Инструментарий педагогической диагностики
учебно-методический материал (младшая группа)

Комлыкова Анастасия Владимировна

Два раза в год перед индивидуальными собеседованиями с родителями педагоги заполняют карты достижений детей по специальной схеме опосредованного исследования их развития.

Результаты, заносимые педагогами в дневники наблюдений, «Индивидуальные карты достижений ребенка», информация в портфолио служат для анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями, изучения характеристик образования детей. По ним не осуществляется аттестация педагога, и они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей, что отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструментарий педагогической диагностики

Например, карта наблюдение за ребенком в период адаптации Е.О. Смирнова

Индивидуальные карты достижений ребенка (наблюдения за ребенком в период адаптации)

Два раза в год перед индивидуальными собеседованиями с родителями педагоги заполняют карты достижений детей по специальной схеме опосредованного исследования их развития.

Результаты, заносимые педагогами в дневники наблюдений, «Индивидуальные карты достижений ребенка», информация в портфолио служат для анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями, изучения характеристик образования детей. По ним не осуществляется аттестация педагога, и они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей, что отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования.

В соответствии с направлениями Программы «Индивидуальная карта достижений ребенка» содержит 5 основных разделов анализа и оценки развития:

• социально-коммуникативное развитие,

• познавательное развитие,

• речевое развитие,

• художественно-эстетическое развитие,

• двигательное развитие.

В «Индивидуальной карте достижений ребенка» раннего возраста от 1,5 до 3 лет применяется трехуровневая шкала педагогической оценки развития, которая имеет условные обозначения:

0 — эта способность отсутствует у ребенка,

1 — ребенок начал проявлять эту способность в последнее время,

2 — ребенок проявляет эту способность уверенно.

Для того чтобы наиболее точно зафиксировать в карте достижения ребенка до 3 лет, необходимо иметь в предметно-пространственной развивающей среде следующий набор материалов:

1. Предметы для уборки мусора со стола и с пола.

2. Корзинку с одеждой для одевания и раздевания.

3. Мяч.

4. Трехколесный велосипед.

5. Набор коробочек, баночек с крышками.

6. Набор для нанизывания бус.

7. Пирамидки и кубики.

8. Пазл с вкладками.

9. Корзинку с холодными и теплыми предметами.

10. Набор: расческа, ложка, вилка, кружка.

Эти материалы всегда находятся среди других дидактических пособий в предметно-пространственной развивающей среде, и педагог имеет возможность наблюдать работу с ними каждого ребенка, фиксируя его достижения в таблицу. Если же возникает потребность единовременной проверки достижений ребенка, их выделяют из подготовленной среды и проводят индивидуальное занятие в отдельном помещении.

Карта наблюдения за ребенком в период адаптации

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________ Возраст________ Дата поступления в группу__________

Сфера наблюдения/ показатели поведения

Дни посещения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Разлука с мамой

Спокойная

Легкое беспокойство, быстро успокаивается

Тяжелая

Общий эмоциональный фон

Спокоен в течение дня

Выглядит равнодушным, ничем не интересуется

Настороженно относится к окружающим

Постоянно плачет, зовет маму

Раздражен, агрессивен

Режимные моменты

Хорошо ест

Быстро засыпает

Сон беспокойный

Навыки самообслуживания

Стремится есть самостоятельно

Стремится одеваться самостоятельно

Просится в туалет

В туалет не просится

Действия с предметами

Может сам найти занятие

Играет длительно и увлеченно

Играет вяло

Отказывается от игры

Общение со взрослыми

Проявляет инициативу в общении

Охотно откликается на инициативу взрослого

Предпочитает игры с предметами

Предпочитает физический контакт

Отказывается от контактов

Средства общения

Улыбка, смех, жесты

Плач, выражение грусти, уныние

Действия с предметами

Активная речь (слова, предложения)

Общение со сверстниками

Охотно играет рядом с детьми

Проявляет инициативу в общении

Охотно играет вместе с детьми

Избегает контактов

Проявляет агрессию (бьет, толкает и др.)

