План самообразования педагога "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка

Дельмухаметова Гузель Фаргатовна

Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

- учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

- формировать грамматический, лексический строй речи;

- развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

- продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

- продолжать совершенствовать художественно - речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх - драматизациях;

- продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2023-2024.docx149.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 84» г. Оренбурга

460023, г. Оренбург, ул. Магистральная 4а, тел. (3532)47-89-69

     

План

самообразования педагога

Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
на 2023-2024 учебный год

Учитель с книгами — Картинки для презентаций | Всё о Prezi-презентациях

Разработала:

                                             Дельмухаметова Г.Ф.

                                                   I квалификационная категория

г. Оренбург - 2023г.

Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

- учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

- формировать грамматический, лексический строй речи;

- развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

- продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

- продолжать совершенствовать художественно - речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх - драматизациях;

- продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.

Методы и приемы:

-чтение и рассказывание художественных произведений;

-заучивание наизусть;

-пересказ;

-описание и составление рассказов по сюжетным картинам;

-составление загадок;

-сочинение сказок;

- инсценирование сказок (настольный театр);

-игры и упражнения для развития речи (О.С.Ушакова).

Срок

Содержание работы

Результат

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Ознакомление с литературой, интернет-ресурсами, опытом педагогов в соц. сети работников образования

Наблюдение, индивидуальная работа с каждым ребенком, анализ речевой активности детей.

Анкетирование «Развитие речи вашего ребенка»

Ознакомление с обобщенным опытом работы педагогов учреждения по данной теме

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин, сказок.

Родительское собрание «Начало учебного года. Воспитательно-образовательный процесс в старшей группе».

Папка - передвижка «Сентябрь – наблюдаем, играем, читаем».

Консультации для родителей «Возрастные особенности детей 5-6 лет».

Октябрь

Тема: «Учись, играя»

КВН по сказкам: «Волшебный цветок»

Цель: выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят; формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям; доставить детям радость.

Педагогический проект: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по синквейн». 

Цель: развитие связной речи детей с помощью техники синквейн, повышение уровня речевой активности детей.

Сроки реализации: октябрь-ноябрь 2023г.

Папка - передвижка «Октябрь – наблюдаем, играем, читаем».

Консультации для родителей «Играем дома».

Папка-передвижка «Речевые игры для детей 5-6 лет».

Мастер-класс «Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Тема: «Поэзия в речевом развитии детей»

Игровая деятельность в свободное время.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

Картотека игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

Папка - передвижка «Ноябрь – наблюдаем, играем, читаем».

Совместный досуг с родителями «Мама – счастье мое!» (разучивание стихов и песен о маме, ролей героев сценария).

Индивидуальные беседы с родителями «Пример родителей – большая роль в воспитании».

Консультация для педагогов «Роль поэзии в развитии речи дошкольников»

Декабрь

Тема: «Сказка в гости к нам пришла»

Чтение сказок в утреннее и вечернее время.

Цель: помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Подбор сказок в соответствии с возрастом.

Папка - передвижка «Декабрь – наблюдаем, играем, читаем».

Памятка для родителей «Зимние прогулки, их значение для укрепления здоровья и умственного развития детей».

Конкурс творческих работ «Елочная игрушка», «Новогодняя елка» (совместное творчество – развитие воображения, речевая активность детей в общении с родителями).

Новогодний утренник (совместное разучивание стихов, песен, ролей героев сценария).

Брифинг для педагогов ДОУ «Дети с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации»

Январь

Тема: «Развитие речи дошкольников как важное средство коммуникации»

Беседа на тему: «Я мечтал…»

Цель: учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Папка - передвижка «Январь – наблюдаем, играем, читаем».

Индивидуальные беседы «Как помочь детям с нарушениями в общении».

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми»

Февраль

Тема: «Работа с загадками»

Индивидуальные занятия с подгруппами детей в вечернее время: «Отгадай загадку»

Цель: показать роль загадки на формирование выразительности речи; развитие внимания, слухового восприятия, осуществления анализа.

