Цифровой образовательный ресурс по реализации парциальной программы «Социокультурные истоки» для дошкольного возраста "Мини-музей «Русская изба»"
презентация к уроку (старшая группа)

Развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzeypptx.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цифровой образовательный ресурс по реализации парциальной программы «Социокультурные истоки» для дошкольного возраста "Мини-музей «Русская изба»" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Жар-птица» г. Нижневартовск, 2020г.

Слайд 2

Мини-музей «Русская изба» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Жар-птица» г. Нижневартовск Мини-музей «Русская изба»

Слайд 3

Мини-музей «Русская изба» Цель: Развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа. Задачи : - познакомить детей с жизнью, бытом, обрядами русского народа; - формировать чувство любви к Родине, на основе изучения русских народных традиций; - развивать духовно–нравственную личность ребенка; - воспитывать интерес и умение применять полученные знания в продуктивной деятельности. Задачей педагога является разработка методического обеспечения по реализации задач образовательной области.

Слайд 4

Мини-музей «Русская изба» В работе используются различные методы и приемы : Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок, моделирования сказок. Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем, чтения стихотворений детьми, воспитателем, бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, ответов на вопросы педагога, детей, проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.). Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность, провести игры, сшить кукол к сказкам, организовать постановку былин, сказок, литературных произведений, изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Слайд 5

Кра́сный у́гол («красивый, прекрасный»;) святой угол , передний угол , кутный угол (кут) , большой, почётный, верхний угол , кутник — у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол, обычно был обращён на юго-восток. Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись с алтарём православного храма, а стол с церковным престолом. В божнице, кроме икон, хранили сосуд с богоявленской водой, свечи, веточки освящённой вербы, пасхальное яйцо. Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. В красном углу сажали самых почётных гостей.

Слайд 6

Балала́йка - русский, белорусский и украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной или овальной формы корпусом, имеющий от двух до шести струн. Характерными приёмами звукоизвлечения являются бряцание и тремоло — удары указательным пальцем по всем струнам одновременно. Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью и гуслями, одним из символов музыкального творчества русского народа.

Слайд 7

Ту́ес , туесо́к , бура́к — сосуд из бересты цилиндрической формы. Используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей, засолки грибов. Слово туес является заимствованием в севернорусские говоры из древнепермского (коми) языка, от коми той «берёста». В современном коми языке слово той вышло из употребления, сохранилось лишь слово туйӧс «туесок, бурак», которое, возможно, является обратным заимствованием из севернорусских диалектов.

Слайд 8

Горшо́к — собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом. Предназначен для готовки и хранения пищи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших на 200—300 г до 2—3-ведёрных. Форма хорошо подходит для русской печи. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или волнистыми полосками, а также рядами ямочек вокруг венчика и на плечиках. Использовалась и свинцовая глазурь (полива).

Слайд 9

Свисту́лька — русская традиционная сосудообразная флейта со свистковым устройством. Имеет небольшое количество пальцевых отверстий (от 1 до 4), либо вовсе без них. Изготавливается из керамики или необожжённой глины в виде различных животных (птицы, лошади, рыбы) или человека-наездника. Снаружи свистулька может быть разукрашена и покрыта глазурью.

Слайд 10

Ло́жка — столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку в виде небольшого мелкого сосуда-чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой). Ложка – это один из самых древних столовых приборов, без которого в наши дни не обходятся ни в одном доме. Происхождение деревянной ложки уходит корнями в эпоху палеолита – примерно в это время люди впервые стали применять куски деревянных обломков для зачерпывания пищи.

Слайд 11

Вязаные из тряпок деревенские половики – «круги», «кругляши», «половики-кружки» - знакомы многим. Их можно встретить в любой деревенской избе и поныне. В старину каждый дом был неповторим из-за разнообразия окраски и узоров «кругляшей». Круг в русской традиции символизировал солнце и считался мощным оберегом. Поэтому круглые коврики стелили перед порогом и перед кроватью, чтобы злые силы не проникли в дом и не нарушили сон хозяев, выполняя, таким образом, защитную функцию.

Слайд 12

Кружевная салфетка — декоративный предмет интерьера, обычно сделанный из ткани, с использованием кружевных мотивов. Используется для защиты поверхностей или как декоративный предмет. В начале XX века было принято ставить горячую выпечку на салфетку, которая сама кладется на тарелку.

Слайд 13

Рушни́к (рус. полотенце, рукотерник , ручник, утирник , полка, ширинка , накрючник , наспичник , настенник , рушник ) — полотенце из домотканого холста для украшения стен избы в праздничные дни, оформления красного угла, а также для совершения обрядов.

Слайд 14

Гонча́рное произво́дство , гончарство — изначально было ремеслом, служившим для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов.

Слайд 15

Накидка для подушек — традиционное русское дневное покрывало для подушек. На день сама кровать застилалась покрывалом, на котором в изголовье укладывались друг на друга пышно взбитые подушки с вытянутыми уголками. На них сверху в целях защиты от пыли накидывалось обычно светлое полотно квадратной формы с длиной стороны 70—115 см, выполненное из тканей, тюля и кружев и украшенное оборкой или бахромой.

Слайд 16

Пасха́льное яйцо́ — обрядовая пища и ритуальный символ в пасхальных обычаях, обрядах и играх Дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху — древний обычай. Пасхальные яйца красятся не только в красный, но и в иные цвета, а также расписываются. В качестве пасхальных сувениров могут быть использованы яйца не только кур, но и других видов птиц, а также изделия в виде яйца, изготовленные из шоколада и различных других материалов — камня, фарфора, глины, дерева и т. д.

Слайд 17

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке.

Слайд 18

Половик как оберег- входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Половики были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом: Во-первых, половики-дорожки стелились они в русских избах всегда только вдоль половиц как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в обычае расстилания ковровых дорожек на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним. Во-вторых, половой коврик, который стлался у порога, выступал как символ разделения сущности миров дома и улицы. Человек обладает двумя основными состояниями: дом – улица.

Слайд 19

Форма русской деревянной посуды — долблено-резаная — отличалась лаконичностью, монументальностью и массивностью. В ее суровом, «холодном» облике как бы отражались основные черты русского характера: неторопливость, мужественность, хладнокровие, поэтичность, основательность. Выбирая в лесу подходящее для поделки дерево, русский крестьянин выступал в роли творца и художника, угадывал в изгибах ствола и корня очертания будущего ковша- скобкаря , черпака, братины или ендовы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)

Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....

Реализация парциальной программы «Социокультурные истоки». Сценарий открытого занятия на тему: «Добрый мир руками детей» с участием родителей.

Цель: Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получить значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.Зад...

Тематическое планирование вечеров развлечений в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

Тематическое планирование вечеров развлечений в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» концентрирует в себе духовно-нравственные ценности русского народа, российск...

Тематическое планирование мастер-классов, семинаров для педагогов в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

laquo;Социокультурные истоки» - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ" на 2017 -2018 учебный год

Программа разработана для подготовительной к школе группы...

Рабочая программа по парциальной программе "Социокультурные истоки"

Данная программа по социокультурным истокам для старшего дошкольного возраста....

Приказ № 800-О Об утверждении плана мероприятий о реализации программы "Социокультурные истоки" в дошкольных группах Лицея в 2018-2030 годы.

Приказ подтверждает моё назначение руководителем творческой группы педагогов по реализации программы "Социокультурные истоки" в рамках реализации основной образовательной программы дошкольно...