"Игровая технология. Из опыта работы"
материал (подготовительная группа)

Шапиева Алена Викторовна

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей, любознательность, творческое воображение. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма развития ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Принято считать, что игра, это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организуемая среди детей для их отдыха, развлечения и обучения.                                            Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

1. Понятие «Игровые педагогические технологии», цели, задачи

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми. Они требуют специального обучения, воспитания, применения различных игровых технологий.                                                                                                     Что же подразумевает под собой термин игровая технология - это, совокупность всех видов и подвидов игр, используемых с целью формирования многообразных детских культур.                                           Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи игровой технологии:

·        -Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.

·        -Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.                                                                                

Целевые ориентации игровых технологий:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляции.

 Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Значение игровой технологии:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъем;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры;

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Существует несколько компонентов игровых технологий:

·        Игровой мотив (побуждение к действию).

·        Игровой сюжет (ситуация).

·        Игровой персонаж (сквозной).

·        Игровой характер деятельности.

·        Игровой атрибут.

·        Дидактические игры.

·        Предметно-игровая среда.

·        Условия для развития творчества.

·        Игровое обсуждение результатов.

Для более точного восприятия детьми новых игровых технологий применяемых взрослыми, должны выполняться требования, которые удовлетворяли бы и воспитателя и воспитуемого.

 Игровые технологии должны быть:

·         эмоциональные по характеру;

·        развивающие по целям;

·         гуманистические;

·         эвристические по формированию;

·         художественные по синтезу искусств.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

"Игровая технология. Из опыта работы"

Воспитатель: Шапиева Алена Викторовна

    Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей, любознательность, творческое воображение. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма развития ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Принято считать, что игра, это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организуемая среди детей для их отдыха, развлечения и обучения.                                            Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

1. Понятие «Игровые педагогические технологии», цели, задачи

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми. Они требуют специального обучения, воспитания, применения различных игровых технологий.                                                                                                     Что же подразумевает под собой термин игровая технология - это, совокупность всех видов и подвидов игр, используемых с целью формирования многообразных детских культур.                                           Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи игровой технологии:

        -Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.

        -Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.                                                                                

Целевые ориентации игровых технологий:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляции.

 Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Значение игровой технологии:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъем;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры;

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Существует несколько компонентов игровых технологий:

        Игровой мотив (побуждение к действию).

        Игровой сюжет (ситуация).

        Игровой персонаж (сквозной).

        Игровой характер деятельности.

        Игровой атрибут.

        Дидактические игры.

        Предметно-игровая среда.

        Условия для развития творчества.

        Игровое обсуждение результатов.

Для более точного восприятия детьми новых игровых технологий применяемых взрослыми, должны выполняться требования, которые удовлетворяли бы и воспитателя и воспитуемого.

 Игровые технологии должны быть:

         эмоциональные по характеру;

        развивающие по целям;

         гуманистические;

         эвристические по формированию;

         художественные по синтезу искусств.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

 2. Функция  игры

Игра – явление сложное и многогранное.                                                      

  Место и роль игровой технологии в образовательном  процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры  разнообразна и полезна. У каждого вида игры своя полезность.

Можно   выделить наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

                   Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

                   Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение  общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

                   Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.

                   Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

                   Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

                   Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.                             

 

Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.
Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества  со взрослым.                                                                        Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Для детей не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе.

 3. Классификация игр в ДОУ

Виды педагогических игр:

1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентационные .

2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические.

5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

При этом учитываются многие факторы: возрастные и психологические особенности воспитанников; специфика занятия; познавательный интерес детей; ситуативность.

 

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

В современной классификации игры детей дошкольного возраста делятся на две большие группы: творческие и игры с правилами.

Творческие игры:  режиссерские, сюжетноролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Они различаются:

- по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни);

- по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);

- по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

. Игры с правиламидидактические игры, подвижные игры,  развивающие

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).

В   современной  дошкольной   педагогике   принята  классификация        игр   С.А. Козловой, Т.А. Куликовой:

творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры драматизации, режиссерские, строительные);

 дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные); подвижные игры

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне  радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

 Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.                                                                                                                            Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются:        -Игры на бытовые сюжеты:  «Дом», «Семья», «Праздник», «Дни рождения» (большое место уделяется кукле).                                                    -Игры на производственные и общественные темы: в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль). Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарного, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане.                 -Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)                       -Игры на темы литературных произведений, мультфильмов,     кинофильмов: «моряки» и «летчики», сказочных персонажей  Зайца и Волка, Чебурашку,  Крокодила Гену  и т.д.

Длительность сюжетной игры:

-в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

-в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

-в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.     Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.               Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.                             В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.                                                                    С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Творческие игры

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

        Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

        Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

        Наличие любимой роли.

        Нежелание заканчивать игру.

        Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).

        Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

Стоительно – конструктивные игры

      Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их и предполагают  разновидности строительных материалов.                                                                                                                 Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

      Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

 Виды дидактических игр:

 1.Предметные дидактические игры. Это - предметы природы, игрушки, неваляшка, пирамидка, матрешка и т.д.

2.Настольно-печатные игры. Они способствуют развитию наглядно-действенного мышления.

Их цель:

- закрепление знаний о предметах и их назначении;

- классификация, обобщение предметов по существенным признакам;

- установление взаимосвязи между предметами;

- составление целого из частей.

3. Словесные игры. Эти игры развивают речь, слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.

 Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность  ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности.

 4. Игровые  приёмы, используемые при руководстве детской игры.

Понятие «Игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четкого  обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.

Можно определить их воспитательную роль следующим образом:

         помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту),

        позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме;

        дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;

        играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности: 

        дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;

        образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

        учебный материал используется в качестве ее средства;

        успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

     Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру.

      Использование дидактических игр на учебных занятиях помогает активизировать деятельность воспитанников, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей,  так как игра делает процесс обучения для них занимательным. К ним относятся игры для изучения свойств предметов (форма, величина, цвет),  игры с мячом «Что бывает такого цвета?», игры- лото, где нужно сгруппировать  предметы  по признаку, по форме.

      В играх-конструкторах педагог предлагает детям  составить из  изображение какого- либо предмета (домик, ракета, машинка). Задача ребенка - правильно назвать все геометрические фигуры, которые он использовал в своём изображении.  

     Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), очень распространен, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам. Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию  и способу исполнения:  узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой). Персонажи  могут « приходить в гости, знакомиться, давать задания, рассказывать истории», могут и оценивать результаты труда детей. Это прием применяется во всех возрастных группах, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и   доступные им способы игрового действия

Этот прием позволяет решить несколько задач:

        привлечь внимание ребенка к изображенному предмету,

        рассмотреть, обследовать его;

        заинтересовать предстоящей работой;

        объяснить приемы изображения.

   

      Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

 Мотивы общения:

        Дети, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывая мнение товарищей.

        Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

        Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям.

        Познавательные мотивы:

        Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует ребёнка достижению цели(победе) и осознанию пути достижения цели(нужно знать больше других).

        В игре команды или отдельные дети изначально равны. Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений характера.

       Ситуация успеха создает благоприятный  эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

       Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное  от игры, создаёт комфортное состояние и усиливает желание узнавать новое.

        В игре всегда есть  некое таинство – неполученный ответ, что   активизирует мыслительную деятельность ребёнка, что толкает на поиск ответа.

  Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребёнка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребёнку, воспитатель использует следующие приёмы:

       назначение на роль непосредственно взрослым;

       назначение на роль через старшего (капитана, водящего);

       выбор на роль по итогам  игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);

       добровольное принятие роли ребёнком, по его желанию;

       очерёдность выполнения роли в игре.

       При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным -  стать организованными детьми, чем-то  себя скомпрометировавшими - вернуть потерянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя сдружиться со всеми.

       В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялись зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие; роль без действия – мертва, ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях

6Работа с родителями

     Работу по оснащению и оформлению группы мы ведем совместно с родителями воспитанников. Они идут навстречу и с удовольствием делают удобную домашнюю атмосферу в группе для своих детей. Помогают и принимают участие в обновлении оборудования предметно-пространственной развивающей среды по мере необходимости, в связи с возрастными особенностями развития детей.

        Важно не только ознакомить родителей с данной проблемой, но и объяснить значимость игры в жизни ребенка. Познакомить родителей с видами игр, рассказать,  когда и как можно использовать игру, и как с помощью игровой деятельности воспитываются, те или иные качества ребенка.

         С родителями,  предусмотрено проведение собраний, консультаций, развлечения  и игр, в которых мы подробно должны  рассказывать родителям о понятии «игра», о ее тесной связи с другими образовательными областями.

        В этом мне помогают: памятки «Что такое игра?», «Играем вместе с ребенком», «Виды игр», «Театрализованная игра, что это », «Дидактические игры вашего ребенка», «Как выбрать игровую деятельность для ребенка»; консультации «Знакомим родителей с подвижной игрой», «Роль семьи в выборе игровой деятельности», «Предметы заместители в игре» и т. д.