Картотека загадок к 23 февраля про военные профессии

Папка - передвижка «Февраль - наблюдаем, играем, читаем».

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей старшей группы.

«Праздник для пап и дедушек к 23 февраля» (разучивание стихов, песен, ролей героев).

Март

Тема: «Составление загадок»

Беседа на тему: «Наши мамы».  Цель: помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим; развивать монологическую речь детей.

Папка - передвижка «Март – наблюдаем, играем, читаем».

Совместное мероприятие музыкального руководителя и воспитателей группы, посвященное празднованию 8 марта: «Мамочка милая моя» (с использованием загадок, стихов, песен и т.д.).

Консультации для родителей «Мама – слово золотое».

Апрель

Тема: «Работа над развитием речи через театральную деятельность».

Тематическое развлечение «Театр вежливости»

Цель: рассказать детям о том, что такое вежливость, вежливые слова. Учить говорить друг другу вежливые слова. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.

Папка - передвижка «Апрель – наблюдаем, играем, читаем».

Консультации для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».

Просмотр открытых занятий – обмен опытом

Май

Тема: «Работа над выразительностью речи посредством чтения стихотворений»

Литературный калейдоскоп «День Победы».

Цель: выяснить, какие произведения знают дети о войне. Познакомить с новыми.

Папка - передвижка «Май – наблюдаем, играем, читаем». Родительское собрание на тему «Вот и стали мы на год взрослей».

Общее мероприятие ко Дню Победы

Форма отчетности:

- представление обобщенного опыта работы на МО города и педагогическом совете;

- памятки для родителей по обучению связной речи;

- фотоотчет.

Список литературы:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Г.С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 811 с.
  2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2001. – 160с.
  3. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2013. – 448с.
  4. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст] / А.Г. Арушанова – М.: Сфера, 2011 – 80с.
  5. Богуш, А. М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Богуш, Е. П. Аматьева, С. К. Хаджирадева. – Х.: Ранок, 2011 – 288 с.
  6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] /
  7. А.М. Бородич – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
  8. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология [Текст] / Л.А. Венгер,
  9. В.С. Мухина – М.: Просвещение, 2003. – 385с.
  10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский – СПб.: Союз, 2006 – 224с.
  11. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 142 с.
  12. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет [Текст]/В.В. Гербова – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 144с.
  13. Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. – М.: АРКТИ, 2010.
  14. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
  15. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей шестого года жизни. Автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст]/ Н.В. Елкина – М.: Синтез, 2000. – 16с.
  16. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 176 с.
  17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова – М.: Академия, 2000. – 416 с.
  18. Кудрявцева, Е.А. Игровое пространство как эффективное условие развития ребенка [Текст] / Е.А. Кудрявцева – М.: Учитель, 2016.
  19. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев – М.: НПФ Смысл, 2012. – 392 с.
  20. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет [Текст] / А.И. Максаков – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 150 с.
  21. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина – М.: Академия, 2007. – 640 с.
  22. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] / Т.С. Комарова – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256с.
  23. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду [Текст] / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова – М.: Дошкольник, 2004. – 120с.
  24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – М.: Питер, 2015. – 713 с.
  25. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова – М.: Академия, - 2012. -256с.
  26. Смирнова, О.Е. Детская психология [Текст] / О.Е. Смирнова – Спб.: Питер, 2017. – 304с.
  27. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин – М.: МПСИ, 2004. – 224с.
  28. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256с.
  29. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  30. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева – М.: Академия, 2009. – 368 с.
  31. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями [Текст] / Т.Б. Филичева – М.: Литур, 2001. – 80 с.
  32. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева – М.: Академия, 2014. – 448 с.
  33. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Эльконин – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
  34. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Самообразование на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

        Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам....

Программа по самообразованию на тему " Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии"

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

План самообразования «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗОК» старшая группа

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Однако только специальное ре¬чевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, ко¬торая представляет собой развернутое высказы...

План самообразование учителя- логопеда в ДОУ «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой ...