.

Малыш  должен  расти  здоровый.  Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте  здоровых детей становится все меньше и меньше.

За последнее десятилетие значительно  увеличилось число детей с  отклонениями в психическом и  физическом  развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушений зрения. которые могут привести к полной  слепоте, остаточному зрению ,слабовидению или отклонениям в  формировании полноценной функциональной зрительной системы.

   Очень часто дети  с рождения страдают  близорукостью ,дальнозоркостью и  астигматизмом , косоглазием  , амблиопией и многими другими видами нарушения зрения. Для малыша глаза- это путь в большой мир. А если ребенок видит этот мир плохо? Это страшная трагедия для ребенка и его родителей. .Более 15 лет МБДОУ д/с «Журавушка» помогает детям с нарушением зрения .И каждое утро спешат сюда мамы и папы- отдать ребят  в заботливые руки воспитателя.

Еще И.М.Сеченов ,отец русской физиологии, тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз . Глаз-это не просто орган  чувств. Он часть мозга ,вынесенная на  « передний край » восприятия. Глаз одна из сложнейших систем в организме  человека. Природа создала глаз шарообразным .поэтому он может легко вращаться вокруг трех осей: вертикальной (влево –вправо ), горизонтальной(вверх-вниз) и оптической .Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц ,которые и поворачивают глаза. Сами мышцы управляются сигналами ,поступающими из мозга .Глазодвигательные мышцы помогают хрусталику глаза фокусировать изображение на сетчатку, когда предметы находятся на разном расстоянии от глаз .Мышцы слегка «растягивают» или «сжимают» глазное яблоко ,перемещая тем самым  сетчатку глаза, удаляя или приближая ее к хрусталику. Ухудшение зрения ведет к ослаблению процесса  развития ребенка. Быстрое наступление утомления снижает работоспособность детей на  занятиях.  Для укрепления глазодвигательных мышц у детей мы проводим с детьми зрительную гимнастику.

 Цель зрительной гимнастики:

1.Профилактика нарушений зрения.

2.Снятие глазного напряжения.

3.Разритие глазодвигательных навыков: способность следить за движущимся объектом и плавно  перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях(слева направо ,сверху вниз и т.д.)

4.Развитие периферийного зрения, расширение бокового обзора :способность видеть то ,что нас окружает.

5.Развитие пространственной ориентации: способность судить о расположении  одного предмета относительно другого.

6.Развитие навыков зрительного анализа :способность выделять зрительное сходство и различие в размере ,форме и в цвете предметов.

Специалисты доказали, что использование в работе с детьми ,имеющими  нарушения зрения , глазодвигательной гимнастики в  течении дня -это эффективное средство обеспечения работоспособности детей.  При использовании глазодагательной гимнастики - организм ребенка включает в работу дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости и переутомления, улучшается способность к восприятию и переработке информации.

Виды  зрительной гимнастики:

Зрительная гимнастика на укрепление наружных мышц глаз.

Зрительная гимнастика на  укрепление внутренних мышц глаз.

Зрительная гимнастика на снятие зрительного утомления .

Зрительная гимнастика  на улучшение  кровообращения и циркуляции глазной жидкости.

 

 Зрительная гимнастика проводится  ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время . Детям  младшей возрастной группы предлагаются упражнения с меньшей дозировкой. В старшем возрасте дозировка постепенно увеличивается. Проводится по словесному указанию воспитателя ,с использованием стихов и потешек .Зрительные упражнения в стихах помогают настроить ребенка на  позитивный лад , дать заряд бодрости на целый день .Ежедневные занятия гимнастикой помогают снять напряжение .утомление. развивают память и речь. Выполнение движений с произнесением стихов превращает гимнастику в игру .

 В своей работе мы используем рекомендации офтальмолога профессора Э.С Аветисова, который  предлагает  наряду с оклюзионным лечением «проводить активные упражнения для развития зрения плохо видящего глаза» , а также  элементы методики В.Ф.Базарного. Зрительная гимнастика- это часть коррекционно-восстановительной работы с детьми с нарушением зрения .Используя упражнения зрительной гимнастики, мы обучаем детей хорошему видению.

  При проведении упражнений для глаз используем  различные ориентиры – зрительные стимулы (по методике В.Ф. Базарного).  На конце указки прикрепляем яркий предмет (машинка, ёжик, бабочка, божья коровка и т.д.) и предлагаем вместе отправиться в путешествие;  обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении. Сопровождая движения словами: «Посмотри вверх-вниз, влево – вправо, покружились». Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул находится чуть выше уровня глаз впереди стоящих или сидящих детей.  Применение зрительных ориентиров  позволяет упражнять ребят в сосредоточении взгляда на  неподвижном и движущемся предмете.  Кроме того, дети  более осознанно выполняют  глазодвигательные      действия  за конкретным предметом, чем просто  за пальцем, при  этом  не  напрягая  зрение.

Работа со схемами (методика В.Ф.Базарного).

     На схемах изображаем какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и т.д.. Плакаты размещаем выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагаем «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. Можно предложить детям игровой сюжет: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Поможем вырвать репку » и т.д. На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки или светового фонарика , а затем можно обойтись и без них. Упражнения со схемами проводим в положении сидя или стоя. Педагог предлагает детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнение повторяем 5-6 раз. Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые,  ломаные,  сплошные,  прерывистые,  закругленные, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.Аналогично работа проводится как с большими  офтальмотренажерами, так и с малыми тренажерами.

