Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

 

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным,  я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapina_l._n.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение «Детский сад № 70»,

реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования

(проспект 50-лет Октября 59А)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ  ДОШКОЛЬНИКОВ.

                                                                         Воспитатель                

Лапина Людмила Николаевна

Сызрань

2013

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным,  я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

       Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний.   Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края.  Общение с природой эмоционально воздействует на ребенка, развивает у него фантазию, воображение, побуждает к передачи чувств словом.  Надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в природе явления.

Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые фольклорные формы: заклички, потешки.  Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах.

 Начинала я работу по данной проблеме с младшего дошкольного возраста, сейчас я работаю в старшей группе и поэтому наряду с малыми фольклорными средствами я использую народные сказки, песни, поговорки, приметы.

 Остановились мы на работе  в огороде и цветнике – это самое доступное для детей практическое занятие в природе. Участвуют  в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой  и уходом за зелеными насаждениями, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории нашего участка и  детского сада имеется небольшой цветник и огород. Уход за растениями состоит в поливе, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы.

Этому способствует чтение потешек таких как:          

«Иван –Иван

Вырывай бурьян

Чтобы выросла репка

Сладкая да крепкая

Чтобы вырос огурец

Длинноусый молодец!

     Много потешек и закличек сложено о родной природе. Например: Во время наблюдений за дождем  я использую заклички «Дождик – Дождик»- это помогает детям заметить нависшие над землей тучи. Если вдруг выглянуло солнышко я читаю им потешку «Солнышко- ведерышко». При появлении радуги « Радуга- дуга».

При знакомстве детей с животными , я часто использую потешки для создания сказочного образа, или для того чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного.

« Как у нашего кота

Шуба очень хороша»

Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней. Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, помогает  образованию ярких образов, обогащает словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей природой я стараюсь обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление. Описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. На прогулках во время наблюдений за явлениями природы  я знакомлю детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить, Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время:

*Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет.

*Птицы сидят нахохлившись  - к дождю.

*Облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде и т. д.

 После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.

     Дети любят отгадывать загадки.  Загадка – это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего - либо. На Руси загадки издавна  использовались для проверки знаний, смекалки, сообразительности, Я всегда стараюсь подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира, о родной природе.

*Неведимкой озорной: все играет он с травой

Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит. (ветер)

*Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова. (одуванчик)

       Во время бесед, наблюдений во время прогулок я стараюсь воспитывать у детей любовь к окружающей природе, ко всему живому, умение понимать красоту живой природы, желание беречь ее, заботиться о растениях и животных.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно, занимают народные праздники. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведение птиц, насекомых.  Огонь – царь, Вода – царица, Земля – Матушка, Небо – отец – так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Все это нашло свое отражение в народных праздниках. Веселые, задорные и яркие они близки и понятны детям. Совместно с музыкальным руководителем мы проводили развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка, Масленица, Святки, праздник березки. Проводила с детьми занятие, где рассказывала о народных праздниках.

   Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку экологических игр и упражнений, календарь русской природы ( заклички, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко использую в своей работе. Также совместно с детьми и их родителями   мы сделали альбомы по всем временам года: зима, лето, осень, весна. В нем календарь русской природы (заклички, народные приметы, пословицы и поговорки, загадки), подробно описала каждый месяц, жизнь животных и растений. Это было частью проектной деятельности.  

    В работе с родителями использую все доступные формы, чтобы объяснить им важность экологического воспитания детей. Я провожу беседы, консультации, оформляю тематические ширмы, провожу родительские собрание, где рассказываю о своей работе с детьми. Оформила экологический стенд «Стань другом природы», где размещаю стихи, пословицы, народные приметы, пословицы и поговорки. Совместно с родителями мы озеленяли и оформляли наш участок.

  Таким образом, в ходе проведенной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они часто используют во время наблюдений за природными явлениями пословицы, поговорки и загадки.

-пополнилась предметно развивающая среда новыми дидактическими играми, альбомами, новой детской литературой по экологическому воспитанию дошкольников.

-обогатился словарный запас детей, образная и связная речь дошкольников

          Я считаю, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного фольклора помогает мне воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Неоценимую помощь в экологическом воспитании дошкольников оказывет фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитани...

Роль мордовского фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т.к.  наиболее благоприятным...

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского и мордовского народа....

«Фольклор в экологическом воспитании дошкольников»

«Фольклор в экологическом воспитании дошкольников»1 слайдДобрый день, разрешите представиться, Климович Наталья Юрьевна, воспитатель Муниципального бюджетного образовательного учреждения Неклюдовский ...

Семинар «Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников».

Берегите эти воды, эти земли.Даже малую былинку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя…Воспитание экологической культуры- одно из важных направлений всес...