ПРИМЕЧАНИЯ

Наблюдение ведётся в течение всего периода адаптации, чтобы проследить, как быстро ребёнок привыкает к яслям, по каким направлениям отмечаются более благоприятные, а по каким — менее благоприятные изменения. Для фиксации можно использовать разные способы:

— цифровую шкалу (трёх- или пятибалльную);

— условные обозначения (плюс, минус, галочка);

— словесные обозначения (например, «постоянно», «часто», «редко», «никогда»).

В случае необходимости в графе «Примечания» делаются короткие записи, дополняющие предложенную схему.

Индивидуальные карты достижений

Работа с картой развития. Воспитатель должен выделить время для работы с картой, встроив его в распорядок дня и недельное расписание. Если в группе работают несколько педагогов, они распределяют между собой детей, за которыми ведут наблюдение, и заполняют соответствующие карты.

Чтобы отслеживать все области развития каждого ребёнка, следует использовать разные ситуации в течение дня. При заполнении карты воспитатель суммирует свои впечатления за период наблюдения в течение дня или недели. В карту не следует заносить наблюдения, накопленные за один-два дня, так как достоверный вывод о развитии ребёнка можно сделать лишь на основании повторяющихся особенностей поведения малыша в разных ситуациях.

Диагностическая карта наблюдения за развитием ребёнка
РАННЕГО ВОЗРАСТА

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________Возраст________

Дата поступления в группу ____________________

Сфера наблюдения

Показатели поведения

Дата, возраст ребенка

Режим дня

Хорошо засыпает

Хорошо ест

Навыки самообслуживания

Стремится к самостоятельности

Преобладающее настроение

Бодрое, жизнерадостное

Спокойное

Неустойчивое

Подавленное, тревожное

Отношение к себе

Узнаёт себя на фотографиях, в зеркале, с удовольствием разглядывает свои изображения

Активно демонстрирует взрослому свои умения, достижения

Уверен в себе (настойчив в привлечении к себе внимания взрослого,
не боится незнакомых людей, новых занятий, игрушек, упорно добивается желаемого)

Общение

со взрослыми

Проявляет инициативу в деловом общении

Принимает инициативу взрослого в действиях с предметами, играх

Охотно выполняет просьбы, поручения

Учитывает оценку взрослого в своей деятельности, старается исправить ошибку

Легко вступает в контакты с

посторонними взрослыми

Предпочитаемая форма общения (физический контакт, совместная игра с предметами, чтение, изодеятельность, подвижные игры)

Общение

со сверстниками

Доброжелателен

С интересом наблюдает за другими детьми

Играет рядом со сверстниками

Умеет делиться игрушками, выражать сочувствие

Принимается детьми в игру

Охотно участвует в групповых занятиях

Речь

Понимает речь взрослого (пассивная речь)

Выполняет речевые инструкции

Использует вокализации и речь по собственной инициативе (активная речь)

Лепечет

Говорит отдельные слова

Связная речь

Действия

с предметами

Радуется новым игрушкам, играм, занятиям

Любознателен (любит наблюдать, экспериментировать)

Владеет разнообразными видами действий с предметами (в том числе орудийными)

Знает назначение бытовых предметов, старается самостоятельно пользоваться ими

Длительно и сосредоточенно может заниматься каким-то делом

Проявляет настойчивость в получении результата, достижении цели

Игровая деятельность

Играет в сюжетные игры только по инициативе взрослого

Использует опыт совместных игр в самостоятельной игре

С удовольствием самостоятельно играет с сюжетными игрушками, использует разнообразные игровые действия в рамках сюжета

