Консультация для педагогов ДОУ "Нравственно - патриотическое воспитание с использованием проектной деятельности"
консультация (средняя группа)

Утягулова Альфия Булатовна

Консультация для воспитателей

«Нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников с помощью проектной деятельности»

Подготовила: воспитатель Утягулова А.Б.

 

      В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

     Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

    Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности

Метод проектов актуален и очень эффективен.

- он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

- помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, ДОУ и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ДОУ.

- проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостному виденью картины окружающего мира.

- проектная деятельность позволяет задействовать различные виды детской деятельности.

    Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект «не привязан» к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект.

Цель проекта: Создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

    Для достижения данной цели можно поставить следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.

2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию).

3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

4. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

    Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

   Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организуется по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков «Моя семья», «Мой дом», «Детский сад», «Мой родной край», «Родная страна» и другие.

    Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер. Например, в блоке «Моя Республика », происходила реализация таких проектов, как «День национального костюма », где активное участие принимают дошкольники и родители.

    В группах создаётся предметно – развивающая среда патриотической направленности например для средней  группы):

- центр «Моя Родина - Россия»;

- дидактические игры: «Ремесла башкирского народа», комплекс игр «Юрта» и другое;

- папки для рассматривания: , «Мой Башкортостан»,  «Башкортостан и его  достопримечательности», «Государственная символика России и Республики Башкортостан», «Народы России»;

- сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Музей «Юрта».

- методическая, художественная литература, через которую дети усовершенствуют знания об играх, о быте и ремеслах.

    Для родителей выставляются наглядно-информационные консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», размещаются в уголках памятки для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

    Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

    Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

    Использование проектного метода обучения в практике работы ДОУ один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_proektu_2022.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

  1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем
    результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
  2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
    персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
  3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию
    и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн
    группы, витражи и др.)
  4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского
    дизайна и т.д.)
  5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в
    разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском
    саду» и др.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

  1. постановка цели;
  2. поиск формы реализации проекта;
  3. разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе
    тематики проекта;
  4. организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  5. определение направлений поисковой и практической деятельности;
  1. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой,
    поисковой и практической деятельности;
  2. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

  • учет интересов каждого ребенка;
  • деятельность детей без принуждения;
  • предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
  • совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
  • тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная
    его возрасту.

Работая над проектами,  ставятся такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:

  • творческое начало, воображение, изобретательность;
  • способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный
    выбор;
  • способность ставить проблемы и находить их решение;

В работе по выбранной теме необходимо придерживаться следующих

дидактических принципов:

^Принцип активности и самостоятельности - это активное сотворчество и

взрослых, и дошкольника.

^Принцип наглядности.

Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.

*        Принцип поэтапности.

Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности.

*Принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования - ребёнок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального

подкрепления.

Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны

успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.

*Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность

в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется

социальная мотивация.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных

интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими

способами решения учебных и творческих задач, общими способами

мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Через объединение различных областей знаний формируется целостное

видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

В результате использования метода проектов дети в становятся  более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей  детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта…

Проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей

-        она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами
дошкольники становятся интересны друг другу.

Значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:

-        развивающая среда;

  • уровень общения со сверстниками;
  • способность к сотрудничеству;
  • профессионализм педагога;
  • потребность родителей;
  • опора на собственный опыт ребенка;

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных

составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно

привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

На что необходимо обращать внимание воспитателю при работе над

проектом:

  • Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в
    том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную
    развивающую среду.
  • Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их
    эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с
    опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его
    любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.
  • При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать
    детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения
    проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться
    высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над
    проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком,
    используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на
    использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом,
    создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его
    презентацию со всеми участниками.

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об

окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением

исследовательских и творческих проектов. Благодаря использованию

различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с

родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей

формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему

Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей

патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала

обогащению знаний дошкольников. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

*проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических
    задач;
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения
    совместного плана действий;

^воспринимают мир природы осознавая его уникальность, красоту, универсальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание через семью - проектная деятельность.

Уважаемые коллеги!Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечивала бы условия для всестороннего...

Программа социально-личностного саморазвития по теме: "Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность".2011-2014гг.

Программа социально-личностного саморазвития по теме:" Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"...

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников средствами проектной деятельности"

Данная презентация представляет опыт работы педагога по реализации долгосрочного информационно-практико-орентированного проекта "Хлеб - всему голова"...

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность».

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»В федеральном образовательном стандарте дошко...

Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОНР в процессе патриотического воспитания через использование проектной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем детей с общим недоразвитие речи.  Для  дошкольников с нарушениями речи важно развивать ком...