 Электрифицированный  стенд. « На лесной поляне».

 Пособие применяется для профилактики нарушений зрения,  активизации зрительной координации. А также для развития, коррекции и восстановления зрительных функций.

  1. Пособие используется для проведения гимнастики для глаз в начале и середине занятия, с целью  снятия напряжения глазных мышц, улучшения кровообращения .Педагог включает тумблеры. зажигает сигнальные лампочки в соответствии со схемой зрительно-двигательных  проекций разработанной профессором В.Ф.Базарным .В данном пособии  траектории движения взгляда указываются педагогом путем зажигания лампочек в определенном порядке: движение взгляда вверх-вниз, влево -вправо ,по и против часовой стрелки ,по овалу, и, наконец поиск огонька взглядом с фиксацией взора на объекте.
  2.  «Где зажегся огонек?»-развивать ориентировку в пространстве .Прибор используется для закрепления таких понятий. как «справа»,»слева»,»вверху»,»внизу»,»правый верхний угол» и т .д .Педагог зажигает лампочки на стенде и предлагает детям сказать, где загорелся огонек(в правом верхнем уголке ,в центре  или на грибке ,на солнце и т. д.
  3. «Сосчитай»-Педагог зажигает лампочки на стенде и предлагает детям следующее задание:

 - сосчитай,  сколько раз зажегся огонек?

 -сколько всего загорелось огоньков? -где больше загорелось огоньков- справа или слева? На сколько? Какого цвета загорелся огонек?

Сенсорные кресты .

Сенсорные кресты развешиваются под потолком .На них закрепляются различные силуэтные  изображения предметов, игрушек, героев сказок, геометрические фигуры, цифры, птицы .Их размер соответствует зрительным возможностям детей (15-30 см). Картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее удаленного стола. На занятии дети по просьбе педагога встают, отыскивают глазами нужную картинку - ответ на вопрос педагога или на загадку .Надо стараться, чтобы картинки соответствовали теме занятия и были объединены общим сюжетом. Данный тип упражнения  заключается в слежении глазами в положении стоя по заданным направлениям с одновременным вращением головой и туловищем: все упражнения выполняются в позе свободного стояния: каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводится в середине занятия, 1.5-2 минуты.

Активно использую методику упражнения  «четыре угла».Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети фиксируют взгляд на картинке(в правом верхнем углу ,затем переводят взгляд  на носок левой ноги).Это упражнение способствует укреплению косых мышц глаз.

Наблюдения из окна.(Упражнение на тренировку внутренних мышц газ)

  На стекле на уровне глаз ребенка должна быть метка  красного цвета, диаметром  5 мм . Окно должно  быть расположено  ,так чтобы дети могли свободно подойти  на  расстояние 30 -35 см  от окна и и видеть все объекты- ближние и дальние, а подоконник ничем не заставлен .

Задание: рассмотрите предметы -движущиеся или статичные ,расположенные далеко или близко ,слева или справа, внизу или вверху .дети ритмично напрягают и расслабляют мышцы глаз, фиксируют взор.

Пальминг. Упражнение для  детей по снятию зрительного утомления

Пальминг - упражнение, смысл которого состоит в том, чтобы изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений .Для этого нужно не только закрыть глаза ,но и плотно прикрыть их ладонями. Перед началом пальминга дети снимают очки и готовят ладони к упражнению ,потирая одну о другую, чтобы они стали теплыми и мягкими.

Это упражнение. которое длится от 50 сек. до 2 мин., желательно сопровождать спокойной музыкой.

    Массажный тренинг.

Массаж имеет большое значение в профилактике зрительного утомления. При ежедневном выполнении массажа глазные мышцы сохраняют эластичность и гибкость .Массаж  активизирует кровоснабжение глаз и способствует поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода .Это ведет к улучшению зрения .Основными приемами массажа ,который мы используем  является: поглаживание .растирание , а также давление и вибрация. Эффективность массажа зависит от силы и интенсивности воздействия на биологически активные  точки .Сильные и продолжительные надавливания действуют успокаивающе ,а слабые  короткие –возбуждающе .Продолжительность на одну точку для детей составляет20-30 сек.

 Мы начинаем сейчас тренаж:

«Делай сам себе массаж»

Пальчик ставим между глаз

И вращаем влево,

Повторяем еще раз

Все движенья смело.

В другую сторону сейчас

Вращаем пальчик еще раз.

 Упражнения, способствующие снятию моторной напряженности мышц рук и подвижности пальцев.          

Таким образом, использование  глазодвигательного тренинга в  обучении детей с нарушением зрения: обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза. Повышает эластичность и  тонус глазных мышц и  глазодвигательных нервов . Глазодвигательный тренинг укрепляет мышцы век ,снимает переутомление зрительного аппарата .развивает способность в концентрации взгляда на ближних объектах , повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

 

Муниципальное  бюджетное   дошкольное  образовательное учреждение  детский сад  №30                

                 «Журавушка»    Шатурского      муниципального района  Московской области

     

     Презентация из опыта работы на тему :

    «Глазодвигательный   тренаж для детей                                    

                                 дошкольного возраста».

                        Подготовила:  Павлова   О. Г.

                                          Воспитатель первой квалификационной категории