Умеет выстраивать цепочки игровых действий

Разнообразит сюжеты игр

Умеет использовать предметы заместители

Любит играть в игры-забавы, в имитационные игры

Художественно-эстетическая деятельность

Любит слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации к книгам

Любит рисовать, лепить, используя разнообразные изобразительные средства

С удовольствием слушает музыкальные фрагменты, любит играть с музыкальными игрушками

С удовольствием двигается под музыку

Охотно участвует в играх-инсценировках

Физическое развитие

Любит участвовать в подвижных играх

Владеет разнообразными видами двигательной активности (ходит, бегает, прыгает, умеет координировать движения)

Заполнять карту можно разными способами. Лучше всего пользоваться словами:

• «обычно» (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);

• «изредка» (когда качество проявляется время от времени);

• «нет» (когда качество не проявляется никогда).

Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии ребёнка на данном возрастном этапе, о его достижениях и проблемных зонах. На основании этой карты он может строить педагогический процесс с учётом индивидуальных особенностей малыша.

Планирование педагогической работы на основе наблюдений. Карта развития — не тест. Работа с ней не требует подсчёта баллов и строгой оценки. С её помощью можно составить представление о развитии ребёнка, его индивидуальных особенностях и в случае необходимости определить направление коррекционной работы. Результатом наблюдений должно стать определение конкретных целей педагогической работы с ребёнком, реализация этих целей и последующая фиксация изменений в соответствующей сфере развития ребёнка.

С целью получения общей характеристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребёнка внутри группы можно составить индивидуально-групповую карту развития. Эта карта по содержанию аналогична предыдущей, но отличается по форме. Для того чтобы карта не была слишком громоздкой, её можно представить в виде отдельных карт по каждому направлению развития.



Предварительный просмотр:

Карта наблюдения за ребенком в период адаптации

Фамилия, имя ребенка___________________________________________________ Возраст________

Дата поступления в группу___________________

Сфера наблюдения/ показатели поведения

Дни посещения

Разлука с мамой

Спокойная

Легкое беспокойство, быстро успокаивается

Тяжелая

Общий эмоциональный фон

Спокоен в течение дня

Выглядит равнодушным, ничем не интересуется

Настороженно относится к окружающим

Постоянно плачет, зовет маму

Раздражен, агрессивен

Режимные моменты

Хорошо ест

Быстро засыпает

Навыки самообслуживания

Стремится есть самостоятельно

Стремится одеваться самостоятельно

Просится в туалет

Действия с предметами

Может сам найти занятие

Играет длительно и увлеченно

Играет вяло

Отказывается от игры

Общение со взрослыми

Проявляет инициативу в общении

Охотно откликается на инициативу взрослого

Предпочитает игры с предметами

Предпочитает физический контакт

Отказывается от контактов

Средства общения

Улыбка, смех, жесты

Плач, выражение грусти, уныние

Действия с предметами

Активная речь (слова, предложения)

Общение со сверстниками

Охотно играет рядом с детьми

Проявляет инициативу в общении

Охотно играет вместе с детьми

Избегает контактов

Проявляет агрессию (бьет, толкает и др.)

ПРИМЕЧАНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий педагогической диагностики

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13664534","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13664536","...

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3-4 ГОДА)

Диагностический материал по образовательной области "Позновательное развитие"по разделу формирование элементарных математических представлении дитей второй младшей группы по программе «...

Инструментарий педагогической диагностики

Инструментарий педагогической диагностики детей старшего дошкольного возраста...

Инструментарий педагогической диагностики

Инструментарий педагогической диагностики в подготовительной группе детского сада по патриотическому воспитанию...

Инструментарий педагогической диагностики в старшей группе детского сада

Пояснительная записка                    Диагностические задания (мониторинг) для детей 5-6 лет (старшая группа) направлены– в начале года, на о...

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики для детей

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики для детей....

Инструментарий педагогической диагностики

ониторинг образовательного процесса в ДОУ. Рекомендации для педагогов. Дошкольное образование. Дошкольники. ... Цели и задачи мониторинга в ДОУ. Педаг...