        Цель взаимодействия с семьей по вопросам организации игровой деятельности воспитанников  в детском саду заключается в повышении информированности родителей, в их участии, в том, что б они помогали детям в домашних условиях выбирать игру, играть в нее, играли вместе с ребенком.

Из опыта работы

          Создавая в группе,  развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что  обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей

         Вся созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Уголок дидактических игр

     Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся  мозаика, кубики, настольно-печатные  и дидактические игры

      Для умственного развития - занимательный и познавательный математический материал, набор объемных геометрических фигур; разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры  «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Сложи фигуру»

     Дидактически игры я использую при обучении детей математике, развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Они повышают интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

        По направлению «Художественно-эстетического  развития»,  в игровой зоне располагается театральный уголок, стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления детей.  Все дети очень любят слушать сказки, а потом их показывать. Поэтому в группе  находится  уголок драматизации сказки, куда входят разные игрушки. Настольный театр, кукольный театр. Это способствует формированию интереса к театру.

 Музыкальный уголок знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют праздники, выступление оркестра. Он  оснащен  набором  музыкальными инструментами : барабаны, металлофоны, дудки, бубны.

 Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, трафаретами.

Уголки для сюжетно-ролевых игр:

-больница;

-магазин;

-парикмахерская;

-семья.

       Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются  атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей. При создании игр, важно помнить, что в игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях, при чтении художественной литературы.

        Предлагаю детям для рассматривания различные альбомы, картинки из серии «Кем быть», «Мы играем», «Транспорт», «Семья»  и т. п.

Уголок строительных игр

       Особое место в самостоятельной деятельности детей  занимают сюжетные игры со строительным материалом. В этом возрасте детям можно давать все виды существующих наборов и все формы строительного материала. В группе находится  крупный строительный материал, из которого дети  сооружают на полу постройки, средний и мелкий конструктор, с которым они занимаются за столом, включая в игру фигурки животных, людей, машинки…

       В процессе строительных игр я учу детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Так дети постепенно овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений:  высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п.

 

    Спортивный уголок

      Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в группе есть спортивный уголок, который оснащен нестандартным оборудованием для развития основных видов движений.  Имеются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, картотеки пальчиковой, глазной и дыхательной  гимнастик, профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и  наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь. В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, массажные коврики и  мячики

        В подвижных  играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

            Результаты внедрения программы в практику:

 Для систематизации и соблюдения последовательности применения программы составила тематический и календарный планы.

 Подобрала и оформила в папку перечень дидактических,  подвижных, сюжетно – ролевых игр.

 Подобрала и изготовила дидактические  игры, пособия. Пополняю и расширяю предметами игр предметно-развивающую среду в игровых зонах

 Провожу занятия, развлечения с  использованием различных видов игр.

  Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.

Заключение

          Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по – своему желанию общаются со сверстниками,  реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом. Игровая технология играет основную роль в  развитии ребёнка.

        Таким образом,  современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала.

Используемая литература:

Список литературы:

Валитова И. Е.  Психология развития ребёнка дошкольного возраста. Минск,  1997г.

Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников М.: Просвещение,2001г.

 Губанова Н. Ф.

Игровая деятельность в детском сад'. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез. 2008. - 128 с.

 Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М,: Просвещение, 1995.

 А.И. Максаков, Г.А. Тумакова « Учите, играя»

   Дошкольное воспитание» 2004г№9

  Журнал « Ребёнок в детском саду» 2007№5

Немов  Р. С. Психология. М. , ВЛАДОС,  кн. 1, 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты использования музыкального репертуара в празднично – игровой деятельности. Из опыта работы музыкального руководителя.

Актуальной остается проблема перенасыщенности репертуара на праздниках. В материале рассматриваются принципы и варианты подбора репертуара для празднично-игровой деятельности, нацеленные на то, чтобы ...

МАСТЕР КЛАСС НА ТЕМУ: «Развитие воображения у детей 4-5 лет посредством игровой деятельности» (из опыта работы).

Поблоковое описание из опыта работы по теме "Развития воображения у детей 4-5 лет посредством игровой деятельности". Практические упражнения....

Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)

Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений...

Применение игровых технологий (из опыта работы)

Автор делится опытом работы по применению игроых технологий в своей работе....

Доклад "Игровая технология" из опыта работы.

Описание использования игровой технологии в работе воспитателя....

«Современные педагогические технологии, как залог успешности образовательного процесса» Проектные технологии (Описание опыта работы)

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...

12.12.2021г «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий» из опыта работы

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей...